Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќб этике про€влени€ искренности




»слам побуждает мусульманина про€вл€ть искренность по отношению к его брату в исламе и увещевать его тайно, ибо в обоих мирах јллах покроет прегрешени€ того, кто станет скрывать недостатки своего брата. ќдин из наших предшественников сказал:

"ѕро€вит искренность тот, кто станет увещевать брата своего с глазу на глаз, а тот, кто увещает его при всех, всего лишь порицает брата своего ".

јль-‘удайл бин »йад сказал:

"¬ерующий покрывает и даЄт добрый совет, а нечестивец порочит и упрекает ".

Х 9. ѕольза этого хадиса

 ак сказал »бн Ѕатталь, из этого хадиса мы узнаЄм следующее:

"¬ искренности заключаетс€ суть религии, а религи€ находит своЄ выражение как в делах, так и в словах ".

"ѕро€вление искренности есть об€занность по способности (фарду кифайа): про€вл€ющему еЄ воздаетс€ благом, а на все прочих еЄ исполнение не возлагаетс€ ".

"ѕро€вл€ть искренность следует в меру своих возможностей. ƒелать это необходимо, если дающий добрый совет знает, что его совет будет прин€т, этому совету последуют и он избежит непри€тного. ≈сли же человек опасаетс€, что за это ему могут нанести какую-нибудь обиду, то он волен поступать по своему усмотрению ".

8. ѕричины гибели народов

Ѕлагородный посланник, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), разъ€снил, что иногда одной из причин гибели народов, возникновени€ внутренних раздоров, утраты людьми былого могущества и того, что они начинают заслуживать полного истреблени€, станов€тс€ две вещи:

- многочисленность и надуманность задаваемых вопросов, разногласи€ в делах и отказ от неуклонного следовани€ шариату ¬семогущего и ¬еликого јллаха.

ѕо€сним эту мысль.

«апрещение и разрешение задавать вопросы: ѕосланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), запрещал своим сподвижникам задавать ему слишком много вопросов. ќбъ€сн€лось это его опасени€ми, что вследствие этого придЄтс€ возлагать на них дополнительные об€занности, и желанием преградить путь попытакам вы€снени€ ненужных деталей, обременению себ€ излишними трудност€ми, а также стремлению заниматьс€ тем, что не имеет никакого значени€, и задавать вопросы о бесполезныx вещах, если только дело не касаетс€ чего-нибудь вредоносного.  роме того, он старалс€ не допустить того, чтобы мусульмане, подобно жившим до них, вступили на путь споров.

—ообщаетс€, что аль-ћугира бин Ўу'ба, да будет доволен им јллах, сказал:

"ѕосланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), запрещал болтать попусту, задавать много вопросов и тратить деньги зр€. (аль-Ѕухари)

»менно к этому и пришли не разлучавшиес€ с пророком, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), мухаджиры и ансары, которые не задавали ему вопросов ни о чЄм, несмотр€ на то, что души их желали этого, поскольку они выполн€ли его велени€ и не нарушали его запретов. ¬ера глубоко укоренилась в сердцах этих людей, научившихс€ подчин€ть свои желани€ тому, что одобр€л посланник јллах" (салл€ллаху Салейхи уа салл€м).

¬прочем, возможно, что у них и не возникало необходимоети задавать вопросы, ведь они жили р€дом с посланником јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), который сразу же доводил до их сведени€ то, что ниспосылалось ему свыше. “аким образом, они посто€нно узнавали о новых откровени€х, и если случалось что-то новое, то пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), не дожида€сь никаких вопросов, незамедлительно разъ€сн€л им всЄ то, в чЄм они нуждались в сфере религии, чтобы у них не оставалось сомнений относительно того, что они делают.

јллах ¬севышний сказал:"јллах даЄт вам разъ€снени€, чтобы вы не впадали в заблуждени€".("∆енщины", 176.)

¬ подобных обсто€тельствах и в самом деле не было никакой необходимости задавать вопросы, особенно если то, о чЄм люди хотели спросить, ещЄ не произошло. «ато существовала необходимость в другом, а именно: в понимании ниспосылаемого свыше, усвоении того, о чЄм сообщал посланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), а также в следовании этому и применению этого на практике.

јллах ¬севышний сказал:"0 те, кто уверовал! Ќе спрашивайте о том, что огорчит вас, если станет вам известно."("“рапеза", 101.)

ƒава€ толкование этим словам, »бн јббас, да будет доволен јллах ими обоими, сказал:

"Ёто значит: подождите, ибо когда  оран будет ниспослан полностью, вы найдЄте там разь€нение всего, о чЄм бы вы ни спросили "

„то же касаетс€ прибывавших в ћедину членов делегаций и бедуинов, у которых, в отличие от опередивших их сподвижников, не было возможности подолгу жить р€дом с получавшим откровени€ посланником јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), то он разрешал им задавать ему любые вопросы. Ёто объ€сн€лось его стремлением добитьс€ их расположени€, облегчить положение этих людей и снабдить их знанием об их религии, в котором они нуждались и которое не могли получать в любое врем€.

¬озможно именно поэтому многие из них оставались жить в своих родных местах и не пересел€лись в ћедину на посто€нное место жительства, пользу€сь тем, что каждому из живших там временно разрешалось задавать любые вопросы о религии по собственному желанию.

ћуслим приводит хадис, в котором сообщаетс€, что ан-Ќаввас »бн —им'ан, да будет доволен им јллах, сказал:

"я прожил в ћедине вместе с посланником јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), целый год, и только (возможность) задавать вопросы удерживала мен€ от (окончательного) переселени€ (туда), поскольку если любой из нас пересел€лс€, он уже не мог задавать вопросы пророку.

