Знаменательные выводы делает в своей работе «Социальная лингвистика» современный исследователь Н.Б.Мечковская: «Принцип равноправия народов в повседневной жизни гражданского общества означает, что каждый его член не только лоялен к людям других национальностей, но сознает общую опасность всякого иного отношения. Он сознает, что лозунги, построенные по схеме «Фингалия – для фингальцев! – это всегда фашизм, что «исторические» аргументы в территориальных спорах («кто раньше поселился») ведут только к тупикам и крови, что ущемление прав меньшинства рождает цепную реакцию несправедливостей, разрушающую право»[197].
Этническая и национальная культура. Этническая (народная) культура – наиболее древний слой национальной культуры, охватывающий, в основном, сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, народной медицины, фольклора и т.д.
У каждого народа есть свои этнические символы (кимоно у японцев, клетчатая юбка у шотландцев, «рушник» у украинцев, самовар у русских и т.д.), характерные жанры народного творчества (думы у украинцев, былины у русских, саги у ирландцев и т.д.), традиционные блюда национальной кухни (овсяная каша у англичан, хот-дог у американцев, спагетти у итальянцев, борщ у украинцев, «дары моря» у японцев, «щи да каша» у русских и т.д.). У каждой этнической группы есть и свойственные только ей черты характера: предприимчивость у американцев, рационализм у немцев, эмоциональность у итальянцев и т.д.
Национальная культура ¾ более сложное образование. «Энциклопедический словарь по культурологии» дает следующее определение: «Национальная культура ¾ разновидность субкультуры [198], совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого существа в той или иной стране, государстве»[199].
Этническая культура – исходное начало национальной. Но национальная культура не сводится к этнической. Ее богатство формируется на основе письменности и образования, воплощается в социально-политическом и технологическом развитии общества, литературе и искусстве, философии и науке.
Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов и образов для искусства и т.д. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении, в изменении. И чем более открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные – их нивелируют[200]. Культурный процесс, развитие науки и техники – все это сближает народы, стандартизирует условия их жизни.
Люди разных народностей, стран и континентов пользуются одной и той же техникой, пьют одни и те же лекарства, ездят на машинах одних и тех же марок, смотрят передачи телевидения и даже – одни и те же фильмы и т.д. Приобщение к благам цивилизации ведет к утрате национальной специфики. Тем важнее развитие искусства, художественной культуры, воплощающей в художественных образах национальные традиции, черты национального характера.
Этнокультурные стереотипы. В процессе формирования культуры формируется обобщенное представление о типических чертах, характеризующий какой-либо народ. Подобные представления носят название «этнокультурные стереотипы». Стереотипы понимаются как характеристика народа в целом, но она относится и к каждому представителю этого народа, определяя особенности его личности. Примеры этнокультурных стереотипов: «немецкая аккуратность», «китайские церемонии», «африканский темперамент» и т.д. Различают два типа этнокультурных стереотипов: автостереотипы – представления людей о собственном народе, гетеростереотипы – представления о другом народе.
Автостереотипы являются частью национального самосознания. Они влияют на формирование общих нормативов поведения, которым следует человек как представитель народа, что способствует его объединению и самоутверждению. Нередко в автостереотипе народ возвышает себя, вносит в него положительное начало (трудолюбие, взаимопомощь, мужество и т.п.). Но есть и другая сторона: ссылками на стереотипы люди стремятся иногда оправдать свои недостатки (русское «авось да небось» и т.д.).
Гетеростереотипы более критичны, чем автостереотипы. Нередко они являются источниками национальных предрассудков и предубеждений («они не такие, как мы», т.е. они хуже нас). Вот некоторые примеры. Европейца шокирует улыбка японца, который говорит о печальных вещах, что дает повод обвинить японцев в бездушии. Но эта улыбка свидетельствует о том, что японец не считает возможным обеспокоить собеседника своими проблемами. Оживленная жестикуляция итальянцев способствует взаимопониманию собеседников; для нас же это – признак их темпераментности, экспансивности и т.д.
Нередко стереотипы эмоционально окрашены и выражают симпатии или антипатии, причем одни и те же признаки получают разные оценки (ум – хитрость, настойчивость – упрямство, бережливость – скупость и т.д.).
Этнокультурные стереотипы, независимо от своей истинности и правильности, являются неотъемлемым элементом каждой культуры, оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на национальное самосознание и межнациональные контакты[201].