Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.




Одной из важнейших проблем философии науки является проблема соотношения социально-гуманитарного познания и естественнонаучного познания. В истории науки существует две крайних точки зрения на эту проблему – это натурализм и антинатурализм.

Натурализм (от лат. natura — природа) в философии – это методологический принцип, сформировавшийся во второй половине XIX века. Философской основой натурализма явился позитивизм. Позитивизм (лат. positivus - положительный) - (лат. positivus - положительный) - парадигмальная гносео-методологическая установка, которая заключается в отказе от философии («метафизики») в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом. Представители позитивизма считали, что нет принципиальной разницы между гуманитарным и естественнонаучным познанием. Они делали попытки построить науку об обществе по образцу естественных наук. Отличительной чертой натурализма также является убеждение, что нет никакого различия между естествознанием и социально-гуманитарными науками. По сути дела представители натурализма, отрицая специфику социально-гуманитарного познания, сводят науки об обществе, о человеке к естественнонаучному познанию. Таким образом, происходит абсолютизация роли естественных наук. В зависимости от того, какая естественнонаучная дисциплина принималась за образец, выделяют в рамках натурализма следующие течения:

1. Механицизм - метод познания и миропонимание, основывающиеся на представлении, будто механическая форма движения есть единственно объективная. В более широком смысле механицизм есть метод сведения сложных явлений к их более простым составляющим, метод разложения целого на части, неспецифичные для данного целого. В рамках механицизма происходит абсолютизация и универсализация механистической картины мира. Он был характерен для философии Просвещения.

2. Физикализм – философское направление, для представителей которого все то, что не может быть понято при помощи методов физики и изложено при помощи ее понятий, является бессмысленным. Представители физикализма универсальным языком науки объявляли язык физики, а поскольку социально-гуманитарное познание не «влазило» в этот язык, оно вообще выносилось за скобки научного познания. Физикализм был характерен для философии неопозитивизма.

3. Биологизм - совокупность концептуально-методологических представлений, общим признаком которых является применение понятий и законов биологии при анализе социальной жизни. Проведение аналогий между обществом и органическим миром имеет долгую историю, начинающуюся еще в античности. Однако биологизм сложился только во второй половине XIX века, когда биология добилась очевидных успехов. Биологизм был характерен для представителей социал-дарвинизма и социал-биологизма.

Одной из разновидностей биологизма можно считать фрейдизм, рассматриваемый как направление в социальных науках, объединяющее различные школы и течения, которые стремятся применять психологическое учение З. Фрейда для объяснения феноменов культуры.

К натурализму относят и географический детерминизм – одно из направлений социального познания, представители которого существование общества и специфику социально-исторического развития ставят в прямую зависимость от географической среды, а также демографический детерминизм, представители которого придают абсолютное значение в функционировании и развитии общества народонаселению, борьбе с перенаселением.

Основным положительным следствием натурализма стало убеждение ученых в том, что из социальных наук нужно изгнать все сверхъестественное, что социальная жизнь также подчинена объективным законам, которые можно изучать и на основе которых можно строить социальные прогнозы, рационально перестраивать социальную жизнь.

 

Противоположной натурализму позицией является антинатурализм. В рамках антинатурализма социально-гуманитарное познание резко противопоставляется естественнонаучному, утверждается, что социально-гуманитарное познание имеет свою специфику, оно принципиально отлично от естественных наук, имеет свой собственный предмет исследования, а также свой собственный методологический арсенал. Можно выделить в антинатуралистической традиции следующие направления:

1. Социологизм - методологическое направление, представители которого считают, что общество, человеческая деятельность и т.д. могут быть исследованы только специфическими методами социально-гуманитарных наук. Они стремятся объяснить все культурные и духовные факты тем или иным состоянием общества и превратить социологию в основу всех наук о духе и культуре. Вульгарный социологизм или вульгарная социология – это термины, которыми в марксистской литературе обозначают упрощенное, прямолинейное истолкование форм общественного сознания (особенно философии, литературы, искусства). Рассматривают их исключительно как выражения интересов определенного класса, как непосредственного следствия воздействия на них экономики или техники. В этом отношении вульгарный социологизм пересекается с экономизмом.

2. Экономизм – это примитивное, упрощенное истолкование основных причин существования и развития общества. Это своеобразная карикатура на социальное учение К. Маркса, когда из экономического фактора прямо выводятся все остальные явления общественной жизни. С этой позицией боролся еще Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг».

3. Психологизм – это методологическая позиция, которая полагает, что проблемы всех наук могут быть решены с помощью понятий и методов психологии. В социологии психологизм как методологический подход разрабатывали Г. Тард, Ч. Кули, Дж. Мид, представители неофрейдизма, структурно-функциональной школы и другие. Они стремились объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.

Американский ученый И. Валлерстайн, решая проблему соотношения социально-гуманитарных наук и естествознания, утверждал, что вместе с преобразованием сложившегося «знакомого» социального мира должен измениться и «мир знаний» об обществе. И в начале XXI века ситуация может развиваться в соответствии с тремя основными сценариями: 1) эпистологическое воссоединение естественных и гуманитарных наук; 2) организационное воссоединение и новое разделение общественных наук; 3) признание за ними центральной роли в мире. Какой из этих сценариев будет реализован – этот вопрос на данный момент остается открытым.

Однако некоторые исследователи считают, что в современном социально-гуманитарном познании все больше утверждается культур-центристская исследовательская программа, основы которой были заложены уже в XIX - XX веках в философии жизни (В. Дильтей), в рамках баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), М. Вебером, Э. Дюркгеймом и другими. Социально-гуманитарные науки раньше, чем естественные, вступили в сферу неклассического развития, свидетельством чего явилось появление антитезы натуралистической программы — культур-центристского подхода. Основные положениями этой исследовательской программы: 1. Существует рукотворная и объективная «вторая природа», то есть культура. 2. Главным методом ее познания является понимание, которое связано с объяснением. 3. Особо подчеркивается присутствие субъекта в изучаемом науками о культуре объекте исследования.

В конце концов, утверждается, что именно эта программа должна приобрести, если уже не приобрела, общенаучное значение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1634 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.