Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


У свабодзе і творчасці – ратунак для свету




 

А між тым ужо простае знаемства з рэгіянальна аднатыпнай, еўрапейскай філасофскай культурай сведчыць пра яе шматгалоссе і шматколернасць. Ёсць падставы казаць пра «гнасеалагізм» нямецкай, «сацыялагізм» французскай, «прагматызм» англійскай філасофскіх школ. Русская філасофія ад Уладзіміра Салаўева да Мікалая Бярдзяева развівалася ў рэчышчы «анталагізму» і «антрапалагізму», бо ставіла на пярэдні план праблемы быцця наогул і чалавечага жыцця ў першую чаргу. Дамінантай філасофскай думкі ўсходнеславянскага рэгіена з’яўляецца тое, што я назваў бы «сацыяльнай этыкай». Яе цэтральная катэгорыя, што не мае дакладнай аналогіі ў іншых мовах, – сінкрэтычнае паняцце праўды – у значэнні адзінства ісціны, дабра – справядлівасці і красы. А яе асноўная праблема – сэнс і прызначэнне чалавека ў сістэмах: народ (нацыя) – грамадства – дзяржава – усечалавецтва.

Выдатныя беларуския пісьменнікі былi найперш шукальнікамі народнай праўды, гэта значыць – пераважна этычнымі мысліцелямі. Зыходны прынцып Скарынавага асветніцтва – вядомы з часоў ранняга хрысціянства катэгарычны імператыў: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным, что самому любо есть от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети». Паслядоўнік беларускага асветніцтва і першадрукара Васіль Цяпінскі таксама амаль што наш сучаснік, бо следам за Скарынам, але цяпер ужо не ўзнеслымі, а хутчэй трагічнымі словамі, сцвяджаў ідэю роднай мовы, культуры, свайго «места» і «дома» ў якасці фундаментальных духоўных каштоўнасцей народа. Пераважна аксіялагічны, духоўна-этычны крытэрый ацэнкі грамадскага быцця характэрны для паэзіі і аратарскай прозы Сімяона Полацкага. Беларускі аўтэнтычны фальклор – чыстая крыніца нацыянальнай паэзіі ды ўсей мастацкай культуры – шматгранна адлюстраваў пошукі агульначалавечай праўды. Урэшщце, класічная нацыянальная літаратура, убіраючы ў сябе ручайкі і рэкі народнай духоўнасці, нязменна трымала ў полі зроку праблемы сацыяльнай этыкі.

 

(цыт. па: Конан У. У свабодзе і творчасці – ратунак для свету // Вобраз-90 / укл. С. Дубавец. – Мн., 1992.)

 

Из рыцарского устава

«Рыцарям вменяется в обязанность иметь страх Божий, чтить Его, служить Ему и любить Его всеми силами своими, всей крепостью своей сражаться за веру и в защиту религии; умирать, но не отрекаться от христианства».

«Рыцари обязаны служить своему законному государю и защищать свое отечество, не жалея для него и самой жизни».

«Щит рыцарей должен быть прибежищем слабого и угнетенного; мужество рыцарей должно поддерживать всегда и во всем правое дело того, кто к ним обратится».

«Да не обидят рыцари никогда и никого и да убоятся более всего злословием оскорблять дружбу, непорочносгь отсутствующих, скорбящих и бедных».

«Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками, но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдою».

«Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленными; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают над ними в ущерб правам ближнего».

«Они не должны вступать в неравный бой, следовательно, не должны идти несколько против одного, и должны избегать всякого обмана и лжи».

«Да не употребят они никогда в дело острия меча в турнирах и других
увеселительных боях».

«Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда свое чистого доверия малейшею ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие».

«Да не положат они оружия, пока не окончат предпринятого по обету дела, каково бы оно ни было; да преследуют они его денно и нощно в течение года и одного дня...»

«Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству».

«Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину между войсками, вверенными их начальству; да не допускают они разорения жатв и виноградников; да наказуется ими строго воин, который убьет курицу вдовы или собаку пастуха или нанесет малейший вред на земле союзника».

«Да блюдут они честно свое слово и обещание, данное победителю; взятые в плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп или да возвращаются они по обещанию в означенный день и час в тюрьму; в противном случае они будут объявлены бесчестными и вероломными».

 

(цит. по: Руа Ж.Ж. История рыцарства // Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. – С. 437 – 438.)

 

Комментарии. В XII – XIV вв. важное место в европейской культуре занимает рыцарство. Рыцари – это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои представления об идеале воина. Христианский рыцарь – это прежде всего боец за веру Христову, но рыцарь также – это верный вассал своего сюзерена (верность – одна из наиболее ценимых добродетелей эпохи), он же – защитник слабых и обиженных, он же – верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии, не имеет аналогов в других районах мира – это чисто европейское явление.

 

 

О рыцарских романах

 

Авторы эпосов конца XII века были людьми не совсем обычного склада; они выделялись тем, что владели секретами искусства и горели желанием показать нам большой диапазон интересов и идей в живой и легко воспринимаемой форме, которая делает их – если их свидетельства использовать с долей воображения и осмотрительности – значительно более верными проводниками на пути к пониманию умонастроений их эпохи, чем официальная теология.

«Парцифаль» был создан необразованным рыцарем, гордившимся этим своим статусом; в поэме нет никаких теологических изысков, и похоже, что Грааль здесь уже не чаша, а камень, и сделано это для того, чтобы невозможно было спутать его с потиром. И все же Вольфрам был глубоко религиозным человеком: христианская критика мира «рыцарства», «рыцарственности», «куртуазности» близка его сердцу и вполне отвечает его устремлениям, и в «Парцифале», а еще больше – в «Виллехальме», другом его великом произведении эпического размаха, обнаруживается много такого, что отражает теологические течения XII века. Близка его сердцу и вполне отвечает его устремлениям – все это так, но еще ближе ему исследование сомнений и отчаяния, причем настолько проникновенное, что становится ясным, что эти в строения были прекрасно известны в мире Вольфрама и что «простая вера» не имела такого уж универсального распространения. «Тристан» Готфрида несет явный отпечаток учености XII века; это произведение наиболее утонченное из всех трех эпических поэм. У читателя, пускающегося в странствие этой поэме, складывается впечатление, что по мере того, как она разворачивается, представление о куртуазной любви преподносится намеренно ироничным и несколько шокирующим образом, как пародия на религиозную веру... Пещера Любви, в которой Тристан и Изольда верно соблюдают все заветы любви, описана так, словно то была богато украшенная церковь, а ложе кристально чистой Любви в центре, размеры и внутреннее убранство пещеры описываются через символику, распространенную в Готическом мире тех времен. Читателю постоянно напоминают о противоречиях между Христианской доктриной, Христианским долгом. Христианской практикой, с одной стороны, и идеями и событиями, описанными в поэме, с другой. Но тот, кто посчитал бы возможным на основе поэмы оценивать мнение самого Готфрида, поступил бы весьма опрометчиво.

 

(цит. по: Брук К. Возрождение ХII века // Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. – С. 438 – 439.)

Комментарии. Подвиги рыцарей прославялись в песнях трубадуров и миннезингеров, им посвящаются целые поэмы. Самыми значительными из них являются «Песня о Нибелунгах» и «Парсифаль» Вольфама, «Тристан и Изольда» Готфрида Страссбургского, «Роман о Розе».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.