Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—писок основной литературы 110 страница




 ак видим, основным философским источником, на который опираетс€ автор в формулировании своих психологических подходов, €вл€етс€ философи€ стоиков.

‘ЋЁЎ-“≈–јѕ»я ѕќ ЅјЋ»Ќ“”. ћетодика Ѕалинта (Balint M.) представл€ет собой оригинальный прием интенсификации психоаналитической психотерапии. –азрабатыва€ краткосрочные модели психотерапии, Ѕалинт обнаружил, что определить фокус вмешательства можно не только с помощью классической так называемой Ђдетективнойї техники психоанализа,при которой на фоне сформировавшегос€ переноса и сопротивлени€ больных фокус постепенно Ђвыкристаллизовываетс€ї из общего материала эксплорации.

‘окус может быть также определен при правильной Ђнастройкеї (tuning-in) психотерапевта на проблематику пациента, ведущей к молниеносному по€влению Ђагаї, названному Ѕалинтом Ђflashї (англ. Ч вспышка). ѕереживание Ђфлэшї не только помогает врачу быстрее найти основное направление психотерапии. »спытанные психотерапевтом при Ђфлэшї тип реакции и конфигураци€ эмоций должны затем в соответствующих ситуаци€х адекватным образом формулироватьс€ дл€ больного, что создает дл€ него и психотерапевта новые установки и ожидани€. ‘ормируетс€ нова€ реальность дл€ переживаний пациента, помогающа€ ему оставить прежние патогенные стереотипы поведени€.

ћетодика ‘.-т. п. Ѕ., по замыслу автора, должна охватывать всю проблематику больного и его защитные психодинамические механизмы. ќстаетс€, однако, открытым вопрос, насколько прием Ђфлэшї может реально изменить характер поведени€ пациента в конфликтных ситуаци€х без интенсивной проработки проблемного материала. Ѕалинт не столько описывает оригинальную методику психотерапии, сколько вновь открывает и систематически исследует давно используемый специалистами процесс интуитивного мышлени€. ¬ отличие от традиционной, классической процедуры, сопровождающейс€ на значительном прот€жении психотерапии формированием регрессивной, зависимой от психотерапевта позиции больного, прием Ђфлэшї при правильном выполнении не инфантилизирует пациента, создает более благопри€тные предпосылки дл€ усилени€ его Ђяї и, повыша€ свободу выбора, лучшие возможности дл€ его переориентировки. ¬ силу этого, по мнению Ѕалинта, методика в особенности показана в работе с алекситимичными больными, что имеет особое значение дл€ психосоматической медицины.

јвтор сомневаетс€ в возможности рационального обучени€ врачей этому методу. ќн полагает, что длительные зан€ти€ в балинтовских группах способствуют общему усилению интуитивности мышлени€ психотерапевта и соответственно увеличивают его возможности проводить флэш-терапию.

‘ќ јЋ№Ќјя ѕ—»’ќ“≈–јѕ»я ѕќ ћјЋјЌ”.  онцепци€, разработанна€ ћаланом (Malan D. Ќ., 1963), отражает как давние, так и современные тенденции сторонников психоанализа создать различные варианты краткосрочной психодинамически-ориентированной психотерапии. ≈ще ‘ренч (French “. ћ.), стрем€сь к повышению эффективности и одновременно экономичности психоаналитической психотерапии,предприн€л попытку разработать проблему актуальных, или Ђфокальныхї, конфликтов, предполага€, что устранение подобного конфликта будет сопровождатьс€ положительными изменени€ми в состо€нии пациента.

Ётот подход, более тщательно разработанный в дальнейшем ћаланом, перенос€ акцент в процессе психотерапии на фокальную тему, €вл€лс€ одновременно уходом от анализа переживаний раннего детства, лежащего в основе классического психоанализа. ”же после ћалана —ифнеос (Sifneos P. E., 1979) предложил близкую к ‘. п. п. ћ. концепцию краткосрочной динамически-ориентированной психотерапии, котора€ была противопоставлена суппортивной (поддерживающей) психотерапии.

