АБСТРАКЦИОНИЗМ – одно из основных направлений в западном искусстве XX в. У его истоков стояли художники В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан. Для него характерен отказ от изображения предметов и явлений объективного мира.
АВАНГАРД – общее название художественных тенденций XX в., противостоящих классическому искусству и его эстетике. Понятия «авангардизм» и «модернизм» являются во многом синонимами.
АККУЛЬТУРАЦИЯ – контакты представителей разных культур, результатом которых становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство.
АКСИОЛОГИЯ – философия и теория ценностей.
АЛЛЕГОРИЯ – художественный прием, при котором наглядный образ означает нечто иное, чем есть он сам: содержание образа остается внешним для него самого, и это содержание закреплено за ним культурной традицией.
АМОРАЛИЗМ, или имморализм,— отрицание всякой морали, сознательный отказ от законов нравственности, стремление стать «по ту сторону добра и зла» (Ф. Ницше). В более откровенном виде аморализм выступает как отрицание положительной морали.
АНДЕРГРАУНД – подпольное, нелегальное движение, а также неодобряемое или преследуемое официальными властями направление в искусстве, культуре (в СССР особенно в период застоя).
АНИМИЗМ – вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Первая стадия религии.
АНДРОЦЕНТРИЗМ – глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме, репрезентируемой как объективность, в то время как женская субъективность представляется как собственно субъективность, как отклонение от нормы. Термин андроцентризм активно используется теоретиками гендерного подхода и феминистками для критики реального мира культуры, который осуществлен с точки зрения мужской перспективы, где женское понимается как «чужое».
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и антропологии. Главной задачей культурная антропология считает построение теории человека как творца и носителя культуры. В методологии анализа человека это направление опирается не столько на биологию и психологию, сколько на филологию, искусствоведение, историю, социологию и теологию.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – идея и мироздании, в центре которого стоит всевластная личность. Эстетическая красота сопряжена в этой личности с к5расотой духовной, от которой зависят всевластие человека над миром.
АРТЕФАКТ – любой искусственный объект, объект культуры: физический предмет, идея или образ, нормативное образование, технология, форма поведения и отношений, оценка.
АРХЕТИП – прообраз, первоначальная идея, лежащая в основе деятельности определенного сообщества. Выявляется в мифах, религии, искусстве и философии.
АСКЕТИЗМ – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. В христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах.
БАРОККО – художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы с конца XVI до середины XVIII в. Для него характерны преувеличенный пафос, парадность, аллегоричность, пышная декоративность. Известные мастера: П. П. Рубенс, В. Растрелли (Зимний дворец, Царское Село).
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека.
БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ – универсальное (двоичное) средство познания мира, которое было осознано как таковое в XX в. Левая часть оппозиции считается всегда маркированной положительно, правая – отрицательно.
БОДИ-АРТ – течение в искусстве, возникшее на рубеже 60 – 70-х годов XX в., вид перформанса. Произведения искусства создаются с использованием тела человека. Предшественник боди-арта Ив Клейн покрывал натурщиц краской и получал затем оттиски их тел на холсте.
БУДДИЗМ – одна из древнейших мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Древней Индии, ставшая впоследствии основной и фундаментом специфического типа культуры всей Юго-Восточной Азии.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – компьютерная модель пространства, некий сконструированный мир, имеющий свои «правила игры». Понятие «виртуальная реальность» все чаще используется в рассуждениях об искусстве, о художественной практике постмодернизма. Многие современные тексты не стремятся «отразить жизнь». Самый расхожий пример – богатый спектр литературы fantasy, родоначальниками которой были Л. Кэрролл и Дж. Толкиен.
ВИТРАЖ – картина или орнаментальная композиция (в окне, двери, нише), выполненная из прозрачного цветного стекла.
ГЕДОНИЗМ – этическая позиция, рассматривающая наслаждение как высшее благо и смысл жизни человека. В эстетике этот термин обозначает теории, считающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение.
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – cформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.
ГЕНЕЗИС(греч. ‘происхождение, возникновение’) – процесс образования и становления развивающегося явления.
ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство толкования и интерпретации текстов.
ГОТИКА – художественный стиль, возникший в середине XII века. Наибольшего развития готика достигла в церковной архитектуре (собор Парижской богоматери, Шартрский, Реймский, Амьенский соборы во Франции; Кельнский собор в Германии). Характерная черта этого стиля – синтез архитектуры с подчиненными ей скульптурой и прикладными искусствами.
ГРОТЕСК – особый способ выражения комического, художественный прием, отличающийся таким острым образным преувеличением, при котором явления действительности принимают фантастические формы.
ГУМАНИЗМ (лат. ‘ человеческий, образованный’) – принцип мировоззрения, в основе которого лежит вера в безграничные возможности человека. Это направление общественной мысли, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости и человечности – желаемой нормой отношений между людьми.
ДАДАИЗМ – одно из направлений авангарда (существовало с 1916 г. по 1924 г.). Вошел в историю культуры как бунтарское направление, разрушавшее традиционные изобразительные приемы. Возникнув как литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, фотографии, скульптуре, музыке, театре.
ДАОСИЗМ – религиозно-философское учение, возникшее в Древнем Китае, основателем которого считается Лао Цзы. Основной категорией учения является «дао».
ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. К декадансу причисляют французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, российских литераторов З. Гиппиус, Д. Мережковского, Ф. Сологуба, К. Бальмонта.
ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА – термин употребляется в культурологии для обозначения совокупности ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов данного общества.
ЖАНР – совокупность произведений искусства, объединенных общими темами или изображаемыми предметами (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт), авторским отношением (карикатура, шарж) или способом их истолкования (аллегория, фантастика).
ЗАПАДНИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли 40 – 60-х гг. XIX в., противостоящее идеологии славянофильства.
ЗНАК – фиксируемое в объективируемой форме (предметной, жестовой, интонационной) сходство между вещами, ситуациями, переживаниями, проявляемые внешне приметы такого сходства.
ИДОЛИЗАЦИЯ – неистовое поклонение идолам (спорта, рок-музыки, кинематографа, политики). Связано с созданием культа, аналогичного религиозному. Состоит в коллекционировании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств.
ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в западноевропейском искусстве, достигшие своего расцвета во французской живописи 70 – 80-х годов XIX в. (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега). Позднее термин стали употреблять применительно и к другим видам искусства: музыке (К. Дебюсси и М. Равель), литературе (С. Малларме, П. Верлен, О. Уайльд) и театру. Для него характерны протест против консервативной академической живописи, раскрепощение выразительных средств, лепка форм отдельными мазками чистых красок.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ– процесс освоения человеком основных черт своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов поведения.
ИСЛАМ – одна из трех мировых религий, возникшая в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Основателем является пророк Мухаммед. Основные положения монотеистического вероучения изложены в священном тексте Коран.
ИУДАИЗМ– первая в истории человечества монотеистическая религия, сформировавшаяся на территории современной Палестины во II – I тыс. до н. э. в среде древних евреев. Основные положения вероучения зафиксированы в священной книге ТаНаХ.
КАЛОКАГАТИЯ – в Древней Греции – характеристика эстетически совершенного явления, единство прекрасного и высоконравственного. Такое понимание прекрасного обнаруживает целостность, присущую восприятию античного человека.
КАРТИНА МИРА – система интуитивных представлений о реальности, целостный образ мира, которая формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой общности – от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.
КАТАРСИС – эстетический термин. По мнению Аристотеля, это очищение души зрителя через страх и через сострадание трагическому действию и герою.
КИЧ – безвкусица, вульгарная подделка, дешевка. Само слово появились в начале ХХ в. в связи с формированием массового рынка художественной продукции. Кич – это торжество стереотипа, который выдает себя за оригинальность, несущую в себе сильный эмоциональный заряд. Составляющие кича: мелодрама, аллегория, символ.
КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и стиль, характерный для европейского искусства XVII – XVIII вв. Для классицизма характерны взятые из античного искусства темы, сюжеты, характеры, конфликты, равнение на античные каноны. Наиболее последовательное выражение классицизм получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Н. Пуссен). В России классицизм представлен творчеством А. Сумарокова, М. Ломоносова, архитекторов М. Казакова, Д. Кваренги.
КОДЫ КУЛЬТУРЫ– совокупность достижений культуры в виде условных знаков, символов, смыслов, передающихся из поколения в поколение путем социального наследования.
КОЛЛАЖ – техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие объекты закрепляются на плоской поверхности.
КОНСТРУКТИВИЗМ – одно из главных направлений авангарда начала XX в., поставившее в центр своей художественной практики категорию конструкции. Русский конструктивизм добровольно встает на службу революционной идеологии большевиков. Конструктивисты советского периода видели главное назначение своего искусства в создании агитационно-пропагандистской продукции; в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов обихода) по художественно-функциональным принципам. Рационализм, технологичность, функциональность, практицизм становятся главными категориями в конструктивизме.
КОНТРКУЛЬТУРА – форма выражения духовного протеста против современной культуры, получившая распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Протест против массовой культуры получает практическое завершение в организации различных коммун.
КОНФУЦИАНСТВО – учение школы ученых-интеллигентов, возникшее в Китае на рубеже VI – V в. до н. э. Основателем является Кун-Цзы.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ – последнее по времени возникновения (60-80-е гг.) крупное движение авангарда. Концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки — эстетику, искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство. На первый план выдвигается концепт — формально-логическая идея вещи, явления, произведения искусства.
КУБИЗМ – одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою картину «Девицы из Авиньона». В кубистическом произведении сознательно нарушаются все взаимоотношения видимого мира, преобладает плоскостность и абстрактный характер.
КУЛЬТУРНЫЙ ФЕМИНИЗМ – направление внутри феминизма, основанное на представлении, что женщины, благодаря своей природе, обладают особенными женскими качествами. Эти качества противоположны мужским (маскулинным). Женскими качествами являются сопереживание, доверие, стремление отдавать, стремление к радости, миру и жизни. К мужским качествам относятся независимость, интеллектуализм, рациональность, культура, воля, стремление к доминированию, подавлению, угнетению, войне и смерти. Культурные феминистки полагают, что западная культура построена на мужской идее.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – совокупность культурологических концепций, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях. Это совокупность социальных технологий, конкретных рекомендаций. Прикладное культурологическое знание успешно находит применение в следующих областях: при регулировании этнонациональных взаимодействий; разрешении межгрупповых конфликтов, в повышении эффективности деятельности СМИ, в рекламной деятельности, в деятельности public relations.
КУРТУАЗНАЯ КУЛЬТУРА – культура средневекового придворного этикета, сложный ритуал отношений и нравственных качеств.
КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ – «утонченная любовь», предполагающая утонченность ухаживания и поведения. Куртуазная любовь идеальна, приближена к Богу, и одновременно чувственна, в чем обнажается ее двойственная природа. Куртуазная любовь известна по литературным памятникам примерно с XI в., расцвет ее приходится на XII – XIII вв.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ– качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки) на грани двух культур. Двойственное и зачастую «размытое» самосознание формируется как следствие «выброшенности», потери связи с прежней культурой и неприятия, непонимания новой культуры.
МАСКУЛИННОСТЬ – это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола.