Я не могу поверить, что сделал такую глупость! Я знаю, кто я во Христе. Я понимаю, что означает являть через себя Его жизнь. Как мог я допустить столь ужасную ошибку?”. Брит пришел к пониманию своей сущности во Христе только пару месяцев назад. В то время я консультировал его с женой по поводу проблем, имевшихся в их семейной жизни. За время нашего общения Брит увидел, что большая часть этих проблем заключалась в способе, которым он пытался руководить своей женой. Он бывал весьма саркастичен и критичен, когда ему не нравилось то, что она делала.
Джана была тихой и очень покорной женщиной. Всякий раз, когда Брит начинал критиковать ее в свойственной ему манере, она обычно уступала и делала все, что он хотел, а затем замыкалась, целыми днями отказываясь от общения. За те семь лет, что они были женаты, это повторялось много раз, пока они не пришли к решению, что лучшим выходом из положения для них будет, если каждый пойдет своим путем.
Они пришли ко мне на консультацию за дружеским советом. Я никогда не видел двух людей настолько готовых принять истину о своей сущности во Христе. Они оба раскаялись в том, как обращались друг с другом, и быстро пришли к пониманию того, что означает пребывать во Христе, позволяя Ему определять их жизнь и семейные отношения.
И вот теперь, меньше, чем через три месяца, Брит сидел передо мной в явном отчаянии. “Я сделал это вчера вечером. Джана не согласилась со мной в чем-то, на чем я настаивал, и я начал ругать ее. Я бранился до тех пор, пока она не выбежала из комнаты в слезах. Этим утром я извинился, но она не захотела об этом говорить. Тогда я позвонил вам. Как я ненавижу себя сейчас!”
Неприятности в раю
Перед тем, как я продолжу рассказ о Брите и Джане, давайте вернемся к народу Израиля в земле обетованной. Ощущая вкус победы, народ Израиля двинулся от Иерихона к следующему городу, лежавшему на его пути. Когда они приблизились к Гаю, Иисус Навин послал небольшую группу разведчиков осмотреть территорию, чтобы определить, какие силы понадобятся для разграбления Гая. Вскоре разведчики вернулись и посоветовали Иисусу: “Не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек и поразят Гай; всего народа не утруждай туда, ибо их мало там” (Нав. 7:3).
По их совету Иисус Навин послал на захват города три тысячи человек. Вскоре войско Израиля прибежало назад в лагерь. Их доклад был трагичен. Операция полностью провалилась. Они не только не смогли захватить город, но и потеряли тридцать шесть человек убитыми. С трудом переводя дыхание, солдаты рассказывали, что сами едва смогли унести ноги живыми.
Тогда Иисус пал лицом на землю в молитве, задавая вопрос, который характерен для большинства верующих, когда мы терпим поражение: “О, Господи Владыка! для чего?” (Нав. 7:7). В случае Иисуса Навина ответ был очевиден. Бог особо указал людям не брать никаких трофеев, когда они захватили Иерихон. Он хотел, чтобы из города не было взято ничего, дабы показать, что Иерихон мог быть побежден не силами Израиля, а только Его собственной силой (см. Нав. 6:17–19).
Вопреки повелению Божию один из израильских воинов нарушил запрет и взял некоторые вещи, которые Бог ясно назвал Своими. Он действовал самовольно и взял трофеи, невзирая на то, что сказал Бог. Его самоволие дорого обошлось Израилю. Погибли люди, а народ был приведен в замешательство. Очевидно, воруя вещи, Ахан думал, что его поступок не имеет особого значения. Он мог даже оправдывать свое поведение, рассуждая, что при таком обилии богатств в Иерихоне его решение взять одежду, немного серебра и золота ни на что не повлияет.
Хотя Бог чудесным образом привел Израиль в райское место, обетованное ему со времен праотца Авраама, это не освобождало людей от возможных ошибок и провалов. Точно так же, когда Брит и Джана пришли ко мне поговорить об их отношениях как мужа и жены, оба начинали осознавать, что одно то, что Бог привел нас в Землю Благодати, не освобождает от возможных ошибок и провалов. Та же уповающая вера в Него, которая требовалась, чтобы благополучно привести нас в землю, необходима для того, чтобы победоносно провести нас по ней.
Когда я начал понимать мою сущность во Христе, то поначалу думал, что никогда не спущусь с вершин испытываемой мною радости. Я был в таком восторге от нового осознания своей сущности во Христе, что думал, что никогда больше не дрогну в битве. В конце концов, мои сражения будет вести Иисус, обеспечивая тем самым мои постоянные победы. Однако так же, как Брит и Джана, я вскоре обнаружил, что хождение в благодати не исключает вероятности потерпеть поражение. Подобно Ахану я недооценивал потенциальный вред, который наносят действия, совершенные без Бога.
