Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќад книгой. „тение, письмо и грамотность




 

1 ќ грамотности »исуса см. Robert W. Funk and Roy W. Hoover (eds), The Five Gospels: The Search for the Authentic Words of Jesus (New York: Macmillan, 1993), p. 27; John Dominic Crossan, Jesus: A Revolutionary Biography (New York: HarperCollins, 1994), pp. 2526; Robert W. Funk, Honest to Jesus: Jesus for a New Millennium (San Francisco: HarperCollins, 1996), p. 158; Pieter F. Craffert and Pieter J. J. Botha, УWhy Jesus Could Walk on the Sea but He Could not Read and WriteФ, Neot 39 (2005), pp. 5-35. ¬ четвертой части данной статьи с подзаголовком Ђ«нал ли »исус грамоту?ї Ѕота рассуждает о грамотности »исуса (с. 21Ц32). »менно об этой части нам предстоит поговорить. ќ грамотности в —редиземноморье в эпоху поздней античности в целом см. William V. Harris, Ancient Literacy (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989).

2 ќбзор древних библиотек см. Luciano Canfora, The Vanished Library: A Wonder of the Ancient World (London: Hutchinson Radius, 1989).

3 Ќе все согласны с теми низкими показател€ми уровн€ грамотности в эпоху поздней античности, которые привод€т ’аррис и другие авторы (см. примечание 1). ћнение о том, что уровень грамотности был выше, см. у Alan Millard, Reading and Writing in the Time of Jesus (BibSem 69; Sheffield: Sheffield Academic Press, 2000), esp. pp. 154Ц184.

4 ќ письменных принадлежност€х, использовавшихс€ дл€ создани€ документов  умрана, см. Meir Bar-Ilan, УWriting MaterialsФ, in Lawrence H.Schiffman and James C.VanderKam (eds), Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls (2 vols, Oxford: Oxford University Press, 2000), pp. 2:996Ц997.

5 ќ писцах и Ђскрипторииї  умрана см. Emanuel Tov, УScribal PracticesФ; УScribesФ; and Magen Broshi, УScriptoriumФ, in Schiffman and VanderKam (eds), Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls, pp. 2:827830, 830Ц831, 831Ц832, соответственно.

6 ѕортрет владельца пекарни “еренти€ Ќеона и его жены выставлен в Ќациональном археологическом музее в Ќеаполе.

7 »зображение  аллиопы, музы эпической поэзии, из ћуречине выставлено в Ќациональном археологическом музее в Ќеаполе.

8 Ќа другом портрете молодой, возможно, незамужней женщины из ѕомпей со стилусом и tabulae ceratae в руке мы видим подобную позу. —м. Alan K. Bowman and J. David Thomas, The Vindolanda Writing Tablets (Newcastle upon Tyne: Frank Graham, 1974), p. 29 (pl. XIV).

9 ќ табличках из ћуречине см. Judith Harris, Pompeii Awakened: A Story of Rediscovery (New York: I. B. Tauris, 2007), pp. 257Ц258.

10 ќб обнаружении дерев€нных табличек дл€ письма в ¬индолан-де см. Robin Birley, Discoveries at Vindolanda (Newcastle upon Tyne:

Frank Graham, 1973); The Roman Documents from Vindolanda (Green-head: Roman Army Museum Publications, 1990); Alan K. Bowman, Life and Letters on the Roman Frontier: Vindolanda and its People (London and New York: Routledge, 1998), esp. pp. 13Ц19.

11 »зображение письма, в котором  лавди€ приглашает —ульпицию, см. у Bowman, Life and Letters on the Roman Frontier, p. 162 (pl. VI).

12 ќ том, что  лавди€ плохо владела пером, см. Alan K. Bowman, УThe Roman Imperial Army: Letters and Literacy on the Northern FrontierФ, in Alan K. Bowman and Greg Woolf (eds), Literacy and Power in the Ancient World (Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1994), pp. 109Ц125; цитата со с. 124.

13 ќ ¬индоланде и вопросе о грамотности см. Bowman, УThe Roman Imperial ArmyФ, pp. 124Ц125; Life and Letters on the Roman Frontier, pp. 82Ц99, особенно с. 83: Ђ≈сли в северной части Ѕритании спуст€ одно-два дес€тилети€ после ее оккупации –имом по€вл€ютс€ грамотные военные, значит, грамотность была распространена во всех римских провинци€хї. ¬ажный анализ мнений историков о низком уровне грамотности в –имской империи см. Alan K. Bowman, УLiteracy in the Roman Empire: Mass and ModeФ, in J. H. Humphrey (ed.), Literacy in the Roman World (Journal of Roman Archaeology, Supplement Series 3; Ann Arbor, MI: Journal of Roman Archaeology, 1991), pp. 119Ц131.