ќбщей целью ‘. п. п. ћ. €вл€етс€ исключение из психотерапевтического процесса факторов, определ€ющих длительность лечени€, уход от Ђбезвременностиї классического психоанализа путем переноса внимани€ на все более отдаленные от младенческого возраста переживани€ пациента.

¬ основе ‘. п. п. ћ. лежит представление, часто опирающеес€ на высказывани€ пациентов о том, что их расстройство вызвано конфликтом. “ерапевтическа€ значимость Ђфокусаї определ€етс€ совместно психотерапевтом и пациентом и требует ответа на следующие вопросы: стоит ли остановитьс€ на данном конфликте с целью последующей его переработки, нужно ли его модифицировать или сформулировать заново. »збирательна€ настройка на фокальную тему, рассматриваемую с разных сторон, сопровождаетс€ отвержением всех других возможных тем. ћалан на основании своего опыта утверждал, что опора на еще доопытную обусловленность актуально протекающих межличностных процессов не только не чужда идее ускорени€ и сокращени€ времени терапии, но даже содействует этому. Ђѕереносные указани€ї в особенности плодотворны, если они попадают на Ђлинии св€зиї между порождающими отношени€ми прошлого и отношени€ми, актуальными дл€ излечени€. ¬ системе ‘. п. п. ћ. важным моментом €вл€етс€ преодоление негативных эмоций (агресси€, печаль и др.), св€занных с предполагаемым окончанием лечени€.

ѕоскольку оба партнера в ходе лечени€ должны войти в глубокий терапевтический контакт, чтобы по возможности легче перенести неизбежно возникающее напр€жение, по мнению Ѕеккера (Becker A. M., 1982), можно ожидать усилени€ процесса обучени€ и обретени€ способностей преодолени€ социальных конфликтов и их расширени€ на другие объективные обсто€тельства жизни пациента. —ифнеос в такой терапии видит большую самосто€тельность пациента в определении своих проблем, в выборе направлени€ их разрешени€, что может см€гчить более авторитарную позицию психотерапевта в классическом психоанализе.

ѕоказани€ и прогноз эффективности ‘. п. п. ћ. определ€ютс€ р€дом факторов: наличием гипотезы о существовании какого-либо фокального конфликта у данного пациента; его желанием и способност€ми к сотрудничеству в услови€х интерпретирующего конфронтационного процесса, который неизбежно сопровождаетс€ эмоциональным напр€жением. ќтвет на эти вопросы может быть получен лишь на основании интерпретации материала первых (пробных) сеансов психотерапии. ћотиваци€ к излечению во многом определ€етс€ также характером патологического расстройства, св€занными с ним страдани€ми и отсутствием €рко выраженного вторичного выигрыша от болезни, дл€ которого типична св€зь между про€влени€ми болезни и социальным функционированием пациента.

— учетом указанных прогностических факторов ћалан считал фокальную терапию показанной даже больным с относительно длительными и т€желыми расстройствами, при которых ведуща€ роль всегда (или чаще всего) отводилась классическому психоанализу.

ѕри описании основных механизмов лечебного действи€ фокальной психотерапии обычно подчеркиваетс€ роль коррективного эмоционального опыта јлександера (Alexander F. G.), интенсивных процессов прочувствовани€ и понимани€, или Ђнастройки на одну волнуї, которые Ѕалинт (Balint M.) описывал как Ђвспышкуї между пациентом и психотерапевтом, а также процессов Ђсамоисследовани€ї и Ђопытного самопознани€ї –оджерса (Rogers —. R.).

ќбосновыва€ эффективность фокальной психотерапии, ћалан большое значение придавал Ђэнтузиазму психотерапевтаї в качестве существенного неспецифического фактора.

