Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ТЕМА 6. Историческая типология культуры




Современная наука датирует начало процесса антропогенеза (а с ним – социогенеза и зарождения человеческой культуры) временем в 2,5-1,7 млн. лет назад, а его завершение – периодом примерно между 50 и 30 тысячелетиями. По Тайлору, «развитие культуры в значительной степени совпадает с переходом из жизни дикой через варварскую к цивилизованной» [175]. Современная культурология выделяет два основных периода: архаический (первобытный) и цивилизованный. Между ними – переходный этап так называемой «неолитической» или «аграрной» революции, характеризующейся появлением сельскохозяйственной экономики, семьи, частной собственности и государства.

Существует ряд подходов к проблеме периодизации цивилизационно-исторического периода в развитии человечества[176]:

- бронзовый век – железный век (по археологической цивилизации);

- период великих цивилизаций древности – период «осевых» цивилизаций (по критерию К.Ясперса);

- языческий – христианский периоды (по периодизациям, тяготеющим к библейской точке зрения, например, у Гегеля или С.М.Соловьева);

- традиционное общество – современное общество (в различных социологических теориях «модернизации»);

- докапиталистические общества – капитализм (в формационной теории К.Маркса);

- рабовладельческий строй – феодализм – капитализм (в истмате);

- Восток – Запад (по типологическому критерию целого ряда философско-исторических и сциентистских [177]теорий; в рамках некоторых из них эта оппозиция принимает форму триады, например, у Гегеля: Восток – античный мир – христианско-германский мир; у Чадаева, Вл. Соловьева, Н.Бердяева: Восток – Запад – Россия);

- Ближний Восток – Китай – Индия – Западная Европа (по типологическому критерию ряда современных концепций, восходящих к М.Веберу);

- Нормальные цивилизации – цивилизация – отклонение (Р.Генон, М.К.Петров).

Анализ этих подходов, позиций крупнейших философов позволяет сделать выводы об исторических типах культуры, которые характеризуются в соответствии с развитием философии.

Это «доосевые» (дофилософские) и «осевые» (философские) культуры. Хронологическая грань, разделяющая их, – середина 1-го тыс. до н.э.

Каждый из этих исторических типов культуры, в свою очередь, представлен двумя типами:

1) архаика (первобытные культуры) и цивилизация (великие культуры древности бронзового века),

2) культуры Востока и Запада.

Рассмотрим исторические типы культуры подробно.

1. Доосевой (именной) тип. Рассматривая первую историческую форму культуры – архаику, следует выделить два ее основных значения.

1.Историческая специфика:

- то, что преодолевается и устраняется в процессе развития человеческого общества в хозяйственно-экономическом, социальном, политическом и духовном отношениях;

- с другой стороны, то, что навсегда остается в человеческой культуре, что впервые приобретено именно в начальную историческую эпоху человеческого существования.

В первом случае имеется в виду то, что характеризует понятие «первобытная культура». Во втором случае – то, что составляет сущность культуры вообще, ее первооснову, что получило воплощение во всех последующих этапах ее развития.

По-разному оценивали эти вечные устои и основания различные мыслители. Просветители считали основным – человеческий разум; романтики и иррационалисты – волю к жизни или религиозное чувство; Гегель – разум и свободу; Маркс – трудовую деятельность, создание орудий труда; Вл. Соловьев – нравственность (по Соловьеву, она имела религиозный, альтруистический[178] и аскетический[179] аспекты); ряд культурологов ХХ в. – символические формы, в том числе язык.

Именно в этот период происходят процессы, связанные с обузданием зоологических инстинктов и формированием собственно человека культурного, создающего искусственно те средства (орудия труда и т.п.), которые обеспечили его выживание и развитие, а затем и формирование общества.

Первобытная культура и культура возникающих обществ-цивилизаций, по концепции М.К.Петрова, находит проявление в трех так называемых именных типах:

- лично-именной (охотничье, первобытное общество);

- профессионально-именной (традиционное земледельческое общество, «развивающееся» общество);

- универсально-понятийный (общество европейской культурной традиции)[180].

Именной тип культуры означает «вступление в имя», т.е. приобретение вместе с именем всего комплекса социальных нагрузок, которые и обусловливали процессы социализации личности. Особенность этого явления – несовпадение мотивации индивидуального действия и системы социальных оценок, что ведет к рефлексии [181] и выбору. Творчески реагируя на социальные требования, человек делает свой нравственный выбор. Его поступки, являющиеся следствием выбора, свидетельствуют об уровне его внутренней и внешней культуры, ибо внешняя (поступки, действия) представляет собой реализацию внутренней.

Исторический тип культуры, в том числе именной, создает средства освоения, хранения, передачи и обновления коллективного человеческого опыта, всех его составляющих: информационной, нормативной, ценностной и практической.

Лично-именному и профессионально-именному типам соответствуют такие структуры, как род и община – в первобытных обществах и система сельских общин и государство – на стадии цивилизации. В плане духовной культуры первобытным обществам соответствуют ранние религиозные культы, а формирующимся обществам-цивилизациям – политеистические [182] религиозные системы (например, «олимпийская» система у древних греков).

