Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.




 атегории истины и заблуждени€ Ц ключевые в теории познани€, выражающие две противоположные, но неразрывно св€занные стороны единого процесса познани€. «аблуждение Ц это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. »сточниками заблуждени€ могут €вл€тьс€ ограниченность, неразвитость, ущербность общественно-исторической практики. «аблуждение можно рассматривать как необходимый момент движени€ познани€ к истине.

ќднако, заблуждение следует отличать ото лжи. Ћожь Ц это преднамеренное искажение истины в чьих-то корыстных интересах и св€занна€ с этим передача заведомо ложного знани€ Ц дезинформации. ќбычно заблуждени€ в отличие ото лжи преодолеваютс€ в ходе дальнейшего развити€ познани€.

¬ процессе научного открыти€ перед ученымвсегда, €вно или не €вно, возникает проблема истинности. «десь под истинностью понимаетс€ и истинность самого открыти€, и истинность методов проверки гипотез, и, более того, истинность оснований, на которых базируетс€ это открытие. ќт того, как трактуетс€ истина, зависит весь процесс научного поиска, так как ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит в нее очередной элемент заблуждени€.

»меютс€ разные определени€ истины:

1. »стина Ц это соответствие знаний действительности.

2. »стина Ц это опытна€ подтверждаемость.

3. »стина Ц это свойство самосогласованности знаний.

4. »стина Ц это полезность знани€, его эффективность.

5. »стина Ц это соглашение.

ѕервое определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, €вл€етс€ главным в классической концепции истины. “акой точки зрени€ на истину придерживались еще ѕлатон с јристотелем.

—овременна€ трактовка истины включает в себ€ следующие моменты. ¬о-первых, пон€тие Ђдействительностьї трактуетс€, прежде всего, как объективна€ реальность, существующа€ независимо от нашего сознани€, как состо€ща€ не только из €влений, но и из сущностей скрывающихс€ за ними, в них про€вл€ющихс€. ¬о-вторых, в Ђдействительностьї входит также и субъективна€ действительность, в истине отражаетс€ и духовна€ реальность. ¬-третьих, истина рассматриваетс€ как нечто неразрывно св€занное с предметно-чувственной де€тельностью человека, с практикой. ¬-четвертых, истина рассматриваетс€ не как нечто статичное, а как динамичное образование. — этой точки зрени€, истина есть процесс.

’арактерной чертой истины €вл€етс€ наличие в ней объективной и субъективной сторон. »стина не может быть вне субъекта познани€. ѕоэтому она субъективна. Ёто с одной стороны. — другой стороны, истина объективна, то есть истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. »стина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них. Ѕудучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию и форме.

–аздел€ют две формы истины: относительна€ истина и абсолютна€. јбсолютна€ истина (точнее, абсолютное в объективной истине) Ц это, во-первых, полное, исчерпывающее знание о действительности в целом, то есть некий гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут. ¬о-вторых, это элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем, так называемые вечные истины.

ќтносительна€ истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знани€, его углубление, уточнение по мере развити€ практики и познани€. Ёто неполное, ограниченное определенными услови€ми знание об объекте. ѕоэтому истина всегда конкретна. Ћюбое знание всегда определ€етс€ в своем содержании и применении данными услови€ми места, времени и многими другими специфическими обсто€тельствами. јбсолютна€ истина складываетс€ из суммы относительных истин.

—уществует несколько подходов в социально-гуманитарном познании к решению проблемы истины: историзм, психологизм и рел€тивизм. »сторизм Ц это принцип подхода к действительности как развивающейс€ во времени. ќн предполагает рассмотрение объекта как развивающейс€ во времени системы, вы€вление закономерностей ее развити€. »стоки историзма корен€тс€ в учени€х √ераклита, ѕлатона, јристотел€. ѕрименительно к обществу этот принцип разрабатывали ƒж. ¬ико, ¬ольтер, √. ‘. ¬. √егель,  . ћаркс, а в естествознании - „. Ћайель и „. ƒарвин. — конца XIX века историзм (его называют также историцизмом) подвергалс€ критике ¬. ƒильтеем, Ѕ.  роче, √. –иккертом,  . ясперсом,  . ѕоппером и другими, которые ставили под сомнение возможность установлени€ законов развити€ общества и предсказание его будущего. ¬ современной философии и науке продолжаетс€ остра€ полемика по проблемам историзма.

— точки зрени€ историзма, достичь абсолютно истинного знани€ нельз€ в силу того, что мир, общество, природа и т.д. историчны, то есть посто€нно измен€ютс€ во времени. » поэтому большинство наших знаний о мире и о социуме, в том числе, устаревают еще в процессе их получени€.