Некоторых удивляет, что Ахан мог восстать против Бога после того, как увидел Его дела, таким чудесным образом исполненные от имени Израиля в Иерихоне. Однако с нашей стороны будет разумно не судить Ахана слишком строго. Хотя его поведение непростительно, истина заключается в том, что все мы имеем опыт ошибок и поражений. Каждый из нас может припомнить, как испытывал такой же стыд, что и Брит, неправильно обошедшийся со своей женой.
Что побуждает людей, видевших яркие проявления дел Божиих в своей жизни, начинать временами действовать отдельно от Него? Если ветхий человек, которым мы были в Адаме, на самом деле мертв, то почему мы продолжаем грешить?
Изучим поле боя
Возможно, нам будет полезно ясно понимать значение некоторых общепринятых терминов. Это необходимо для того, чтобы понять, почему мы, будучи верующими, продолжаем временами грешить, тогда как сама наша природа свята. Да, мы способны противостать искушению всякий раз, когда сталкиваемся с ним, однако недостаточное понимание верующим, где происходит битва, уже привело многих к поражению. Если мы не понимаем методики действий, применяемой врагом при нападениях на нас, то будем уязвимы. Всякий враг имеет преимущество, атакуя под покровом темноты. Чтобы иметь все необходимое для одержания победы в наших битвах в Земле Благодати, нам нужно понимать значение определенных слов, дабы мы знали местность, в которой отныне живем. Взгляните на следующие три термина и их значения:
- Греховная природа — это природа, которой обладает всякий пребывающий в Адаме. Это природа неверующего (см. Еф. 2:2–3). При обретении человеком спасения Бог предает его греховную природу смерти, так что он больше не обладает ею (см. Рим. 6:1–3; 6:6; Гал. 2:20; Кол. 3:3). Этот вопрос всесторонне рассмотрен в четвертой главе. Христиане не обладают греховной природой, поскольку она умерла, когда они приняли верою Христа.
- Плоть — это слово часто используется в Библии для описания самонадеянности. Иногда это слово используется в смысле “кожа”, но чаще оно относится к тому, как мы управляем своей жизнью (см. Ин. 1:13; Рим. 7:5; 8:4–13; 13:14; 1 Кор. 1:26; Гал. 3:3; 5:17, 24; Флп. 3:34)13. Плоть обозначает те хитроумные стратегии, которые мы разрабатываем для управления своей жизнью, если не полагаемся на Христа. Это усвоенная манера поведения, которая проявляется, когда мы живем отдельно от Бога. Наша плоть не умерла в тот момент, когда мы стали христианами. Усвоенные нами образцы самонадеянности остаются в запасниках нашей памяти, готовые к употреблению всякий раз, когда мы не доверяем Иисусу Христу являть через нас Свою Жизнь.
- Живущий в нас грех — все христиане обладают новой природой, которая заставляет их стремиться вести себя так, чтобы славить Иисуса Христа. Однако в нас есть сила, с которой мы должны считаться. Это сила живущего в нас греха, сила, пребывающая в наших несовершенных телах, которая всегда готова стащить нас вниз, в пучину греха. Павел персонифицирует грех, отделяя его присутствие в нем от своей истинной сущности. Касаясь грехов, проявляющихся в его поведении, он сказал: “А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим. 7:17). Кроме того, тремя стихами ниже он говорит: “Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим. 7:20). Павел дважды в трех стихах указывает на реальность живущего в нас греха.
Хотя старая греховная природа христианина умерла и Христос стал самой его жизнью, он по-прежнему живет в том же теле, какое имел всегда, — теле, которое все еще остается не вполне совершенным. Однажды мы получим прославленные тела, которые освободят нас от влияния греха, но пока что мы заключены в тела, которые по-прежнему несут на себе последствия греха, все еще пребывающего в них.
Как проигрывается битва
“Я не знаю, что делать с моей проблемой. Я знаю, Библия учит, что мой ветхий человек был распят, но он продолжает возвращаться к жизни!”. Я понимал, почему Брюс мог так говорить. Он не понимал различия между властью живущего в нем греха и его старой греховной природой. Он был уверен, что ветхий человек по-прежнему тревожит его.
