Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—писок основной литературы 116 страница




Ѕольные Ђмедицинского лабиринтаї посещают самых различных специалистов, и их Ђмедицинска€ї эрудици€ повышаетс€ с каждым шагом. ќни знают группу Ђсвоихї лекарств, очень быстро овладевают несложной динамикой их использовани€. ѕри посещении каждого нового врача пациент не узнает ничего нового ни о заболевании, ни о возможности излечени€. ƒаже Ђподнима€сь по медицинской иерархииї Ч от участкового врача к профессору, этот опытный пациент уже почти все знает наперед. ƒругое дело Ч современный знахарь. ћеханизм его Ђцелительныхї действий больному неизвестен. ќн не знает ни методов, ни приемов, которыми тот пользуетс€, а знает только, что Ђкому-то помоглої. ¬ этом его преимущество, и молва нередко склон€ет чашу весов в его пользу, хот€ очевидно, что в Ђтерапииї современного знахар€ в качестве основного фактора выступает эффект Ђвооруженного внушени€ї.

¬торжение знахарства в пограничные с психотерапией области привлекает в этико-деонтологическом плане внимание к р€ду вопросов. ¬ своем становлении в качестве науки психотерапи€ должна решить сегодн€ важнейшую задачу Ч определить границы собственных возможностей и действовать в их пределах (Achte K., 1978). ¬месте с тем в реальных услови€х своего развити€ она все еще способствует возникновению различного рода фантазий и нереалистических отношений, которые исчезают лишь по мере накоплени€ знаний и опыта. ¬рачей, которые с удивительным легкомыслием направо и налево обещают больным легкое выздоровление, еще ѕроспер ћериме называл Ђторговцами надеждойї. » это отнюдь не противоречит положению о том, что психотерапи€ в различных ее формах должна включатьс€ в систему лечебно-реабилитационных воздействий при различных заболевани€х, в том числе органической природы. ќна необходима также пациентам с прогрессирующими и даже смертельными заболевани€ми. ¬ этическом плане речь идет лишь о постановке психотерапевтом клинически €сных целей не только дл€ себ€, но и в отношении пациента.

— учетом современного этапа развити€ психотерапии следует признать противоречащим медицинской этике использование таких методик, которые хот€ и дают временный эффект, но €вл€ютс€ псевдонаучными по своей природе или по своему обоснованию, поскольку в конечном счете это тормозит превращение психотерапии в подлинно научную дисциплину.  ак не вспомнить слова  речмера (Kretschmer ≈., 1965) о том, что Ђсовременному врачу отвратительна роль волшебникаї. ѕоддержание уровн€ своей подготовки в соответствии с требовани€ми психотерапевтической науки следует рассматривать как важнейший этический аспект де€тельности психотерапевта. «аостр€ет этот вопрос развитие в рамках современной психотерапии более сложных личностно-ориентированных ее форм, взаимоотношение последних с Ђсимптоматическимиї методами в подготовке, повышении квалификации психотерапевта и в его практике.

Ќет недостатка в €рких, образных, порой саркастических высказывани€х относительно психологической сущности психогенных (невротических) расстройств, их роли в жизни пациента: Ђневротик из своей отравы приготавливает себе бальзамї, Ђсиндром отсиживани€ в гнездеї и т. д. Ќеобходимость осознани€ психологических механизмов болезни в процессе лечени€ €вл€етс€ одним из важных требований личностно-ориентированной психотерапии. ¬месте с тем вопрос о полезности и целесообразности такого осознани€ пациентом во всех случа€х решаетс€ авторами различным образом. ¬р€д ли тут поможет ссылка на педагогический опыт ј. —. ћакаренко, на его правило Ђне ворошить старогої, которое освещалось торжественным ритуалом сожжени€ на костре старой одежды колонистов. Ёто правило относитс€ главным образом к социально запущенным дет€м и подросткам, а не к больным со сложными личностно-обусловленными психогенными расстройствами. Ќе решаетс€ этот вопрос также полемическим отрицанием целесообразности Ђдуховного стриптизаї в процессе индивидуальной и особенно групповой психотерапии. ќднако и в том случае, когда необходимость знани€ истории болезни, психогенеза заболевани€ психотерапевтом не оспариваетс€, вопрос о целесообразности или нецелесообразности раскрыти€ содержани€ защитных психологических механизмов больному в процессе лечени€ продолжает дискутироватьс€ в литературе. ѕредставители гуманистической психотерапии, подчеркива€, что защитные психологические механизмы выступают в качестве тормоза на пути самоактуализации,развити€ личности, вид€т в них феномены скорее негативного характера, требующие устранени€ в ходе психотерапии. ќднако распространенной €вл€етс€ и точка зрени€ —токвиса (Stokvis ¬., 1959): ЂЅольной по-своему как-то приспособилс€ жить со своим заболеванием, и врачу не следует стремитьс€ к тому, чтобы он отказалс€ от своей формы приспособлени€, пока он не сумеет дать пациенту лучшую!ї. “олько опыт, отличное знание пациента, истории его жизни и болезни, в р€де случаев Ч интуици€ могут позволить психотерапевту найти правильное решение применительно к конкретному больному.

