Дальнейшее развитие сюжета таково: оскорбленный Ахилл покинул войско и вернулся лишь после гибели Патрокла. Кульминация поэмы – поединок Ахилла с Гектором, виновником гибели Патрокла. Развязка – возвращение отцу убитого Гектора, Приаму, тела его сына.
Вторая поэма Гомера рассказывала о странствиях Одиссея, его возвращении домой, длившемся десять лет. Эти годы были полны приключений и исключительных событий (эпизод с одноглазым циклопом Полифемом, пребывание в подземном мире, у нимфы Калипсо и т.д.). Заключительные главы повествуют о возвращении Одиссея в Итаку, где его ждет верная Пенелопа, о счастье, воцарившемся в его доме.
В " Одиссее " Гомер использует своеобразный композиционный прием: рассказ в рассказе. Повествование о фантастических событиях ведется не от лица автора, а содержится в рассказах героя о его странствиях. Так автор как бы не участвует в мифологизации действительности.
Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса – гуманизм, проявляющийся в прославлении жизни и человека. Гомер воспевает мужество человека, его доблесть, верность в дружбе, любовь к родине, уважение к старости, т.е. те свойства и качества, которые приобрели общечеловеческий характер.
Так, Ахилл самолюбив, страшен в гневе, подвержен личным обидам, но ему присущи высокие нравственные понятия, которые и определяют его поступки: возвращение в войско, искупление вины героическими подвигами. Особенно знаменателен финал поэмы, где гнев Ахилла разрешается великодушием и милосердием: тронутый горем Приама (отца убитого Гектора), его мужеством (Приам явился безоружным в стан врага), Ахилл выдает тело Гектора, которое, по обычаю, должно было быть предано поруганию. На время совершения погребальных обрядов прекращаются военные действия. Так поэма воспевает человечность героя.
Размышляя о жизни и смерти, герои Гомера стремятся оставить о себе славную память. Ахилл говорит:
Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу,
Где суждено, но сияющей славы я прежде добуду!
Многозначен образ Одиссея. Он символизирует стремление к познанию, неизменную, неуёмную страсть первооткрывателя, путешественника. Знаменательно, что под именем Улисса он появляется в произведении XIV в. – поэме Данте "Божественная комедия". Улисс призывает своих товарищей отдать свою жизнь "постиженью новизны, чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!", Улисс отправляется в смелое плавание в неведомые места, доплывает до границ чистилища, стремясь познать то, что недоступно смертному. За свою дерзость он расплачивается жизнью, но Данте вслед за Гомером утверждает устами героя:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены.
В бессмертных поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" раскрывается трагическая сущность войны, несущей страдания и смерть, осуждается "междоусобная брань, человекам ужасная", содержится призыв к миру:
О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею
Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!
Поэмы Гомера органически связаны с фольклором. Написаны они гекзаметром[240] – основным размером античной поэзии, придающим изложению приподнятый, торжественный стиль.
В России интерес к Гомеру начал проявляться одновременно с усвоением византийской культуры. Усилился он в XVIII в., но первый полный перевод "Илиады" гекзаметром сделан уже в XIX в. Н.И. Гнедичем (1829), "Одиссеи" – В.А. Жуковским (1849). Эти переводы не утратили своего значения и в наши дни.
Эпический жанр развивался в древнегреческой поэзии и впоследствии. К послегомеровскому эпосу можно отнести творчество Гесиода (VIII – VII вв. до н.э.). До нас дошли две поэмы Гесиода: " Труды и дни " и " Теогония " ("Родословная богов").
Архитектура и изобразительное искусство гомеровского периода не достигли высоты и совершенства эпической поэзии. В эту эпоху зарождается монументальная архитектура, дошедшая до наших дней в развалинах. Она представляет собой переработку более раннего типа, развитого в эгейской культуре, – мегарона.
Существовала примитивная скульптура культового назначения, т.наз. ксоаны – грубо обработанные идолы из дерева или камня. Более поздние раскопки обнаружили статуэтки из глины, бронзы или кости, исполненные наивной радости, например, "Пахарь", "Герой и Кентавр" (VIII в. до н.э.). Развитие ремесел приводит к расцвету прикладного искусства (керамика, вазопись). Геометрический орнамент, тонкое чувство ритма, мастерство композиции в компоновке многофигурных сцен определяют художественное совершенство дипилонских ваз, имевших культовое значение (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах).
Таким образом, уже древнейший период развития греческого искусства дал миру произведения непреходящего значения по общечеловеческим ценностям, заключенным в их содержании, образной системе, совершенству художественного исполнения.
АРХАИКА
В архаический период развития Древней Греции складывается рабовладельческое общество, формируются греческие города-государства. Борьба демоса (свободных членов общества) против родовой аристократии привела к установлению рабовладельческой демократии. Все это создает условия для развития культуры: научного мышления, различных видов искусства (литературы, театра, архитектуры, скульптуры и другого), вступающего на путь своего первого расцвета.
Особое развитие получает архитектура, что связано с расширением городского строительства. Именно в этот период закладываются основы античной архитектуры, формируется система архитектурных ордеров[241]: дорический, ионический, позднее – коринфский. Создается особый тип здания, воплотившего мир идей и чувств свободных граждан города-государства, – храм, ставший центром важнейших событий общественной жизни. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая господствующее положение. Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный), прямоугольный в плане, окруженный со всех сторон колоннадой.
Архитекторы Древней Греции обладали высоким эстетическим вкусом. Возводя храм, они находили гармоническое единство с окружающим пейзажем, другими зданиями архитектурного ансамбля, что создавало впечатление художественной неповторимости их созданий. Таковы Базилика в Пестуме (сер. VI в. до н.э.), храм Аполлона в Коринфе (ок. 540 г. до н.э.), храм Артемиды в Эфесе и др.
