Схема 18.1. Теории происхождения искусства
Помимо указанных теорий существуют также иллюзионистская концепция происхождения искусства; географическая теория; лингвистическая теория; социальные теории происхождения искусства.
II. По выражению М. Бахтина, «явления эстетического видения вне искусства не достигают полноты самостоятельности и своеобразия: они сумбурны, неустойчивы, гибридны». Искусство – это форма человеческой духовной деятельности, которая ставит своей главной целью эстетическое наслаждение; это специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке. Искусство – это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме. В художественном образе выражается также мировосприятие эпохи. Предметом эстетики является не тот или иной вид искусства, а искусство как таковое, как особый способ освоения действительности.
Схема 18.2. Основные черты искусства
В Античности понятие искусства раскрывалось в форме триединства: поэзис (poesis) – мимезис (mimesis) – технэ (techne). Поэзис – творческое действие, проистекающее из вдохновения, творческий порыв; мимезис – воспроизведение-подражание, соотнесенность с реальностью; технэ – ремесло, ловкость, сделанность, конкретное материальное воплощение. Средневековые философы выдвигали на первый план религиозность искусства, а мыслители эпохи Возрождения подчеркивали роль искусства во всестороннем развитии личности. Вообще только начиная с эпохи Возрождения искусство начинает осознаваться как относительно автономная и самоценная область человеческого творчества. Представители Просвещения подчеркнули нравственно-воспитательную функцию искусства. Представители классической немецкой эстетики трактовали искусство как «образ свободы».
В современной эстетике вопрос о природе и назначении искусства раскрывается в несколько иной плоскости. Дискутируются специфические черты искусства: подражание, чистая форма, выразительность, а также роль социума («художественного мира») в определении художественного статуса произведения, механизм присуждения вещам или жестам статуса произведения искусства. В наше время проводится различие между художественной работой, которая может означать производство какого угодно характера и назначения, и художественным произведением, чье важнейшее свойство – это «бесполезность». Поэтому проблема определения произведения искусства – это прежде всего проблема определения самого искусства.
Искусство – это выражение мира человеческих чувств и средство обогащения индивидуального эмоционального опыта (эстетическая функция искусства позволяет человеку формировать способность к эстетическому восприятию мира, чувствовать прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое, уродливое и низменное).