Антуан де Сент-Экзюпери
Человек - это средних размеров всеядное млекопитающее, по странному капризу природы получившее способность к рефлексии (самоосознанности). Что такое жизнь? Это постоянное усилие оставаться живым. Главная цель жизни - сохранять и воспроизводить условия своего продолжения. Человек взаимодействует с окружающим, контактируя с ним, как считали древнеиндийские философы, мыслью, речью, телом. Термин «коммуникация» означает информационный обмен. «Любое знание можно передать знаково-логическими средствами, сконструировав и сообщив мысль в соответствующей языковой конструкции, предполагая, что любой человек в точке передаваемого знания может воссоздать предмет, к которому оно относится, и убедиться на опыте в смысле передаваемого знания» («Психологическая топология пути», с.170). То, что передается от субъекта к субъекту, изменяя состояние и расширяя возможности воспринявшего, есть информация. Р.Тагор трактовал истину как «Открытый диалог, идеал которого состоит не в достижении независимой реальности, а в достижении согласия между «универсальным человеческим разумом» и разумом «индивидуальным», выражающим ту или иную конкретную точку зрения» («Время, хаос, квант», с. 47). Вербальная коммуникация есть взаимодействие посредством речи, недаром древние греки считали что варвар - это человек без языка.
Обычно посредством диалога люди хотят понять друг друга, передавая собеседнику суть своих мыслей и намерений. Но в то же время посредством языка, как нарочно, так и неосознанно можно успешно скрывать истину («мысль изреченная есть ложь»), поэтому одновременно с речью возникла проблема информационной достоверности. Поскольку как истинное, так и ложное сообщения состоят из одних и тех же слов, ясно, что в самих словах смысл (истина) не содержится. У того, кто воспринимает информацию, должно быть некое свойство, позволяющее отделить суть от «сотен тонн словесной руды», например жизненный опыт (накопленная информация) либо знание законов.
Чтобы избежать фатальных ошибок человек, независимо от формы и языка сообщения, должен в большей степени понимать, чем не понимать сущность воспринимаемой информации, это задача, которую непрерывно приходится решать каждому. От степени эффективности коммуникации (общения) с внешним миром и принимаемых решений (а также от случая) зависит то, что называют судьбой.
Качество межличностных контактов определяют:
- эмоциональный тонус, отвечающий наилучшей обоюдной восприимчивости;
- многократная переформулировка объясняемого;
- минимум специальных терминов;
- максимум метафоричности.
Традиционная индийская йога это технология налаживания контакта Я со своим собственным телом и бессознательным, это практика, знание которой нельзя получить напрямую, оно не сообщаемо, слова - лишь эквивалент, наполняемый реальным смыслом в действии. Когда в процессе какой-либо деятельности предварительная информация подтверждается и уточняется, мы начинаем постигать полную истину (касаемо только этого рода деятельности). Истина всегда едина и неделима, но путь к ней уникален, поскольку получать и накапливать опыт человеку всегда приходится самостоятельно.
Массовость, которую в последнее время приобрел интерес к йоге, заставляет внимательно взглянуть на качество предлагаемых в этой сфере услуг. Посещение занятий требует затрат времени, сил и средств, но полезен, вреден либо нейтрален получаемый результат, понятно далеко не сразу. И даже если человек видит - что-то здесь не так, кто-то уже успел на нем заработать. Истинная, полезная информация уберегает от бессмысленных действий и ущерба, открывая законы и ограничения, заложенные в природе вещей, в то время как ложная подает необоснованные надежды.
Основой цивилизации стал иной, нежели у животных способ накапливания и хранения информации, а также вневременной доступ к ней. Часть психики, именуемая личностью, заведует сугубо человеческим способом коммуникации - речью.
С момента, когда человекообразное сказало о себе «Я», психика, как отметил Юнг, разделилась на сознание и бессознательное, сегодня качество взаимодействия между двумя этими частями единого психического пространства оставляет желать лучшего. Совокупный разум, скрытый в бессознательной части психики, не в силах «достучаться» до личности, втянутой в поток непрерывных действий, навязанных социумом и желаниями.