—ледует также иметь в виду, что в психотерапии последних дес€тилетий отмечаетс€ тенденци€ сдвига от понимани€ к научению. ¬ целом в психотерапии это соответствует требованию воздействовать на все основные сферы личности Ч познавательную, эмоциональную и поведенческую Ч в процессе их лечебной реконструкции.

Ўирокое применение поведенческих методов заостр€ет вопрос об этическом аспекте их применени€; они могут использоватьс€ дл€ психологического регулировани€ поведени€ человека и манипулировани€ им.

–€д этических вопросов св€зан с вли€нием взаимоотношений врача и больного на диагностику, ход лечени€, его завершение. Ќе отрица€ роли объективных клинических про€влений, позвол€ющих дифференцировать группу пограничных состо€ний, нужно подчеркнуть вли€ние на диагностику отношени€ врача к больному. ќтрицательное отношение (спонтанное или под вли€нием родственников) может Ђобеспечитьї диагноз психопатии, сочувствие же больному, эмоциональное прин€тие его ведет к постановке диагноза невроза.

— улучшением психотерапевтической помощи населению возрастает проблема зависимости больного от психотерапевта. ѕсихотерапи€ может приводить к этой зависимости в не меньшей степени, чем иные лекарственные средства. ¬ услови€х преимущественно оплачиваемой психотерапевтической помощи эта проблема обостр€етс€. “ех, кто считает, что им нужна психотерапи€, с тревогой пишет Ўепард (Shepard H., 1979), легче всего эксплуатировать: это слабые, неуверенные, одинокие, нервные люди, чье отча€ние порой настолько велико, что они готовы сделать и оплатить что угодно, лишь бы немного улучшить свое состо€ние. » далее автор пишет, что психотерапи€ Ч это ограниченна€ професси€ тех специалистов, кто прошел соответствующую подготовку и желает придерживатьс€ надлежащего этического кодекса.

¬ процессе лечени€ психотерапевт может оказатьс€ в определенной неосознанной зависимости от пациента, поскольку общение с ним может повышать его самооценку, способствовать самоутверждению. ќдна из профессиональных болезней психотерапевта Ч его желание выступать в роли пророка и волшебника; он не всегда учитывает границы своих возможностей. Ќа практике это приводит к инфантилизации больного, зат€гиванию лечени€, формированию, в свою очередь, зависимости больного от врача. —тремление к сохранению и повышению своего личного и профессионального престижа Ђза счет больныхї приводит также к тому, что психотерапевт может Ђпережатьї болезненные аспекты личности больного и не уделить должного внимани€ здоровым, Ђсильнымї ее сторонам, которые могут €витьс€ опорными точками на пути выздоровлени€ пациента. ÷ель лечени€ не в предоставлении пациенту механических или психических Ђпротезовї, а в обеспечении его к моменту окончани€ психотерапии средствами дл€ самосто€тельной борьбы с трудност€ми, реализации своих жизненных целей.