Ёто значит, что он жил в ћедине как гость, не посел€€сь там посто€нно, и ничто не удерживало его от подобного переселени€, кроме желани€ задавать посланнику јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), любые вопросы.

„то касаетс€ вопросов приезжих, то во многих случа€х он соответствовали желани€м мухаджиров и ансаров, которые только радовались этому, особенно в тех случа€х, когда ответ заключал в себе какую-нибудь радостную весть или разъ€снение того, что направл€ло человека на путь, ведущий к раю.

ћуслим приводит хадис, в котором сообщаетс€, что јнас, дa будет доволен им јллах, сказал:

"Ќам запрещалось о чЄм бы то ни было расспрашивать посланника јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), и поэтому нам нравилось, когда к нему прихoдил какой-нибудь разумный бедуин, задававший свои вопросы, которые мы слушали ".

јль-Ѕухари и ћуслим привод€т хадис, в котором сообщаетс€, что јнас, да будет доволен им јллах, сказал:

"(ќднажды) какой-то бедуин €вилс€ к пророку, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), и спрoсил:

"ќ посланник јллаха, когда наступит „ас этот?"

ќн спрoсил:"√оре тебе, а что ты дл€ него приготовил?"

“от сказал: "Ќичего, кроме того, что € люблю јллаха и ≈го посланника. "

“огдa, пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал: "ѕоистине, ты (будешь) с теми, кого ты любил!"

“ут мы спросили: "» мы тоже?"

ќн ответил: "ƒа",

-и в тот день мы испытали великую радость ".

9. ”становлени€, касающиес€ вопросов

—уществуют разные виды вопросов и поэтому в зависимости от побудительных мотивов и возможных последствий на ниx распростран€етс€ действие разных установлений:

- а - “о, чего требует шариат, классифицируетс€ следующим образом:

ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ≈ ƒЋя  ј∆ƒќ√ќ ћ”—”Ћ№ћјЌ»Ќј (фарс 'айн).

»меетс€ в виду всЄ то, от чего нельз€ отказатьс€ и о чЄм нельз€ умалчивать, а именно - вопросы о тех аспектах религии и установлени€х шариата, которые неизвестны человеку, но вход€т в круг его религиозных об€занностей, например:

- установлени€ относительно омовени€ и молитвы дл€ достигших половой зрелости;

-установлени€ относительно поста дл€ тех, кого он застаЄт в добром здравии и не в пути;

- установлени€, касающиес€ выплаты зак€та дл€ обладающих определЄнным минимумом имущества (нисаб) и совершени€ хаджжа дл€ имеющих возможность совершить его;

-установлени€, касающиес€ купли, продажи и осуществлени€ торговых сделок, дл€ тех, кто занимаетс€ торговлей;

-установлени€, касающиес€ брака, дл€ тех, кто хочет женитьс€;

-установлени€, касающиес€ войны, дл€ тех, кто служит в армии, и так далее.

ќбо всЄм этом человеку, на которого возложена об€занность исполнени€ соответствующих религиозных об€занностей, необходимо спрашивать в зависимости от его положени€ в различные периоды жизни, а јллах ¬севышний сказал об этом так: "...и спрашивайте обладающих знанием, если сами вы не знаете". ("ѕчЄлы", 43.)

¬ данном случае имеетс€ в виду, что следует обращатьс€ с вопросами к знающим.

 роме того, люд€м следует выполн€ть то, о чЄм говоритс€ в хадисе, где сообщаетс€, что пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"ѕоиск знани€ - об€занность каждого мусульманина". »бн ћаджа.

» здесь имеютс€ в виду не только мужчины, но и женщины.

ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ≈ ѕќ —ѕќ—ќЅЌќ—“» (фарду кифайа).

«десь речь идЄт о том, что не €вл€етс€ об€занностью каждого мусульманина, так как будет достаточно, если этим станут заниматьс€ лишь некоторые.  онкретно в данном случае подразумеваютс€ такие вопросы, которые люди задают с целью углублени€ своего понимани€ религии и познани€ установлений шариата и всего, что с ним св€зано, а не только в чисто практических цел€х. Ќо дл€ этого должны существовать хранители религии ¬семогущего и ¬еликого јллаха, которые выносили бы необходимые фетвы и решени€, несли знам€ призыва к јллаху ¬севышнему и наставл€ли остальных мусульман в делах религии, о которых им необходимо знать, чтобы люди могли избежать всего ведущего к заблуждени€м и ошибкам и шли пр€мым путЄм.

ќб этом јллах ¬севышний сказал так:

"» не следует всем верующим выступать (в поход. Ћучше, если бы выступала часть (людей) из каждой их группы(, а часть оставшихс€) стремилась бы к постижению религии и увещевалa людей, когда те вернутьс€ к ним, чтобы они остерегались (дурного)" ("ѕока€ние", 122.)

ќб этом же посланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал так:

"» присутствующим (из вас) следует известить отсутствующих" (јль-Ѕухари; ћуслим.)

—ообщаетс€, что в ответ на вопрос о том, что помогло ему приобрести столь широкие познани€, »бн јббас, да будет доволен јллах ими обоими, сказал:

"ѕоистине, € был наделЄн пытливым €зыком и разумным сердцем".

–≈ ќћ≈Ќƒ”≈ћџ≈ (мандуб) ¬ќѕ–ќ—џ.

»меетс€ в виду всЄ то, о чЄм мусульманину желательно спрашивать, например вопросы о делах благочести€ и о том, что выходит за пределы об€зательного и служит средством приближени€ к јллаху ¬севышнему. ƒругим примером служат такие вопросы, которые человек задаЄт, жела€ убедитьс€ в правильности исполнени€ им своих религиозных об€занностей и вы€снить, от каких запретных дел следует удал€тьс€.

