Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ТЕМА 4. Основные функции культуры




Философское содержание понятия «функция» состоит в следующем: «Внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений».[143]Общественные науки рассматривают функцию как предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Можно анализировать функции отдельных элементов культуры (языка, науки, искусства) по отношению ко всей системе культуры. Но прежде всего следует рассмотреть функции культуры в целом по отношению к обществу.

Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию [144] человека к окружающей среде.

В процессе биологической эволюции, благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, происходит адаптация различных видов живых существ к среде своего обитания. Однако адаптация человека происходит иначе.

Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной биологической ниши. По утверждению одного из основателей культурантропологии А. Гелена, человек является «незавершенным», «неопределившимся», «биологически недостаточным» животным. Его биологическая организация не приспособлена к устойчивой форме животного существования. Поэтому человек, чтобы выжить, должен создавать вокруг себя искусственную культурную среду, «защитные слои» – формы культуры, особенности которых обусловлены природными условиями жизни этноса.

При помощи искусственно созданных орудий труда, источников энергии, оружия, медикаментов и т. д. человек безмерно увеличил свои возможности, связанные с «защитной функцией» культуры – способностью приспособления к окружающему миру.

Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Но на смену одним неблагоприятным факторам, которые при помощи технического прогресса человеку удалось устранить, приходят другие. Вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества. Войны, терроризм, религиозные распри, безрассудное истребление природы, отравления и т. д. – это как бы оборотная сторона культурного прогресса. Так функция сопровождается дисфункцией. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать собственную природу, свою духовную жизнь. Поэтому будущее человечества полностью определяется тем, как и в каком направлении будет оно развивать свою культуру

Креативная функция. Термин «креативная» происходит от лат. сreatio – созидание. В ходе развития культуры человек осваивает мир, расширяет среду своего обитания. Он исследует законы развития природы, каталогизирует виды животных и растений, расщепляет атом, определяет типы элементарных частиц, осваивает космическое пространство. В то же время человек познает себя, погружается в глубины своей души, овладевает внутренними силами психики, вырабатывает сложные системы психотехники и т. д. Так, удовлетворяя свою страсть к познанию, человек познает и осваивает мир, а культура осуществляет креативную функцию преобразования и освоения мира.

Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения, она есть условие и результат общения людей.

Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. На ранних этапах антропогенеза это были жесты и звуки, затем – членораздельная речь, предоставившая человеку широкие возможности передачи разнообразной информации. Следующим этапом явилось создание специальных средств связи. И здесь мы наблюдаем поразительную эволюцию: от первобытных сигнальных барабанов до системы Интернет.

В результате развития средств массовой коммуникации (СМК) чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной личности с другими людьми. Есть и другая сторона проблемы: с развитием культуры совершенствуется внутренняя сторона коммуникации. Возрастает значимость духовных и психологических факторов, в общении вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию, сопереживанию.

Сигнификативная функция неразрывно связана с коммуникативной. Она означает придание значений и ценностей различным явлениям и вещам, окружающим человека (sign – англ. знак). Осваивая мир, человек охватывает сеткой значений определенные области природы, которые становятся частью культуры. Так, звездное небо, войдя в круг мифологических представлений, став объектом астрономических теорий, небесных карт, пространством для полета космических кораблей, вошло в круг культурных явлений. На протяжении тысячелетий естественные явления мифологизировались, получали свои названия, затем – физико-химические характеристики и тем самым вовлекались в культурный оборот.

Так человек, расширяя сферу культурного освоения мира, расширяет и область обозначаемых предметов, определяет их ценность, что находит воплощение в мифах, философских системах, научных теориях, искусстве.

Интегративная функция. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. У членов социальной общности формируется чувство принадлежности к одной культурной группе, что является важным условием крепости государства.

Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера связывает различные народы, составляющие «христианский мир» или «мир ислама», «мир буддизма».

Все большую интегративную роль приобретает наука. На Земле распространена единая научная символика (язык математики, физики, химических формул, географических карт и т. д.), используются одни и те же образцы техники. Объединяющая функция науки неизмеримо возросла с развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным научный обмен между учеными всех стран, научных школ и т. д.

Интегративная функция культуры имеет в то же время сложный, противоречивый характер. На Земле возникали и существуют в наше время различные культуры, что нередко затрудняет общение людей и их взаимоотношение.

Солидарность между представителями одной культуры может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». История дает нам множество примеров религиозных войн, столкновений государств и народов, имеющих различные представления об общественном устройстве, и т. д.