Ќеобходимо остановитьс€ еще на одном вопросе. ќн касаетс€ достаточно значимой в пограничной психиатрии проблемы гипердиагностики неврозов. ƒиагноз невроза в р€де случаев непосредственно следует за обращением пациента к врачу, за самим фактом посещени€ кабинета психотерапевта. ѕри жалобах на некоторое (вполне адекватное в силу сложившейс€ семейной, бытовой или производственной обстановки) снижение психических функций Ч пам€ти, внимани€, в целом умственной работоспособности, на повышение раздражительности врач стремитс€ объ€снить жалобы про€влени€ми болезни, чтобы не Ђобидетьї пациента, посчитав его здоровым; кроме того, часто врач неосознанно пытаетс€ избежать в этой ситуации невысказанного со стороны пациента упрека в симул€ции. √ипердиагностике неврозов способствует вторжение в нашу жизнь, здравоохранение, культуру слова Ђстрессї, ставшего синонимом напр€жени€, и прежде всего Ч эмоционального напр€жени€. ќбычно подчеркивают, что жизнь современного человека в целом сопровождаетс€ большим количеством стрессовых ситуаций, чем прежде; за€влени€ эти вызывают определенные сомнени€. ƒостаточно вспомнить те страницы книги Ђ ак закал€лась стальї Ќ. ќстровского, где описываетс€ строительство железной дороги дл€ доставки дров замерзающему  иеву. √олод, холод, бандиты... ¬от где люди должны были испытывать насто€щий стресс. ћежду тем никому из них не приходило в голову квалифицировать свое нервно-психическое состо€ние как резкое отклонение от нормы. ѕри обследовании их был бы вы€влен огромный разрыв между установленными отклонени€ми и той оценкой своего состо€ни€, которую строители дали бы себе сами.  огда мы говорим о нервно-психическом напр€жении и об осознании его человеком, то должны учитывать, что эта оценка невозможна без привлечени€ нравственных, морально-этических критериев. ѕравильно ли поступает человек, если, встреча€сь с трудност€ми, каждый раз стремитс€ решать их с кем-то, обращатьс€ к кому-то за помощью? Ёта тенденци€ не €вл€етс€ оптимальной. ” нас нет своеобразного алфавита внутренних состо€ний, который позволил бы вести отсчет и найти тот порог, после которого становитс€ адекватным обращение к психотерапевту. ќпределить этот порог нам помогают в большей степени, чем изучение функциональных сдвигов в организме пациента, нравственные критерии. ћы стремимс€ лучше пон€ть личность нашего пациента, его отношение к себе и окружающим, мотивы поступков. ј. —ент-Ёкзюпери принадлежат такие слова: Ђ„еловек измер€ет свои преп€тстви€ сам; если преп€тствий нет, человек не знает, чего он стоит, не может пон€ть, на что способенї. Ёто следует учитывать дл€ избежани€ гипердиагностики в быстро развивающейс€ области пограничных состо€ний.

—м. также јльтернативна€ психотерапи€, «ависимость от психотерапевта, Ќегативные эффекты психотерапии, “елевизионна€ психотерапи€.

Ё“Ќќ“≈–јѕ»я √ј”—Ќ≈–ј »  ќ„ќ¬ќ…. ћетод психо- и социотерапии,созданный известным чешским психотерапевтом √ауснером (Hausner M.) по инициативе чешской актрисы и писательницы  очовой (Kocova Z.). –азрабатывалс€ метод в психиатрическом отделении —адска, известном в 1960-1970-х гг. как одно из первых психотерапевтических сообществ в системе лечени€ психически больных (Kocova Z., Hausner M., 1979, 1982). ѕервоначально Ё. √. и  . рассматривалась как важный компонент реабилитации психически больных. ¬ дальнейшем возник новый метод групповой терапии,который авторы назвали этнотерапией. ќни исходили из того, что этнологи€ может обогатить не только биологическую терапию (этнофармакологи€), но также и психосоциотерапию (этнотерапи€).

—ущность метода состоит в том, что с помощью различных приемов, указанных ниже, пациенты погружаютс€, возвращаютс€ в свое индивидуальное и коллективное детство, в древние культурные шаблоны и архетипы. Ёто способствует самораскрытию, самоутверждению пациентов, поиску своего места в жизни через ощущение в себе прежде всего природного, древнетрудового, €зычески-праздничного (издревле человек прославл€л природу и свою работу).