«јѕ–≈“Ќџ≈ («десь имеетс€ в виду как абсолютно запретное (мухаррам), так и нежелательное (манхи).) (манхи) ¬ќѕ–ќ—џ: которые также подраздел€ютс€ на различные степени.

«јѕ–≈“Ќќ≈ (харам) или же всЄ то, совершение чего €вл€етс€ греховным.   числу запретных относ€тс€ следующие вопросы:

- ¬опросы о том, что јллах ¬севышний скрыл от —воих рабов и о чЄм ќн не стал уведомл€ть их, за€вив, что никто, кроме Ќего знанием о подобных вещах не обладает. ѕримером этого могут служить вопросы о времени наступлени€ ƒн€ воскресени€. об истинной сути и природе духа, о тайнах предустановлени€ (кода) и предопределени€ (кадар) и так далее.

- ¬опросы, задаваемые попусту, в насмешку или же с целью досадить человеку.

јль-Ѕухари приводит хадис, в котором сообщаетс€, что »бн јббас, да будет доволен јллах ими обоими, сказал:

" ак-то раз некоторые люди, желавшие высме€ть посланника јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), стали задавать ему пустые вопросы. “ак, один из них спросил его: " то мой отец?", - другой, у которого заблудилась верблюдица, спросил: "√де мо€ верблюдица?", и тогда јллах ¬севышний ниспослал нижеследующий а€т:

"O те, кто уверовал! Ќе спрашивайте о том, что огорчит вас, если станет вам известно."

(“рапеза, 101.)

- Ќастойчивые просьбы €вить чудо или показать нечто сверхъестественное, с которыми обращаютс€ из упр€мства и желани€ привести человека в замешательство подобно тому, как это делали многобожники и обладатели ѕисани€.

-  аверзные вопросы.

јхмад и јбу ƒауд привод€т хадис, в котором со слов ћу^а-вийи, да будет доволен им јллах, сообщаетс€, что пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), запретил задавать каверзные вопросы.

»бн ан-Ќасир пишет в "јн-Ќихайа" следующее:

"Ёто - вопросы, которыми сбивают с толку знающих, чтобы€ они допустили ошибку и чтобы вследствие этого получило распространение зло и соблазны ".

—ледовательно, он запретил задавать вопросы такого родa лишь потому, что в них нет никакой пользы дл€ религии, а также по той причине, что почти все они касаютс€ нереального. √овор€т также, что имеютс€ в виду такие расспросы, когда человек всЄ врем€ спрашивает "как?", "каким образом?", хот€ никакой необходимости в этом нет. Ўариат запрещает расспрашивать о не€сном, на что трудно дать ответ, тем бoлее, когда цель вопроса заключаетс€ лишь в том, чтобы пoставить другого человека в затруднительное положение, привычка задавать такие вопросы свидетельствует о том, чти человек не придерживаетс€ установлений религии и отличаетс€ дурным нравом.

—ообщаетс€, что аль-’асан аль-Ѕасри, да помилует его јллах ¬севышний, сказал:

"’удшими из рабов јллаха €вл€ютс€ люди, которые всЄ врем€ затрагивают трудные вопросы, тем самым ослепл€€ (других) рaбое јллаха".

ѕќ–»÷ј≈ћџ≈ (макрух) вопросы: иначе говор€, такиe вопросы, от которых человеку, €вл€ющемус€ дееспособным мусульманином, лучше было бы вообще отказатьс€, однако он нeсовершит греха, если всЄ же станет задавать такие вопросы, например:

- 1 - ≈сли он станет задавать такие вопросы, в ответах на которые не нуждаетс€, поскольку они не только не принесут никакой практической пользы, но могут даже и причинить непри€тности тому, кто их задаЄт.

ћуслим приводит хадис, передаваемый со слов јбу ћусы ал јш'ари, да будет доволен им јллах, в котором сообщаетс€, что он сказал:

"( ак-то раз) люди стали задавать пророку, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), такие вопросы, которые ему не понравились, когда же количество их умножилось, он (сначала) разгневалс€, а потом сказал им:

"—прашивайте мен€, о чЄм хотите."

“огда один человек спросил: " то мой отец?"

ќн ответил: "“вой отец - ’узафа".

ѕотом встал другой и спросил: " то мой отец, о посланник јллаха?"

ќн ответил: "“вой отец - —алим, вольноотпущенник Ўайбы", -

а когда ”мар по выражению лица посланника јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), увидел, что он гневаетс€, он сказал: "ќ посланник јллаха, поистине, мы приносим јллаху пока€ние!"

- 2 - ¬опросы о таких аспектах дозволенного и запретного, о которых шариат умалчивает, не разъ€сн€€, почему требуетс€ или не рекомендуетс€ совершать те или иные действи€. ƒело в том, что подобные вопросы могут привести к тому, что это будет вменено в об€занность и создаст дл€ мусульман неудобства и трудности, причиной же всего этого станет тот, кто задаст вопрос. ћуслим приводит хадис, в котором сообщаетс€, что —а'д бин јбу ¬аккас, да будет доволен им јллах, сказал: "ѕосланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"ѕоистине, величайшее преступление против мусульман совершит тот мусульманин, который задаст вопрос о чЄм-нибудь таком, что мусульманам не запрещалось и что после этого будет объ€вл€емо запретным из-за его вопроса".

¬ другой версии этого хадиса сообщаетс€, что пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:"... тот, кто спросит о чЄм-нибудь и будет старатьс€ разузнать. " (ћуслим.)

“о есть: станет прилагать чрезмерные усили€ дл€ вы€снени€ јн-Ќавави, да помилует его јллах ¬севышний, сказал:

" ади »йад сказал: "«десь под преступлением (джурм) подразумеваетс€ не такое преступление, которое €вл€етс€ наказуемым грехом, а то, что ставит мусульман в затруднительное положение ".

