Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек как потребитель культуры.




Процессы эволюции культуры и развития человека неразрывно взаимосвязаны, взаимообусловлены. В ходе формирования личности происходит ее приобщение к культуре, что требует от человека целенаправленных усилий, активности, избирательности его действий, а это ведет к формированию индивидуальной культуры. В своей социальной практике, во взаимодействии с другими людьми человек «потребляет», использует нормы и правила данного социума, культурные навыки, язык и символы коммуникации, накопленные знания, достижения искусства и т.д.

Таким образом, культура влияет на развитие внутреннего мира человека, обусловливает глубину его постижения окружающей действительности, широту кругозора, духовность личности. Уже при рождении человек погружен в мир культуры.

Формируясь, оперативно реагируя на социальные требования, сознавая их моральный, этический и эстетический смысл, человек учится принимать решения, делать свой нравственный выбор. В этом процессе он опирается на определенную культурную традицию, которую он соотносит со своими потребностями (природными и социальными). Важно отметить, что и природные потребности человека определяются культурой. Удовлетворяя свои потребности, человек руководствуется социальными «табу» (запретами), социальным контролем, т.е. «потребляет» принятые в обществе нормы и правила.

Особое значение в этом процессе имеет установившаяся в обществе система ценностей. Выбирая возможный способ удовлетворения своих потребностей, человек отдает предпочтение тому, который в принятой системе ценностей стоит особенно высоко. Именно ценности являются регуляторами человеческих стремлений и поступков, определяют способы и средства удовлетворения потребностей. Это относится и к тем ценностям, которые всеми признаны, но к которым не все стремятся, и к тем, к которым стремятся, но они не всеми признаются. (Ранее уже шла речь о молодежной субкультуре).

Живя в обществе, человек усваивает, «потребляет», опираясь на систему ценностей, «образцы» поведения. Это создает определенную устойчивость жизни, регулирует, упорядочивает ее движение. Нарушение этих норм, отступление от установленных моделей[231], нежелание «потреблять» культурные навыки (в широком смысле этого понятия) ведет к срывам, правонарушениям, нередко к конфликтам личности и общества.

Но активное «потребление», овладение нормами культуры может привести к иным противоречиям: к дезадаптации личности к быстро изменившейся культурной среде. Человек продолжает следовать старым, прочно освоенным им стереотипам, а это ведет к тому, что он не может найти своего места в новых условиях. Именно это явление наблюдается в наше время в постсоветском обществе: люди, сформировавшиеся в советскую эпоху, зачастую не могут адаптироваться к кардинально изменившимся условиям, ибо твердо, органически усвоенные ими нормы не могут быть реализованы в период модернизации.

Усваивая, «потребляя» культурные ценности и нормы, человек формируется как культурно-историческая личность. Культурология определяет формальные критерии индивидуального уровня культурного развития:

- степень, широта, качество образованности;

- объем, богатство социокультурного опыта и эффективность выбранных способов его реализации;

- качество, глубина овладения индивидом нормами, ценностями, идеалами[232].

Так формируется нормативно-ценностная модель личности, в которой сосредоточиваются знаковые для данного общества черты и качества.

Выделяется несколько типов «культурности» личности:

- тип «низкой культуры», характеризующийся случайными, хаотичными контактами человека с культурными ценностями и нормами, не имеющими существенного значения в его жизни;

- тип потребительского отношения к культуре, когда «потребление» культурных ценностей принимается в буквальном смысле: отождествляется с комфортом, развлечением, наслаждением;

- «смешанный тип», связанный с неразборчивым отношением к культурным ценностям;

- «высокомерный тип», определяющийся приоритетом духовных ценностей, четким знанием критериев, норм, ценностей и идеалов, объективностью и взвешенностью оценок, активностью и избирательностью в выборе культурных феноменов и идеалов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1044 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.