Скульптура периода архаики развивалась сложными путями, идя от статичных, мало расчлененных статуй богов ("Артемида" с острова Делос –ок.650 г. до н.э.; "Гера" с острова Самое – ок.560 г. до н.э.) к разработке образа человека, черты которого воплощались в статуях богов и богинь, героев, а также воинов-куросов. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение обнаженного тела, прославлялось природное начало. Постепенно развитие типа куроса шло по пути преодоления схематизма, условности. Так стремление к передаче человеческого тела в движении видно в статуе богини победы Ники с острова Делос (авторство приписывается Архерму), относящейся к I половине VI в. до н.э. Как бы подводя итог художественному развитию архаики, во II половине VI в. до н.э. в Афинах были созданы статуи прекрасных девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры показаны в движении, лица чуть озарены удивленными улыбками, в которых нашла выражение пробуждающаяся внутренняя жизнь. Все это утверждало ценность человеческой личности, земной жизни.
Представление о живописи периода архаики можно получить лишь через вазопись, ее высокохудожественные образцы. Росписи представляют собой композиции сюжетного характера, отличаются реалистическими поисками. Наибольшее распространение приобретает чернофигурная вазопись. История сохранила имя прославленного вазописца середины VI в. до н.э.: Эксекий.
Если для литературы гомеровского периода было характерно развитие эпических жанров, то в VII – VI вв. до н.э. преобладает лирика, создающая возможность для самовыражения личности.
Лирику этого периода принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику.
Элегия [242] в Древней Греции имела, как правило, наставительное содержание, не обязательно скорбного характера. Нередко она содержала размышления на различные темы: военные, политические, любовные. Мастерами элегии VII-VI вв. до н.э. были Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон, Феогнид (политическая элегия).
Элегии спартанского поэта Тиртея (вторая половина VII в. до н.э.) имеют патриотический характер. Они имели глубокое воздействие на слушателей и использовались для воспитания патриотического духа воинов. Сохранилась легенда о том, как Афины послали Спарте, в ответ на ее просьбу о военной помощи, учителя Тиртея, который своими элегиями воодушевил спартанцев к победе над мессенцами.
Знаменательна и жизнь, и творчество поэта Солона (VII VI вв. до н.э.), который занимался политической деятельностью, был демократическим законодателем. О воздействии его поэзии, авторитете его личности рассказал легендарную историю Плутарх: афиняне потерпели поражение в войне за остров Саламин и запретили всякие призывы к борьбе за него. Солон явился на городскую площадь, встал на высокий камень и прочитал элегию, заканчивавшуюся призывом:
На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный,
Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор.
Солон был избран вождем афинян, и под его предводительством они пошли в бой, застигли противника врасплох и вернули себе Саламин.
Ямбы – жанр греческой поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Ямбы имели насмешливый и обличительный характер. Представителем этого жанра был Архилох (VII в. до н.э.), писавший стихи двухсложным размером, близким к разговорной речи. Этот размер и получил впоследствии название ямба, став самым распространенным в русской силлабо-тонической поэзии (К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие)[243].
Ямб и элегия постепенно превратились в чисто литературные жанры, утратившие органическую связь с музыкой. Мелика (песенная лирика) была тесно связана с музыкальным сопровождением.
Мелическую поэзию принято делить на два вида: сольную (или монодическую) и хоровую. Сольная мелика получила особое развитие на острове Лесбос, где творили два крупных поэта – Алкей и Сапфо.
Третий представитель сольной лирики – Анакреонт (VI в. до н.э.). Главные темы его поэзии – вино и любовь, прославление радости и удовольствий жизни. К творчеству Анакреонта обращались и переводили его стихи Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Л.А. Мей и другие.
Хоровая лирика достигла расцвета в Спарте. Ее основные темы - воспевание идеала спартанской доблести, патриотического долга, служению которому должна быть посвящена жизнь человека.
Пиндар (VI – V вв. до н.э.) – виднейший поэт, песни которого явились по жанру хоровой лирикой. Он писал, в основном, эпиникии[244], посвященные победителям Олимпийских или других спортивных состязаний.
Таким образом, культура Древней Греции архаического периода дала миру великие имена, оказала влияние на дальнейшее развитие всех видов искусств, достигших наивысшего расцвета в классический период.
ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА
С первых тысячелетий V в. до н.э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусств, достигших совершенства возвышенного реализма. Этот процесс связан с усилением Афин (победа в войнах с персами, политический, экономический и культурный расцвет). Аттика (область Греции с главным городом – Афинами) достигла своего расцвета и наивысшего могущества. 50-е – 30-е гг. V в. до н.э. получили название века Перикла – по имени правителя, которого греки считали воплощением государственной мудрости. При Перикле Афины стали центром греческого искусства. Особое развитие получило градостроительство, имевшее целью укрепление и украшение Афин, а, следовательно, – архитектура, имевшая монументальный характер.
Наиболее значительные архитектурные сооружения, скульптурные образы были воздвигнуты в период высокой классики (вторая половина V в. до н.э.). При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи – Афинский Акрополь, комплекс построек, являющийся шедевром греческой и мировой архитектуры. Акрополь господствует над городом и его окрестностями. В его композицию входят сверкающие беломраморные здания:
Парфенон (храм Афины, богини – покровительницы города), Эрехтейон (храм, посвященный Афине и Посейдону), храм богини победы Ники, Пропилеи (парадный вход на Акрополь). История сохранила имена создателей этого архитектурного чуда: архитекторы Иктин и Калликрат, скульптор Фидий.
В зданиях Акрополя были расположены библиотека, картинная галерея, хранилась городская казна. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время выражал идею общеэллинского единства.
Уже в период ранней классики получает развитие монументальная скульптура. Образ гражданина – атлета или воина – становится центральным в искусстве. Скульптура освобождается от архаической условности. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики, в то же время скульптор еще не стремился к раскрытию индивидуального характера. Такова прославленная скульптура " Дискобол ", принадлежащая Мирону (нач. третьей четверти V в. до н.э.).
В период высокой классики творили величайшие скульпторы Древней Греции. Фидий – создатель бронзовой статуи Афины Промахос ("Воительницы", 9 м. высотой), явившейся своеобразной вертикальной осью Акрополя, и двенадцатиметровой статуи Афины Парфенос. Спокойная уверенность и строгая мудрость отличали облик богини. Выполненная из золота и слоновой кости, она гармонировала с красочной гаммой здания.
