Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


III. Краткий терминологический словарь




 

АККУЛЬТУРАЦИЯ – контакты представителей разных культур, результатом которых становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.

 

АКСИОЛОГИЯ – философия и теория ценностей.

 

АМОРАЛИЗМ, или имморализм,— отрицание всякой морали, сознательный отказ от законов нравственности, стремление стать «по ту сторону добра и зла» (Ф. Ницше). В более откровенном виде аморализм выступает как отрицание именно положительной морали.

 

АНАРХИЯ – понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти.

 

АНДЕРГРАУНД – подпольное, нелегальное движение, а также неодобряемое или преследуемое официальными властями направление в искусстве, культуре (в СССР особенно в период застоя).

 

АНИМИЗМ – вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Первая стадия религии.

 

АНДРОЦЕНТРИЗМ – глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме, репрезентируемой как объективность, в то время как женская субъективность представляется как собственно субъективность, как отклонение от нормы. Термин андроцентризм активно используется теоретиками гендерного подхода и феминистками для критики реального мира культуры, где характеристики мужского и женского разноплановы. Ибо существующий мир культуры осуществлен с точки зрения мужской перспективы, где женское понимается как «чужое», а чаще всего вообще игнорируется.

 

АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Главной задачей культурная антропология считает построение теории человека как творца и носителя культуры. В методологии анализа человека это направление опирается не столько на биологию и психологию, сколько на филологию, искусствоведение, историю, социологию и теологию.

 

АРТЕФАКТ – любой искусственный объект, объект культуры: физический предмет, идея или образ, нормативное образование, технология, форма поведения и отношений, оценка.

 

АРХЕТИП – прообраз, первоначальная идея, лежащая в основе деятельности определенного сообщества. Выявляется в мифах, религии, искусстве и философии.

 

АСКЕТИЗМ – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. В христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека.

 

БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ – универсальное (двоичное) средство познания мира, которое было осознано как таковое в XX веке. Левая часть оппозиции считается всегда маркированной положительно, правая – отрицательно.

 

БУДДИЗМ – одна из древнейших мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Древней Индии, ставшая впоследствии основной и фундаментом специфического типа культуры всей Юго-Восточной Азии.

 

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – под этим термином обычно подразумевают компьютерную модель пространства, некий сконструированный мир, имеющий свои законы, свои «правила игры». Понятие «виртуальная реальность» все чаще используется в рассуждениях об искусстве. Виртуальная реальность стала необходима для размышления над художественной практикой постмодернизма. Многие современные тексты не стремятся «отразить жизнь». Самый расхожий пример – богатый спектр литературы fantasy, родоначальниками которой были Л. Кэррол и Дж. Толкиен.

 

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – cформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

 

ГЕНЕЗИС(греч. происхождение, возникновение) – процесс образования и становления развивающегося явления.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство толкования и интерпретации текстов.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – проблемы, важные для всего человечества, такие как экологическая, демографическая, ресурсная и т.п.

 

ГУМАНИЗМ (лат.человеческий, образованный) – принцип мировоззрения, в основе которого лежит вера в безграничные возможности человека. Это направление общественной мысли, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости и человечности – желаемой нормой отношений между людьми.

 

ДАОСИЗМ – религиозно-философское учение, возникшее в Древнем Китае, основателем которого считается Лао Цзы. Основной категорией учения является «дао».

 

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ – совокупность изменений, происходящих в культуре. Различают несколько видов и типов культурной динамики – линейную циклическую и т.д.

 

ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА – термин употребляется в культурологии для обозначения совокупности ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов данного общества.

 

ЗАПАДНИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли 40 – 60-х XIX в., противостоящее идеологии славянофильства.

 

ЗНАК – фиксируемое в объективируемой форме (предметной, жестовой, интонационной) сходство между вещами, ситуациями, переживаниями, проявляемые внешне приметы такого сходства.