Сознание - структура жесткая, но жесткость, ограничивая степени свободы, в то же время сохраняет стабильность. Для обеспечения психосоматического баланса поведение сознательное должно по ситуации замещаться инстинктивным, очевидно именно эту функцию, реализуемую в прошлом мистериями и языческими обрядами, выполняют сегодня алкоголь и наркотики. Расстроенная психика либо генерирует иррациональность сама (аффективное поведение, психические болезни, пограничные состояния), либо черпает ее извне (сказки, фантастика, эзотерика).
Если тело - оболочка, скрывающая устройство жизнеобеспечения и его работу, то сознание это «поверхность» психики. Когда тело перегружено, оно сигнализирует об этом проявлениями, долго игнорировать которые нельзя. Бессознательное располагает абсолютной полнотой информации, но не имеет доступа к поведению, сознание распоряжается телом и его поведением, не обладая полнотой информации. Без оптимального контакта между ними отражение действительности субъектом не может быть адекватным. Чем больше мы втягиваемся в процесс бесконечного удовлетворения желаний, тем более разрушительны для нас и окружающих его последствия – фрагмент не способен понять и учесть интересы целого. Поведение Я заставляет вспомнить раковую опухоль, когда «взбесившаяся» клетка теряет структурную ориентировку и начинает неуправляемо делиться, погибая затем вместе с организмом. Чтобы жизнь субъекта обрела гармонию необходимо создать условия, при которых бессознательное может контактировать с сознанием наиболее продуктивно.
Перечислим основные виды коммуникации:
I. Субъект - природа.
Для сохранения здоровья и душевного благополучия человеку нужен постоянный контакт с природой, частью которой он является. Учителя младших классов в Японии весной отменяют уроки, чтобы дети могли любоваться цветущей сакурой. «…Деятельность, основанная на выработанных цивилизацией парадигмах, ведет к необратимой деградации биосферы и не способна гарантировать сохранение человека в ее составе. Вот почему род людской сможет выжить лишь при изменении основных принципов и начал цивилизации. А это возможно лишь в условиях жесточайшего самоограничения и коллективной дисциплины» («Судьба цивилизации», с. 24). Взаимодействие цивилизации с природой - печальная летопись непрерывного истребления последней, именуемая «переделкой в человеческих интересах». В ответ природа порождает разрушительные виды компенсации: «Если воспользоваться языком современной синергетики, то биосфера и общество вошли в режим процесса с обострением, после чего, как утверждает теория, следует катастрофа с непредсказуемым исходом» (там же). Любование природой ничего не меняет в том факте, что японец, трогательно ухаживая за личным садом, получает дивиденды от грязных производств, расположенных за пределами его страны. Он, как и сотни миллионов прочих, не желает знать, что все взаимосвязано в этом мире, а потому «Не спрашивай, по ком звонит колокол - он звонит по тебе» (Джон Донн).
II. Сознание – социум – коммуникация индивида с сородичами осуществляется посредством речи и текста.
III. Сознание - сознание (рефлексия, размышление).
Это взаимодействие личности со своим прошлым опытом - мысленное прокручивание ситуаций, анализ, оценки, выводы, планирование, прогностика, фантазия. Рефлексия может до какой-то степени сочетаться с физической активностью, но продуктивные размышления с ней не совместимы. Это частично обратная коммуникация – обращение к данным памяти.
IV. Сознание - тело
Тут есть несколько видов опыта.
1). Запечатленная в бессознательном информация об изменениях тела в процессе роста, при травмах и операциях. Целостность - главное условие выживания, поэтому физическая память абсолютна;
2) Восприятие своего организма в процессе удовлетворения естественных потребностей;
3) Опыт специфический - спорт, цирк, хореография, балет, медицинские исследования и операции;
4) Патологическая коммуникация сознания со скрытой обычно от восприятия внутренней «кухней» психосоматики (неврозы, пограничные состояния);
5) Хатха-йога, которая временно блокирует движения на трех уровнях:
- физическом – фиксация формы тела в асане;
- функциональном (пранаяма, значительно уменьшающая частоту дыхания);
- ментальном - торможение обычной активности ума.
Самадхи, которому сопутствует произвольное движение, нет. Погружение Я-сознания в глубину психики требует исключения на это время любой физической активности, а если и сочетается с ней, то лишь в начальной стадии сосредоточения. Например, восприятие беговых йогов (лун-гом-па) заторможено во всех аспектах, кроме выдержки направления и учета рельефа местности.