«атем ан-Ќавави указывает, что правильно общее мнение комментаторов данного хадиса можно сформулировать следующим образом: под преступлением имеетс€ в виду прегрешение, греховный поступок. “аким образом, если вз€ть за основу слова кади »йада, то вопросы такого рода относ€тс€ к категории порицаемого, если же полагатьс€ на наиболее распространЄнное мнение то их следует отнести к категории запретного.

јн-Ќавави сказал:

"Ётот запрет действовал только при жизни пророка, однако после того, как шариат утвердилс€ окончательно и к нему добавилось много нового, действие вышеупом€нутого запрета утратило свою силу в св€зи с исчезновением его причины. ѕод пр чиной подразумеваетс€ веро€тность запрещени€ чего-либо из-з вопросов, так как после смерти посланника јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), ниспослание откровений прекратилось ".

јль-Ѕухари и ћуслим привод€т хадис, в котором сообщаетс€, что один человек спросил посланника јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), о том, как следует поступить с мужем, который застал свою жену с другим и убил его. Ёто случилось после ниспослани€ а€тов, в которых говорилось о наказании за прелюбоде€ние и указывалосв÷ что непременным условием наказани€ виновного должны стать показани€ четырЄх свидетелей, и поэтому посланник јллаха (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), осудил подобные вопросы.

ƒќ«¬ќЋ≈ЌЌџ≈ (мубах) ¬ќѕ–ќ—џ: к этой категории относ€тс€ все виды вопросов, которые не вход€т в вышеупом€нутые категории и на которые не распростран€етс€ действие соответствующих установлений.

јн-Ќавави указывает, что аль-’утаби, да помилует јллах их обоих, и другие объ€сн€ли слова пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказавшего:

"ѕоистине, величайшее преступление против мусульман совершит тот...", - следующим образом:

"¬ этом хадисе речь идЄт о человеке, задающем надуманные вопросы, или же о том, кто делает это, про€вл€€ излишнюю настойчивость и при этом не нужда€сь в том, о чЄм спрашивает. ≈сли же человек задаЄт вопросы ввиду возникшей у него реальной необходимости, то это не €вл€етс€ ни греховным, ни порицаемым, ибо јллах ¬севышний сказал:

"...» спрашивайте обладающих знанием..." ("ѕророки". 7).

10. —тарайс€ прийти к пониманию и повиновению,а не задавать неуместные вопросы

ѕрежде всего мусульманин об€зан удел€ть внимание поискам того, что исходит от јллаха ¬севышнего и ≈го посланника, а затем - старатьс€ пон€ть и усвоить смысл сказанного. ≈сли дело касаетс€ сферы знани€, то этому следует поверить, если же речь идЄт о практических вопросах, то человек должен старатьс€ по мере сил выполн€ть то, что ему ведено делать, и сторонитьс€ запретного. ѕоступающий таким образом обретЄт счастье в этом мире и преуспеет в мире ином, а тот, кто, подчин€€сь собственным желани€м, станет поступать наоборот, окажетс€ в положении обладателей ѕисани€, от чего предостерегал пророк (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), поскольку этих людей погубило то, что они задавали множество вопросов, впадали в разногласи€ между собой и не подчин€лись своим пророкам.

„то касаетс€ сподвижников пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), и людей, последовавших за ними с чистыми сердцами, то они поступали так, стрем€сь к получению полезного знани€ из  орана и сунны.

—ообщаетс€, что один человек задал »бн ”мару, да будет доволен јллах ими обоими, вопрос о прикосновении к „Єрному камню и »бн ”мар сказал ему: "я видел, как пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), дотрагивалс€ до него и целовал его ".

“огда этот человек спросил:

"ј что если там будет много народу и € не смогу подойти к нему?",

- на что »бн ”мар, да будет доволен јллах ими обоими, сказал:

"ќставь эти "ј что будет...?" в …емене. я (просто) видел, кс пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), дотрагивалс€ до него и целовал его ". (јль-Ѕухари и другие мухаддис)

»бн ”мар, да будет доволен јллах ими обоими, хотел сказать, что прежде чем что-нибудь не случитс€ по-насто€щему, нет никакой необходимости строить предположени€ относительн того, что сделать это будет невозможно или трудно, поскольку такие предположени€ ослабл€ют решимость продолжать действовать.

11. ѕозици€ крупнейших муджтахидов и факихов

ќсновна€ цель этих людей состо€ла в исследовании смысла  ниги јллаха, а также тех достоверных хадисов и высказывaний сподвижников и последователей, которые по€сн€ли собой  оран.  роме того, они изучали сунну посланника јллах (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), стрем€сь узнать, какие хадисы €вл€ютс€ достоверными, какие - слабыми, после чего старались пон€ть их и постичь их смысл. ѕомимо этого они занимались изучением таких выскaзываний сподвижников и последователей, которые имели отнoшение к различным наукам и предметом которых €вл€лись толковани€  орана, хадисы, запретное и дозволенное, основы сунны, отречение от мира, всЄ то, что способствует см€гчению сердца, и так далее. “ак и поступали все выдающиес€ религиозныe авторитеты, которые, по общему мнению, шли правильным путем и обладали большими познани€ми, что же касаетс€ любогo избравшего иной путь, то он впал в заблуждение сам и вводит в него других, берЄтс€ за непозволительное и отказываетс€ от того что следует делать.

12. ¬опросы о том, чего не было

ќбращатьс€ с вопросами ради обретени€ знани€ похвально если их задают в практических цел€х, а не просто из желани€ поспорить. ¬от почему многие сподвижники и последователи нe любили задавать вопросы о чЄм бы то ни было до того, как этo действительно происходило, и не отвечали на такие вопросы.

—ообщаетс€, что јмр бин ћурра сказал:

"ќднажды ”мар, да будет доволен им јллах, вышел к люд€м и сказал:

"я запрещаю вам спрашивать нас о том, чего не было, ибo поистине, мы зан€ты тем, что было ".

—ообщаетс€, что »бн ”мар, да будет доволен јллах ими обоими, сказал: "Ќе спрашивайте о том, чего не было, ибо, поистине, € слышал, как ”мар, да будет доволен им јллах, прокл€л спрашивающих о том, чего не было ".

—ообщаетс€, что когда «айду бин —абиту, да будет доволен им јллах, задавали вопрос о чЄм-либо, он спрашивал:

"ј это было?",

- и если ему отвечали: "Ќет",

- он говорил: "“огда оставьте это до тех пор, пока оно не случитс€!"

—ообщаетс€, что ћасрук сказал:

"( ак-то раз) € задал ”баййу бин  а'бу, да будет доволен им јллах, вопрос о чЄм-то и он спросил: "ј это уже было?"

я ответил: "Ќет.

" ќн сказал: "“огда оставь нас в покое до тех пор, пока это не случитс€, когда же это случитс€, мы выскажем тебе своЄ мнение".

—ообщаетс€, что аш-Ўа'би сказал:

"ќднажды јммару, да будет доволен им јллах, задали какой-то вопрос и он спросил:

"ј это уже было?"

≈му ответили: "Ќет."

ќн сказал: "“огда оставьте мен€, пока это не произойдЄт, а когда произойдЄт, мы возьмЄм это на себ€ ".

“о есть: постараемс€ узнать об этом и найти ответ.

ѕримерно то же самое сообщаетс€ и о последовател€х.

¬ " итаб аль-марасиль" јбу ƒауд приводит хадис, в котором сообщаетс€, что ћу'аз бин ƒжабаль, да будет доволен им јллах,сказал:

"ѕосланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"Ќе навлекайте беду, пока она не стр€слась, ибо, поистине, если не станете выделать этого, всегда будут среди мусульман такие, которым будут оказывать содействие и направл€ть к пра-^льному в случае беды, а если станете вы навлекать бедстви€, устремлени€ ваши будут разными и пойдЄте вы разными пут€ми." (јд-ƒарими.)

ќсновна€ мысль этих высказываний состоит в том, что задава€ вопросы, следует делать это ради јллаха ¬семогущего и ¬еликого и стремитьс€ приблизитьс€ к Ќему с помощью познании того, что было ниспослано ≈го посланнику, следовани€ по егo пути, применению этого на практике и призывани€ к этому других, и тогда јллах поможет тому, кто станет поступать таким образом, и направит его, и выведет его на правильный путь научит его тому, чего он не знал.

13. ¬опросы, которые сподвижники, да будет доволен ими јллах, задавали ради дела

»ногда сподвижники пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), спрашивали его о том чего они ожидали, счита€, что это должно случитьс€, в то врем€, когда сами они будут находитьс€ далеко от него. ¬от почем они заранее хотели узнать о соответствующем установлении јллаха ¬семогущего и ¬еликого, чтобы в нужное врем€ применить его на практике.

ћожно привести следующие примеры:

—ообщаетс€, что –афи' бин ’адидж, да будет доволен им јллах,сказал:

"(ќднажды) € сказал: "ќ посланник јллаха, мы думаем /или:...боимс€.../, что завтра (нам придЄтс€ встретитьс€ с) врагом, но у нас нет ножей, так можно ли нам закалывать животных тростником?"

ќн ответил:

"≈шьте (всЄ) то, что (было лишено жизни) выпускающим кровь (»меетс€ в виду нож или любой иной острый предмет.) и над чем произнесли им€ јллаха (, но не ешьте того, что было убито) зубами и когт€ми"." (јль-Ѕухари и ћуслим.)

јль-’амиса приводит хадис, в котором сообщаетс€, что јбу ’урайра, да будет доволен им јллах, сказал:

"ќдин человек обратилс€ к посланнику јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), с вопросом, сказав:

"ќ посланник јллаха, пуска€сь в плавание по морю, берем с собой мало воды, и поэтому если мы станем использовать еЄ дл€ омовени€, то будем испытывать жажду, так нельз€ ли нам совершать омовение морской водой?"

ѕосланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"¬ода (мор€) чиста, а мертвечина его дозволена". (јт-“ирмизи: ан-Ќаса'и.)

Ёто значит, что разрешаетс€ употребл€ть в пищу мЄртвую рыбу и других обитателей мор€, которые не были умерщвлены согласно установлени€м шариата.

14. ѕовиновение и подчинение привод€т к спасению и успеху

ѕосланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), предостерЄг мусульман от подражани€ тем люд€м, которые сомневались в своих посланниках и не подчин€лись им, заслужив за это мучительное наказание, или же сами себ€ обремен€ли дополнительными об€занност€ми.

„то же касаетс€ мусульманской общины, то јллах ¬севышний оказал ей великую милость, научив еЄ членов произносить такие слова:

"ћы услышали и повинуемс€! ѕрости, √осподь наш, “ебе решать! ќ √осподь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись! √осподь наш, не возлагай на нас такого бремени, какое возложил “ы на живших до нас! √осподь наш, не возлагай на нас также и того, что нам невмочь! »збавь нас1, прости нас и помилуй нас! “ы - наш ¬ладыка, помоги же нам против людей неверных!" (" орова, 285.)

