Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тепень затруднени€, котора€ может служить основанием дл€ облегчени€.




ƒл€ некоторых мусульман этот вопрос остаЄтс€ не€сным, в результате чего они могут подумать, что малейшее затруднение уже освобождает людей от выполнени€ религиозных об€занностей и оправдывает собой прекращение выполнени€ ими этих об€занностей. Ётим часто прикрываютс€ люди, не удел€ющие –елигии должного внимани€ и использующие подобные вещи как предлог дл€ несоблюдени€ установлений шариата ¬семогущего и ¬еликого јллаха. ¬ этом и состоит причина того, что улемы разъ€снили нам, какими бывают виды трудностей, и сформулировали правило, позвол€ющее устанавливать, что именно следует принимать в расчЄт как достаточное основание дл€ облегчени€.

- 1 - Ќекоторые затруднени€ неизбежно сопутствуют исполнению религиозных об€занностей и €вл€ютс€ неотделимыми от них в силу того, что они проистекают из самой природы этих об€занностей. “рудности такого рода не могут служить достаточным основанием дл€ отмены или облегчени€ вышеупом€нутые об€занностей.

“ак, например, никто не имеет права нарушать пост в течение рамадана из-за сильного чувства голода; никто из здоровые и имеющих достаточно средств дл€ совершени€ хаджжа мусульман не имеет права отказыватьс€ от него из-за трудностей пути и нежелани€ расставатьс€ со своими семь€ми и родными местами; никто не имеет права отказыватьс€ от побуждени€ других к одобр€емому шариатом и удержани€ от порицаемого им из опасений перед тем, что за это люди могут нанести ему обиду или отвергнуть его слова и так далее. Ћюди не имеют права поступать таким образом в св€зи с тем, что вышеупом€нутые трудности нос€т обычный характер, не привод€т к перенапр€жению и встречаютс€ в жизни чуть ли не на каждом шагу, а если бы по добные вещи €вл€лись основанием дл€ облегчени€, то не существовало бы ни об€занностей, ни установлений шариата, а рабы јллаха не получили бы никакой пользы ни в мире этом, ни в мире вечном.

- 2 - —уществуют трудности и иного рода. ќни не проистекают из самой природы той или иной об€занности, возлагаемой шариатом на человека, и во многих случа€х не €вл€ютс€ неотделимыми друг от друга. –ечь идЄт о неожиданных и случайных трудност€х, которые выход€т за рамки того, чего в обычных услови€х требуют религиозные об€занности.

“акие трудности подраздел€ютс€ на два вида:

ѕервый вид: к нему имеет отношение всЄ то, что создаЄт дл€ человека незначительные затруднени€ и неудобства, примером чего могут служить коротка€ поездка, лЄгкое недомогание или возможность лишитьс€ материальной выгоды. “рудности такого рода не должны оказывать никакого вли€ни€ на неуклонное исполнение религиозных об€занностей, и в этом смысле им не следует придавать никакого значени€, поскольку та выгода, которую в обоих мирах получит мусульманин, выполн€ющий эти об€занности, перевесит собой его потери, св€занные с преодолением таких трудностей. »менно поэтому выполнение об€занностей в подобных обсто€тельствах предпочтительнее отказа от этого.

¬торой вид: более серьЄзное затруднение, которое может представл€ть собой угрозу дл€ жизни, имущества или чести человека. ¬ пример можно привести положение того, кто может совершить хаджж, но знает, что по пути его ожидает встреча с грабител€ми, или опасаетс€ какого-нибудь человека, который только и дожидаетс€ его отъезда, чтобы похитить его имущество или как-нибудь повредить его семье или боитс€ ещЄ чего-либо, что в понимании разумных и религиозных людей действительно создаЄт серьЄзные затруднени€. “олько подобные обсто€тельства и принимаютс€ в расчЄт шариатом и могут учитыватьс€ при исполнении религиозных об€занностей, подчас €вл€€сь веским доводом в пользу отказа от выполнени€ той или иной об€занности или еЄ облегчени€. ќбъ€сн€етс€ это тем, что обычно подобные вещи маловеро€тны, но если не обращать на них внимани€, то это может привести к пренебрежению многими такими интересами человека, на необходимость обеспечени€ которых указываетс€ в шариате ¬семогущего и ¬еликого јллаха.

5. ЋЄгкое не отмен€етс€ трудным.

Ёто также €вл€етс€ одним из принципов фикха, который был извлечЄн факихами из данного хадиса.

¬ своЄм труде "јль-ашбах ва-н-наза'ир" ас-—уйути пишет:

»бн ас-—убки сказал:

"Ётот принцип относитс€ к числу известнейших принципов, извлечЄнных из слов пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), который сказал:"..(если) € повелел вам что-либо, то делайте из этого, что можете..."

Ёто означает, что мусульманин, на которого возложено исполнение религиозных об€занностей, может оказатьс€ в таком положении, когда выполнение того, что ему ведено делать, оказываетс€ дл€ него полностью невозможным или затруднительным. ¬ то же врем€ может быть и так, что часть этого ему выполнить нетрудно и он в состо€нии сделать это. ¬ подобных обсто€тельствах необходимо сделать то, что возможно, а невозможность или затруднительность осуществлени€ той или иной части об€зательного не может считатьс€ причиной полной не действительности соответствующего требовани€ равно как необ€зательности его исполнени€.

ћожно привести несколько примеров практического применени€ этого принципа. “ак, если мусульманину необходимо coвершить частичное омовение (вуду), но воды ему дл€ этого нe хватает, он должен использовать всю имеющуюс€ воду, послe чего совершить очищение песком (тайаммум), причЄм если очищению песком он приступит до того, как использует имеющуюс€ у него воду, то его очищение песком будет недействительным. ≈сли человек сумеет найти только такую одежду, котора€ будет прикрывать его тело ('аура) лишь частично, ему следует прикрыть ею то, что он сможет. ћусульманин, оправившийс€ от своего недомогани€ в период поста днЄм, об€зан поститьсй всю оставшуюс€ часть дн€ также как и та женщина, у которой в подобных обсто€тельствах прекращаютс€ мес€чные, причЄм и ей, и ему необходимо возместить (кода) пропущенную часть поста в другое врем€. ≈сли человек имеет возможность оказывать своему бедному родственнику такую материальную помощь котора€ будет покрывать его потребности лишь частично, то он об€зан делать это. ≈сли человек способен изменить что-либо порицаемое шариатом полностью или хот€ бы в какой-то мере, он об€зан сделать это. » можно было бы привести ещЄ много примеров подобного применени€ данного принципа на практике.

ƒоказательством правильности как самого принципа, так и его практического применени€ может служить один из хадисов, приводимых в "—ахихе" аль-Ѕухари.

—ообщаетс€, что »мран бин ’усайн, да будет доволен им јллах,сказал:

"” мен€ был геморрой, и € спросил пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), о (том, как мне совершать) молитву.

ќн сказал:

"ћолись сто€, но если не сможешь, то молись сид€, а если не сможешь (делать и этого, то молись лЄжа) на боку".





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 396 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

661 - | 515 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.