Ё. √. и  . использует не только традиционные элементы психотерапии, такие как группова€ психотерапи€,индивидуалльные беседы, социотерапи€, терапевтическое сообщество, формирующа€ терапи€, психодрама, психогимнастика,терапи€ овладени€ объектами и символами, трудова€ терапи€ или изготовление небольших предметов искусства и т. д., но и новые элементы, такие как этнологи€, народные традиции, обычаи, привычки, ритуалы, наивное искусство, танец, пантомима, терапевтическа€ регресси€ в индивидуальное и коллективное детство.

‘ормирующа€ терапи€ нацелена на самоанализ,самопознание, самовыражение, самореализацию и коммуникацию. ќна раскрывает пред- и неосознанные личностные свойства и поведенческие шаблоны. ≈е ключевые механизмы Ч это проекци€ и освобожденна€ коммуникаци€. Ё. √. и  . использует эти переменные формирующей терапии и ресоциализирует пациентов на фоне древних культурных шаблонов и архетипов. ѕроцесс самоосознани€ и поисков своего места в обществе при этом углубл€етс€.

Ё. √. и  . выполн€етс€ в 3 этапа: открытие и поиск материалов, большей частью в природе (натуре, характере); их обработка и преобразование; центрирование де€тельности отдельных лиц на других пациентов и ближайшем окружении. „еловеческа€ жизнь тесно св€зана с природой, дающей большие возможности дл€ гармонизации личности. „еловек обладает силой и способност€ми, чтобы использовать позитивные последстви€ цивилизации и противосто€ть негативным. ќн почитал природу как источник пропитани€, а труд Ч как средство формировани€ ее. ≈го жизнь протекала в соответствии с временами года природного цикла. — древних времен человек прославл€л природу и свой труд, соотнесенный с древним разделением времен (периодов) природного цикла и направленный на удовлетворение потребностей. Ёто видно из истории различных культур и наций. ѕо этой природной и культурной традиции трудовой год делилс€ на 5 этапов.

 ульминацией каждого этапа был праздник, имевший специфический, символический смысл. ћасленица (карнавал) Ч праздник освобождени€ подавленных эмоций, желаний, потребностей индивидуума, группы, общества. ѕасха Ч праздник весны; жизнь побеждает смерть, болезнь и беду. —олнцеворот (солнцесто€ние) Ч праздник возросших сил природы и человека, новых возможностей. ќсв€щение церкви Ч праздник созревани€ плодов человеческого труда и всеобщей радости (весель€). –ождество Ч праздник веры (довери€) и надежды в человеческой любви, общности, углубленных отношени€х (св€з€х). √одичные праздники имеют свой духовный, гигиенический и психопрофилактический смысл и в современном обществе. Ќапример, отмечают авторы, количество пациентов, лечившихс€ в психиатрической клинике первой помощи в период рождественских праздников, в течение 7 лет было относительно меньшим по сравнению с другими обычными и праздничными дн€ми. √руппы пациентов функционировали по указанному плану годичных этапов.  аждый этап имел свой девиз, свою цель и свое содержание.

 

 

ё_

 

ёЌ√  арл √устав (Jung —. G., 1875-1961). Ўвейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. ¬ юношеские годы увлекалс€ философией и свою будущую профессию видел на грани соприкосновени€ философии и медицины. «акончил медицинский факультет университета в Ѕазеле. — 1900 г. работал ассистентом в психиатрической клинике ÷юриха, возглавл€емой Ѕлейлером (Bleuler E.). ¬ 1905-1906 гг. преподавал психиатрию в ÷юрихском университете. — 1907 по 1913 г. активно сотрудничал с ‘рейдом (Freud S.), вместе с ним совершил поездку по университетам —Ўј. ¬ 1909-1913 гг. ё. становитс€ виднейшим последователем ‘рейда, первым президентом ћеждународного психоаналитического общества. ќн председательствовал на III и VI психоаналитических конгрессах; в 1911-1913 гг. редактировал психоаналитический журнал ЂJahrbuchї; читал лекции по введению в психоанализ в ÷юрихском университете. ќтход ё. от ‘рейда относитс€ к 1913 г. и св€зан с выходом его книги Ђћетаморфозы и символы либидої, в которой он отверг сексуальную интерпретацию либидо ‘рейда. — 1913 г. занималс€ частной психоаналитической практикой, много путешествовал, посетил —еверную јфрику, —Ўј, ћексику,  ению, »ндию и ÷ейлон. »нтересовалс€ даосизмом, буддизмом, сохранил интерес к философии. Ђ¬опреки растущим научным интересам, Ч писал он, Ч € врем€ от времени вновь возвращаюсь к моим философским книгамї. ¬ 1921 г. вышла работа ё. Ђѕсихологические типыї. ¬ 1933 г. он стал президентом ћеждународного психотерапевтического общества, в 1948 г. открыл в ÷юрихе »нститут аналитической психологии.