Старая греховная природа никогда не будет представлять проблемы для верующего, поскольку была предана смерти на кресте. Битва становится проигранной тогда, когда христианин позволяет власти живущего в нем греха понуждать его поступать согласно велениям его плоти. Поступать по плоти означает просто полагаться на наши собственные, естественные способности вместо того, чтобы доверить Христу вдохнуть жизнь в наши действия.
То, что мы полагаемся на собственные силы, обычно выглядит не так плохо, если наши усилия носят религиозный характер. Я привык думать, что по плоти поступает человек, который пьянствует где-то весь субботний вечер, а затем воскресным утром появляется в церкви с налитыми кровью глазами. Это было плотью в моем тогдашнем понимании. Если человек имел связь на стороне, это было плотью. Если кто-то расхищал деньги своей компании, это было плотью. Так оно и есть. Это признаки того, кто живет своей собственной жизнью, а не жизнью Христа. Однако плоть не обязательно выглядит подобным образом.
Многие искренние христиане поступают по плоти по одной простой причине: пытаясь вести христианскую жизнь, они полагаются на самих себя вместо того, чтобы препоручить свое поведение Христу. Ту же ошибку совершил в Гае Иисус Навин, когда послал разведчиков выяснить, какие средства понадобятся, чтобы захватить этот город. В Земле Благодати нам нужен лишь один источник.
Чарльз Трамбалл пишет о том, как побывал на одном собрании в Эдинбурге, где докладчик собирался говорить на тему об источниках христианской жизни. Он говорит:
“Я с большим интересом пошел на встречу с ним. Я ожидал, что он расскажет о том, как укрепить свою христианскую жизнь, и я знал, что нуждаюсь в этом. Однако его вступительное слово показало мне, что я ошибался, в то же время заставив мое сердце забиться от новой радости. Он сказал что-то вроде: “Единственный источник христианской жизни, друзья мои, это — Иисус Христос”. Это было все, но этого было достаточно”.14
Христианам западного мира тяжело в это поверить. Наша культура в течение всей нашей жизни программировала нас делать лучшее, на что мы способны, добиваться превосходства за счет исключительных усилий и решимости. Многие приняли эту философию на вооружение в своем хождении во Христе, полагая, что так угодно Богу. Я даже слышал, как говорили, что мы должны сделать лучшее, на что способны, а затем Бог выберет слабину и сделает остальное. Этого нет нигде в Библии! Христиане не должны делать лучшее, на что способны, а затем доверять Богу сделать остальное. Мы должны доверить Ему сделать все! Лучшее, на что мы способны, будет губить нас, поскольку мы призваны не делать лучшее, на что способны, а всякий миг уповать на Иисуса Христа, как на свой Источник жизни. Он должен быть нашим Лучшим. Сама суть пребывания Христа в верующем заключается в том, что мы теперь можем жить, являя Его способности. Означает ли это, что наши способности остаются невостребованными? Отнюдь нет. Наши способности должны быть напитаны энергией Его жизни и тогда они становятся Его способностями.
Как-то один человек поставил под сомнение мое утверждение, что мы должны полагаться на Христа, а не на самих себя в том, дабы все, что должно быть сделано, было сделано. “Даже Павел говорил, что он трудился и прилагал усилия в своем служении”, — сказал он.
“Вы правы, — ответил я, — но взгляните, как Павел прилагал эти усилия. В Кол. 1:29 сказано: “Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно”.
Я никоим образом не оправдываю бездеятельность в христианской жизни. Войско Иисуса Навина в действительности захватило Гай, как описано в восьмой главе Книги Иисуса Навина. Они провели сражение, устроив засаду, атаковав противника и захватив город. Но они хорошо запомнили обетование Божие: “Господь Бог ваш предаст его в руки ваши”(Нав. 8:7). Мы действительно прилагаем усилия, трудимся, сражаемся. Мы действительно принимаем активное участие в том, что делает Святой Дух в окружающем нас мире, однако мы делаем это, полагаясь на Его силу, которая мощно действует в нас. Касательно своего собственного служения Павел сказал: “Итак, я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня в покорении язычников вере словом и делом” (Рим. 15:17–18, выделено автором). Павел признал, что его служение в действительности было результатом того, что совершил через него Христос. Жить иначе — значит поступать по плоти.
Самую суть плоти составляет надежда на самого себя, вырастающая из жизни без Христа. Библия неоднократно предостерегает от хождения по плоти (см. Рим. 8:4–5, 7–8; 13:14). Однако многие христиане проводят свою жизнь в попытках найти новые пути укрепления своей религиозной плоти, чтобы быть способными вести образ жизни, какого, по их мнению, ожидает от них Бог. Помните, что плоть может выглядеть хорошо (см. Флп. 3:4–6), но при этом оставаться плотью.
