Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒозволенное очевидно и запретное очевидно, а между одним и другим наход€тс€ сомнительные дела.




јн-Ќавави, да помилует его јллах ¬севышний, сказал:

"Ёто значит, что все дела подраздел€ютс€ на три категории.

  первой относитс€ €вно дозволенное, дозволенность которого не остаЄтс€ скрытым от человека. ѕримером могут служить такие действи€ как употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т.д.

 о второй имеет отношение €вно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбоде€ни€ и тому подобные действи€.

„то же касаетс€ сомнительного, то имеютс€ виду такие действи€, дозволенность или запретность которых остаютс€ не€сными, в силу чего многие люди не имеют о них представлени€, тогда как улемы суд€т о действи€х такого рода на основании либо определЄнных а€тов  орана, либо хадисов пророка (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), приход€т к определЄнным выводам на основании суждeни€ по аналогии (кыйас). ≈сли же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и отноительно этого нет чЄтких указаний в  оране и сунне и единодушное мнение улемов по данному вопросу не выработано, тогда муджтахид ищет самосто€тельное решение и делает вывод о довзволенности или запретности этого на основании соответствующих указаний шариата ".

ќтказ от сомнительного €вл€етс€ признаком благочести€. ѕримером может служить отказ от поддержани€ деловых контактов с таким человеком, происхождение богатства которого либо внушает какие-то сомнени€, либо имеет отношение к ростовщичеству, или с человеком, часто совершающим такие дозволенные действи€, от которых предпочтительнее было бы воздержатьс€. ≈сли же говорить о запрещении чего-нибудь маловеро€тного и не имеющего отношени€ к сомнительным вещам, от которых действительно необходимо отказыватьс€, например, об отказе от заключени€ браков с женщинами из большого города из опасений перед тем, что кто-то из них может оказатьс€ близкой родственницей, или отказе от использовани€ воды в пустыне из-за допущени€ возможности осквернени€, то это уже не про€вление благочести€, а результат наущений шайтана.

Х 2. —уществуют разные виды сомнительного

»бн аль - ћунзир подраздел€ет сомнительное на три вида:

- а - “о, что первоначально было известно человеку как запретное и в чЄм впоследствии он начинает сомневатьс€, задумыва€сь о том, дозволенным это €вл€етс€ или нет. —овершать действи€ такого рода допустимо только облада€ полной уверенностью. ѕримером могут служить сомнени€ относительно дозволенности употреблени€ в пищу м€са таких двух овец, одна из которых была заколота идолопоклонником.

- б - ѕротивоположностью этого €вл€етс€ что-нибудь дозволенное, относительно необходимости запрещени€ чего возникают какие-либо сомнени€, например, возникновение сомнени€ относительно запретности развода с женой или же сомнени€ совершившего омовение человека относительно того, имело ли место осквернение, которое можно не принимать во внимание.

- в - „то-нибудь такое, дозволенность чего внушает такие же сомнени€, как и его запретность, и от чего предпочтително воздержатьс€. »менно так поступал посланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), с падавшим фиником, о чЄм говоритс€ в хадисе, приводимом аль - Ѕухари и ћуслимом, где сообщаетс€, что пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"ѕоистине, бывает так, что € возвращаюсь к себе домой, обнаруживаю, что на мою постель упал финик, и (сначала) поднимаю его, чтобы съесть, но потом начинаю опасатьс€, что он €вл€етс€ частью садаки, и отказываюсь от него".

Х 3. ¬ысказывани€ наших праведных предшественников o необходимости отказа от сомнительного

јбу-д-ƒарда, да будет доволен им јллах, сказал:

"—овершенной €вл€етс€ така€ богобо€зненность, когда раб боитс€ јллаха, испытыва€ страх даже относительно того, что (по размерам своим не больше) пылинки, и когда он отказываетс€ от части того, что считает дозволенным, опаса€сь, что это может оказатьс€ запретным, и тем самым огражда€ себ€ запретного ".