Под руководством и при участии Фидия создавалось скульптурное убранство Парфенона, наружной стороны храма. Фронтонные[245] скульптуры изображали эпизоды из жизни олимпийских богов. Мраморные горельефы[246] были посвящены мифологическим сюжетам. Двухсотметровый фриз также был покрыт лентой рельефов с изображением праздничного шествия в честь Афины.
Прославление человека, его силы и мужества – основная тема творчества современника Фидия Поликлета. В его скульптурах проявилось стремление к изображению спокойно стоящего человека. Самая прославленная среди них -" Дорифор " (" Копьеносец ", сер. V в. до н.э.), имеющая героико-монументальный характер.
Традиции великих мастеров высокой классики нашли развитие в творчестве замечательного скульптора эпохи поздней классики Праксителя. В своем творчестве Пракситель стремился к воплощению чистой гармонии, спокойной задумчивости своих моделей. Его полные грации и тонких чувств образы утратили героическое начало и монументальное величие, приобретя более утонченный и созерцательный характер (например, композиция " Гермес с Дионисом ").
Пракситель создал новый идеал женской красоты в образе Афродиты Книдской (до 360 г. до н.э.). Сняв одежду, богиня собирается войти в воду. Ее прекрасный образ освобожден от торжественного величия, он отличается совершенством форм и пропорций, удивительной гармоничностью.
Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп (расцвет творчества 40-е 30-е годы IV в. до н.э., время правления Александра Македонского). Лисипп решал задачу индивидуализации человеческого образа, раскрытия его переживаний. Свое понимание образа человека он воплотил в скульптуре " Апоксиомен " – юноша, скребком счищающий с себя песок после состязаний.
Лисипп обратился к созданию портрета. Им изваяны скульптурные портреты Александра Македонского, в которых раскрывается сложный, противоречивый духовный мир героя.
Последователи Лисиппа шли по пути изображения действительности в ее индивидуальных проявлениях, скульптура утрачивала интерес к обобщенному героическому образу.
Классический период греческого искусства явился исключительно плодотворным для развития литературы. Он получил название аттического, что было обусловлено преобладанием Афин в сфере литературы. Наивысшего развития в V в. до н.э. достигает драматургия, синтезируя черты эпоса и лирики более раннего периода.
В Древней Греции получили развитие три драматургических жанра: трагедия, драма сатиров и комедия. Все они восходят к обрядовым играм. В VII – VI вв. до н.э. широко распространился культ Диониса, бога производительных сил природы, плодородия и вина. С ним связаны обряды карнавального типа, разыгрывание сцен умирания и воскресения божества (соответственно процессам созревания винограда, сбора его, выдавливания сока для приготовления вина и нового созревания). Эти обряды явились основой для возникновения всех жанров греческой драмы.
Трагедия [247], возникнув из религиозно-культовых обрядов, являлась сценическим разыгрыванием мифа, она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно в Афинах классического периода трагедии обрели серьезное содержание, превратились из развлечения в народную трибуну. Черпая сюжеты из разных мифов, трагические поэты вносили в свои произведения актуальную для своего времени проблематику. Обладая огромной силой воздействия на зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты, трагедия посредством катарсиса[248] разрешала их в высшей гармонии.
Великим мастером трагического жанра был Эсхил (525 – 456 гг. до н.э.). Уже древние называли его "отцом" трагедии, хотя не он был первым ее автором. Творчество Эсхила совпадает со временем борьбы с тиранией, установлением демократических порядков в Афинах. Приверженец демократии, участник войны с персами, он и в трагедиях защищал демократические принципы и соответствующие им моральные нормы.
Из 90 созданных Эсхилом трагедий до нас полностью дошло 7. Особое место в его творчестве занимает трагедия " Персы ", где Эсхил сосредоточивает внимание на несчастьях персидского народа, вызванных чрезмерным властолюбием Ксеркса, его деспотизмом. Автор уверен: и персы, и эллины могли бы жить в мире; развязанная Ксерксом война, его посягательства на свободу греков приводят к бедствиям обоих народов.
Одно из самых известных произведений Эсхила - трагедия " Прикованный Прометей ", в основу которой положен миф о титане Прометее, похитившем у Зевса огонь и отдавшем его людям. В трагедии Эсхила герой, по приказанию Зевса прикованный к скале, произносит гневные обличительные монологи в адрес богов и особенно Зевса, который воспринимается как тиран. Так Эсхил предостерегает граждан от тирании, а сам Прометей олицетворяет пафос свободы и гуманизма. Устами Прометея Эсхил повествует о прогрессе человеческого общества, о создании материальной культуры, духовном пробуждении.
Самое позднее сочинение Эсхила – трилогия " Орестея ", сюжет которой основан на мифе о судьбе рода аргосского царя Агамемнона.
Великим современником Эсхила был трагический поэт Софокл (496 – 406 гг. до н.э.), творчество которого развернулось в эпоху расцвета афинской демократии.
Из всего наследия Софокла до нас дошло 7 произведений, среди них особенно значительными являются трагедии так называемого фиванского цикла: "Царь Эдип", "Эдип в Колоне", "Антигона". В их основе – миф о "наследственном проклятии", лежащем на фиванских царях, и о последствиях этого проклятия, приведшего к тому, что царь Эдип, не знавший своих настоящих родителей, убил своего отца и женился на матери.
Содержание трагедии " Царь Эдип " (428 – 425 гг. до н.э.), построенной на ситуациях "трагической ошибки", "трагической вины" (Гегель)[249], раскрывает мысль об ответственности человека, его нравственной требовательности к себе. Невольно совершив "двойное" преступление, Эдип постепенно распутывает сложный узел своей судьбы и, узнав истину, наказывает себя: он выкалывает себе глаза, чтобы в страданиях провести остаток жизни.
