Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Есть плохие люди, нет плохого поля




Китайская пословица

 

Предлагаемые ниже асаны ориентированы на средний уровень физического развития, теоретически их может выполнить любой относительно здоровый человек – при наличии соответствующего уровня гибкости. Прочесть данную главу нужно всем, кто начинает осваивать классическую йогу, но руководствоваться описанием выполнения поз следует лишь тому, кто способен свободно и без подготовки воспроизвести форму, показанную на иллюстрациях. Только тогда есть смысл пробовать соблюсти требуемые нюансы исполнения. Те, у кого доступная форма асан далека от оригинала, должны просто делать то, что позволяет тело, не заморачиваясь на технике. В дальнейшем, когда будет освоена глубокая релаксация, молчание ума и тело начнет спонтанно приближаться по форме к тому, что изображено на иллюстрациях, к описанию можно вернуться и его использовать.

Фотографии помещены в этой главе с любезного разрешения исполнителя асан - инструктора нашей Школы Александра Сергеева.

Итак, день первый:

Пашимоттанасана - три подхода по 3 мин. либо один со временем произвольным;

Врикшасана - по 30 сек.

Уттхита Триконасана - по 1 мин.

Паривритта Триконасана - по 1 мин.

Уттхита Парсваконасана - по 40 сек.

Паривритта Парсваконасана - 15 сек.

Вирабхадрасана I - по 15 сек.

Вирабхадрасана II - по 30 сек.

Шавасана - 3 мин.

Ардха Чандрасана - по 40 сек.

Парсвоттанасана - по 1 мин.

Паригхасана - по 40 сек.

Уткатасана - до 30 сек.

Шавасана - 2 мин.

Вирасана - до 3 мин.

Джатхара Паривартанасана - по 2 мин.

Шавасана - 15 мин.

Примечание: те, кому трудно соблюсти обозначенное время выдержки, могут начинать с нескольких секунд, слово «по» указывает на то, что асана симметрично выполняется вправо и влево. Не следует пытаться выполнить каждый комплекс «от» и «до», напротив – новичок должен выбрать из перечня то, что доступно ему по силам, возрасту и состоянию здоровья. Для тех, кто никогда не занимался спортом перевернутые позы целесообразно (и безопасно) вводить только на втором году занятий, и то лишь в том случае, если нет проблем с позвоночником, кровяным давлением либо избыточным весом. Ни в коем случае не нужно стараться сделать позу «как на картинке», что получается по факту – то и хорошо, главное – эта приблизительная форма должна быть удобной, тогда ее можно сохранять в неподвижности какое-то время. Для того чтобы пребывание в позе стало удобным, можно вначале опираться о свое собственное тело, мебель, стену, использовать любые подставки и т.д. Либо применять специальные приспособления, в системе Айенгара именуемые пропсами. Инструктора этой школы не в состоянии объяснить новичкам, как делать асаны чтобы не травмироваться и зачем надо избегать боли, поэтому за последнее десятилетие айенгаровцами разработано бешеное количество больших и маленьких опор («кирпичей»), специальных стульев, подушек, матов, кривых поверхностей и т.д. Цель этого цирка - так обложить и обставить начинающих подпорками и ограничителями, чтобы они сумели хоть какое-то время сохранять доступную и не травмирующую форму тела, и как бы еще в ней и расслабиться. Обращение с пропсами – целая наука, умело «пристегнутая» к школе Айенгара. Ясно, что теперь для достижения успеха в домашней практике все эти приспособления занимающимся советуют купить – бизнес ширится. Сегодня это индустрия - масса разновидностей ковриков для йоги, приспособлений и ремней, йоговская одежда с серебряной нитью, специальное йоговское питание и так далее. Непонятно, правда, где среди всего этого изобилия найти теперь саму йогу…

Мы предпочитаем следовать примеру йогинов древности, у которых для занятий не было ничего, кроме собственного тела, поэтому предлагаем начинающим только два артефакта – «кирпичи» и ремни, и то лишь в крайнем случае – при исключительно плохой начальной гибкости.