јль-’асан аль-Ѕасри сказал:

"Ѕогобо€зненные не утрат€т своей богобо€зненности до пор, пока будут отказыватьс€ от многого дозволенного из опасений перед запретным ".

—уфйан ас-—аури сказал:

"ѕоистине, их стали называть богобо€зненными (муттакуна) по той причине, что они бо€лись (иттакау) того, чего (люди обычно) не опасаютс€".

—общаетс€, что »бн ”мар, да будет доволен јллах ими обоими, сказал:

"ѕоистине, хотел бы € отделить себ€ от запретного такой преградой из дозволенного, которую € не сумею разрушить!"

—уфйан бин ”йайна сказал:

"Ќе постичь рабу истинной сути веры до тех пор, пока он не отделит себ€ от запретного преградой из дозволенного и пока не откажетс€ он и от греховного, и от того, что с ним сходно ".

»звестно, что однажды јбу Ѕакр, да будет доволен им јллах, съел что-то сомнительное, не зна€ об этом, а когда узнал, то сунул себе в рот руку и изверг съеденное.

ƒа будет доволен јллах сподвижниками посланника јллаха (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), и да помилует јллах наших праведных предшественников, последовавших за ними с чистыми сердцами, ибо они удал€лись от сомнительного и стремились к полному избавлению от него ради своей религии.

Х 4. ” каждого владыки есть своЄ заповедное место

«аповедным местом јллаха на ≈го земле €вл€етс€ то, на что ќн наложил —вой запрет. ÷ель приведени€ такого примера состоит в указании на сокрытое и отвлечЄнное посредством очевидного и доступного чувственному воспри€тию.  ак правило, арабские правители действительно охран€ли пастбища, предназначенные дл€ своего скота, угрожа€ всевозможными карами тем, кто осмелитс€ к ним приблизитьс€. “от, кто бо€лс€ наказани€ правител€, угон€л свой скот подальше от этого места из опасений перед тем, что он может оказатьс€ там, а тот, кто этого не бо€лс€, приближалс€ к заповеднику и пас свой скот поблизости от него, в результате чего уже скоро нарушал его границы помимо собственной воли и подвергалс€ за это наказанию.

“очно также на земле јллаха, слава ≈му, есть свой заповедник и у Ќего. Ётим заповедником €вл€ютс€ грехи и всЄ запретное. —овершающий что-либо из этого заслуживает наказани€ јллаха в земной жизни и в мире вечном, а тот, кто приближаетс€ к подобному, соверша€ сомнительное, близок и к совершению запретного.

Х 5. ѕраведность сердца

ѕраведность тела зависит от праведности сердца, так как с точки зрени€ анатомии и медицины именно оно, бесспорно, €вл€етс€ важнейшим органом человеческого тела. ¬полне возможно также, что сердце €вл€етс€ источником внешних про€влений жизни человека, так как до тех пор, пока сердце остаЄтс€ здоровым, оно продолжает регул€рно снабжать кровью все органы тела, что обеспечивает здоровье человек в целом.

»спользу€ этот хадис в качестве аргумента, шафииты утверждали, что основа разума находитс€ в сердце, от которого исходит и то, что есть у человека в голове. ѕри этом они ссылаютс€ также и на слова јллаха ¬севышнего, который сказал:

"” них - сердца, которыми они не разумеют..."

„то же касаетс€ последователей јбу ’анифы, да будет доволен им јллах, то они считали, что местом обитани€ разума €вл€етс€ мозг. “акого же мнени€ придерживаютс€ и врачи, которые в качестве аргумента ссылаютс€ на то, что расстройство работы мозга приводит и к расстройству разума. ƒанные современной анатомии и медицины указывают на то, что непосредственным источником мышлени€ €вл€етс€ только мозг, поскольку чувства приход€т в действие только под воздействием команд исход€щих от мозга.