Демонстрируя ограниченность возможностей человека перед лицом божественной воли, Софокл, как и Эсхил, считает, что разумный человек путем страдания придет к мудрости примирения. В итоге наступает катарсис – очищение через страдание.
Герои Софокла выполняют свой долг, твердо следуя своим нравственным принципам, даже вопреки грозным внешним обстоятельствам. Именно так ведет себя Антигона (трагедия " Антигона ", 442 г. до н.э.), совершая погребальный обряд над телом брата, что было запрещено царем Креонтом. Она обречена на смерть, но нравственная победа на ее стороне.
Развитие художественной культуры Афин в последней четверти V в. до н.э. связано с именем третьего великого драматурга Греции Еврипида (480 – 406 гг. до н.э.). Известны 92 названия драм Еврипида, но до нас целиком дошли 18 (17 трагедий и 1 драма сатиров). Героям Еврипида присуща внутренняя раздвоенность. Их гибель – результат внутреннего противоречия, борьбы чувства и разума. Таковы Медея, Федра, Гекуба, Электра, героини трагедий Еврипида.
Ломая традиционные рамки трагедии, изменяя сюжеты мифов, Еврипид снижает мифических героев до уровня земных людей, лишает их величия.
Одна из самых значительных трагедий Еврипида – " Медея ". По мифу, Медея – злая чародейка, у Еврипида – это страстно любящая, но обманутая и преданная мужем женщина. Ясон оказывается не героем, а мелким, расчетливым эгоистом: из корыстных целей он, отец двух детей, решает жениться на дочери царя Креонта. Не желая быть его рабой, Медея мстит за поруганную любовь. Изменяя содержание мифа, автор вводит мотив убийства Медеей своих детей. Видя страдания матери, боги забирают ее к себе.
Еврипид прокладывал путь к развитию бытовой драмы (расцвет – в III в. до н.э.), которую принято называть новой аттической комедией.
Крупнейшим представителем жанра комедии был Аристофан (ок. 445 – 385 гг. до н.э.). Современник Пелопонесской войны, он ставил в своих произведениях проблемы войны и мира: "Ахарняне" (425 г.), "Лисистрата" (411 г.), "Мир" (421 г.). Проблемы науки, культуры поднимает автор в комедиях "Птицы" (414 г.), "Облака" (423 г.) и "Лягушки" (405 г.).
Так в классический период Древней Греции закладывались основы развития европейского драматического искусства. Следует отметить и художественную прозу V IV вв. до н.э., которую принято делить на три жанра: историографию (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), красноречие (Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен), философскую прозу (Платон, Аристотель).
Именно Аристотель, обобщивший все достижения греческой мысли до середины IV в. до н.э., замыкает собой классический период греческого искусства и открывает путь в новый период, называемый эллинизмом.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Сам термин " эллинизм " связан с проникновением греческой культуры на Восток, "эллинизацией" Востока (период военных походов Александра Македонского, поклонника эллинско-греческой культуры). После смерти Александра Македонского были созданы эллинистические монархии. Это была эпоха наивысшего расцвета государств эллинского мира. Преемники Александра считали покровительство искусству главной задачей монарха. Художественными центрами эллинистического мира становятся Родос, Делос, Александрия, Пергам, Помпея, Милет. Для искусства этой эпохи характерна монументальность.
Замечательными памятниками скульптуры эллинистического периода являются "Ника Самофракийская" (ок. 190 г. до н.э.), воздвигнутая на острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя, и Афродита Мелосская (ок. 120 г. до н.э.), приписываемая Александру (или Агесандру), Глубоко патетический, жизнеутверждающий образ Ники и возвышенная красота Афродиты создавали представление о свободной гармонической личности.
К эллинистическому этапу относится и созданная в I в. до н.э. скульптурная группа Лаокоон (выполнена тремя родосскими ваятелями: Агесандром, Афанодором и Полидором). Остродинамический сюжет композиции заимствован из легенд троянского цикла. Преувеличенная патетика, использование авторами чисто внешних эффектов, не совсем удачное соблюдение пропорциональных отношений говорят об утрате гармонической простоты пластического искусства периода классики.
Эпоха эллинизма связана с бурным развитием градостроительства. Сооружаются дворцы, здания совета, театры, рынки и т.д. Архитектурная пластика тяготеет к колоссальным масштабам, многофигурным композициям. Среди архитектурных сооружений выделяется " Алтарь Зевса ", возведенный на акрополе в Пергаме. Высокого уровня достигло искусство мозаики и настенной живописи (мозаичное изображение Диониса на Делосе, помпейская живопись и др.).
Углубляется интерес к человеку, что приводит к развитию жанра портрета (александрийские мастера). Создаются скульптуры бытового жанра: "Мальчик с гусем", "Мальчик-нубиец", "Старый рыбак" и др. Изменяется сам дух искусства, мироощущение его героев. Человек погрузился в сферу личной, интимной жизни. Предметом изображения в литературе впервые становится отдельный человек с его частной жизнью. Эти тенденции находят выражение и в философии. Возникает ряд философских систем, из которых особое значение приобретает материалистическая философия Эпикура и стоическая философия Зенона. С проповедью преодоления страстей выступили киники, ярчайшим представителем этой школы явился Диоген; скептики объявили всякую истину относительной и всякое познание недостоверным. Религия в этот период становится делом личной совести.
Общение со странами Востока, знакомство с естественными науками Египта, Вавилона обусловили расцвет наук в III в. до н.э. – точных (Эвклид, Архимед) и гуманитарных. Крупнейшим научным центром становится Александрия, где был основан " Музей " ("Храм муз"), была создана библиотека, где, по свидетельству древних, хранилось около полумиллиона книг (свитков). Библиотека сильно пострадала от пожара при захвате Цезарем Александрии в I в. до н.э.
Из литературных жанров в эллинистический период получает развитие новая аттическая комедия.
Самый выдающийся автор "новой комедии" – Менандр (342-292 гг. до н.э.), написавший более ста комедий. Сохранилась целиком только одна драма "Угрюмец", более или менее полно – трагедия "Третейский суд". Герои Менандра жизненны и человечны, автор достиг определенных высот в тщательной разработке персонажей. Мир личных чувств заменил общественные проблемы, стоявшие перед героями Эсхила и Софокла.