14 ќ рукопис€х, найденных на ¬илле папирусов в √еркулануме, см. Amedeo Maiuri, Herculaneum and the Villa of the Papyri (Novara: Istituto Geografico de Agostini, 1974); Harris, Pompeii Awakened, pp. 44Ц61.

15 ѕримеры граффити, найденных в ѕомпе€х, вз€ты из Corpus In-scriptionum Latinarum, vol. 4.

16 ќ граффити в »зраиле см. Michael E. Stone (ed.), Rock Inscriptions and Graffiti Project (3 vols, SBLRBS 28, 29, 31; Atlanta: Scholars Press, 1992Ц1994). Stone и его коллеги создали каталог, куда вход€т 8 500 надписей и граффити, найденных на юге »зраил€: в »удейской пустыне, пустыне Ќегев и на территории —ина€. Ёто надписи на разных €зыках, включа€ еврейский, арамейский, греческий, латынь, набатейский, арм€нский, грузинский, попадаютс€ здесь и египетские иероглифы. Ќемногие из них относ€тс€ к эпохе поздней античности, поскольку в отличие от граффити и надписей в ѕомпе€х и √еркулануме в пустын€х »зраил€ они подвергались разрушительному действию природных €влений.

17 ѕервый отчет о ѕалатинском граффити см. Rodolfo Lanciani, Ancient Rome in the Light of Recent Discoveries (Boston: Houghton, Mifflin, 1898), pp. 121Ц122 + plate. Ѕолее свежие упоминани€ см. B. Hudson McLean, An Introduction to Greek Epigraphy of the Hellenistic and Roman Periods (Ann Arbor: University of Michigan Press, 2002), p. 208 (Уdiscovered in the subterranean chambers of the Roman Palatine HillФ); David L. Balch and Carolyn Osiek, Early Christian Families in Context: An Interdisciplinary Dialogue (Grand Rapids: Eerdmans, 2003), pp. 103Ц104; John Granger Cook, УEnvisioning Crucifixion: Light from Several Inscriptions and the Palatine GraffitoФ, NovT 50 (2008), pp. 262Ц285, esp. 282Ц285. »дут споры о том, где граффити находилось первоначально. —огласно точке зрени€, изложенной в Graydon F. Snyder, Ante Pacem: Archaeological Evidence of Church Life before Constantine (Macon, GA: Mercer University Press, 1985), pp. 27Ц28, граффити было Ђобнаружено в квартале слуг императорского дворцаї. —огласно Everett Ferguson, Backgrounds of Early Christianity (2nd edn, Grand Rapids: Eerdmans, 1993), pp. 559Ц561, оно было Ђнацарапано на камне в комнате стражников на ѕалатинском холме около Ѕольшого циркаї.

18 ќ датировке ѕалатинского граффити см. Maria Antonietta Tomei, Museo Palatino (Milan: Electa, 1997), pp. 104Ц105. »зображение граффити приводитс€ на с. 104.

19 “акого рода расп€тие описываетс€ в Anthologia Latina: Ђѕреступник на позорном столбе, с распростертыми руками, надеетс€ убежать со своего крестаї (415.23).

20 ќ рабе, посылающем воздушный поцелуй, см. Cook, УEnvisioning CrucifixionФ, p. 283, n. 91.

21 ќ библиотеках и коллекци€х см. George W. Houston, УPapyrological Evidence for Book Collections and Libraries in the Roman EmpireФ, in William A. Johnson and Holt N. Parker (eds), Ancient Literacies: The Culture of Reading in Greece and Rome (Oxford and New York: Oxford University Press, 2009), pp. 233Ц267. ƒополнительные общие сведени€ о собрани€х и архивах см. Katelijn Vandorpe, УArchives and DossiersФ, in Roger S. Bagnall (ed.), The Oxford Handbook of Papyrology (Oxford: Oxford University Press, 2009), pp. 216Ц255.

22 ќ сроках использовани€ ¬атиканского кодекса см. J. Keith Elliott, УT. C. Skeat on the Dating and Origin of Codex VaticanusФ, in T. C. Skeat, The Collected Biblical Writings of T. C. Skeat (introduced

and edited by J. Keith Elliott; NovTSup 113; Leiden: Brill, 2004), pp. 281Ц294, данный вопрос Ц на с. 293.

23 „то касаетс€ сроков использовани€ других библейских кодексов, то, например, в —инайский кодекс вносили поправки в VI и VII веках. ≈фремов кодекс, созданный в V веке, использовали четыре или п€ть столетий, прежде чем его переписали в XII веке. —м. Frederick G. Kenyon, The Text of the Greek Bible (3rd edn, ed. A. W. Adams; London: Duckworth, 1975), pp. 41Ц42, 44. ¬ ветхие и негодные кодексы исправлений не вносили, так поступали лишь с теми книгами, которые использовались.

