Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ТЕМА 7. Национальные культуры




Народ, этнос, нация. Что объединяет людей в народ? Что определяет принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ?

Объединяющей и цементирующей силой является его история, которая сохраняется в социальной памяти, в культуре. Исторический подход обусловливает необходимость понятие «народ» в двух контекстах:

- народ как этническая (этногенетическая) общность;

- народ как этносоциальная общность.

Этнос [191]– социальная группа, членов которой объединяет этническое [192] самосознание, которое формируется на основе его представлений о своем происхождении, о генетической [193]связи с другими представителями этой группы. Теория этногенеза, разработанная Л.Н.Гумилевым[194], воссоздает картину формирования этноса в ходе исторического развития, создания этнических групп, стабилизации этноса и его дальнейшей судьбы.

Можно выделить следующие этнообразующие факторы (по А.И.Кравченко, Культурология, М., 2000):

- кровное родство – единство происхождения от одного предка;

- устойчивая межпоколенная преемственность;

- единство территории;

- единство языка;

- общность исторической судьбы;

- общая культура и традиции;

- общее самосознание (этническая идентификация).

Значительные части этноса, проживающие на территории других государств, образуют диаспоры (от греч. diacpora – рассеяние), формирующиеся за счет миграции, вызванной различными причинами: насильственное выселение, угроза геноцида, иные социальные факторы.

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различные социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам – государственно-политическим, экономическим, религиозным и т.п. Возникают этносоциальные общности. Именно такой этносоциальной общностью является нация [195], которой свойственна общность территории, экономической жизни, общность языка, черт психологического и духовного обмена, проявляющихся в общности культуры.

Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля – системы знаковых средств, известных всем ее представителям (язык, символика, традиционные формы поведения и т.д.) и обеспечивающих их взаимопонимание и взаимодействие.

В ходе исторического развития формируется этническое и национальное самосознание. Но если этническое зависит от происхождения и не меняется в связи с изменением, например, места жительства, то национальное определяется включением в семиотическое поле культуры. В процессе миграции человек может оказаться в другой стране, в поле действия иной культуры, и от него зависит, сохранит ли он свою национальную культуру или ассимилируется с новой. Особенно остро эти проблемы возникают в многонациональных государствах, например, в США.

Отметим в этом плане в Крыму, где проживает более 150 этносов и с древнейших времен функционируют различные культуры. Здесь особое значение приобретает феномен диалога культур (об этом смотрите в последней главе книги).

И сегодня звучат актуально принципы, сформированные И.А.Бодуэном де Куртенэ, языковедом и культурологом конца ХIХ – начала ХХ вв.[196]. Он считал, что государство не должно быть ни национальным, ни религиозным, ни сословным, ни партийным. Оно должно состоять из территориальных (экономико-географических) автономных образований, но национальных или национально-территориальных образований быть не должно. Ученый утверждал, что люди любой национальности должны иметь возможность решать все свои культурные и иные вопросы.

В настоящее время созданы организации, призванные решать национальные конфликты: Организация объединенных наций, Комиссия ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации и другие. Приняты основополагающие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсинский акт (1975), Парижская хартия (1990) и др. В этих документах воплощаются идеи Бодуэна де Куртенэ.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2316 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.