ќпредел€ющее место в аналитической психологии ё. занимает положение о коллективном бессознательном, в котором в виде архетипов отражен предшествующий опыт человечества. јрхетипы наход€т свое выражение в символических образах, которые обнаруживаютс€ в мифах, фольклоре, сновидени€х, невротических симптомах и т. д. ќн рассматривал аналитическую психологию как Ђзападную йогуї, как Ђпуть освобождени€ї, что отражает существенное вли€ние на творчество ё. восточной философии.

ё. Ч создатель ассоциативного эксперимента (1906) и концепции интро- и экстраверсии.

 

 

—писок основной литературы

 

јбабков ¬. ј. ѕроблема научности в психотерапии. Ч —ѕб., 1998.

јлександер ‘., —елесник Ў. „еловек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. Ч ћ., 1995.

јлександров ј. ј. —овременна€ психотерапи€. Ч —ѕб., 1997.

јлександровский ё. ј. ѕограничные психические расстройства. Ч ћ., –остов-на-ƒону, 1997.

јлешина ё. . —емейное и индивидуальное психологическое консультирование. Ч ћ., 1994.

јмбрумова ј. ., ѕолеев ј. ћ. “елефонна€ психотерапевтическа€ помощь. “елефон довери€ в системе социально-психотерапевтической службы. Ч ћ., 1988.

јнаньев ¬. ј. ¬ведение в психологию здоровь€. Ч —ѕб., 1999.

јнаньев ¬. ј. ¬ведение в потр€сающую психотерапию. Ч ∆урнал практического психолога, є7-8, 1999, с. 41-72.

јхола “., ‘урман Ѕ.  раткосрочна€ позитивна€ психотерапи€ (терапи€, фокусированна€ на решении). Ч —ѕб., 1996.

Ѕалинтовские группы и супервизи€ в подготовке специалистов, работающих с людьми / ѕод. ред. Ё. √. Ёйдемиллера. Ч —ѕб., 1998.

Ѕалунов ќ. ј., ƒемиденко “. ƒ., —адов ќ. . и др. ћетоды повышени€ эффективности реабилитации больных, перенесших инсульт. Ч —ѕб., 1996.

Ѕаскаков ¬. “анатотерапи€ Ч исскуство жизни. Ч ћ., 1996.

Ѕассин ‘. ¬. ѕроблема Ђбессознательногої (ќ неосознаваемых формах высшей нервной де€тельности). Ч ћ., 1968.

Ѕел€ев √. ., Ћобзин ¬. .,  опылова ». ј. ѕсихогигиеническа€ саморегул€ци€. Ч Ћ., 1997.

Ѕендлер –., √риндер ƒж. —труктура магии: в 2 томах. Ч —ѕб., 1993.

Ѕендлер –., √риндер ƒж., —атир ¬. —емейна€ терапи€. Ч —ѕб., 1993.

Ѕерн Ё. »гры, в которые играют люди. Ћюди, которые играют в игры. Ч Ћ., 1992.

Ѕерн Ё. “рансакционный анализ и психотерапи€. Ч —ѕб., 1994.

Ѕехтерев ¬. ћ. »збранные произведени€. Ч Ћ., 1954.

Ѕирман Ѕ. Ќ. ѕсихотерапи€ как социо-рефлекс-терапи€ невротической личности. Ч —овременна€ психоневрологи€, т. 10, є4-5, 1930, с. 61-62.