 

ИДОЛИЗАЦИЯ – неистовое поклонение идолам (спорта, рок-музыки, кинематографа, политики). Связано с созданием культа, аналогичного религиозному. Состоит в коллекционировании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств.

 

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ– процесс освоения человеком основных черт своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов поведения.

 

ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ(инновация – лат. возобновлять, обновлять, изменять) – впервые появляющиеся в даной культуре объекты, институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствований из других культур.

 

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ – одна из глобальных категорий, характеризующих самосознание культуры второй половины ХХ века. Она обозначает процессы взаимодействия различных текстов, результатом которого является создание смысла текста.

 

ИСЛАМ – одна из трех мировых религий возникших в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Основателем является пророк Мухаммед. Основные положения монотеистического вероучения изложены в священном тексте Коране.

 

ИУДАИЗМ– первая в истории человечества монотеистическая религия, сформировавшаяся на территории современной Палестины во II – I тыс. до н. э. в среде древних евреев. Основные положения вероучения зафиксированы в священной книге ТаНаХе.

 

КАРНАВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – понятие, введенное русским философом и культурологом М. Бахтиным для обозначения народной смеховой карнавальной культуры.

 

КАРТИНА МИРА – система интуитивных представлений о реальности, целостный образ мира, формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой общности – от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.

 

КИЧ (китч) – безвкусица, вульгарная подделка, дешевка. Само слово появились в начале ХХ века в связи с формированием массового рынка художественной продукции. Кич – это торжество стереотипа, который выдает себя за оригинальность, несущую в себе сильный эмоциональный заряд. Составляющие кича: мелодрама, аллегория, символ. В киче наглядно проявляется мифология, присущая обществу в определенный момент. Кич любит делать домашними высокие идеологические мифы.

 

КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и стиль, характерные для европейского искусства XVII – XVIII вв. Классицизм в качестве образцов в искусстве выдвигал художественные произведения античности. Наиболее последовательное выражение классицизм получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Н. Пуссен и др.).

 

КОДЫ КУЛЬТУРЫ– совокупность достижений культуры в виде условных знаков, символов, смыслов, передающихся из поколения в поколение путем социального наследования.

 

КОНСТРУКТИВИЗМ – одно из главных направлений авангарда начала XX в., поставившее в центр своей художественной практики категорию конструкции. Русский конструктивизм добровольно встает на службу революционной идеологии большевиков. Конструктивисты советского периода видели главное назначение своего искусства в создании агитационно-пропагандистской продукции (агитплакаты, украшение городов к пролетарским праздникам); в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов обихода) по художественно-функциональным принципам; во внедрении принципов конструирования практически в любое производство (превратить производство в искусство, а искусство – в производство); в распространении принципов конструктивизма на все искусства (особенно активно конструктивизм внедрился в театр). Рационализм, технологичность, функциональность, практицизм – понятия из арсенала техноцентристской цивилизации — становятся главными категориями в конструктивизме. Даже термин «художник» заменяется у них словом «мастер».

 

КОНТРКУЛЬТУРА – форма выражения духовного протеста против современной культуры, получившая распространение среди части молодежи стран Запада в 60—70-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Протест против массовой культуры получает практическое завершение в организации различных коммун.

 

КОНФУЦИАНСТВО – учение школы ученых-интеллигентов, возникшая в Китае на рубеже VI – V в. до н. э. Основателем является Кун-Цзы.

 

КУБИЗМ — одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистическую картину «Девицы из Авиньона». Отмечают две фазы в истории кубизма: аналитическую и синтетическую. В кубистическом произведении сознательно нарушаются все взаимоотношения видимого мира, преобладает плоскостность и абстрактный характер.