Но различие между культурами совершенно не обусловливает их конфликтных отношений. История дает и иные примеры: диалог культур, их взаимодействие и взаимопроникновение. Особенно актуальными эти тенденции становятся в наше время – в эпоху спутниковой связи теле- и радиокоммуникации, всемирной сети Интернет.

Из национальных культур (о чем пойдет речь далее) образуется всемирная культура, что не уничтожает национальных различий, а обогащает культуру мирового сообщества.

Таким образом, интегративная функция культуры направлена на объединение людей не только в рамках одной культуры, но и в масштабах всего человечества.

Культура как форма трансляции (передачи) социального опыта. Это одна из основных функций культуры. Раскрывая эту проблему, небезынтересно обратиться к размышлениям Ю.М.Лотмана (1922-1993), одного из значительных литературоведов и культурологов ХХ века.

Ю.М.Лотман подчеркивает, что культура есть понятие коллективное; по своей природе, как и язык, культура – «явление общественное, то есть социальное». Продолжая сопоставление с языком как средством общения, он утверждает: «Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла».

Так Ю.Лотман, раскрывая коммуникационную и символическую природу культуры, подводит к мысли о том, что «культура есть память». Он определяет ее как «негенетическую» память коллектива. «Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества». Ю. М. Лотман делает вывод: «Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего».[145]

Таким образом, одна из основных функций культуры – трансляция опыта человечества («культура исторична»). Но культура, как было определено ранее, – «есть такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью» (М. Каган). В процессе деятельности реализуется социальное бытие индивида. Следовательно, культура, являясь типом социальной памяти, выполняет функцию трансляции социального опыта.

Культура передает социальный опыт через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, художественных и познавательных канонов, представлений о прекрасном, видения природы и т. д.

В этом плане необходимо обратиться к понятию «национального мира», то есть того содержания, которое не сводимо к социальной функции культуры. Социальная организация, технологический и экономический уровень развития может быть одинаковым у разных народов, но невозможно спутать их национальную психологию, национальный характер, художественные вкусы, обычаи.

Решающую роль в сохранении «национального мира» играют традиции. [146] Традиция – способ сохранения культуры. Разрыв традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой.

Но характеризует общество и его культуру не только традиция, но и новация (способ обновления культуры). Традиции и новаторство (новации) – понятия соотносительные. Их связь обеспечивает сохранение и развитие непреходящего содержания культуры.

Различают два типа взаимодействия этих явлений. Для процессов науки и техники между традицией и новаторством устанавливается логическая связь, опосредующая[147] эти два полюса культурного развития.

Для процессов человекотворческих, где присутствует многоликость и многолинейность процессов например, искусства, культуры, соотношение традиций и новаторства возможно по линии духовного родства авторов культуры. Традиция в искусстве знаменует избирательное и инициативно-созидательное овладение наследием предшествующих поколений во имя решения современных художественных задач, поэтому традиции закономерно сопутствует новаторство, обновление.

Гармония традиций и новаторства как начал взаимодополняющих – важнейшее условие плодотворного творчества. Для искусства малопродуктивны, даже опасны как консервация традиций, их сужение до традиционности, эпигонства, так и культ самодовлеющего новаторства, примеры которого во множестве дает культура модернизма: признание безнадежно устаревшим сам принцип изображения реального мира, который сохранялся на протяжении тысячелетий, рождение беспредметного искусства, антиромана, драмы абсурда и т. д.

Тип культуры отражает своеобразие способа накопления опыта и обновления культуры. Разные типы культуры обусловливают разные системы трансляции знания.

Нормативная функция. Она теснейшим образом связана с предыдущей и состоит в создании норм, стандартов, правил и рецептов поведения, являющихся основой для формирования права, морали, идеологии. Нормативная функция измеряется насыщенностью культуры обычаями и традициями (так называемая «нормативная избыточность»), но в то же время она характеризуется и аномией (от лат. anomia – отсутствие норм), термин, введенный Э. Дюркгеймом, исследовавшим эту проблему. Как «нормативная избыточность», так и «нормативная недостаточность» – явления противоречивые, ведущие как к подавлению свободы действий человека, так и к нарушению общепринятых норм и правил, распущенности, жестокости и т.д. И то, и другое создает напряжение и требует компенсации, которую осуществляет именно культура (книги, искусство и т.д).

Культура как способ социализации личности. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. Культура определяет содержание, средства и способы социализации личности.