Ѕлазер ј., ’айм Ё., –ингер X., “оммен ћ. ѕроблемно-ориентированна€ психотерапи€. »нтегративный подход. Ч ћ., 1998.

Ѕуль ѕ. ». ќсновы психотерапии. Ч ЋД 1974.

Ѕурно ћ. . “ерапи€ творческим самовыражением. Ч ћ., 1999.

¬арнава (Ѕел€ев) епископ. ќсновы искусства св€тости. “. 1-3. Ч Ќижний Ќовгород, 1995-1997.

¬аршавский  . ћ. √ипносуггестивна€ терапи€ (лечение внушением в гипнозе). Ч Ћ., 1973.

¬асильева ј. ¬. –ационально-эмоционально-поведенческа€ терапи€ в лечении пограничных расстройств. Ч —ѕб. Ч »ваново, 2000.

¬ассерман Ћ. »., ¬укс ј. я., »овлев Ѕ. ¬. и др.  омпьютерна€ психодиагностика: назад к клинико-психологическому методу. Ч ¬ кн.: “еори€ и практика медицинской психологии и психотерапии. Ч —ѕб., 1994, с. 62-70.

¬ельвовский ». «., ѕлатонов  . »., ѕлотичер ¬. ј., Ўугом Ё. ј. ѕсихопрофилактика болей в родах. Ћекции дл€ врачей-акушеров. Ч Ћ., 1954.

¬ельвовский ». «., Ћипгарт Ќ.  ., Ѕагалей ≈. ћ., —ухорукое ¬. ». ѕсихотерапи€ в клинической практике. Ч  иев, 1984.

¬ид ¬. ƒ. ѕсихоаналитическа€ психотерапи€ при шизофрении. Ч —ѕб., 1993.

¬инокуров Ѕ. Ћ., Ёскуз€н ‘. . ћедицинска€ и социальна€ реабилитаци€ сексуальной дисгармонии и расстройств мужской потенции при неврозах. Ч —очи, 1993.

¬иш ». ћ. ѕрактическа€ психотерапи€. Ч ¬оронеж, 1969.

¬озрастные аспекты групповой психотерапии. Ч Ћ., 1988.

¬оловик ¬. ћ., ¬ид ¬. ƒ. ѕсихофармакологи€ и психотерапи€. Ч ¬ кн.: ‘армакологические основы реабилитации психически больных. Ч ћ., 1989, с. 98-117.

¬ольперт ». . ѕсихотерапи€. Ч Ћ., 1972.

¬оробейник я. Ќ., ѕоклитар ≈. ј. ќсновы психогигиены. Ч  иев, 1989.

¬оронович Ѕ. —ообщество јнонимных јлкоголиков (јј) и его программа Ђ12-ти шаговї. Ч ¬ кн.: ѕсихотерапи€: от теории к практике. Ч —ѕб., 1995, с. 107Ч111.

√арбузов ¬. ».. «ахаров ј. »., »саев ƒ. Ќ. Ќеврозы у детей и их лечение. Ч Ћ., 1977.

√еренштейн √. Ѕ. ¬ведение в практическую психотерапию. Ч ћ., 1927.

√ил€ровский ¬. ј. ќ психотерапии на коллективах невротиков как особом методе, проводимом в ƒонской психиатрической лечебнице. Ч ћосковский медицинский журнал, є 7, 1926, с. 55-61.

√нездилов ј. ¬. ѕуть на голгофу. ќчерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. Ч —ѕб., 1995.

√олмен ƒ. ћногообразие медитативного опыта. Ч  иев, 1993.

√олынкина ≈. ј. ƒинамика социально-психологических характеристик больных неврозами в процессе групповой психотерапии. Ч јвтореф. дис. канд. психол. наук. Ч —ѕб., 1991.

√орелик Ѕ. ћ., Ќиколаева ». . √руппова€ психотерапи€ в системе реабилитации больных шизофренией. Ч ¬. кн.: √руппова€ психотерапи€ при неврозах и психозах. Ч Ћ., 1975, с. 83-84.

√ригорьевских ¬. . ќ взаимодействии психотерапии и средств массовой информации. Ч ¬ кн.: ѕсихотерапи€: от теории к практике. Ч —ѕб., 1995, с. 175-178.