В III в. до н.э. получает развитие так называемая александрийская поэзия (поэты группируются вокруг александрийского Музея). Это Каллимах Киренский, его ученик Аполлоний Родосский и др.
С середины II в. до н.э. Греция попадает под власть Рима, который становится политическим и культурным центром. Римские правители покровительствовали архаистическим тенденциям в культурном развитии Греции, отразившимся и на литературе. К этому периоду относится творчество философа-моралиста и биографа Плутарха (46 г. н.э. – ок. 127 г. н.э.). Среди его произведений – "Сравнительные жизнеописания" (параллельные биографии греческих и римских деятелей), имеющие большое историческое значение. Шекспир, Корнель, Расин заимствовали свои сюжеты из биографий Плутарха. Крупнейшее имя этого периода – Лукиан, который силой смеха, сарказма убивает античных богов, переводит миф в бытовую сферу. Он создает диалоги, памфлеты-пародии, высмеивает лженауку, софистическую декламацию ("Похвала мухе"), различные предрассудки. Творчество Лукиана оказало значительное влияние на просветительскую литературу Европы (Эразм Роттердамский, Рабле, Свифт).
Самый поздний жанр греческой литературы - роман. Произведения этого жанра писались прозой. Среди них – "Дафнис и Хлоя" Лонга (II или III в. н.э.). Сюжет греческого романа – это история влюбленных юноши и девушки, разлученных обстоятельствами, но сохраняющих верность друг другу. В греческом романе отразилось новое отношение к человеку.
Таков был итог развития великой культуры Древней Греции. Впоследствии на каждом из этапов расцвета гуманизма художники всего мира обращались к памятникам греческого искусства, так как в них нашли свое поэтическое, возвышенное воплощение дух гражданственности, утверждение ценности человека, представление об огромном воспитательном значении искусства. Поэтому произведения древнегреческого искусства – не только памятники далекого прошлого, но и живые образы, которые до сих пор доставляют нам глубокую радость.
ДРЕВНИЙ РИМ
С конца I в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура. За более чем тысячелетнюю историю она прошла большой и сложный путь развития. Трудно назвать область культуры, в которой римляне не оказали бы влияния на последующие поколения. В медицине, географии, астрономии, архитектуре нашли применения открытия, сделанные римскими учеными. Дальнейшее развитие получили достижения в сельском хозяйстве. Само слово " культура " первоначально означало " возделывание почвы ", "уход за землей". Основы военного искусства, разработанные римлянами в многочисленных войнах, не утратили своего значения для современности. Юристы всего мира изучают римское право. Система правовых отношений, зафиксированная в нем, точные юридические понятия до сих пор служат образцом для законодателей. Произведения римских писателей стали классическими, и само римское слово " классика " стало обозначать "первоклассные, образцовые" применительно к произведениям Вергилия, Горация, Овидия и других античных авторов.
Своеобразие римской культуры сказалось в трезвости мышления, миропонимания, рационалистическом восприятии действительности, в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства.
Хронологически рамки развития культуры Древнего Рима охватывают почти тысячелетие: от ее зарождения в конце VI в. до н.э. до конца V в. н.э. Начальный этап относится к периоду республики (конец V – конец I вв. до н.э.), расцвет – к периоду образования мировой рабовладельческой державы (конец I в. до н.э. – V в. н.э.).
Римская культура сложилась на основе сложного взаимодействия культур местных италийских племен и других народов, в основном, этрусков, имевших, вероятно, малоазийское происхождение.
Большой вклад в формирование культуры Рима внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, в городах которых активно функционировала научная жизнь, развивалась античная художественная культура. Значительным было также влияние культуры народов, постепенно вошедших в состав Римской империи: галлов, германцев, кельтов.
Культура Древнего Рима решала задачи, поставленные последним этапом развития античного общества.
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Римская культура периода республики (конец VI – конец I вв. до н.э.) отразила социальные процессы этого времени, связанные с усилением политической активности различных слоев населения этого огромного государства (углубление классовых противоречий, гражданские войны, многочисленные восстания рабов, в том числе, грандиозное восстание Спартака – I в. до н.э. и т.д.).
Своеобразие римской культуры прежде всего нашло проявление в архитектуре. Суровая простота жизненного уклада в условиях ожесточенных войн обусловила конструктивную логику инженерных сооружений – древних оборонительных стен Рима, дорог, имевших важное стратегическое значение, мощных мостов и акведуков [250]. Характерным мотивом римской монументальной архитектуры становятся арочные конструкции.
В связи с тем, что Рим стал могущественным государством, в состав которого входил весь тогдашний культурный мир Европы и Ближнего Востока, в связи с притоком богатств из завоеванных стран в общество проникли стремления к роскоши, утонченности. В Рим ввозятся знаменитые греческие статуи и картины. Римские храмы превращаются в своего рода музеи искусств. В архитектуре сказывается значительное влияние греческого стиля (обращение к ордерной системе). В эпоху республики храм - основной тип общественного здания (храм Сибиллы в Тиволи – I в. до н.э., храм Фортуны Вирилис в Риме – I в. до н.э.).
Своеобразие римской архитектуры проявляется в создании нового типа частного дома богатых землевладельцев; разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Особый интерес представляют Помпейские росписи, которые знакомят с основными чертами античной фрески. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.
Уже в I в. до н.э. как самостоятельный жанр проявляет себя скульптурный портрет, в котором воплощается самобытный реализм, острая наблюдательность художников, ясность и сжатость формы. Один из немногих сохранившихся памятников этого периода - так называемый " Брут " (конец III нач. II в. до н.э.). С большой выразительностью запечатлен образ республиканского деятеля с худощавым асимметричным лицом, значительным силой своего интеллекта и воли, пристальным взглядом суровых глаз из-под нависающих бровей. Скульптурные портреты предельно лаконично выражают идею самоутверждения личности. Знаменитая статуя " Оратор " (так наз. Авл Метелл – нач. I в. до н.э.) являет начало развития портрета, поражающего беспощадной правдивостью, интересом к воспроизведению порой некрасивых, но ярко индивидуальных лиц.
