Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону. Храмы располагались вдоль Нила по продольной оси. Тип храма: прямоугольник в плане, который делился на три части: открытый двор, обнесенный колоннами, колонный зал и святилище. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными овнами (баранами). Аллея сфинксов вела к пилону, перед которым возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. Монументальные рельефы покрывали стены храмов.
В Фивах были возведены колоссальные храмовые комплексы Карнака и Луксора, посвященные богу Амону. Каждый правитель пристраивал новые храмы, поэтому комплексы Карнака и Луксора превратились в своеобразные каменные города, с аллеями и площадями, колоннами и храмами. Колонны имели мощные капители и напоминали гигантские цветы и бутоны лотоса и папируса.
Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы – у подножия гор. Близ Фив был выстроен заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в. до н.э.), представлявший грандиозный ансамбль (строитель Сенмут), как бы врастающий в толщу скал.
Рельефы и росписи гробниц и храмов изображали мчащиеся колесницы, охотников, стройных коней, несущихся галопом, и т.п. Рельефы храма Хатшепсут повествовали о путешествиях, о ладьях, иноземных послах и т.д. Прежние четкие контуры рельефа изменяются, появляются мягкие очертания, эластичные линии контура.
В живописи также усложняется композиция, обогащается колорит. В обрисовке тел появляется мягкость и округлость (роспись гробницы Нахта в Фивах, конец 15 в. до н.э.).
Более пластичной становится и скульптура (статуэтки певицы Амона Раннаи, верховного жреца Амона Аменхотепа и другие).
Амарна (нач. 14 в. до н.э.)
Этот период выделяют как вершину в развитии реалистического египетского искусства. Он связан с реформами фараона Аменхотепа IV, в результате которых были объявлены ложными все старые боги, а новым единым божеством было провозглашено вместо символа солнца Амона-Ра само солнце – Атон. Фараон даже изменил свое имя на Эхнатон (Дух Атона). Столица была перенесена из Фив в Ахетатон ("Небосклон Атона" –современная Тель-эль-Амарна). В литературу был введен разговорный язык, на котором писались даже гимны. Лучшие произведения искусства этого времени отличаются человечностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. В архитектуре появляются храмы, в которых отсутствовали колонные залы; в огромных открытых дворах приносились жертвы.
Свидетельством высоких достижений в области скульптуры явились портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Они свидетельствуют о новой лирической трактовке образа человека. Особенного внимания заслуживают два портрета Нефертити, отличающиеся необычайной гармонией, завершенностью композиции и великолепным сочетанием красок.
Это были новые идеалы в искусстве, которые тоже превратились в своеобразный канон, породили определенную манеру.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА НОВОГО ЦАРСТВА (14 – 11 вв. до н.э.)
После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и идеалы. Преемник Эхнатона Тутанхамон, вернувшийся в Фивы, стремился доказать истинность старых религиозных устоев. Об этом говорит даже роскошь его погребения. Но традиции мастеров Ахетатона не были утрачены. Близостью к традициям амарнского искусства отличается даже инкрустированный саркофаг Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью.
Вторая половина Нового царства ознаменовалась широким строительством и в самом Египте, и в завоеванной им Нумибии. Был построен гипостильный зал в Карнаке со 134 колоннами в виде стеблей папируса, украшенными сплошиными рельефными изображениями (самый большой зал древнего мира); созданы заупокойные храмы. Например, Большой зал Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина 13 в. до н.э., Нумибия), целиком вырубленный в скалах и представляющий единый ансамбль с Малым храмом. Перед фасадом возвышались четыре двадцатиметровые статуи сидящих фараонов, наделенные чертами Рамсеса II. Они были высечены из единого массива и видны с далекого расстояния.
Стены храмов покрывались рельефами и росписями ("Битва при Кадеме". Рельеф из Большого храма Рамсеса II. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" и другие).
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ (11 В. – 332 Г. ДО Н.Э.)
Войны и междоусобицы привели к распаду государства. Это отразилось и на искусстве. Перестали возводить пышные усыпальницы. Наиболее интересны скульптурные портреты вельмож этого времени, они отличались воспроизведением индивидуальных, психологических черт.
Последний расцвет древнеегипетского искусства относится к 7 в. до н.э. (период объединения страны под властью саисских фараонов), характеризовавшемся холодным, изысканным стилем, яркими красками живописи. Характерна живопись яркими красками. Бронзовые статуэтки покрыты чеканными узорами и инкрустацией золотом. Яркие и нарядные, они лишены внутреннего тепла произведений амарнского периода.
В 332 г. Египет был завоеван Александром Македонским, что положило начало новому, эллинистическому периоду его культуры.
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н.э.) в долинах Тигра и Ефрата (Двуречье), а также в прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры ранние рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и др.
Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, населявшие эти государства, соприкасались как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией и крито-микенским миром.
В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте: монументальная архитектура, круглая скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство. Но особенности природных условий определили своеобразие архитектуры Двуречья: возведение зданий на возвышенных местах, использование менее долговечного материала – сырцового кирпича, простые кубические объемы и т.д. Неразвитость заупокойного культа в Двуречье обусловила отсутствие монументальной пластики крупных форм. Но статуи божеств и правителей отличаются значительностью. В рельефах Двуречья рождаются темы, связанные с победоносными войнами, деяниями правителей. Получает распространение глиптика – резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой.
Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось меньше, чем в Египте. Войны, пожары, а также непрочные строительные материалы способствовали их разрушению. Однако художественные произведения, созданные в Шумерском и Аккадском государствах, позволяют расценивать их как фундамент культуры Двуречья. Здесь возникла письменность, сформировались типы архитектуры, рельеф, круглая пластика, глиптика и другое.