» искренние члены мусульманской общины заслужили эту милость по праву, ведь јллах ¬севышний, слава ≈му, сказал o них так:

"ѕоистине, когда верующих призывают к јллаху и ≈го пoсланнику, чтобы он рассудил их, они только говор€т: "ћы слышали и повинуемс€!" “акие преуспеют. ќ “е, кто повинуетс јллаху и ≈го посланнику, боитс€ и страшитс€ ≈го, - такие добьютс€ успеха." ("свет", 51 - 52.)

ќни не поступали подобно тем израильт€нам, которые сказали своему пророку ћусе, мир ему, велевшему им вступить в город:

"ћы ни за что не войдЄм (в город), пока они наход€тс€ там! —тупай ты вместе с твоим √осподом и сражайтесь, мы же, поиcтине, останемс€ здесь." ("“рапеза" 24)

«а эти слова они заслужили наказание в виде всевозможных затруднений и скитаний, о чЄм јллах ¬севышний сказал так:

"“огда, поистине, останетс€ она (»меетс€ в виду св€щенна€ земл€, обещанна€ јллахом израильт€нам.) запретной дл€ них на сoрок лет(, в течение которых) они будут скитатьс€ по земле." ("“рапеза", 28)

 роме того, из-за их ослушани€ им вполне заслуженно были запрещены многие наслаждени€.

јллах ¬севышний сказал:

»з-за несправедливости иудеев ћы запретили им те блага (¬ данном случае имеетс€ в виду запрет на употребление тех видов пищи, о которых упоминаетс€ в 146-м а€те суры "—кот"), что были им (прежде) разрешены, а (также потому, что) они часто отвращают от пути јллаха. ("женщины", 160.)

15. ѕредостережение относительно разногласий и побуждение к единству и согласию

јллах ¬севышний охарактеризовал людей, исповедующих ислам и обладающих верой, как единую общину. јллах ¬севышний, слава ≈му сказал:

"Ёта ваша обшина - община едина€, а я - √осподь ваш, так поклон€йтесь же ћне!" ("пророки", 92.)

“аким образом, мусульманам следует стремитьс€ к достижению такой степени единства, котора€ позволила бы им стать единой силой, сплотитьс€ и противосто€ть всевозможным силам зла, несправедливости и невери€. јллах ¬севышний и ≈го избранный посланник строжайшим образом предостерегли нас от разногласий, которые привод€т общину к расколу и внутренней разобщЄнности.

Ѕолее того, мы видим, что посланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), считал подобные поступки поступками неверных, ведущими к неверию, так как он сказал:

"ѕосле моей (смерти) не становитесь снова неверными, которые руб€т друг другу головы". (аль-Ѕухари, ћуслим.)

» в  оране также говоритс€ о том, что подобное присуще обладател€м ѕисани€, которые не уверовали.

јллах ¬севышний сказал:

» не будьте такими как те, которые разделились и разошлись (во мнени€х) после того, как пришли к ним €вные доказательства. (”готовано) дл€ таких великое мучение!" ("—емейство »мрана", 105.)

16. ¬озда€ние тому, кто отдел€етс€ от общины и становитс€ причиной раскола и разногласий

»слам резко отрицательно относитс€ к тем, кто сеет рознь среди мусульман, привод€ их к раздорам и расколу, и грозит таким люд€м адским пламенем в ƒень воскресени€.

јллах ¬севышний сказал:

"“ого же, кто противитс€ посланнику после того, как пр€мой путь стал дл€ него очевиден, и следует не путЄм верующих ћы направим его к тому, к чему он уже обратилс€ сам, (“о есть: присоединим его к неверным и заблудшим.) и ввергнем его в плам€ ада, а это - скверный удел!" ("∆енщины", 115.)

„то же касаетс€ пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), то он сказал:

"“от; кто выйдет из повиновени€ и отколетс€ от обшины, а (потом) умрЄт, умрЄт также, как умирали в эпоху джахилийи (»наче говор€, умрЄт, будучи неверным.) (ћуслим)

17. ѕуть к единству лежит через неуклонное следование шариату

¬ —воей  ниге ¬себлагой и ¬севышний јллах указал нам на основы всего благого, в чЄм нуждаетс€ человечество в своей жизни. ≈сли же говорить о ≈го избранном посланнике, то, основыва€сь на том, что было внушено ему свыше, он подробно разъ€снил нам всЄ, что в  оране было изложено вкратце, и это нашло своЄ воплощение в его чистой сунне. “аким образом, дл€ того, чтобы быть единой и укрепл€ть свою сплочЄнность, мусульманской общине достаточно вернутьс€ к установлени€м  ниги ¬себлагого и ¬севышнего јллаха и сунне ≈го посланника, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), подчин€€сь велению ¬семогущего и ¬еликого јллаха, который сказал:

"» держитесь все за вервь јллаха ("’аблю-Ћлахи". «десь: метафорическое обозначение ислама как средства спасени€ по аналогии с верЄвкой, которую бросают утопающим.), и не раздел€йтесь..."

("—емейство »мрана", 103.)

» ей следует делать это, пам€ту€ о милости, оказанной ей јллахом, который привЄл еЄ к исламу, ведь благодар€ этому члены этой общины пришли к согласию, и эта община достигла единства, расцвета и возвышени€.

јллах ¬севышний сказал:

"...» помните о милости јллаха по отношению к вам(, про€вленной в то врем€), когда вы были врагами, а ќн привЄл к согласию ваши сердца, и вы стали брать€ми по милости ≈го."

("—емейство »мрана", 103.)

 роме того, благодар€ руководству јллаха эта община пришла к спасению и благополучию.

јллах ¬севышний сказал:

"» были вы на краю огненной пропасти, а ќн спас вас от неЄ."

(—емейство »мрана", 103.)

» вот, эта община обратила на это своЄ внимание, откликнулась на призыв разума, обратилась к собственному жизненному опыту, посчитала это дл€ себ€ об€зательным и подчинилась, и ей было даровано то руководство, на которое она наде€лась.