Этот процесс продолжается в течение всей жизни, начиная с детства, когда формируются мотивационные установки личности. Культурный контекст, в который погружен каждый человек, обусловливает идеалы, жизненные нормы, способы действий, формы деятельности личности. Результаты, которых достигает человек в своей деятельности, оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей (слава, почести, богатство и т. д.). Но эти внешние факторы обретают ценность только как внутренние качества, раскрывающиеся в индивидуальном мире человека и создающие условия его дальнейшего развития. Сочетание личных свойств человека и достигнутых им успехов характеризует способ отношения к миру, то есть его культуру.

И в процессе социализации личности находит воплощение сочетание традиции и новации. Оставаясь в рамках традиции в плане своих потребностей и интересов, индивид не разрушает систему культуры. В этом случае совпадают культурные нормы, образцы этнического поведения, типы социальных связей и – внутренние качества личности.

В обществе, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту, происходили разрушения традиции. Система социальных оценок расходится с мотивацией индивидуальных действий. Человек оказывается перед проблемой выбора. Характер этого выбора, поступки и действия человека раскрывают содержание его внутренней и внешней культуры. В своем выборе, поведении человек ориентируется на свои потребности – природные (биологические) и социальные. Различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры (приготовление и характер пищи, организация жилья и т. п.). Удовлетворяя свои потребности, человек действует в обществе, руководствуясь социальными запретами (табу), социальным контролем, воспроизводя нормы и образцы поведения, то есть формируя мир культуры.

Релаксационная функция. Термин «релаксация» (от лат. relaxatio – ослабление) означает искусство физического и психического расслабления, разрядки. Существуют формы естественной разрядки – смех, плач, крик, объяснение в любви, исповедь и т. д., которые представляют индивидуальные средства. Снятию коллективного напряжения способствуют стилизованные формы: увеселения, праздники, фестивали, ритуалы, которым свойственен возвышенно-эстетический характер, особая интонационная насыщенность. Сходное воздействие производит посещение театров, музеев, созерцание природы и т. п. Не случайно еще Аристотель обосновал очищающее и возвышающее действие трагедии на человека – катарсис (греч. katharsis – очищение), что освобождает от оков «суетного быта» и сосредотачивает на вечном.

Существуют и отрицательные формы релаксации: криминальный экран, алкоголь, наркотики, рулетка, казино и т. п. К специальным средствам релаксации относятся и фильмы ужасов, эротическая литература и фильмы, боевики, фильмы катастроф, приключенческая литература и фильмы. Они, вовлекая читателей и зрителей в мир, насыщенный эмоциями, необычайными событиями, позволяют мысленно, символически вместе с героями совершать действия, запрещенные культурой или невозможные по каким-либо причинам. Цивилизованное общество стремится вывести из культуры отрицательные формы релаксации.

Своеобразным средством релаксации является игра, удовлетворяющая различные влечения человека символическими средствами. Игра, создавая особую психологическую установку, вызволяет скрытые внутри бессознательные импульсы, пристрастия, различные мотивы поведения. В то же время она создает возможность для тренинга, умения находить выход из различных критических ситуаций, развивает способность к нетрадиционному мышлению.

Единство функций.

Различные функции культуры не существуют обособленно. Их единство проявляется в любом культурном явлении, предмете, событии. В этом плане можно рассмотреть миф как единство различных функций культуры.

Прежде всего, миф выполняет адаптивную функцию, помогая создавать вокруг человека культурную среду, делая мир более осмысленным, понятным. Создавая миф, человек осваивал мир (креативная функция), придавал значения и ценности окружающим предметам (сигнификативная функция). В мифе утверждались нормы морали, идеологии (нормативная функция). Миф выполнял коммуникативную и интегративную функции, объединяя людей, способствуя их общению. На примере мифа воспитывали молодежь, транслировали социальный опыт. Через миф осуществлялась передача традиций и т. д.

Миф сформировался в стройную систему, отражающую мировосприятие древнего человека, определявшую нормы его морали и поведения.

Единство функций проявляется и в процессах, связанных с возникновением и развитием науки и искусства, при помощи которых человек адаптируется к сложному и противоречивому миру, осваивает его, анализируя законы микро- и макрокосмоса, и художественно, образно воспроизводит этот мир, передавая из поколения в поколение знания, этические и эстетические ценности и нормы. Благодаря этому человек формируется как личность, как субъект культуры, способный интегрировать окружающий мир, определить свою роль в процессах его развития, найти применение своим способностям и стремлениям, осуществлять важнейшую функцию культуры – коммуникативную, дающую возможность постоянного межкультурного общения, обмена опытом, распространения информации.

Таким образом, содержанием культурного процесса является развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 519 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.