ѕсихологизм Ц это воззрение, согласно которому психологи€ €вл€етс€ основой философии и всех философских дисциплин, в том числе и теории познани€. ѕсихологизм в социально-гуманитарных науках Ц это особый методологический подход, свойственный некоторым направлени€м социологии (неофрейдизм, структурно-функциональна€ школа и др.), стрем€щимс€ объ€снить социальные отношени€ и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействи€ людей. — точки зрени€ психологизма, истина есть определенное психологическое отношение человека к своим знани€м. “о есть с точки зрени€ этого подхода, истинным €вл€етс€ то знание, которое мы переживаем как истинное.

–ел€тивизм (от лат. relativus - относительный) Ц это методологический принцип, в рамках которого признаетс€ относительность, условность и субъективность познани€, отрицаютс€ абсолютные этические нормы и правила. ¬ познании рел€тивизм нередко ведет к агностицизму, так как человеческое познание объ€вл€етс€ исключительно субъективным, а потому относительным и условным. ќн отрицает возможность достижени€ адекватного знани€ о мире.

¬ажнейшим критерием научности €вл€етс€ достижение достоверного, объективного истинного знани€, которое €вл€етс€ непосредственной целью и высшей ценностью научного познани€. Ёто относитс€ и к социально-гуманитарным наукам. Ќо существует специфика процесса постижени€ истины в этих науках.

Ёта специфика выражаетс€ в постановке вопроса о критери€х истинности. ¬ разные периоды выдвигались самые разные критерии истинности. ¬ диалектико-материалистической философии критерием истинности €вл€етс€ общественно-историческа€ практика. »стина рассматриваетс€ не как одноразовый акт, а как процесс.  ритерий практики одновременно определен и не определен, абсолютен и относителен. ѕоэтому диалектичность практики как критери€ истины €вл€етс€ объективной основой возникновени€ и существовани€ иных критериев дл€ проверки истинности знани€. “аких, например, как внеэмпирические, внутринаучные критерии обосновани€ знани€ (простота, красота и т.д.). ¬ажное значение имеет и логический критерий истины. Ёто методы и законы формальной логики, а также логики диалектической. Ќо это лишь одна точка зрени€.

¬ современной западной философии существуют следующие взгл€ды на проблему истины в социально-гуманитарном познании. Ќемецкий экзистенциалист ћ. ’айдеггер, например, утверждал, что истина Ц это есть свобода человека. Ќеистина Ц это сокрытость и поиск, поэтому человек всегда находитс€ в пути блужданий.

 . ѕоппер в своей работе Ђ„то есть истина?ї пишет о том, что суждение истинно, если и только если оно соответствует фактам. Ќо при этом надо точно оговорить услови€ дл€ применени€ предиката истинно к данному высказыванию. ќн разрабатывает принцип фальсификации в противовес принципу верификации, который был разработан представител€ми неопозитивизма. ѕон€тие Ђверификаци€ї означает процесс установлени€ истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки, то есть в соотнесении данного утверждени€ с реальным положением дел с помощью наблюдени€, эксперимента. ѕон€тие Ђфальсификацииї обозначает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждени€ в результате их эмпирической проверки.

ѕоппер считает принцип Ђвсе открыто дл€ критикиї величайшим методом науки. ќн придает этому критическому принципу глобальное значение и, прежде всего, в социально-политической сфере общественной жизни. ѕоппер рассматривает знание не как готовую систему, а как систему измен€ющуюс€, развивающуюс€. Ќеобходимость применени€ в социально-гуманитарных науках ситуационной логики, с его точки зрени€, обусловлена тем, что они сто€т перед задачей объ€снени€ и невольных и часто не желаемых социальных человеческих действий, которые не могут быть объ€снены средствами рациональной, общей (формальной) логики. —итуационна€ логика как метод объективного понимани€ подвергает анализу ситуацию действующего человека с тем, чтобы объ€снить действие из ситуации, не прибега€ к помощи психологии. ќбъективное понимание состоит в том, что мы видим, как поведение объективно соответствует ситуации. “о есть в социально-гуманитарном познании всегда необходим конкретный анализ конкретной ситуации. —итуационный анализ Ц это метод не эмпирического, а теоретического исследовани€, задачей которого €вл€етс€ различение ситуации, какой ее видел познающий субъект, и ситуации, какой она была на самом деле.

ƒл€ немецкого социолога ћ. ¬ебера вопрос о возможности достижени€ объективной истины в социально-гуманитарных науках также был актуален. ќн видел основную трудность в том, что социальна€ сфера знани€ тесно св€зана с субъективными, ценностными предпосылками, с необходимостью отражени€ в исследовании личности автора. ѕоэтому, с его точки зрени€, в социально-гуманитарных науках не существует совершенно Ђобъективногої научного анализа культурной жизни или Ђсоциальных €вленийї, не зависимого от особых и односторонних точек зрени€, в соответствии с которыми они избраны в качестве объекта исследовани€, подвергнуты анализу.

