Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


МЕАНДР – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.




 

МЕНТАЛЬНОСТЬ– мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, способность воспринимать мир каким-либо определенным образом, обусловливающая единство культурной традиции.

 

МИМЕЗИС (от греч. mimesis ‘подражание’) – имитация или изображение чего бы то ни было, один из принципов античной эстетики и эстетики классицизма. Согласно Аристотелю, мимезис составляет сущность искусства.

 

МИФОЛОГИЯ – отрасль духовной культуры, представляющая собой систему взглядов, отвечающих на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований.

МОДЕРН – движение в искусстве, которое возникло на рубеже XIX и XX вв. в европейских странах. Главной идеей модерна было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Характерными для этого стиля особенностями были изогнутые, текучие формы, гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор. Мечта модерна – соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий – вызвала переворот в прикладном искусстве. Модерн был синтезом европейских и восточных художественных традиций.

 

МОДЕРНИЗМ – понятие, употребляемое для характеристики искусства конца XIX – середины XX в. Модернизм включает в себя различные течения: от крайних форм натурализма до абстракционизма. При всем различии этих течений всех их объединяет отрицание реализма в искусстве, утверждение крайнего субъективизма. Модернизм включает в себя две противопоставленные друг другу тенденции. Одна – это тяга к иррациональному. Другая тенденция – стремление к абсолютной рационалистичности, к безупречной геометрической правильности. Теоретической основой искусства модернизма явились концепции А. Бергсона, К. Г. Юнга и др.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ – направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития и смену в ходе культурного развития.

ОХОТА НА ВЕДЬМ – широко развернувшаяся в Европе XVI – XVII вв. борьба с ведовством посредством сжигания предполагаемых ведьм на костре; в переносном смысле – поиск врага, виновного.

ПАГОДА – буддийское сооружение, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов-этажей, каждый из которых имеет собственную кровлю, как символ «ступенчатого» неба.

 

ПАРАДИГМА – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых социокультурных сообществом на определенном этапе развития.

ПАСТИШ – это специфическая форма постмодернистской пародии. В постмодернизме причудливо переплетаются разные стили, манеры письма. Как художественный прием пастиш выглядит как попурри и ироничное хаотичное цитирование.

ПЕРФОРМАНС – вид современного искусства, принцип художественного мышления. В отличие от хепеннинга, представляющего собой запрограммированную театрализованную импровизацию с вовлечением и использованием зрителей, в перформансе зритель отделяется от участника перформанса.

ПОЛИТЕИЗМ – многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований.

ПОП-АРТ – стиль живописи второй половины ХХ в. В поп-арте предметы современной цивилизации становятся одним из языков культуры. Внешне поп-арт был ярок и бросок, содержательно он был элитарен и философичен. Поп-арт был одним из первых течений в постмодернизме. «Классик» поп-арта – американец Энди Уорхол.

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ – это, с одной стороны, художественное течение в литературе и других видах искусства второй половины XX века, с другой стороны – часть влиятельного комплекса мировоззренческих представлений нашего времени.

 

ПРЕКРАСНАЯ ДАМА – объект куртуазной любви рыцаря, образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями рыцаря по поводу «холодности» Дамы.

 

ПСИХОАНАЛИЗ – комплекс теорий, включивший в круг психических процессов не только сознание, что было общепризнанным ранее, но и бессознательное. В соответствии с расхожим утверждением
З. Фрейда, в бессознательном сосредоточено все зло человеческой души.

 

ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – искусство «измененного» сознания. Слово «психоделия» возникло в 60-е годы прошлого века в культуре хиппи. Тогда же стали говорить об особой психоделической музыке, живописи, поэзии – искусстве, связанном с употреблением наркотиков. Наркотический опыт не просто давал творческий импульс, он формировал особую стилистику «грез наяву». Теперь психоделическое искусство не обязательно предполагает употребление специальных веществ; оно широко использует опыт виртуальной реальности.

 

РЕДИ-МЕЙД – это прием, предполагающий использование предметов ширпотреба в качестве элементов художественного языка. Реди-мейд связан с рекламой. Реди-мейд – это любой готовый предмет – от консервной банки и сигаретной пачки до лозунга, который приобретает иное значение в искусстве.

 

РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ) – эпоха расцвета культуры стран Западной и Центральной Европы в период перехода от Средних веков к Новому времени. Основной идейный стержень всей культуры этого периода – гуманизм. Наиболее известные мастера: Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан.

 

РЕФОРМАЦИЯ – общественное движение XVI в., начавшееся как борьба за реформирование римско-католической церкви и приведшее к созданию протестантской церкви. Ведущие деятели Реформации – Мартин Лютер, Ян Гус и Жан Кальвин.

 

РИЗОМА – постмодернистский термин. Буквально: ризома-корневище не имеет единого центра – подземного корня. Ризома полицентрична, причем центры эти относительны – «плывущие», они не являются статичными корнями.

 

РИТУАЛ – 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых носит символический характер; 2) действия, состоящие из выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица), способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами.

 

РОКОКО – художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Для рококо характерны интимность, прихотливая орнаментальность, асимметричность и сложность извилистых линий. Стиль аристократических будуаров и салонов.