Литература эпохи республики отразила взаимовлияние римской и греческой культур, что проявилось в существовании двух направлений – сторонников и противников эллинизма. В этот период получает развитие поэзия, в основном, созданная по греческим образцам: например, Ливий Андроник – автор комедий, переводчик Гомера; Квинт Энний – автор трагедий и комедий, исторического эпоса " Анналы ", претендующего на гомеровский стиль.
Крупнейшим мастером римской комедии, так наз. " паллиаты "[251], являлся Тит Макций Плавт (250 – 184 гг. до н.э.). Наиболее значительные его комедии: "Хвастливый воин", "Горшечная комедия" (или "Горшок"), "Два Менехма", "Пленники", "Амфитрион" и др. В основном, это переработка греческой комедии для народного театра.
В этот же период, немного позднее, начинает развиваться римская проза. Подлинным основателем латинской прозы является Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.), получивший прозвище Старший. Катон прославился и как полководец, и как политический деятель. Он оставил обширное литературное наследие, но до нас дошло одно произведение – "О земледелии". Уже в старости он написал труд " Начала ", который открывает римскую историографию на латинском языке.
Середина II в. до н.э. – 40-е гг. I в. до н.э. – период гражданских войн и гибели республики. Большое значение приобретает творчество выдающегося оратора, известного политического деятеля Цицерона. Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) оставил громадное литературное наследие, представленное речами, трактатами, письмами. Его творчество связано с политическими событиями римской республики. Так, в период своего консульства (63 г. до н.э.) Цицерон разоблачил заговор Катилины; этому событию посвящены его речи "против Катилины", построенные по всем правилам ораторского искусства. Четырнадцать речей Цицерона направлены против Марка Антония, пытавшегося после убийства Цезаря (44 г. до н.э.) занять его пост. Эти речи получили название " Филиппики " (напоминали речи Демосфена против македонского царя Филиппа). Цицерон призывал отстоять свободу республики против тирана.
И судебные, и политические речи Цицерона провозглашали высокие моральные принципы, осуждали корыстолюбие, невежество, жестокость ("Оратор", "О пределах добра и зла", "О дружбе", "Об обязанностях" и др.). Прекрасный стилист, Цицерон по праву считается создателем римской классической прозы.
Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.) – выдающийся политический деятель, полководец, оратор и писатель. Занимал видное место в литературной жизни своей эпохи. Сохранились два его произведения: "Записки о галльской войне", "Записки о гражданской войне". Они носят характер мемуаров, имеют большую ценность и с исторической, и с литературной точки зрения.
Особое место в литературе Древнего Рима занимает Тит Лукреций Кар (ок. 98 – 55 гг. до н.э.), поэт и философ, последователь древнегреческого философа Эпикура, воспринявший его теорию, основанную на материалистическом атомизме. Для философского трактата Лукреций выбрал форму дидактической поэмы " О природе вещей ". Это подлинно художественное произведение, исполненное высокого пафоса.
Поэт считает, что человек должен освободиться от разных суеверий и страхов, проникнув разумом в тайны природы, законы ее развития. Лукреций воссоздает в своей поэме величественную панораму природы, изучение которой должно "изгнать этот страх из души и потемки рассеять".
Развивается в этот период и лирическая поэзия. Увлечение позднегреческой литературой отражается в творчестве поэтов, названных Цицероном "неотериками", т.е. новаторами. У них наблюдается отход от общественной тематики, углубление интереса к индивидуальному миру человека, узколичной тематике. Наиболее значительным среди них был Гай Валерий Катулл (ок. 87 – 54 гг. до н.э.). Его послание "К Аллию" называют предвестником римской любовной элегии. Основное место в творчестве Катулла занимает цикл его любовных стихотворений, посвященных Лесбии, отличающихся непосредственностью эмоций, искренностью и глубиной передачи чувств.
И ненавижу ее и люблю. "Почему же?" – ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я – и томлюсь.
Характерна для поэзии Катулла тема дружбы, друзьям своим он желает благополучия и успехов в любви. Катулл – основатель римской лирики. Он оказал влияние на развитие латинской поэзии сочетанием искренности чувств и совершенства поэтической техники, простоты и изящества.
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
Римская художественная культура периода империи (конец I в. до н.э. – 476 г. н.э.) достигла своего расцвета. В эту эпоху были созданы великие произведения науки и искусства, с которыми связаны имена историка Тита Ливия, архитектора Витрувия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация и других. Период правления императора Августа (27 г. до н.э. – 14 г н.э.) характеризуется как "золотой век" римской культуры. Художники ориентировались на великих мастеров Греции, внеся в естественность греческой классики рассудочность и сдержанность.
Рим в этот период приобрел облик, соответствующий престижу мировой столицы. Возводились храмы, мосты, акведуки, сооружались форумы, площади и т.д. Архитектура Римской империи отличалась чертами величия, великолепия и роскоши; она стала парадной и помпезной. Это характерно и для форумов – парадных общественных центров, возводившихся в городах Римской империи. Рядом с древним республиканским форумом были воздвигнуты форумы императоров (форум Траяна и другие). У входа на Римский форум была сооружена мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н.э.) в честь победы римлян в Иудейской войне. Арка служила основанием для скульптурной группы императора на колеснице. Большое место в жизни римлян занимали зрелища; строились театры и амфитеатры.
Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима – амфитеатр Флавиев, получивший название Колизея. Он вмещал 50 тысяч зрителей. Вокруг арены, имевшей эллиптическую форму, располагались трибуны с рядами зрительских мест, идущие друг за другом со значительным повышением. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м.) были разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Форма арены в виде эллипса наиболее полно отвечала требованиям проведения гладиаторских боев. Внешний вид Колизея исполнен суровой энергии. Это ощущение создается и огромными масштабами здания, и обобщением основных форм, торжественной ритмической мощью.