24 ќ ставрограмме тауро и о том, как она соотноситс€ с формой креста, на котором был расп€т »исус, см. Larry W. Hurtado, The Earliest Christian Artifacts: Manuscript and Christian Origins (Grand Rapids: Eerdmans, 2006), pp. 147Ц148.

25 ќ широкой распространенности грамотности среди евреев см. Shemuel Safrai, УEducation and the Study of TorahФ, in Shemuel Safrai and Menahem Stern (eds), The Jewish People in the First Century (2 vols, CRINT 1.1Ц2; Assen: Van Gorcum; Philadelphia: Fortress, 1974Ц1976), pp. 2:945Ц970; цитата со с. 952. Safrai (УEducation and the Study of TorahФ, pp. 953Ц955) далее отмечает, опира€сь на y. Meg. 3.1 (73d); y. Ketub. 13.1 (35c), что школы были св€заны с синагогами и что изучать “ору были об€заны все мальчики, но не девочки. ќднако говор€т ли нам эти предани€ что-либо о грамотности в I веке?

26 ќтносительно сомнений в верности картины всеобщей грамотности, представленной в раввинистических источниках, в частности справедливую критику представлени€ о наличии школ во всех деревн€х, см. J. P. Meier, A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus, Vol 1, The Roots of the Problem and the Person (New York: Doubleday, 1991), p. 271; and Craffert and Botha, УWhy Jesus Could Walk on the Sea but He Could not Read and WriteФ, pp. 24Ц25.

27 ќ веро€тности того, что »исус был грамотным, см. Paul Foster, УEducating Jesus: The Search for a Plausible ContextФ, JSHJ 4 (2006), pp. 7-33.

28 ќ значении титула Ђраввиї до 70 года н. э. см. Shaye J. D. Cohen, УEpigraphical RabbisФ, JQR 72 (1981Ц1982), pp. 1-17.

29 ќб »исусе и раввинистической традиции см. Rainer Riesner, Jesus als Lehrer (WUNT 2/7; Tubingen: Mohr Siebeck, 1981); Bruce D. Chilton and Craig A. Evans, УJesus and IsraelТs ScripturesФ, in

Bruce D. Chilton and Craig A. Evans (eds), Studying the Historical Jesus: Evaluations of the State of Current Research (NTTS 19; Leiden: Brill, 1994), pp. 281Ц335, here 285Ц298.

30 ќ вопросах, которые »исус ставил перед своими оппонентами, см. John A. T. Robinson, УDid Jesus have a Distinctive Use of Scripture?Ф, in his Twelve More New Testament Studies (London: SCM Press, 1984, pp. 35Ц43). –обинсон называет характерную черту стил€ »исуса Ђиспользование ѕисани€, чтобы бросить вызовї. ќн справедливо считает, что это особенность самого »исуса, а не общины первых христиан. —м. также James D. G. Dunn, Jesus Remembered (Christianity in the Making 1; Grand Rapids: Eerdmans, 2003), p. 314.

31 ”добна€ таблица, на которой представлено, как »исус пользовалс€ ѕисанием, см. Richard T. France, Jesus and the Old Testament: His Application of Old Testament Passages to Himself and His Mission (London: Tyndale, 1971), pp. 259Ц263.

32 ќ Ђканонеї »исуса и его современников см. Craig A. Evans, УThe Scriptures of Jesus and His Earliest FollowersФ, in Lee M. McDonald and James A. Sanders (eds), The Canon Debate (Peabody, MA: Hendrickson, 2002), pp. 185Ц195.

33 ≈сли говорить о Ђканонеї  умрана, то среди небиблейских свитков  умрана и ћертвого мор€ (исключа€ pesharim)  нига ¬торозакони€ цитируетс€ около 22 раз, »сай€ около 35, ѕсалтирь около 31. —м James C.VanderKam, УAuthoritative Literature in the Dead Sea ScrollsФ, Dead Sea Discoveries 5 (1998), pp. 382Ц402; УQuestion of Canon Viewed through the Dead Sea ScrollsФ, in McDonald and Sanders (eds), The Canon Debate, pp. 91-109.

34 ѕо поводу обучени€ учителей и книжников стоит вспомнить следующее раввинистическое высказывание: Ђѕисание ведет к “аргуму, “аргум ведет к ћишне, ћишна ведет к “алмуду, “алмуд ведет к исполнениюї [ Sipre Deut. І 161 (на ¬тор 17:19)]. ’от€ это высказывание записано на несколько столетий позже времен »исуса, возможно, оно отчасти отражает более древние представлени€ об образовании книжников.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

831 - | 748 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.