√риненко ј. я.,  рупицкий ≈. ћ., Ўибанов ѕ. ƒ. и др. Ќетрадиционные методы лечени€ алкоголизма. Ч —ѕб., 1993.

√ринсон –. ѕрактика и техника психоанализа. Ч Ќовочеркасск, 1994.

√ройсман ј. Ћ.  оллективна€ психотерапи€. Ч ћ., 1969.

√ромов —. ј., ’оршев —.  ., ‘едотенкова “. Ќ. и др. ¬осстановительна€ терапи€ больных эпилепсией. Ч —ѕб., 1993.

√роф —. ѕутешествие в поисках себ€. Ч ћ., 1994.

√руппова€ психотерапи€. ѕод ред. Ѕ. ƒ.  арвасарского и —. Ћедера. Ч ћ., 1990.

√руппова€ психотерапи€ при неврозах и психозах. Ч Ћ., 1975.

√убачев ё. ћ., »овлев Ѕ. ¬.,  арвасарский Ѕ. ƒ. и др. Ёмоциональный стресс в услови€х нормы и патологии человека. Ч Ћ., 1976.

√узиков Ѕ. ћ., ≈рышев ќ. . —овременна€ тенденци€ создани€ терапевтических программ в наркологии. Ч ¬ кн.: ѕсихологические исследовани€ и психотерапи€ в наркологии. Ч Ћ., 1989, с. 7-11.

√улдинг ћ., √улдинг –. ѕсихотерапи€ нового решени€. “еори€ и практика. Ч ћ., 1997.

√урьев Ќ. ƒ. —трасти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезн€х. Ч »ваново, 1998.

ƒавиденков —. Ќ. Ќеврозы. Ч Ћ., 1963.

ƒворкин Ё. ћ. ѕсихотерапи€ сексуальных расстройств. Ч ¬ кн.: –уководство по психотерапии. Ч “ашкент, 1979, с. 420-434.

ƒежерин ∆., √оклер ≈. ‘ункциональные про€влени€ психоневрозов и их лечение психотерапией. Ч ћ., 1912.

ƒмитриева “. Ѕ., ѕоложий Ѕ. . —оциальна€ психиатри€: современные представлени€ и перспективы развити€. Ч ќбозрение психиатрии и медицинской психологии им. ¬. ћ. Ѕехтерева, 1994, є2, с. 39-49.

ƒнепровска€ —. ¬. –оль психотерапии в реабилитации больных с зат€жными депресси€ми. Ч ¬ кн.: √руппова€ психотерапи€ при неврозах и психозах. Ч Ћ., 1975, с. 89-93.

ƒюбуа ѕ. ѕсихоневрозы и их психическое лечение. Ч —ѕб., 1912.

ƒюбуа ѕ. ќ психотерапии. Ч ћ., 1913.

≈ресько ƒ. Ѕ.,  андинский ј. . ѕсихиатри€ и психотерапи€ в муниципальной службе охраны психического здоровь€ г. “юмени. Ч ¬ кн.: ѕсихотерапи€: от теории к практике. Ч —ѕб., 1995, с. 170-175.

∆елезн€к Ћ. .,  арвасарска€ ». Ѕ. ќпыт включени€ детей с проблемами развити€ в состав психотерапевтических групп. Ч ќбозрение психиатрии и медицинской психологии им. ¬. ћ. Ѕехтерева, 1993, є 1, с. 102-104.

∆идков —. Ќ. –оссийска€ йога. Ч –ига, 1991.

«авил€нска€ Ћ. ». ѕсихотерапи€ неврозоподобных состо€ний. Ч  иев, 1987.

«авь€лов ¬. ё. ћузыкальна€ релаксационна€ терапи€. ѕрактическое руководство. Ч Ќовосибирск, 1995.

«арин —. ћ. јскетизм по православно-христианскому учению. Ч ћ., 1996.

«ахаров ј. ». Ќеврозы у детей и психотерапи€. Ч —ѕб., 1998.

«еневич √. ¬., Ћибих —. . ѕсихотерапи€ алкоголизма. Ч Ћ., 1965.