Для медитации пригодны лишь те асаны, в которых можно длительно сохранять физиологическую неподвижность (отсутствие тряски в теле, как говорят Сутры).
Стратегическая цель йоги - создание условий для спонтанного контакта бессознательного с сознанием, в процессе чего последнее приходит к состоянию системности - просветляется. Кроме того практика асан в молчании ума (без которого она превращается в обычную физкультуру) обеспечивает:
- восстановление здоровья тела и души;
- растворение ощущений, освобождающее каналы (порты) восприятия для свободного поступления информации из бессознательного в пространство сознания, при этом тело сохранено от травм;
- выгрузку из подсознания деструктивной энергии вытесненного психического «материала».
Освобождение от спонтанной ментальной активности и уход от явных физических ощущений - вот две главные проблемы, которые необходимо решить в практике асан. Условием спонтанной инфильтрации вытесненного из подсознания (а затем из более глубоких слоев психики) в ментальное пространство является молчание (пустота) последнего. «Только после того, как ум освободится от контакта с телом, он будет готов к медитации» (из интервью Б.К.С.Айенгара: «Психологическое обозрение», №1, 1998, с.113).
Обособленное в ущербном мирке своих представлений Я – это абсолютное оружие, ведущее тотальную войну против всех до тех пор, пока посредством йоги или как-то иначе не придет четкое осознание того, что ты - часть целого, которое невозможно ущемить, не причинив при этом вреда самому себе. Понимание такой реальности - начальная стадия просветления - индивид становится полезным элементом социума.
Йогический факиризм (см. «Шесть колонн», с. 317 - 320) это предельное развитие коммуникации «сознание-тело», когда субъект получает возможность без видимых негативных последствий произвольно вмешиваться в работу вегетативной автоматики.
V. Бессознательное - сознание (обратная связь, медитация).
Фаза А – сброс вытесненного, реализуемый с помощью различных методов:
1). НЛП – тут взаимодействие как бы отвечает требованию спонтанности, посредник лишь «нажимает на кнопки» модальностей. Однако он лично определяет темп и активность трансформации, что опасно, поскольку со стопроцентной гарантией методом владел только сам Милтон Эриксон.
2). Йога-нидра, здесь условия формируются голосом извне, однако он безличен и не определяет содержание контакта.
3). Практика асан и сопутствующая ей отработка какой-то доли сброса через тело.
4). Трансперсональные техники, обеспечивающие временную разрядку патологической «начинки» подсознания.
Фаза Б: коммуникация «забытое - сознание». После сброса вытесненного в сознание начинает поступать подпороговый материал, что обычно выглядит как возврат содержаний памяти.
Когда целостность психики восстановлена, дальнейший контакт Эго с глубинными ее слоями может быть продолжен в медитации, требующей предрасположенности, веры, компетентного руководства и огромных затрат времени. На этом этапе обратной коммуникации субъективный материал исчерпывается. Все, с чем далее Я приходится иметь дело, воспринято и зафиксировано не личностью, но системным разумом.
Классические опыты Дельгадо показали, что при стимуляции отдельных участков коры мозга субъект заново и один к одному переживает эпизоды давно минувшей реальности. Следовательно, энграммы (запись всей информации, прошедшей через органы восприятия) существуют. Вопрос первый: можно ли их «вытащить»? Вопрос второй: зачем? Весь поток воздействий извне подкорка фиксирует при весьма ограниченном участии сознания, этот процесс реализуют древнейшие структуры мозга. Не исключено, что этот массив зарегистрированной информации является связующим мостом между архетипическим и личным бессознательным, чем-то вроде эфира в космологии, сквозь эту среду из первобытной биологической тьмы «всплывают» импульсы инстинктов, побуждений, наследственно закрепленных реакций. По мере продвижения «снизу вверх», в каждом слое психики происходит их трансформация с окончательным последующим преломлением «на выходе» в высшие человеческие ценности и культурное поведение.
