1. Запад и Восток как культурные альтернативы.
2. Специфика древнеиндийской культурной традиции.
3. Конфуцианская традиция и даосизм в контексте китайской культуры.
4. Проанализировать хрестоматийный отрывок (К. Ясперс. «Осевое время» и цивилизации»).
Темы докладов
Возникновение и взаимодействие двух типов цивилизаций: Восток-Запад.
Феномен буддизма, его сущность и мировоззренческое значение.
Буддизм и индуизм в Индии: особенности взаимоотношений.
Художественная культура Древней Индии.
Даосизм и конфуцианство в духовной культуре Древнего Китая.
Единство иероглифики, поэзии и живописи в художественной культуре Китая.
Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.
Литература
1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация.– М., 1987.
2. Буддийский взгляд на мир.– СПб., 1994.
3. Взаимодействие культур Востока и Запада.– М., 1987.
4. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония.– М., 1987.
5. Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма.– СПб., 1994.
6. История и культура Древней Индии.– М., 1994.
7. Каган М. С., Хилтурина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии.– М., 1994.
8. Кисель В. П. Памятники всемирного наследия: Попул. энцикл. справочник. – Мн., 1998.
9. Кравцова М. Е. История культуры Китая.– СПб., 1994.
10. Малявин В. В. Китай в ХVI – XVIII вв. Традиции и культура.– М., 1995.
11. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии.– М., 1997.
12. Садохин А. П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебник для вузов.– М., 2000.
Семинар 6. Культура ХХ века
1. Модернизм и постмодернизм: сравнительная характеристика.
2. Массовая и элитарная культура в современном мире.
3. Проблемы современной культуры на рубеже тысячелетий.
4. Проанализировать хрестоматийный отрывок (У. Эко. «Средние века уже начались»).
Темы докладов
Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма.
Проблема постмодерна в культуре ХХ века.
Тоталитаризм в культуре XX века.
Э. Фромм о противоречиях в современной культуре.
Человек и мир человека на пороге XXI века.
Э. Тоффлер о «цивилизации новой волны».
Роль техники и информационных технологий в культуре XIX – XX вв.
Проблема будущего культуры (единство общечеловеческой культуры и множество этнических культур: как возможно их взаимопо-нимание?).
Литература
1. Актуальные проблемы культуры XX века. – М., 1993.
2. Затонский А. Модернизм и постмодернизм.– М., 2002.
3. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.– М., 1989.
4. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1987.
5. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов на/Д, 1987.
6. Мировая культура и современность. – М., 1991.
7. Новая технократическая волна на Западе.– М., 1986.
8. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры.– М., 1991.
9. Самосознание европейской культуры XX века.– М., 1991.
10. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда.– М., 1993.
11. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры.– М., 1993.
Семинар 7. Белорусская культура эпохи барокко
1. Белорусская культура барокко как посредница между западнославянским и восточнославянским миром.
2. Стиль барокко в архитектуре и живописи.
3. Барокко в белорусской иконе.
4. Проанализировать хрестоматийные отрывки И. Обдираловича и
В. Конана.
Темы докладов
Белорусское барокко: между Востоком и Западом.
«Виленское барокко» как национальный архитектурный стиль.
Белорусские меценаты XVII – XIX вв.
Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVI – XVIII вв.
Барокко и белорусская школа иконописи.
Литература
1. Ад Полацка i Нясвiжа да Падуi i Венецыi.– М., 1994.
2. Беларусiка. – Кн. 6. – Беларусь памiж Усходам i Захадам.– М., 1997
3. Гiсторыя беларускага мастацтва: У 6 т.– М., 1992 – 1998.
4. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтваў. – М., 1996.
5. Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi – М., 1996.
6. Парашкоў С. А. Гiсторыя культуры Беларусi. – Мн., 2004.
7. Ткачоў М. Замкi i людзi.– М., 1991.
8. Шпилевский П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю. – М., 1992
9. Шчакацiхiн М. Нарысы з гiсторыi беларускага мастацтва.– М., 1993.