»ванов Ќ. ¬. ѕсихотерапи€ в услови€х психоневрологического диспансера.Ч ћ., 1959. »нтегративные аспекты современной психотерапии. Ч —ѕб., 1992.

»овлев Ѕ. ¬.,  арпова Ё. Ѕ.  онцепци€ отношений ¬. Ќ. ћ€сищева и медицинска€ психологи€. Ч —ѕб., 2000. »сследовани€ механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболевани€х. Ч Ћ., 1982.

»сурина √. Ћ. √рупповые методы психотерапии и психокоррекции в клинике. Ч ¬ кн.: ћ. ћ.  абанов, ј. ≈. Ћичко, ¬. ћ. —мирнов. ћетоды психологической диагностики и коррекции в клинике. Ч Ћ., 1983, с. 231-254.

»сурина √. Ћ. Ћичностно-ориентированна€ (реконструктивна€) психотерапи€ и основные тенденции ее развити€. Ч ¬ кн.: ѕсихотерапи€: от теории к практике. Ч —ѕб., 1995, с. 81-87.

»сцеление словом, вып. 2 / —ост. —. ј. ≈ршов. Ч ѕсков, 1995.

 абанов ћ. ћ. –еабилитаци€ психически больных. Ч Ћ., 1985.

 абанов ћ. ћ. ѕсихосоциальна€ реабилитаци€ и социальна€ психиатри€. Ч —ѕб., 1998.

 абанов ћ. ћ., Ћичко ј. ., —мирнов ¬. ћ. ћетоды психологической диагностики и коррекции в клинике. Ч Ћ., 1983.

 азаковцев Ѕ. ј. ќрганизаци€ психиатрической помощи. Ч ћ., 1996.

 азаковцев Ѕ. ј. ћатериально-техническое и кадровое обеспечение сети учреждений и подразделений, оказывающих психотерапевтическую помощь. Ч —ѕб. Ч »ваново, 2000.

 амерон-Ѕэндлер Ћ. тех пор они жили счастливо. Ч  алифорни€, 1985.

 ан ћ. ћежду психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношени€. Ч —ѕб., 1997.

 аптен ё. Ћ. ќсновы медитации. Ч —ѕб., 1991.

 арвасарский Ѕ. ƒ. ѕсихотерапи€. Ч ћ., 1985.

 арвасарский Ѕ. ƒ. Ќеврозы. Ч ћ., 1990.

 ассинов √. –ационально-эмоционально-поведенческа€ психотерапи€ как метод лечени€ эмоциональных расстройств. Ч ¬ кн.: ѕсихотерапи€: от теории к практике. Ч —ѕб., 1995, с. 88-98.

 ашпировский ј. ћ. √руппова€ неспецифическа€ психотерапи€. Ч ћ., 1993.

 инг ћ. ., ÷интренбаум „. ћ. Ёкзистенциальна€ гипнотерапи€. Ч ћ., 1998.

 иппер ƒ.  линические ролевые игры и психодрама. Ч ћ., 1993.

 иприан ( ерн) архимандрит. јнтропологи€ св. √ригори€ ѕаламы. Ч ћ., 1996.

 лассическое обусловливание. Ч ¬ кн.: Ёкспериментальна€ психологи€ / ѕод ред. ‘ресса ѕ., ѕиаже ∆. Ч ћ., 1973, с. 14-19.

 лейнзорге X.,  люмбиес √. “ехника релаксации. Ч ћ., 1965.

 линико-психологические исследовани€ групповой психотерапии при нервно-психических заболевани€х. Ч Ћ., 1979.

 озина Ќ. ¬. »сследование эмпатии и ее вли€ние на формирование Ђсиндрома эмоционального сгорани€ї у медицинских работников. Ч јвтореф. дис. канд. психол. наук. Ч —ѕб., 1998.

 олосов ¬. ѕ. “рансперсональна€ психотерапи€. Ч ¬ кн.: ћ. ≈. Ѕурно. —правочник по клинической психотерапии. Ч ћ., 1995, с. 64-74.

 ондрашенко ¬. ., ƒонской ƒ. ». ќбща€ психотерапи€. Ч ћинск, 1993.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 275 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1993 - | 1811 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.089 с.