Грандиозностью замысла отличается Пантеон (ок.118 – 125 гг. н.э.) – "Храм всех богов". Он представляет собой круглое здание с большим залом, перекрытым бетонным куполом со световым отверстием наверху (так наз. "Глаз Пантеона"). Это самый большой в архитектуре древнего мира купол (диаметр 43,5 м.). Известен архитектор Пантеона Аполлодор Дамасский, создавший идеальный по гармоничности пропорций храм. Поражает убранство храма и его внешняя отделка.
Аполлодор Дамасский явился создателем знаменитого Форума Траяна одного из выдающихся архитектурных ансамблей Древнего Рима. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной сквозной колоннадой с входом Триумфальной аркой. В центре площади возвышалась статуя Траяна из бронзы, покрытая позолотой. Композицию завершал двор и храм Траяна.
Отличительной особенностью римской архитектуры уже в I в. н.э. было сооружение гигантских терм – общественных бань, рассчитанных на 2 – 3 тысячи человек, поражающих роскошью отделки из мрамора и мозаики. В их создании проявилось тяготение к грандиозности, присущей архитектуре и изобразительному искусству III – I половины IV вв.н.э.
В этот период формируются черты, символизирующие упадок империи, предвещающие романский стиль архитектуры западноевропейского средневековья.
Завершающим памятником этого времени была базилика [252] Максенция- Константина на Римском форуме (306 – 312 гг. н.э.). Это грандиозное сводчатое здание (площадь – 6 тыс. кв.м.), прямоугольное в основании, с открытым портиком на столбах с восточной стороны. После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых, в основном, заимствовались из античных базилик.
В эпоху империи получила дальнейшее развитие скульптура, ведущее место в которой по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства. Это явление связано с периодом правления Августа и получило название "августовского классицизма". В портретах этого направления отразился идеал строгой классической красоты, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Этот идеал нашел воплощение в парадных портретах в рост, исполненных сдержанности и величия. Такова мраморная статуя Августа из Прима Порта (нач. I в. н.э.); она изображает императора в роли полководца в панцире, с жезлом в руке. Август представлен в виде атлетически сложенного героя, его поза спокойна и значительна.
В эпоху правления династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев меняется стиль портрета в сторону большей помпезности. Устанавливается обычай обожествления личности правителя, что отражается в идеализации портрета. Но реализм в изображении лица сохраняется.
Постепенно (II в. н.э.) в портрете углубляется внимание к внутреннему миру человека, появляются черты одухотворенности, утонченности, гуманности. Значительна монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия (ок. 170 г.н.э.), вновь установленная в XVI в. по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме. Она впечатляет великолепием пластических форм. Марк Аврелий, проведший жизнь в военных походах, изображен в тоге-одежде римлянина, без императорских отличий и являет собой воплощение гражданского идеала и гуманности.
Третий век – эпоха расцвета римского портрета, освобождающегося от традиционных идеалов и обнажающего самую сущность портретируемого. Так, портрет императора Каракаллы отличает психологическое проникновение в его сложный внутренний мир, исполненный драматического напряжения.
Поздний период развития портрета отмечен силой выражения характера, огрублением облика, повышенной духовной экспрессией. Ярким воплощением образа "варварского" Рима, эпохи "солдатских императоров" стал портрет Филиппа Аравитянина – сына разбойника, ставшего императором. В его асимметричном лице, грозном взгляде – выражение храбрости, твердого характера, но и настороженности, подозрительности.
Образ человека в портрете утрачивает гармонию физического и духовного начал, характерную для античного мира. Формируются черты средневекового искусства.
В этот период портрет получает развитие и в живописи. О характере живописных образов (их сохранилось немного) дают представление фаюмские портреты I – III вв. н.э., названные по месту нахождения в некрополе оазиса Эль-Фаюм, в восточной римской провинции Египте.
Фаюмские портреты испытали воздействие эллинистически-римского искусства, они сохраняли и культовое назначение, что говорило о традиции древнеегипетского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забинтованную мумию или в расписную пелену с изображением Осириса. Портреты отличает естественный поворот головы, живописная лепка объема, яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели. Точно воспроизводятся этнические черты народов, населявших тогда Египет. Таковы "Портрет молодой женщины", "Портрет молодого человека с бородкой, в золотом венке", "Портрет пожилого римлянина" и др. (I – II вв. н.э.), разнообразные по рисунку, живописному мастерству.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную, опустел разграбленный варварами Рим (IV – V вв. н.э.). Но изобразительное искусство Древнего Рима, его гуманистические традиции продолжали жить, вдохновляя мастеров последующих эпох.
"Золотым веком" римской литературы называют период ее развития в эпоху становления империи и принципата (между смертью Цезаря – 44 г. до н.э. и смертью Августа – 14 г.н.э.).
Самыми выдающимися поэтами, входившими в литературный кружок во главе с ближайшим сподвижником Августа Меценатом, были Вергилий и Гораций.
Публий Вергилий Марон (70 – 19 гг. до н.э.) создал три крупных произведения:" Буколики " ("Пастушеские стихотворения"), дидактическую поэму " Георгики " ("О земледелии") и эпическую поэму " Энеида " – самое значительное свое произведение.
Стремясь создать общенациональный эпос, Вергилий обратился к поэмам Гомера, располагая материал по гомеровской схеме (I часть – бегство Энея из гибнущей Трои и его приключения до прибытия в Лациум; II часть подготовка к сражениям, бои Энея и его союзников с противником, подвиги Энея и его победа над Турном). I часть перекликается с "Одиссеей", а II – с "Илиадой".
Героическая поэма "Энеида", прославлявшая историческую миссию Рима, справедливой властью умиротворяющего весь мир, явилась образцом для национальных эпопей новоевропейской поэзии: Т. Тассо, Л. Камоэнса, Вольтера, М.М. Хераскова и других
Квинт Гораций Флакк (65 – 8 гг. до н.э.) писал "Эподы", "Сатиры", "Оды" и "Послания". " Эподы " – сборник стихотворений, написанных ямбическим размером, в которых раскрываются современные для поэта темы. В них звучат мотивы разоблачения отдельных моментов действительности. С особой силой – осуждение гражданских войн, расшатывающих былое могущество Рима.