Для лично-именного типа характерен домифологический тип мышления, для профессионально-именного типа – мифологический способ мышления. В развитых цивилизациях он образует основу «мировоззренческих структур, но не преодолевается – вплоть до интеллектуальной революции в «осевую» эпоху»[183].

Таким образом, лично-именная и профессионально-именная культуры являются двумя историческими формами единого культурного типа.

По ряду концепций (Гегеля, Маркса, Шпенглера, Тойнби и др.), грань между первобытными обществами и цивилизациями является основной. Различие между доосевыми и осевыми культурами для них незначительно.

2. Восток. В центре внимания ученых, разрабатывающих эту концепцию, находится история и культура еврейского народа, Китая, Индии и арабо-мусульманского мира. На основе открытий памятников древних цивилизаций Ближнего Востока (ХIХ в.), древней цивилизации Южной Индии (ХХ в.) появились труды классиков востоковедения Г.Масперо, Эд.Мейера, Б.А,Тураева и др. Основное внимание в них обращено на описание и характеристику культурной, религиозной и политической истории древних цивилизаций. Распространение получили несколько концепций:

- концепция феодального характера древневосточных обществ;

- концепция рабовладельческого общества;

- идея об азиатском способе производства в странах Востока.

Западноевропейским мыслителям Восток представлялся загадочным и более или менее единым на европейском фоне. Сформировались различные представления о характере и о роли культуры Востока.

Г.Гегель, Вл.Соловьев (философско-историческое осмысление) представляли Восток в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества («деспотия», «свобода одного» как первый шаг к свободе – у Гегеля, символ «бесчеловечного» Бога – у Соловьева).

Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби (теория замкнутых культур и локальных цивилизаций) представили Восток как «россыпь» самобытных культурно-исторических образований.

Современные типологические схемы, восходящие к М.Веберу, осознают китайскую, индийскую и ближневосточную цивилизацию в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры и общества, наряду с европейской. Существенно переосмыслен смысл парадигмы [184] «Восток – Запад». Вместо представления об их диалектической взаимосвязи (единство противоположностей) установилось мнение о традиционности цивилизации Востока и отклонении от традиции западного способа цивилизационно-исторического существования.

Исходя из этой концепции, именно «Восток, в широком смысле слова, стал колыбелью мировой Цивилизации и человеческой культуры» (Л.С.Васильев)[185]. Характерные черты всех локальных социокультурных образований Востока – стремление к сохранению веками выработанной «жесткой нормы», устойчивого социального порядка и сложившихся религиозных и моральных стандартов поведения.

Несмотря на различные интерпретации сущности и роли восточных цивилизаций, можно считать установившимся положение: «в современном мире мы видим, с одной стороны, цивилизации, оставшиеся стоять на традиционных позициях, – таковы цивилизации Востока; с другой стороны – откровенно антитрадиционную цивилизацию современного Запада» (Генон)[186].

Л.С.Васильев в работе «История религий Востока»[187] выделяет три структуры из всего многообразия восточных цивилизаций: китайскую, индо-буддийскую и арабо-исламскую. Сходной позиции придерживается Р.Генон. Свое отношение к данной классификации дает Л.И.Седов[188].

3. Запад.

В отличие от восточных культур европейская (западная) имеет своеобразную последовательность эпох развития цивилизации, которая зародилась в бассейне Эгейского моря на основе крито-микенской культуры:

- классическая эллинская культура;

- эллинистически-римская ступень;

- романо-германская культура европейского средневековья;

- новоевропейская культура.

У Гегеля и Тойнби две первые и две последние ступени объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические формы: античный и западный миры.

Для К. Маркса европейские античность и средневековье составляют вместе с обществами Востока единую докапиталистическую ступень исторического развития, за которой следует универсально-капиталистическая эпоха Нового времени.

В центре европейской (западной) цивилизационной традиции находится человек. По определению М.К. Петрова, это «человек – общество, человек – государство, человек – мировоззрение, действительно целостная личность, свободная и самостоятельная в мыслях, словах и поступках, Одиссей» [189]. Знаменательно, что начинают и завершают пути, пройденные европейской духовной культурой, «Одиссея» Гомера и «Улисс» Джойса; «вместе с Одиссеями в европейскую культуру вошли и закрепились в ней рынок и демократия, гражданское общество и свободное личностное мировоззрение»[190].

Определяющими моментами в развитии духовно-мировоззренческой сферы явилась философия и наука как специфическая форма познавательной деятельности. В связи с этим нередко выделяют два крупных периода в движении европейской культуры:

- от середины I-го тыс. до н. э. до ХVII в.;

- период ХVII – вв., для обозначения которого используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации.

Первый период, как правило, делят на следующие эпохи: античную (греческую и римскую) культуры, культуру эпохи средневековья и культуру эпохи Возрождения.

В рамках второго периода выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культуру конца ХVIII начала ХIХ в. Это период буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Африке, время утверждения капитализма.

Вторая половина ХIХ-ХХ в. – эпоха техногенной цивилизации. Происходит все более широкий охват ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. Современная западная культура оценивается то в русле «Заката Европы» (Шпенглер), то в оптимистическом и явно европейском духе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 692 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.