јллах ¬севышний сказал:

"“ак јллах разъ€сн€ет вам —вои знамени€, чтобы шли вы пр€мым путем" ("семейство »мрана", 103.)

≈сли же говорить о данном вопросе в целом, то достаточнo нам сказанного јллахом ¬севышним:

"», поистине, это - ћо€ пр€ма€ дорога, следуйте же ею и не следуйте (иными) пут€ми, которые уведут вас от ≈го пути. ¬от то, что ќн заповедал вам, чтобы стали вы благочестивыми", -("—кот", 15;)

и того, что сказал пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м):

"я оставил среди вас две веши:  нигу јллаха и сунну ≈го пророка, и вы никогда не собьЄтесь с пути, пока будете придерживатьс€ их".

18. –асхождени€ в религии

ќдной из главных причин раскола и разобщЄнности религиозной общины станов€тс€ споры о знании и исполнение религиозных об€занностей напоказ другим, в результате чегo внутри общины возникают расхождени€ по основным вопросам, и еЄ члены, следующие различными пут€ми и дорогами удал€ютс€ друг от друга на значительное рассто€ние. ¬от почему  оран велит нам придерживатьс€ установлений шариата, того самого шариата, который началс€ с ниспосланного јдаму, мир ему, а завершилс€ ниспосланным последнему из пророков и посланников, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м). » мы неуклонно следует тому, на что указываетс€ в шариате, удал€ем от него всЄ постороннее и не придаЄм значени€ тем мнени€м или самосто€тельным суждени€м (иджтихад), которые не соответствуют любому из положений шариата или же противоречат любой из его основ.

јллах ¬севышний сказал:

"Oн узаконил дл€ вас в религии то, что заповедал ќн Ќуху, то, что ћы дали тебе в откровении, и то, что ћы заповедали »брахиму, ћусе и »се, сказав: "—облюдайте установлени€ религии и не разобщайтесь в ней." ("совет", 13.)

„то же касаетс€ посланника јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), то он побуждает нас изучать  оран и старатьс€ постичь его смысл, чтобы действовать в соответствии с его установлени€ми, а если в св€зи с его истолкованием неожиданно возникнет что-нибудь такое, что может привести к спорам, то он велит нам прекращать дальнейшие поиски до тех пор, пока сердца не очист€тс€, а мысли не про€сн€тс€, и только потом возвращатьс€ к  ниге јллаха, не отступа€ от искренности.

јль-Ѕухари приводит хадис, в котором сообщаетс€, что ƒжундаб бин јбдуллах аль-Ѕаджали, да будет доволен им јллах, сказал: "ѕосланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"„итайте  оран, пока сердца ваши будут пребывать в согласии относительно него, а если вы разойдЄтесь, то оставьте его".

» пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), старалс€ не допускать раздоров, даже наход€сь при смерти. »звестно, что он предложил своим сподвижникам написать дл€ них нечто такое, после чего они уже никогда не собьютс€ с пути, но когда они прин€лись спорить о том, следует ему писать что-нибудь или нет, он разорвал это и сказал:

"ќставьте мен€!"

—казав так, пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), хотел удержать их от споров и обратить внимание своих сподвижников на то, чтo расхождени€ станов€тс€ причиной ущерба.

¬от почему »бн јббас, да будет доволен јллах ими обоими часто говорил:

"¬с€ беда заключалась в том, что между ними возникли разногласи€ и они подн€ли шум, что и помешало посланнику јллахa (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), записать дл€ них это ". (аль-Ѕухари.)

»менно это и разъ€сн€ет пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), в хадисе, который рассматриваетс€ в данной главе, указыва€ на то, что причиной гибели народов послужили разногласи€ людей относительно и религии, когда они начинали поступать наперекор тому, с чем приходили к ним их пророки.

19. ќпасность потворствовани€ своим желани€м.

’уже всего то, что к расхождени€м в религии приводит погон€ за собственной выгодой, потворствование своим желани€х упр€мство и несправедливость. ¬от почему в  ниге јллаха ¬сeвышнего привод€тс€ в пример такие люди, которые своими действи€ми способствуют возникновению расхождений в религий и расколу среди мусульман.

» мы видим, что јллах ставит таких людей вне ислама, и полностью отдел€ет от них —воего избранного посланника, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), так как в  оране сказано:

ѕоистине, ты не имеешь никакого отношени€ (“о есть: ты не в ответе за них, так как тво€ мисси€ состоит лишь в предупреждении людей о том, что представл€ет дл€ них опасность, и указании им правильного пути.) к тем, котoрые внесли раскол в свою религию и (разделились на) секты. ƒело их (решать) јллаху, который потом поведает им о том, что они творили. («десь јллах обращаетс€ к пророку ћухаммаду, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м). ("скот", 159.)

ѕри этом опасность кроетс€ только в совершенно беспочвей ных расхождени€х такого рода, не поддающихс€ разумное объ€снению. »менно эти расхождени€ стали причиной гибели народов и на них указывают слова посланника јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), который сказал:

"... поистине, живших до вас погубило лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками".

ќт этого же предостерегает и  оран, где сказано:

"» не будьте такими как те, которые разделились и разошлись (во мнени€х) после того, как пришли к ним €вные доказательства."

"Cемейство »мрана", 105.

Ёто подтверждаетс€ и другими словами јллаха ¬севышнего:

"» разделились те, кому было даровано ѕисание, лишь после того, как пришло к ним €вное доказательство..."

"явное доказательство", 4.