" Сатиры " Горация представляют собой произведения на морально-философскую тематику. Высказывая свои принципы, Гораций критикует человеческие пороки и недостатки, проповедует "философию умеренности". Сатира Горация лишена резкости и обличительной силы, она имеет характер проповеди добродетели и мудрости.
" Оды " – наиболее известные произведения Горация. Это сборник лирических стихотворений, состоящий из четырех книг. Философские мотивы "Од" Горация связаны с прославлением наслаждения радостями жизни: любовью, благами и красотами природы, радостями сегодняшнего дня ("лови день", "пользуйся настоящим, не думая о будущем"). Все это сочетается с проповедью "довольства малым" и умения держаться "золотой середины" (Ода к Лицинию).
Теме дружбы посвящено стихотворение "К Помпею Вару", переведенное Пушкиным. Многие оды Горация посвящены прославлению Октавиана Августа, его политической деятельности. Но наиболее известным, оказавшим влияние на мировую поэзию, явился знаменитый " Памятник ", тема которого бессмертие поэта и его труда – нашла воплощение в творчестве Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и других.
Наряду с официальным направлением в римской поэзии развивается оппозиционное, культивировавшее жанр римской любовной элегии. Наиболее ярким представителем этого направления явился Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.). Любовная тематика в шутливом плане раскрыта в его дидактической поэме "Наука любви". Позже к ней дописано шутливое стихотворение "Лекарство от любви".
Наиболее значительными произведениями явились поэмы " Метаморфозы " ("Превращения") и " Фасты " ("Календарь"). В "Метаморфозах" Овидий обращается к богатому мифологическому материалу (пересказано около 250 различных мифов), оформленному композиционно в стройное произведение. Начинается поэма с мифа о сотворении мира, а заканчивается превращением Юлия Цезаря после его смерти в звезду. Наряду с богами и героями в поэме действуют простые люди. Таковы старики Филемон и Бавкида благочестивая супружеская чета из Фригии, вознагражденная Зевсом за доброту и гостеприимство долголетием. Таковы и юные влюбленные Пирам и Фисба, погибшие из-за невозможности жить и любить друг друга; их кровью окрасились плоды тутового дерева, с той поры сохраняющие красный цвет. Среди "Метаморфоз" Овидия – миф о самовлюбленном Нарциссе, превращенном в цветок, о Пигмалионе, изваявшем из слоновой кости статую, которую оживили боги: так полюбил ее скульптор.
Все эти мифы о превращениях имеют у Овидия свое философское обоснование: поэт опирается на теорию Лукреция ("изменяется все, но не погибнет ничто") и на учение Пифагора о переселении душ.
Одним из известнейших римских поэтов был Децим Юний Ювенал (ок.60 –140 гг. н.э.), писатель-сатирик, имя которого вошло в историю мировой культуры. Им написано 16 сатир, где резко критикуются пороки высшего римского общества, политическое и социальное неравенство, жестокость императоров, льстивое угодничество приближенных. Он возмущается мифологическими темами в искусстве, требует, чтобы предметом поэзии была жизнь людей, их поступки, их заботы. Ювенал – создатель подлинно обличительной сатиры.
Выдающим историком и писателем Рима был Публий Корнелий Тацит (55 – ок. 120 гг.). Его литературное творчество представлено различными по жанру произведениями:
"Диалог об ораторах", "Жизнеописание Юлия Агриколы", "Германия" ("О происхождении, положении, нравах и народах Германии") и двумя крупными историческими сочинениями – " Истории " и " Анналы " ("Летопись"), где автор с замечательной художественной силой и глубиной аналитического проникновения в конфликты действительности описывает кровавую борьбу за власть, правление римских императоров (Тиберия, Нерона и др.), их взаимоотношения с сенатом, обществом и т.п. Резко критикуя деспотизм императоров, утверждая "доблести", культивировавшиеся в республиканском Риме, Тацит в то же время признавал историческую неизбежность римского принципата.
Из поздних римских писателей следует отметить Апулея. Он автор романа "Метаморфозы", получившего впоследствии название " Золотой осел ". Сюжет романа основан на превращении героя романа Лукия в осла, который, попадая в руки разных владельцев, становится свидетелем грязных людских дел. Апулей обнажает произвол богачей и высших чиновников, показывает бесправное положение мелких землевладельцев в римской провинции.
Роман интересен и вставными эпизодами, имеющими фольклорную основу. Такова известная сказка об Амуре и Психее, символизирующая странствия человеческой души, жаждущей слиться с любовью. Роман имеет значительную культурно-историческую и художественную ценность, содержит правдивые и яркие зарисовки жизни провинции, описания религиозных культов, наблюдения над театральным искусством. Языковые, стилистические и композиционные особенности произведения создают роману художественное своеобразие и обусловливают его место в истории культуры.
Историческое значение античной культуры состоит в ее основополагающем влиянии, оказанном на развитие культуры других европейских народов, настоящее познание которой невозможно без знакомства с античной культурой. Так, писатели и художники эпох Возрождения и классицизма использовали античные темы и образы, стремились своим произведениям придать сходство с античными, в которых видели эталон прекрасного. К светлому источнику античного искусства обращались и художники последующих эпох. Так, в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина мы встречаемся с многими славными античными именами: Гомером, Феокритом, Вергилием, Ювеналом, Овидием и другими все они воспитали не только героя пушкинского романа, но оказали влияние на самого великого русского поэта. Вся европейская поэзия формировалась под влиянием античной традиции; поэтические размеры и ныне носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство античности – это фундамент, на котором выстроилось здание европейской художественной культуры.
Дух человечности и свободолюбия, вечные, общечеловеческие этические и эстетические принципы античной культуры и сегодня не застывшие в неподвижности слепки, а полные жизненной силы идеи и образы, способные активно участвовать в культурном процессе нашей эпохи.