Итак – позы, выполняемые стоя, «стоячие» асаны, лучше осваивать возле вертикальной плоскости (и с опорой на нее, желательно, чтобы в прямых и обратных позах (со скручиванием верхнего пояса на сто восемьдесят градусов) обе лопатки (после освоения асаны!) сохраняли с этой плоскостью контакт. Ноги здесь напряжены умеренно, однако коленные чашечки всегда подтянуты кверху. Это сохраняет ноги (либо одну, когда другая находится в выпаде) прямыми, как струна. Есть и тонкий момент: если с этим усилием перестараться, то напряжение прихватывает все «остальное» тело. Не напрячь мышцы ног до нужной кондиции - асана будет расхлябанной. Если же удается попасть в оптимальный сектор величины мышечного усилия, то ноги будут твердыми и прямыми, но не перенапряженными, при этом туловище крутится в пояснице расслабленно и свободно. «Стоячие» позы особенно показаны при астении, гипотонусе и мышечной слабости. Что до кажущейся простоты, то человек, освоивший «стоячие» асаны знает, что она - кажущаяся.

Айенгар рассказал, как однажды к нему привели старца, который был, в общем, здоров, но слаб до такой степени, что не мог передвигаться самостоятельно. Гуруджи внимательно осмотрел и подробно расспросил его, а затем сказал: - Выполнять стоячие асаны! И пояснил удивленным ученикам: - Он будет делать их лежа! (то есть практика началась с имитации стоячих поз). - Через три месяца - заключил Б.К.С.А. - этот человек ушел от меня своими ногами.

Находясь в физическом покое, мы, если специально не прислушиваться, не «видим» и не «слышим» свое дыхание. Полностью расслабиться в асане значит, в том числе, снять возникшее при входе в нее непроизвольное нарушение естественности дыхательного рисунка. Каждой позе соответствует определенный такой рисунок, частота и глубина дыхания в разных асанах совершенно различна. Но, несмотря на это, оно всегда должно сохраняться таким же естественным и свободным, как если бы вы удобно сидели на диване, читая книгу! Когда сохранность дыхательного покоя достигнута (расслаблением мышц туловища и живота), дыхание в позе, во-первых - исчезает из восприятия (перестает быть заметным), во-вторых - после выхода тут же восстанавливается исходный его рисунок. Нет ни сбоев, ни какой-либо одышки, для «стоячих» (и вообще силовых) поз это момент первостепенной важности!

Всегда и везде, в любой асане кроме тех, где нагружаются именно мышцы брюшного пресса – они, эти мышцы, должны быть расслаблены! Недаром инструктора Бихарской школы йоги (ашрам «Ганга-даршан») во время утренней практики ходят между рядами занимающихся с монотонной присказкой: «Расслабить живот… Расслабить живот…»

Со временем каждый должен естественно прийти к наиболее простому и доступному для себя способу ухода от привычной умственной активности как в асанах, так и в паузах между ними. Однако, при любом типе репрезентации следует отпускать глазные яблоки вплоть до полной их неподвижности и ощущения удобства (об этом см. ниже). В конце концов, в физических ощущениях непременно отыщется какой-то личный признак, сопутствующий ментальному молчанию либо его вызывающий.

Если в процессе выполнении «стоячих» появилась усталость, следует лечь в Шавасану. Иногда утомление проявляется зевотой, ей сопутствует специфическая тяжесть на «дне» глаз и слабая контрактура мышц лица. В этом случае нужно, не размыкая зубов, сделать на вдохе полноценный «внутренний зевок», повторив его несколько раз. А затем проанализировать практику, поскольку зевота - признак перегрузки либо утомления.

«Стоячие» позы характерны тем, что подошвы обеих ступней в них плотно, без перекоса, прилегают к полу, вначале это сложно, однако регулярная практика ставит все на свои места.