„то же касаетс€ расхождений, обоснованных теми или иными доводами и имеющих отношение к одной из основ, то речь о них в данной главе не идЄт именно потому, что подобные расхождени€ касаютс€ не основ, а ответвлений. “акие расхождени€ не могут привести к расколу и розни среди членов общины, наоборот, они указывают на гибкость шариата и предоставл€емое им право свободомысли€ в рамках его принципов и основ.  роме того, они символизируют собой пр€моту этой общины, члены которой соглашаютс€ делать лишь то, в истинности и правильности чего они убеждены и в пользу чего имеютс€ такие доводы, которые их удовлетвор€ют и которые они считают наиболее весомыми.

—ообщаетс€, что »бн ”мар сказал:

¬ернувшись (домой) после битвы у рва (аль-јхзаб), пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал нам:

"ѕусть никто ни в коем случае не совершает послеполуденную молитву (нигде), кроме как в (поселении) бану курайза!" (аль-Ѕухари)

Ќекоторых из нас врем€ этой молитвы застало в пути и тогда одни сказали:

"ћы не будем молитс€, пока не придЄм (к их домам)!",

- другие же сказали так: "ј мы будем молитс€ (здесь), ибо не этого от нас хотели!"

ј потом об этом рассказали пророку, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), и он не стал порицать никого из них

20. ¬ этом хадисе говоритс€ о том, что совершение хаджжа об€зательно один раз в жизни дл€ тех, кто в состо€нии это cделать и располагает необходимыми средствами.

 

’адис 8. ѕридерживатьс€ лЄгкого и не создавать затруднений.

—ообщаетс€, что јбу ’урайра јбд ар-–ахман бин —ахр, да будет доволен им јллах, сказал:

"я слышал, как посланник (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"»збегайте того, что € запретил вам, а из того, что € вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубилo лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками". (аль-Ѕухари и ћуслим)

¬ј∆Ќќ—“№ Ё“ќ√ќ ’јƒ»—ј

 ак отмечали улемы, этот хадис столь важен и содержит в себе так много полезного, что это делает его заслуживающим запоминани€ и изучени€.

¬ комментари€х к "—ахиху" ћуслима имам ан-Ќавави говорит об этом хадисе следующее:

"ќн представл€ет собой одну из важных основ ислама, относитс€ к числу таких слов пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), которые, будучи немногочисленными, заключают в себе очень много смысла, и включает в себ€ великое множество установлений ".

ј »бн ’аджар аль-’айтами в своих комментари€х к "—орока" пишет:

"Ёто - великий хадис, имеющий отношение к основам религии и столпам ислама, и поэтому его следует помнить и относитьс€ к нему со вниманием ".

¬ том же духе высказывались и все остальные комментаторы, дававшие свои по€снени€ к этому хадису. ≈го важность состоит в том, что он направл€ет людей к неуклонному следованию шариату ¬семогущего и ¬еликого јллаха, каждое положение которого €вл€етс€ либо велением, либо запретом, а также в том, что он служит указанием на необходимость точного и не допускающего ни излишеств, ни упущений соблюдени€ установлений, изложенных в  ниге јллаха ¬севышнего, и того, что детально объ€сн€етс€ в сунне ≈го пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м).

Ќижеследующее исследование покажет, в чЄм именно заключаетс€ важность этого хадиса, раскроет его смысл и цели и подтвердит правоту выдающихс€ знатоков сунны, дававших ему столь высокую оценку.

ѕќ„≈ћ” ѕ–ќ–ќ , (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), — ј«јЋ “ј ?

ќ причине, побудившей посланника јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), произнести эти слова, говоритс€ в другом хадисе, приводимом в "—ахихе" ћуслима со слов јбу ’урайры, да будет доволен им јллах, который сказал:

"ќднажды посланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), обратившийс€ к нам с проповедью, сказал: "ќ люди, јллах вменил вам в об€занность хаджж, так совершайте же его".

ќдин человек спросил: " аждый год, о посланник јллаха?",

- однако пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), хранил молчание до тех пор, пока тот не задал свой вопрос трижды.

“огда посланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"≈сли € скажу: "ƒа", - то это станет вашей об€занностью, но вы ведь не сможете (выполн€ть еЄ)!"

ј потом он сказал:

"Ќе спрашивайте мен€ о том, чего € не касалс€! ѕоистине, жившие до вас погибли только потому, что задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками, а поэтому если € велю вам что-либо, то делайте из этого, что сумеете, если же запрещу вам что-нибудь, то откажитесь от этого!"

—ообщаетс€, что задавшим этот вопрос был аль-јкра' бин ’абис, да будет доволен им јллах.

¬ своЄм сборнике хадисов "—унан" »бн ћаджа приводит сообщение »бн јббаса, да будет доволен јллах ими обоими, о том, что аль-јкра' бин ’абис спросил пророка, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м),:

"ќ посланник јллаха, хаджж (следует совершать) ежегодно или только один раз?"

- на что он ответил:

"Ќет, один раз, а дл€ того, кто сможет (совершить его больше), это будет добровольным(хаджжем)".

¬ том хадисе, который приводит јбу ƒауд, сообщаетс€, чтo пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"...а кто совершит (хаджж) больше (одного раза, сделает это) по своей воле".

ј в "ћустадраке" аль-’акима сообщаетс€, что пророк, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), сказал:

"... а кто захочет, пусть делает это добровольно".

—ообщаетс€ также, что это было во врем€ прощального паломничества, когда посланник јллаха, (салл€ллаху Салейхи уа салл€м), находившийс€ среди людей, обратилс€ к ним с проповедью, разъ€сн€€ им, в чЄм именно состо€т особенности их религии, и указыва€ им на то, что входит в об€занности мусульман.

ѕќЌ»ћјЌ»≈ Ё“ќ√ќ ’јƒ»—ј » “ќ√ќ,   „≈ћ” ќЌ Ќјѕ–ј¬Ћя≈“





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1440 - | 1220 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.182 с.