РОМАНТИЗМ – течение в искусстве европейских стран, оформившееся в начале XIX в. и нашедшее широкое отражение в литературе (Д. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, ранний А. Пушкин, М. Лермонтов), в музыке (Ф. Шуберт, Ф. Лист), в живописи (Э. Делакруа, О. Кипренский, К. Брюллов). Романтизм противопоставляют классицизму и, с другой стороны, реализму. Для романтиков характерны субъективизм, некоторая склонность к мистицизму, поиск новых форм самовыражения.

САКРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– (сакральное – лат. ‘посвященное богам, священное, запретное’) – культура, сформированная религиозным мировоззрением, где сакральное – предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения.

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА – понятие закрепилось в общеупотребительной культурологической лексике как противопоставление религиозной культуре. Светская культура основана на рационалистических размышлениях; ее базой являются продуктивные достижения и открытия науки.

 

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, художественном творчестве.

 

СЕМИОТИКА – наука о знаковых системах, в том числе о культурных знаках, являющихся носителями культурной информации.

СИМВОЛ – образно представленная идея, средство адекватного перевода содержания в выражение. Согласно другой интерпретации, символ несет в себе первичный и далее не разложимый, сопротивляющийся определению опыт мышления. Тогда смысл символа не имеет однозначного прочтения, постижение его связано с интуицией. Третье значение символа: художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Символ исследуется в рамках самых различных подходов: семиотического, гносеологического, эстетического, психологического, герменевтического.

 

СИМВОЛИЗМ – направление в искусстве на рубеже XIX и XX веков, представители которого противопоставляли искусство действительности и пытались с помощью символов выразить в художественных произведениях или гамму неясных чувств, или тайны мистического, потустороннего мира.

СИНКРЕТИЗМ – (греч. – ‘соединение, объединение’) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – стиль советского искусства, сформировавшийся к 1930-м гг. и обслуживавший потребности тоталитарного общества. Теоретическая основа соцреализма – марксистская идеология. Яркий пример произведения соцреализма – роман М. Шолохова «Поднятая целина», в котором решена основная задача стиля – показать «действительность в ее революционном развитии» в целях воспитания масс в духе коммунистических идеалов.

 

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – коренные преобразования в социальной и духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей и образа жизни, предваряющие или сопровождающие переворот в социально-экономической и политической сфере. Социокультурная революция предполагает радикальную трансформацию самого «ядра» культуры, цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ– дисциплина, изучающая отношение к культуре представителей различных социальных групп и социальные институты, имеющие отношение к культуре.

СТРУКТУРАЛИЗМ – направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений.

 

СУБЛИМАЦИЯ – в психоанализе это процесс переориентации влечения (либидо) на иную цель; преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму сублимации З. Фрейд рассматривает формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества.

 

СЮРРЕАЛИЗМ – одно из направлений искусства XX в., основным принципом которого является сочетание несовместимого, отражение любых видений сознания, бредовых фантазий. Реальные предметы приобретают в сюрреалистических творениях необычайно деформированный, шокирующий вид. Излюбленные темы сюрреализма: смерть, гниение, разложение. Наиболее известные представители – С. Дали, А. Бретон, А. Арто.

ТИПЫ КУЛЬТУР– целостные культурные образования, возникшие у данного народа или совокупности народов, имеющие общие свойства и непохожие на культурные образования других народов.

ТОТЕМИЗМ – отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

ФЕТИШИЗМ – воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и Франции на рубеже XIX и XX вв. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного начала мира, которое, в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

 

ФРЕСКА – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ – направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским. Главное содержание направления – выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

ФУТУРИЗМ – авангардное течение в искусстве 10-20-х гг. XX в., главным образом – в Италии и России. Футуристы поклонялись культу техники. Определяющие понятия – урбанизм, сила, энергия. По словам Ф. Маринетти, жизнь мотора интереснее, чем улыбка или слезы женщины. В своих произведениях футуристы трактуют человека как подобие машины.

 

ХАРИЗМА – наделенность какого-либо лица (харизматического лидера – политического деятеля, проповедника, пророка) свойствами исключительности, непогрешимости или святости.

 

ХЭППЕНИНГ – театрализованное, сиюминутное действо с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью.

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ – наиболее общие понятия культурологии: ценности, общение, поведение, вера, формы человеческой активности (труд, занятие, деятельность), присущие человечеству на всех этапах человеческого развития.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

 

ЭКЛЕКТИЗМ – смешение архитектурных стилей, относящихся к различным историческим эпохам.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – направление философии XX в. Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные проявления человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – это способность судить о предмете на основе благорасположения к нему или нерасположения, но без предвзятости. Французский мыслитель Жан Поль сравнивал эстетический вкус с совестью: так же как совесть не позволяет возобладать эгоистическому чувству, личному интересу, так и эстетический вкус позволяет человеку сохранять объективность в своем восприятии прекрасного.

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – наиболее общая категория эстетики, метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается системное единство эстетических категорий. В качестве категории оформилась в XX в.

 

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом и последующей расплате за это.

 

ЭТНОС (греч. ‘народ, племя’) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей, говорящих на одном языке, признающих единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом традиций, обычаев.

 

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 464 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.