Повторюсь: и сейчас, и в дальнейшем, говоря о правильной технике и подробно излагая детали выполнения той или иной асаны, я вовсе не утверждаю, что нужно стараться соблюсти все это путем сознательных волевых и физических усилий - напротив! Абсолютно необходимо соблюдать принцип действия не действием: вы принимаете только ТАКУЮ форму данной асаны, которая сегодня получается – и не более того! Ничего от себя. На первых порах форма асан может быть весьма приблизительной, тем более при наличии проблем со здоровьем. Пройдет какое-то время, и тело само начнет вливаться в форму «как на картинке», при этом все описанные нюансы реализуются сами по себе! Когда, например, у стопы появится возможность встать как надо – она встанет. Если поясница получит возможность прогнуться без ощущений – она прогнется. И так далее. Действие не действием автоматически включает в себя ахимсу, следовательно, гарантирует отсутствие травм, неприятности и боли.

Пока тело не адаптировалось к асанам, нагрузку следует минимизировать, поэтому можно и нужно временно использовать любые подручные средства, это не есть признак слабости, но утилизация наличных возможностей, целесообразное поведение, позволяющее экономить силы, время и получать полезный эффект даже на стадии освоения.

Полезно заниматься перед зеркалом - лучше видны ошибки. Делать «стоячие» желательно босиком (лучше – на деревянной поверхности), но чтобы ноги не остывали и не мерзли. Если это происходит, нужно периодически отогревать их под горячей водой, протирая затем насухо и надевая носки. Допустимо делать «стоячие» в мягкой обуви на резиновой подошве, поскольку ноги не должны скользить и разъезжаться. Оптимальная температура для занятий асанами - 22 - 24° С, в противном случае нужно обязательно утепляться. Сквозняки исключены, тело подмерзать не должно.

На время месячных женщинам запрещены к исполнению силовые и «стоячие» позы, интенсивное скручивание и прогибы назад. Как известно, переносимость этого процесса весьма субъективна, от «Ничего такого, могу позволить себе любую нагрузку» до «Это конец света, невозможно подняться с постели».

Поскольку перерывы в практике нежелательны, каждая дама может подобрать себе асаны из приведенного ниже списка для выполнения во время критических дней. Если, конечно, вообще есть смысл говорить о занятиях, при откровенно плохом самочувствии следует ограничиться Вирасаной, Сиддхасаной и Падмасаной (если они доступны) либо не практиковать вообще. Надо подобрать такие позы, и выполнять их таким образом, чтобы это никак не влияло на обычный характер цикла, его интенсивность и длительность. Пусть останется минимум асан, но, повторив каждую из них два-три раза, вы сохраните позитивную настройку и хорошее физическое состояние.

Итак, на выбор:

Вирасана (номер 14 по комплексу второго дня (фото №89 в «Прояснении йоги»).

Сиддхасана №16 (фото №84 – там же);

Джатхара Паривартанасана, №15 (фото №274 – там же);

Ардха Бхуджангасана, №17 (в «Прояснении…» не представлена, см. ниже, в описании техники асан);

Баддха Конасана (фото № 101 – там же);

Упавиштха Конасана (№ 148, 149);

Вариант Вирасаны (№ 92).

21. Ардха Матсиендрасана (№21 - по комплексу второго дня);

Падмасана (№ 104 «Прояснения…»)

1. Пашимоттанасана (№1 по комплексам первого и второго дней).

Время следует выдерживать по ощущениям, но не более минуты. Для тех, кому данные асаны легки, можно увеличивать время экспозиции до 2 - 3 минут и добавить Джану Сиршасана (№ 126 – 127 «Прояснения…»). Повторюсь еще раз: я рекомендую использовать не саму книгу Б.К.С.Айенгара как руководство к действию (это бессмысленно и опасно), но лишь ее иллюстративную (и то выборочно) часть, поскольку, начиная с 1993 года книга эта наиболее растиражирована в России.

Вернемся к основному списку поз и представим день второй:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2246 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.