¬месте с тем сердце остаЄтс€ основным источником жизни всех органов тела, в том числе и мозга, но поскольку данный хадис св€зывает праведность тела и мышлени€ с сердцем, это значит, что речь идЄт об основном источнике, а в цитированном выше а€те о св€зи разума с сердцем упоминаетс€ в том смысле, что сердце €вл€етс€ его далЄким источником, тогда как мозг есть близкий и непосредственный источник мышлени€.

¬ этом хадисе речь идЄт о праведности сердца. ѕод этим имеетс€ в виду праведность души. о чЄм известно только јллаху ¬севышнему, так как речь идЄт о самых еЄ глубинах.

¬ своЄм сочинении под названием "јль-му'ин 'ал€ тафаххум -аль-арба' ин" шафиит »бн аль-ћул€ккин пишет:

"ѕоистине, праведность сердца про€вл€етс€ в п€ти вещах:

чтении  орана, сопровождаемом размышлени€ми,

пустом животе,

совершении ночных молитв,

обращени€х с мольбами к јллаху незадолго до рассвета,

общении с праведными.

я скажу: а также в употреблении в пищу дозволенного, что стоит во главе всего вышеупом€нутого. ј как прекрасны слова сказавшего:"ѕища €вл€етс€ семенем действий: если она поглощаетс€, будучий дозволенной, то дозволенное и получаетс€, если она поглощаетс€, будучи запретной, то запретное и получаетс€, если же она поглощаетс€, будучи сомнительной, то сомнительное и получитс€"."

«доровое сердце €вл€етс€ признаком того, что человек относитс€ к числу преуспевающих в глазах јллаха ¬семогущего и ¬еликого, так как ¬севышний сказал:

"...в тот ƒень, когда не принесЄт пользы ни богатство, ни сыновь€, а (преуспеет) лишь тот, кто €витс€ к јллаху со здравым сердцем, (ѕоэты, 88-89.)

—ообщаетс€, что, обраща€сь к јллаху со своими мольбами, пророк, салл€ллаху Салейхи уа салл€м). часто говорил: "ќ јллах, поистине, € молю “еб€ (сделать моЄ) сердце здравым!"

/јллахумма, инни ас'алю-к€ кальбан салиман!/

јн-Ќавави сказал:

"ѕраведность сердца достигаетс€ только путЄм его освобождени€ от таких скрытых недугов как ненависть, злоба, завистливость, жадность, скупость, высокомерие, склонность к высмеиванию других, стремление к показному, желание прославитьс€, хитрость, алчность и неудовлетворЄнность предопределЄнным... "

»бн –аджаб сказал:

"«доровым сердцем €вл€етс€ сердце, свободное от недугов и всего порицаемого. ¬ таком сердце нет ничего, кроме любви к јллаху, страха перед Ќим и страха перед тем, что удал€ет от Ќего.

—ообщаетс€, что аль-’асан аль-Ѕасри сказал одному человеку:

"«аймись лечением своего сердца, ибо јллаху нужно от раба лишь то, чтобы сердца их были праведными".

»бн –аджаб также сказал:

"ѕраведность дел сердца неизбежно приводит и к тому, дела, совершаемые различными част€ми тела, также станов€тс€ праведными. ≈сли сердце €вл€етс€ праведным и в нЄм не остаЄтс€ ничего, кроме воли јллаха и желани€ делать то, чего желает ќн, то и другие части тела будут заниматьс€ лишь угодным јллаху, спеша ко всему угодному ≈му и прекраща€ совершав угодное и внушающее опасени€, что јллах этого не одобрит, если человек и не убеждЄн в этом ".

Х 6. Ётот хадис указывает на необходимость побуждени€ к совершению дозволенного, отстранению от запретного, отказу от сомнительного, сохранению религии и чести и воздержанию от всего того, что может вызывать у людей дурные мысли и приводить к тому, чего следует остерегатьс€.

Х 7. ѕризыв к совершенствованию силы разума и внутреннему самосовершенствованию, что и представл€ет собой совершенствование сердца.

Х 8. ѕерекрывание путей, ведущих к запретному, и запрещение средств осуществлени€ запретного.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 394 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1952 - | 1732 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.