 

КУЛЬТУРНЫЙ ФЕМИНИЗМ – направление внутри феминизма, основанное на представлении, что женщины, благодаря своей природе обладают особенными женскими качествами. Эти качества противоположны мужским (маскулинным). Женскими качествами являются сопереживание, доверие, стремление отдавать, стремление к радости, миру и жизни. К мужским качествам, согласно теории культурного феминизма, относятся независимость, автономность, интеллектуализм, рациональность, культура, воля, стремление к доминированию, подавлению, угнетению, войне и смерти. Культурные феминистки полагают, что западная культура построена на мужской идее.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – совокупность культурологических концепций, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определённых практических эффектов в этих областях. Это совокупность социальных технологий, конкретных рекомендаций, предназначенных для специалистов разных областей социальной деятельности. Прикладное культурологическое знание успешно находит практическое применение в следующих областях: регулирование этнонациональных взаимодействий; при разрешении межгрупповых конфликтов, в процессе снятия социального напряжения, порождаемого самыми разными факторами; в повышении социальной эффективности деятельности СМИ, в рекламной деятельности, в деятельности public relations и др.

 

КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ – «утонченная любовь», предполагающая утонченность ухаживания и поведения. Куртуазная любовь известна по литературным памятникам примерно с XI века, расцвет ее приходится на XII – XIII вв.

 

МАГИЯ – колдовство, ведовство – общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека.

 

МАРГИНАЛЬНОСТЬ– качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и т.п.) на грани двух культур. Двойственное и зачастую «размытое» самосознание формируется как следствие «выброшенности», потери связи с прежней культурой и неприятия, непонимания иной, новой культуры.

 

МАСКУЛИННОСТЬ – это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола.

 

МЕНТАЛЬНОСТЬ– мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, способность воспринимать мир каким-либо определенным образом, обуславливающая единство культурной традиции.

 

МИФОЛОГИЯ – отрасль духовной культуры, представляющая собой систему взглядов, отвечающих на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ – направление в культурологии, изучающая формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития и смену в ходе культурного развития.

НОРМЫ КУЛЬТУРНЫЕ– совокупность общепринятых положений, регулирующих поведение людей, их общение и участие в совместном духовном и материальном производстве.

ОХОТА НА ВЕДЬМ – широко развернувшаяся в Европе XVI – XVII вв. борьба с ведовством посредством сжигания предполагаемых ведьм на костре; в переносном смысле – поиск врага, виновного.

ПАРАДИГМА – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых социокультурных сообществом на определенном этапе развития.

ПАСТИШ – это специфическая форма постмодернистской пародии. В постмодернизме причудливо переплетаются разные стили, манеры письма. Как художественный приём пастиш выглядит как попурри и ироничное хаотичной цитирование.

ПЕРФОРМАНС – вид современного искусства, принцип художественного мышления. В отличие от хепеннинга, представляющего собой запрограммированную театрализованную импровизацию с вовлечением и использованием зрителей, в перформансе зритель отделяется от участника перформанса.

ПОЛИТЕИЗМ – многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований.

ПОП-АРТ – его возникновение связано с живописью ХХ века. В поп-арте предметы современной цивилизации становятся одним из языков культуры, с которыми не без иронии играл художник. Внешне поп-арт был ярок и бросок, содержательно он был элитарен и философичен. Поп-арт был одним из первых течений в постмодернизме. «Классик» поп-арта – американец Энди Уорхол.

 

ПОТОК СОЗНАНИЯ – стиль в литературе модернизма XX века, претендующий на непосредственное воспроизведение жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, мыслей, переживаний.

 

ПРЕКРАСНАЯ ДАМА – объект куртуазной любви рыцаря, образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыцарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение Даме, выполнение любых ее требований и защита от любых врагов. Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями рыцаря по поводу «холодности» Дамы.

 

ПСИХОАНАЛИЗ – представляет собой комплекс теорий, включивший в круг психических процессов не только сознание, что было общепризнанным ранее, но и бессознательное. В соответствии с расхожим утверждением Фрейда, в бессознательном сосредоточено все зло человеческой души.