Вы не враги самим себе
Важно понимать, что грех, живущий в теле верующего, может быть в нас, но он не является частью нашей сущности. Он не то, кто мы есть. Павел дважды говорит, что грех живет в нем (см. Рим. 7:17, 20), но он никогда даже на миг не допускал, что живущий в нем грех был частью его сущности. Он не верил, что является порочным человеком только потому, что временами обнаруживает, что не делает того, что хочет, зато делает то, что ненавидит (см. Рим. 7:15). Он понимал, что источником его неправильного поведения был живущий в нем грех.
Этот факт нисколько не приуменьшает серьезности греха в нашей жизни. Мы никоим образом не можем уменьшить ответственность за свои грехи, ссылаясь на живущий в нас грех. Мы несем ответственность за свои решения. Однако правильное представление о живущем в нас грехе обеспечивает победу над ним, когда мы приходим к пониманию, что мы не являемся порочными только потому, что временами поступаем неверно. Деяние может быть порочным, однако мы, как христиане, не можем быть никем иным, как праведными, созданными на то Богом.
До осознания своей сущности во Христе я часто осуждал себя за совершенные мною грехи. Я был легкой добычей для врага, поскольку нужно было совсем немного, чтобы заставить меня почувствовать себя порочным по сути своей. Возможно, я стал бы нетерпимым по отношению к моим детям, начал бы ожесточенно спорить с женой, имел бы похотливые мысли или совершил бы некоторые другие грехи, которые могли бы меня привести в состояние: “Боже, что со мной не так?”. Порой казалось, что у меня раздвоение личности, временами желающей вести святой образ жизни, а порой стремящейся поступать, как угодно, только не свято.
Я знал, что был христианином, но чувствовал, что в самой сердцевине моего существа было что-то порочное. Я был совершенно искренен в моем хождении во Христе, однако видел этого “порочного близнеца”, скрывающегося во мне и ждущего случая вырваться наружу, если я не буду все время прочно удерживать его. Я думал, что в определенном смысле был своим худшим врагом. Порой я слышал подтверждение тому на занятиях по изучению Библии, где приводили слова одного известного “богослова”: “Мы встретили врага, а он — это мы сами”. Я верил каждому слову этого высказывания. Кроме того, мой собственный опыт, казалось, несомненно подтверждал, что я был своим наихудшим врагом.
Возможно, вы можете разделить мои тогдашние чувства, может быть, вы по-прежнему придерживаетесь таких взглядов — но я надеюсь, что ваши убеждения изменятся. В противном случае вы останетесь в тех же оковах самоосуждения, в которых часто оказывался я. Истина, которая сделает вас свободными такова: Вы не враги самим себе. С вами как христианами все в порядке. Просто в вас имеется кое-что порочное, и это живущий в вас грех. Вы чувствуете себя временами порочными? Это не значит, что вы порочны, а только указывает на присутствие живущего в вас греха.
Павел мужественно заявил: “Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое” (Рим. 7:21, выделено автором). Он не сказал, что он и есть зло, он сказал лишь то, что зло присутствует в нем. Дважды в одном стихе он упоминает, где находится живущий в нем грех: “Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих” (7:23, выделено автором). Павел сказал, что власть живущего в нем греха заключалась в его теле.
Знакомая мне супружеская пара недавно узнала о раковой опухоли в теле супруги. Муж постоянно информировал по электронной почте всех друзей о состоянии здоровья жены. Он часто называл раковую опухоль “этот захватчик”. Раковая опухоль — это захватчик, который угрожал здоровью жены и которого следовало подвергнуть решительной атаке опытных врачей. Поскольку врачи сделали все, что было нужно для спасения ее жизни, опухоль стала исчезать и в настоящее время уже не обнаруживается.
Так же обстоит дело и с властью живущего в нас греха, заключающейся в нашем теле. Это “болезнь”, которую каждый из нас унаследовал от нашего праотца Адама. Это захватчик, который исчезнет только в том случае, если мы постоянно будем пребывать под опекой пребывающей в нас жизни Иисуса Христа.