VI. Архетипическое – сознание (Единое - субъект).
В конце концов сознание может соприкоснуться с основой (матрицей) психики, которая вообще не воспринимаема индивидом – быть может это и есть просветление окончательное. «Способы обучения искусству бессмертных предполагают стремление к спокойствию и умиротворению, чистому и пресному, к очищению и избавлению от страстей, к внутреннему видению и обратному слушанию …» («Баопу-цзы», с. 38-39)
Мозг индивида – фрагмент вневременной материи рода, которая, с одной стороны, представлена неповторимым Я (неокортекс), с другой - подкоркой и ВНС, биологическими «устройствами». Быть может, именно в структурах мозга скрыт «чип» сети слабых взаимодействий, при активации которого возникают сиддхи. Такая активация случается при катастрофах тела и сознания, а также в самьяме, при торможении коры, потенциал бодрствования которой обычно «забивает» сигналы подкорки. Упомянутый «чип» продуцирует символический материал, предъявляемый сознанию в озарениях, снах, галлюцинациях, предчувствиях, интуиции. «По стали, мрамору и дереву рукой внимательной скользя, я проходил - и плоть не верила, что их глубин постичь нельзя. Я слышал ясно излучения - то спрятанней, то горячей - от страстной, как созданье гения, нагой поверхности вещей. Я знал: то было эхо смутное живых, кипящих мириад, чьих рук касание минутное предметы бережно хранят. Но вник я мудрым осязанием еще безмерно глубже: в тло, в пучины, чуждые названиям и рубрикам «добро» и «зло». Тот слой связует человечество с первичным лоном бытия; быть может, в древних храмах жречество о нем шептало, смысл тая. Но имя то газообразное как втисну в твердый хруст речей? Слова - затем, чтоб значить разное. Их нет для общей тьмы вещей» (Даниил Андреев).
Архетипические образы и представления, генерируемые бессознательным, образуют основу всех мировых религий, но каждая интерпретирует их по-своему.
Основная функция сознания – адекватный контакт с внешней средой (восприятие) и личным опытом (память), но не менее важно качественное взаимодействие субъекта со своим собственным бессознательным! В психике человека постоянно (а, быть может, и одновременно!) циркулируют два разнонаправленных информационных потока:
1. Часть информации, воспринятая извне органами чувств, осознается, уходит вглубь и «оседает» в различных видах (слоях) памяти. Остальную (а быть может, вообще всю, с дублированием) фиксирует в бессознательном системный разум.
2. Результаты внесознательной переработки этой информации, а также актуальные для субъективного благополучия сигналы от сомы всплывают в Я-сознании, суммируясь с его ментальным «продуктом». По мере «продвижения» системы к состоянию целостности (недвойственности) количество вытесненного уменьшается либо достигает оптимальной «величины», но это вовсе не означает упразднения данной части психического механизма.
«Пространственная конфигурация сложной эволюционной структуры информативна. Время в этой структуре как бы снимается. Это означает, что различные временные этапы эволюции присутствуют в ней в превращенном виде (одновременно преодолеваются и удерживаются): «впечатаны» в ее архитектуру» («Основания синергетики», с. 138).
Итак, с одной стороны человек ничтожно мал и мгновенен, с другой – располагает потенциальной возможностью контакта своего разума с вневременной и внепространственной сущностью (согласно Д.Бому – это свернутый, импликативный уровень) всего - Единым. Главный аспект этого контакта – ярчайшее, сокрушительное переживание банальной истины: каждое живое существо (как и неживая материя) является частью беспредельного единства. Весь видимый и воспринимаемый нами материальный мир – не более чем «волны» разной величины и степени иерархической вложенности, спонтанно возникающие на «поверхности» подосновы Вселенной. Характер взаимодействия с этой подосновой определяет величину и значимость его последствий для субъекта. Проявленная форма - каждый конкретный человек – сохраняет специфическую связь с «матрицей» (континуумом, Сетью, Единым), такая связь активизируется при особых условиях, которые могут возникать как случайно, так и создаваться намеренно (йога). Тем не менее, проявленное функционирует по своим законам, уровни реальности не пересекаются, уже Мейстер Экхарт знал, что благодать может быть пережита и понята, но она в физическом мире не действует. Тем не менее, все разделено и обособлено лишь на уровне видимом. На самом деле каждый из нас и все вокруг является лишь временными «вспышками» бытия в конкретной форме (конструкции). Любая такая форма - локальный объект живого либо неживого мира - через какое-то время распадается, вещество бесчисленного количества таких распадов стохастически смешивается. Затем подоснова сообщает этой «смеси» новый импульс, порождая новые формы. И процесс этот бесконечен. Между порождающими и порожденными формами одного вида, которые были в долгом непосредственном контакте, нелокальная взаимосвязь сохраняется на всю их жизнь. Иногда контакт Эго с мировой подосновой дает мощный толчок проявлению скрытых способностей, но в любом случае миропонимание и действия личности меняются по сравнению с тем, какими они были раньше, приобретая системный (экологичный) характер. Чего нельзя сказать о тех кто, помолясь своему карманному Богу, выбрасывают пластиковый мусор в океан или бьют по неугодным крылатыми ракетами.