 

РЕДИ-МЕЙД – это некий прием, предполагающий использование предметов ширпотреба в качестве элементов художественного языка. Реди-мейд связан с рекламой. Реди-мейд – это любой готовый предмет – от консервной банки и сигаретной пачки до лозунга в искусстве приобретает иное значение.

 

РЕФОРМАЦИЯ – общественное движение XVI века, начавшееся как борьба за реформирование римско-католической церкви и приведшее к созданию протестантской церкви. Ведущие деятели Реформации – Мартин Лютер, Ян Гус и Жан Кальвин.

 

РИЗОМА – постструктуралистский и постмодернистский термин. Буквально: ризома-корневище не имеет единого центра – подземного корня. Ризома – полицентрична, причем центры эти относительны – «плывущие», они не являются статичными корнями.

 

РИТУАЛ – 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых носит символический характер; 2) действия, состоящие из выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица), способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами.

 

САКРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– (сакральное – лат. – посвященное богам, священное, запретное) – культура, сформированная религиозным мировоззорением, где сакральное – предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения.

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА – понятие закрепилось в общеупотребительной культурологической лексике как противопоставление религиозной культуре. Светская культура основана на рационалистических размышлениях; её базой являются продуктивные достижения и открытия науки при отрицании, как правило, различных религиозных культов.

 

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве

 

СЕМАНТИКА КУЛЬТУРНАЯ– раздел культурологии, изучающий культурные феномены как средство коммуникаций между личностью и обществом.

СЕМИОТИКА– (греч. – знак, признак) – наука о знаковых системах, в том числе о культурных знаках, являющихся носителями культурной информации.

СИМВОЛ– (греч.) – термин, используемый в трех значениях: 1 – условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы; 2 – предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 3 – художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

СИНКРЕТИЗМ – (греч. – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – коренные преобразования в социальной и духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей и образа жизни, предваряющие или сопровождающие переворот в социально-экономических и политических сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих преемственность культурного развития, социокультурная революция предполагает радикальную трансформацию самого «ядра» или «кода» культуры, цивилизации. Переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ– дисциплина, изучающая отношение к культуре представителей различных социальных групп и социальные институты, имеющие отношение к культуре.

СТРУКТУРАЛИЗМ – направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений. В более узком смысле – научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида).

ТИПЫ КУЛЬТУР– целостные культурные образования, возникшие у данного народа или совокупности народов, имеющие общие свойства и непохожие на культурные образования других народов.

ТОТЕМИЗМ – отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

ФЕТИШИЗМ – воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное.

ФРЕСКА – живопись водяными красками по сырой штукатурке

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ – направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским. Главное содержание направления – выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

ХАРИЗМА – наделённость какого-либо лица (харизматического лидера – политического деятеля, проповедника, пророка) свойствами исключительности, непогрешимости или святости.

 

ХЭППЕНИНГ – театрализованное, сиюминутное действо с активным участием в нём аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью.

ХРИСТИАНСТВО – одна из самых многочисленных мировых религий, основателем которой является Иисус Христос. Основы монотеистического учения христиан излагаются в Священном Писании – Библии.

ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫЕ совокупность всех культурных достижений – значимых для человека.

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ – наиболее общие понятия культурологии: ценности, общение, поведение, вера, формы человеческой активности (труд, занятие, деятельность), присущие человечеству на всех этапах человеческого развития.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

 

ЭКЛЕКТИЗМ – смешение архитектурных стилей, относящихся к различным историческим эпохам

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – направление философии XX в. Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные проявления человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

 

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом и последующей расплате за это.

 

ЭТНОС (греч. народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей, говорящих на одном языке, признающих единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом традиций, обычаев.

 

ЭТНОЦЕНТРИЗМ –понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах. Концепция этноцентризма противостоит релятивистскому подходу, в котором восприятие норм и ценностей каждой культуры самоценно и не может быть использовано в качестве стандарта, применимого к другим культурам.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 753 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.