В Рим. 5:10 Павел делает интересное наблюдение: “Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его”. В этом стихе он говорит о двух сторонах спасения. С одной стороны, он подтверждает, что мы спасены. Он говорит, что мы были примирены смертью Иисуса Христа. Именно смерть Иисуса на кресте навеки избавила нас от наказания за грех. Однако Павел не останавливается на этом, а идет дальше, говоря, что мы “спасемся жизнью Его”. Мы не только уже спасены, но также будем спасены Его жизнью. От чего? От власти греха. Именно пребывающая в нас жизнь Иисуса Христа постоянно спасает от власти греха. Иисус является чудодейственным средством от рака живущего в нас греха. Все христиане радуются избавлению от наказания за грех смертью Иисуса Христа, однако многие не извлекают пользы из постоянно присутствующего в нас лекарства от власти греха. Это лекарство — жизнь Иисуса Христа в нас.
Если мы верою принимаем эффективность жизни Иисуса Христа в нас против власти греха, наше хождение будет победоносным. Он заставит отступить навсегда грех в нашей жизни. Петр заявил, что “всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его” (Деян. 10:43, обратите внимание на обещание прощения грехов в Мф. 26:28, Мк. 1:4; Лк. 1:77; 3:3; 24:47; Деян. 2:38, Рим. 3:25). Грех не имеет власти над верующим, если тот уповает на силу Христа. Эндрю Мюррей проиллюстрировал это таким образом:
“Я читал о молодом льве, которого не могло испугать или удержать в повиновении ничто, кроме взгляда его хозяина. Вы могли подойти к нему вместе с хозяином, и он припадал к земле, его дикая природа, оставаясь неизменной, жаждущей крови, дрожала у ног хозяина. Вы могли поставить ногу ему на шею — пока хозяин был с вами. Подойти ко льву без хозяина означало немедленную смерть. Точно так же и верующий может вмещать в себе грех, однако не грешить. Порочная природа, плоть, неизменна в своей враждебности Богу, однако неизменное присутствие Иисуса Христа смиряет ее. По вере верующий отдает себя на попечение Сына Божия для постоянного Его пребывания в себе; он пребывает в Нем и рассчитывает на то, что Иисус также пребывает в нем. Единение и общение — вот секрет святой жизни: “в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает”.15
Когда грех Ахана был раскрыт, рассказ об Израиле приобрел драматическую напряженность. Когда Ахан был пойман, его вместе с дочерьми, волами, ослами, овцами, шатром и всем, что у него было, привели и поставили перед народом.
“И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни. И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня. Посему то место называется долиною Ахор даже до сего дня.” — Нав. 7:25–26.
Долгие годы я не мог представить, почему Израиль столь резко отреагировал на грех Ахана, однако, войдя в Землю Благодати, я стал лучше понимать смысл происшедшего. Грех Ахана — это образ плоти, пробужденной живущим в нас грехом, и снисходительному подходу тут места нет. Плоть в нашей жизни должна быть атакована всеми силами, иначе она в конечном итоге нас погубит. Для милосердия нет места, когда речь идет о борьбе с раковой опухолью. Подобно этому, с раком живущего в нас греха нужно поступать с праведной беспощадностью, чтобы его влияние на нашу жизнь не нарушило на долгое время нашего победоносного хождения. Только страстная вера в пребывающего в нас Христа приведет нашу плоть в ослабленное состояние и позволит нам ходить в полном духовном здравии. Мы не враги сами себе; наш враг — плоть, и она должна быть усмирена страстной верой в Того, Кто направляет каждый наш шаг в нашем пути.
• • •
Дорогой Отец Небесный!
Ты знаешь, что я искренне пытался жить, побеждая во Христе. Я старался, как мог, однако теперь понял, в чем заключалась моя проблема, — я полагался на самое лучшее, что есть во мне, а не на Твою жизнь. Я раскаиваюсь в своей самонадеянности и заявляю, что с этого момента буду доверять Тебе являть через меня Твою Жизнь. Я решил положиться на Тебя, уповая на то, что Ты смиришь власть пребывающего во мне греха. Ты — моя Победа, Господи. Благодарю Тебя за это, Отец Небесный.
Вопросы для обсуждения в группе
- Дайте определение следующих терминов: греховная природа, плоть, живущий в нас грех. Какова разница между плотью и греховной природой?
- На какие ресурсы обычно полагаются люди в современной церкви в стараниях вести победоносную жизнь? Какие важнейшие ресурсы необходимы для победоносной христианской жизни?
- Согласуется ли бездеятельность христианина с Библией? Прочитайте Кол. 1:29 и обсудите, каким образом верующий должен служить Богу.
- Каким образом живущий в нас грех заставляет христианина грешить? Какое есть лекарство от вредоносного влияния на нашу жизнь живущего в нас греха?
- Прочитайте Нав. 7:25–26. Объясните, как данный текст Ветхого Завета иллюстрирует власть пребывающего в нас греха в жизни верующего эпохи Нового Завета.