Личность, пережившая контакт, но не обладающая творческим потенциалом, как правило, теряет интерес к миру и зацикливается на бесконечном повторении такого переживания. Такое поведение сродни реакции подопытных крыс, которым вживляют электроды в «центры удовольствия».
Быть может, Индия потому и не стала колыбелью технического прогресса, что йоги и риши постигали Единое исключительно в аспекте торможения гуны раджас, их прозрения не реализовались в действии. Нерушимый покой полного просветления - разновидность смерти, опередившей естественную. Недаром Веданта утверждает, что состояние дживанмукты (освобожденного при жизни, см. Cловарь терминов) достигается только после гибели тела. С другой стороны, если не обретет системного характера западная ментальность, то издержки развития цивилизации станут необратимыми.
Одна из ступеней на пути к нирване характерна прекращением переживания блаженства, вслед за которым исчезает и чувство страдания. Если миры первых уровней созерцания в йоге Хинаяны связаны с реальностью, то последующие - это хаотические флуктуации психики. Будда отверг эту фантасмагорию и ушел в нирвану с четвертого уровня мира форм. Он игнорировал игру фантомов из-за ее прикладного бесплодия, невзирая на то, что ей приписывался более высокий метафизический статус. Татхагата был прагматиком и, прежде всего, интересовался уравновешением и эмоциональной неуязвимостью, позволяющей человеку эффективно проживать сансару.
Будде были хорошо известны два тупиковых вида самьямы: растворение Я в психических фантомах и «заражение» Абсолютом. Экзистенциальное равнодушие просветленных часто ведет к утрате ими всех видов активности кроме одного - вовлечения окружающих на путь просветления.
В самом общем смысле самадхи трактуется как недвойственность, единство со всем сущим. Махасамадхи - полная остановка личного времени, физическая смерть, материальная оболочка утилизируется иными формами жизни, а тонкий субстрат сознания - Сетью. При жизни тела сознание индивида является элементом поля сильных взаимодействий.
VII. Религиозная вера - сознание, имитация контакта с Единым. Откуда мы узнаем о Боге, в которого нужно верить? Конечно же, от окружающих людей и предметов культуры. Вера - это убежденность в существовании недоказуемого. Корни ее достоверны, объект - иллюзорен. Образы, признанные божественными, являются не отражением реальности, но исключительно психической «продукцией». Чудеса, не уступающие факирским, демонстрируют нам истерия и маниакально-депрессивный психоз. Исследования показали, что в стадии обострения шизофреники обладают очень высоким уровнем прогностических способностей, который по мере выздоровления (если таковое происходит) снижается до обычного.
Итак, мы рассмотрели семь разновидностей коммуникации:
1) сознание - природа - прямая коммуникация с миром окружающей природы;
2) сознание - социум - то же с социумом и его артефактами;
3) сознание - сознание - рефлексия, сознание пользуется памятью и пребывает само в себе;
4) сознание – тело - коммуникация между сознанием и организмом;
5)обратная коммуникация - просачивание в пространство сознания информационных блоков из вытесненного;
6) контакт субъекта с Сетью – выброс в сознание архетипического материала;
7) идеальная - коммуникация сознания с фантомами, порожденными психикой при систематическом «подогревании» (программировании ожидаемого результата) верой.
Сегодня каждый имеет возможность получить момент истины, используя йогу для воссоединения личности с ее основой (душой) и сущностью мира.
Глава 5
ЭТИКА