Человек – творец культуры. Культура и творчество – понятия неотделимые.
Творчество – это деятельность, нечто качественно новое, неповторимое, отличающееся оригинальностью и уникальностью. Творческая деятельность специфична для человека; она направлена на познание и преобразование действительности, на развитие культуры.
Человек как «производитель» культуры творчески порождает новые культурные формы. Акт творчества может состояться в определенных социальных условиях. Научное и художественное творчество обусловлено не только талантом и гением его создателей, но и культурной обстановкой того или иного периода развития общества. И в этом плане можно проследить интересные процессы. Для плодотворного творчества необходима свобода мнений, творческих дискуссий, возможность получения информации и т.п. Но и отсутствие этих условий нередко порождает высокий уровень рефлексии, что ведет к появлению великих произведений научного и художественного творчества.
Н.И.Кибальчич[233] на стене тюремной камеры перед безвременной трагической гибелью нарисовал контуры реактивного аппарата.
Т.Г.Шевченко, ссыльный солдат, лишенный права писать и рисовать, создал в это страшное десятилетие замечательные поэтические и графические произведения. Н.Г.Чернышевский написал роман «Что делать?» в Петропавловской крепости. В условиях жесточайших гонений А.И.Солженицын создал поражающие обнаженной правдой художественные и документальные произведения: «Архипелаг Гулаг», «Красное колесо», «В круге первом» и другие. Примеров можно привести бесконечное множество.
Именно с творческой способностью человека связан культурогенез, представляющий собой порождение новых культурных форм и их внедрение в существующие культурные системы, создание новых культурных систем. Так происходит постоянное самообновление культуры. Существенную роль в процессе культурогенеза играет творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах деятельности человека.
Феномен творчества исследуется как в философском плане (собственно природа творчества, его сущностная характеристика), так и в психологическом (анализ механизма творческого процесса). В многочисленных трудах рассматриваются стимуляторы творчества, различные факторы, обусловливающие творческую деятельность человека. Но сам феномен творческого прозрения, эвристического озарения, поэтического вдохновения остается загадкой.
Отмечаются различные мотивации творчества:
- социальный заказ, основанный не только на внешних предпосылках, но и на «внутреннем социальном конфликте»[234], стимулирующем выработку новых социальных теорий, новых способов социального устройства и взаимодействия между людьми;
- интуитивное прозрение специалиста (ученого, художника и т.п.), увидевшего в неожиданном ракурсе логику развития научной теории, технической задачи, художественного образа и т.п.
Как происходит это прозрение? Современный культуролог А.Я.Флиер делает вывод: «за этим стоит… перманентная неудовлетворенность личности той схемой упорядочения представлений о бытии, которое доминирует в обществе, одной из форм преодоления которой становится формирование собственной (не согласованной с социумом) альтернативной модели подобной упорядоченности, построенной на иных основаниях и опредмечиваемой в конкретном произведении (художественном, интеллектуальном, техническом)»[235].
Стимулятором творческого вдохновения могут быть профессиональные, личностные амбиции, различные комплексы и др. Несомненно одно: творчество является высоко эмоциональным актом, аккумулирующим и дающим «разрядку» человеческим эмоциям.
В историю вошел эпизод, связанный с творчеством Архимеда: при открытии им основного закона гидростатики, названного впоследствии его именем, он воскликнул: «Эврика!» – выражая радость и счастье исследователя, удовлетворенного своим открытием. Известно, что А.С.Пушкин, закончив в Михайловском, где он был заключен в «северной» ссылке, трагедию «Борис Годунов», воскликнул с ликованием: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». В этом восклицании – не только гордость и удовлетворение создателя первой русской реалистической трагедии, но и непередаваемое на языке логики чувство победы: его сослали, изолировали от мира, но он это превозмог, в акте творения сумел подняться на недосягаемую высоту, создав бессмертное произведение.
В стихотворении «Элегия», размышляя о своей жизни, Пушкин писал о том счастье, что давало ему творчество:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Такова особенность художественного творчества: его способность быть источником глубоких и ярких переживаний.