Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.




Знание лежит в основе многих областей человеческой деятельности и является специальным объектом изучения и анализа в теории познания и многих науках. Знание – это своеобразная социальная и индивидуальная память – способ сохранения и использования наследуемого и создаваемого объема информации. При этом теоретическое знание не самое главное из того, что знает человек, и не самое большое по объему. Преобладающая область знания – это повседневные, массовые знания.

Античный философ Платон выделял пять ступеней познания предмета: 1) имя предмета; 2) его определение; 3) его изображение; 4) само знание о предмете (правильное мнение и понимание); 5) то, что познается само по себе, что и есть подлинное бытие.

Другой античный философ Аристотель полагал, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту. Он считал тех, кто владеет знанием какого-то искусства более мудрыми, чем тех, кто имеет опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет.

Таким образом, понимаемое знание очень тесно связано с верой. В данном случае вера рассматривается не как религиозная вера, а как признание истинности того или иного утверждения без рационального обоснования и доказательства. Причиной ее существования является не только недостаток информации. Австрийский философ Л. Витгенштейн обратил внимание на роль веры в познании и на ее социально-коммуникативную природу. Он писал, что вера возникает как необходимое следствие нашего бытия среди людей. Поэтому вера может рассматриваться как субъективная уверенность и достоверность, требующая дальнейшего исследования.

Вера и знание имеют основания, но их основания различны, и это различие носит не просто частный характер, оно обладает фундаментальным значением, но обоснования веры и знания противоположно направлены. Знание становится таковым в результате логического оформления, обоснования и т.д. и только так оно обретает социальную значимость. Вера базируется на подтверждающем ее результаты опыте, на социальной санкции и общезначимости того, во что верят. При таком подходе вера не противопоставляется знанию, и функции веры не оцениваются только отрицательно.

В отличие от идей верования не являются плодом наших размышлений, они – наш мир и бытие, это глубинный пласт нашей жизни. Верования унаследованы как традиции, принимаются в готовом виде, как система прочных, принятых на веру объяснений и интерпретаций. Одно из самых значимых верований в западной культуре – это вера в разум и интеллект.

Противоположным понятию веры является понятие сомнения. Сомнение – это состояние беспокойства и неудовлетворенности, заставляющее действовать с целью его устранения, порождающее желание перейти к состоянию верования – спокойного и удовлетворенного. Именно сомнение является одним из движущих факторов в развитии знания в целом и научного знания в том числе. Поэтому, с одной стороны, вера является необходимым «спутником» познания, так как невозможно проверить на собственном опыте все накопленные человечеством знания, и приходиться прибегать к вере. С другой стороны, сомнение также постоянно сопутствует познанию, являясь, как уже было сказано, источником движения к новому знанию. Сначала сомнение в старой вере, затем преодоление сомнения и, наконец, убеждение, новая вера.

Признание конструктивной роли веры в познавательной деятельности дает возможность по-другому оценить соотношение веры и сомнения в познании. Признание фундаментального значения веры в познавательной деятельности субъекта предполагает признание того, что теория познания и конкретно учение об истине должны строиться не отвлеченно от человека, но на основе доверия к человеку как целостному субъекту познания. Иначе, как утверждал немецкий философ Э. Гуссерль, будет забыт фундамент человеческих смыслов – «жизненный мир», мир простого верования, принимаемый как безусловно значимый и практически апробированный.

Существует еще один аспект во взаимоотношениях веры и сомнения. В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, рассматриваемая как акт принятия чего-либо в качестве ценностно-положительного. С этой точки зрения, вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в высшей ее отметке находится идеал. Человек в силу своего воображения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель - это предвосхищение результата социального действия. Идеал - это высшая ценность и ей соответствующая цель, это то, во что безоговорочно верят.

Такая вера, называемая философской, противопоставляется религиозной. Религиозная вера часто рассматривается как результат откровения. Ее отличительной чертой является то, что она не нуждается в строгом логическом обосновании. Для немецкого философа К. Ясперса философская вера – это результат философствования. Вряд ли найдется философ, который не согласится с Ясперсом.

Для Ясперса вера не является чем-то иррациональным. Философская вера – это вера мыслящего человека, когда ничто не принимается так, как оно навязывается, ничто не принимается без глубокого проникновения в него. Такая вера не может быть общезначимой, но она присутствует внутри человека, беспрестанно становится яснее, осознаннее, продвигается далее посредством сознания.

Философская вера исторична. Она – не переживание, не нечто непосредственное, не то, что можно описать как данное. Она – осознание бытия из его истоков посредством истории и мышления. Для философской веры всякое философствование, выраженное языком, - это построение, это только подготовка или воспоминание, повод или подтверждение. И во времени еще нигде не обретена вечная философия. Определение философской веры дается Ясперсом через отрицание:

1. она не может стать исповеданием;

2. она должна явить себя в мышлении и обосновании;

3. необходимо все время обращаться к истокам знания;

4. она не имеет прочной опоры в виде объективного конечного в мире;

5. ее положения никогда не становится догматом;

6. она не авторитарна;

7. философская вера – это решимость радикальной открытости перед новым, неизведанным.

Философская вера обладает чуткой совестью относительно суеверий, поэтому она не может выразить себя в основоположениях. Объективное должно всегда оставаться в движении. Философская вера проходит через ничто, но она не вырастает из бездонности, не начинает сначала – если она исконна. Она существует только в мышлении отдельного человека и лишена объективной защищенности, предоставляемой каким-либо социальным институтом. Она – то, что остается, когда все рушится. Но она – ничто, если в ней ищут опору. Ее присутствие обнаруживается каждый раз, когда мы приходим к самим себе, побуждаемые к тому преданием.

Таким образом, то, что человек схватывает в процессе философствования, и есть – его вера. И делом философии, следовательно, является прояснять и раскрывать то, что мыслилось на протяжении тысячелетий, что может лечь в основу философской веры конкретного человека.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3705 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.