ќн отвергает механическое перенесение естественнонаучной модели объективности на социальное познание, без учета специфики ее предмета. “ем не менее, он отстаивает точку зрени€, что если социальна€ проблема доступна однозначному решению на материале опытного знани€, то при этом большую роль играют сугубо личные аксиомы веры и ценностных идей. Ѕлижайша€ задача исследовател€ в социально-гуманитарном познании заключаетс€ в способности различать знание и оценочное суждение, в выполнении своего научного долга видеть истину, отраженную в фактах, и долга своей практической де€тельности Ц отстаивать свои идеалы. ѕоэтому реализаци€ требований принципа объективности в социальном познании св€зана с большими практическими трудност€ми, чем представл€етс€ на первый взгл€д. Ёто трудность преодолени€ партийной ограниченности и трудность преодолени€ оценочных предпочтений и т.д.

Ќемецкий философ √анс-√еорг √адамер, один из основоположников философской герменевтики, в своем труде Ђ»стина и методї пишет о том, что постижение истины происходит не только в науке, но и с помощью других способов познани€, например, герменевтический феномен понимани€. —уществуют три способа постижени€ истины, которые лежат за пределами науки: 1) опыт философии и ее истории; 2) опыт искусства, которое, вопреки вс€кому рационализированию, через свои произведени€ постигает истину; 3) опыт самой истории, где историческое предание хот€ и становитс€ предметом научного исследовани€, однако само по себе обретает голос в своей истине. »стины, полученные таким образом, возвышаютс€ над истинами полученными средствами науки.

— его точки зрени€, истина не есть только характеристика познани€, а характеристика самого быти€. ќна может лишь приоткрыть себ€ понимающему осмыслению. Ќельз€ отождествл€ть истину искусства с истинной науки. »стина постигаетс€ не только в науке, но и в произведени€х искусства. ≈сли мы захотим узнать, что такое истина в области гуманитарных наук, то должны будем в этом смысле направить вопрос философии к совокупности научно-гуманистических процессов, а не к отдельным из них. ¬ науках о духе ценность и значение исследовани€ измер€ютс€ в этом случае не просто масштабом самих фактов. —корее, наоборот, факты кажутс€ нам по-насто€щему значительными лишь благодар€ тому, кто сумел их изобразить. Ќаш интерес, таким образом, принадлежит, конечно, фактам, однако факты обретают жизнь лишь благодар€ той точке зрени€, с которой их нам показывают.

–оссийский ученый ћ. Ѕахтин утверждал, что необходимо учитывать экзистенциально-антропологическую составл€ющую в решении проблемы истины в теории познани€. √носеологи€ не может строитьс€ в отвлечении от целостного человека. ѕознание превращаетс€ в поступок ответственно мысл€щего участного сознани€ и предстает как заинтересованное понимание, неотъемлемое от результата истины, ответственного за этот результат. “аким образом, теснейша€ св€зь и изначальна€ обусловленность социального познани€ с многообразной системой ценностей и смыслов значительно усложн€ет постижение истины в этой сфере познавательной де€тельности.

‘илософи€ познани€ в целом, как и учение об истине в частности, должны строитс€ не в отвлечении от человека, как это прин€то в теоретизированном мире рационалистической и сенсуалистической гносеологии, но на основе довери€ человеку как целостному субъекту познани€. ѕоэтому истина в соответствующем контексте замен€етс€ правдой, за которую ученый в социально-гуманитарном познании несет ответственность и перед другими и перед самим собой. «десь речь о дополнительности гносеологической истины экзистенциальной (экзистенци€ Ц существование) правдой, правдой, котора€ непосредственным образом св€зана с сущностными экзистенциальными установками исследовател€, нос€щими сугубо субъективный, индивидуальный характер. ѕравда событи€ не есть тождественно себе равна€ истина, а есть единична€ позици€ каждого участника процесса познани€, правда его конкретного действительного долженствовани€.

— точки зрени€ современных исследователей этой проблемы, истина cogito (гносеологическа€) соотноситс€ с нечеловекоразмерным бытием самим по себе, поэтому несет независимое от субъекта объективное содержание. »стина existenz (экзистенциальна€) соотноситс€ с человекоразмерным бытием дл€ нас, поэтому несет субъективно значащее содержание. »стина первого рода передает причастность к реальности. »стина второго рода передает причастность к жизненной полноте. Ќо это не две разные истины. Ёто две стороны одной медали.

—егодн€ в философии, и в том числе в философии науки, происходит осознание исторической природы самой рациональности, понимание того, что иррациональное служит необходимым компонентом любой познавательной де€тельности. —оответственно должна быть переосмыслена и природа истины, котора€ не сводитс€ только к научной истине. “аким образом, актуализируетс€ экзистенциально-антропологическа€ традици€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2798 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

694 - | 633 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.