ѕо мнению Ѕеккера, важнейшую роль в ‘. п. п. ћ. играет вводимый в психотерапевтический процесс с самого его начала фактор Ђвременных рамокї, который интенсифицирует постановку терапевтических целей, разработку плана терапии, даже если вначале речь идет лишь о предположени€х и намерени€х. «десь видны существенные различи€ с бесконечным или имеющим открытое и неопределенное завершение психоанализом. Ќа второй план в этих услови€х отходит вопрос, следует ли проводить от 10 до 40 психотерапевтических зан€тий, как предлагал сам ћалан, или 20, как считал —ифнеос.

ѕо данным многих авторов, из всех психоаналитических методик именно фокальна€ психотерапи€ часто дает наиболее убедительные результаты.  раткость и четка€ целева€ ориентаци€ делают ее к тому же более доступной дл€ контролируемых эмпирических исследований, чем в случа€х применени€ психоанализа.

‘–ј ÷»ќЌЌџ… √»ѕЌќ«. ћетодика гипнотизации, проводимой дробным (фракционным) способом. ѕредложена ‘огтом (Vogt ќ.) в конце прошлого века. ‘. г. позвол€ет добитьс€ более глубоких стадий гипноза (до сомнамбулизма)путем обсуждени€ с пациентом его ощущений, действи€ гипноза, устранени€ настороженного, бо€зливого отношени€ к методу. — этой целью гипнотизацию провод€т многократно в течение одного сеанса. „ерез каждые 3-5 минут гипнотизируемого вывод€т из гипнотического состо€ни€, проводитс€ обсуждение, а при следующей гипнотизации используетс€ отчет пациента дл€ достижени€ более глубокой степени гипноза. ‘. г. может быть рекомендован дл€ малогипнабельных лиц или пациентов, настороженно относ€щихс€ к гипнозу.

‘–јЌ Ћ ¬иктор Ёмиль (Frankl V. E., 1905 г. р.). –одилс€ в ¬ене Ч на родине двух школ психотерапии (‘рейда (Freud S.) и јдлера (Adler ј.)). ¬ течение нескольких лет ‘. €вл€лс€ активным членом ќбщества индивидуальной психологии, которое покинул в 1927 г. после критических выступлений в адрес некоторых ее положений. ¬последствии практически во всех его трудах встречались и ‘рейд и јдлер как €вные или не€вные оппоненты.

ѕолучив в 1930 г. степень доктора медицины, ‘. продолжал работать в клинической психиатрии. ”же к концу 30-х гг. в стать€х, опубликованных им в различных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых в дальнейшем выросло здание его теории Ч логотерапии и экзистенциального анализа.

–€дом с датами 1942-1945 гг. в биографии ‘. стоит коротка€ строчка: пребывание в нацистских концлагер€х. ќпыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из него, он описал в книге Ђѕсихолог в концлагереї (1946), вышедшей затем на разных €зыках общим тиражом 2,5 млн. экземпл€ров. »менно там получил проверку и подтверждение его взгл€д на человека. ¬ нацистском лагере можно было наблюдать, что те, кто знал, что есть нека€ задача, котора€ ждет своего решени€ и осуществлени€, были в большей степени способны к выживанию.  огда ‘. забрали в ќсвенцим, его рукопись, уже готова€ к публикации, была конфискована, и Ђтолько глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизниї.

¬ 1946 г. ‘. стал директором женской неврологической больницы, с 1947 г. преподавал в ¬енском университете. ¬ 1949 г. получил степень доктора философии, возглавил јвстрийское общество врачей-психотерапевтов. — 1955 г. ‘. Ч профессор неврологии и психиатрии женского университета.

 онец 40-х гг. отмечен всплеском творческой активности ‘.: одна за другой по€вл€ютс€ его философские, психологические, медицинские книги. »здание его трудов на английском €зыке принесло ему всемирную известность. Ўколу ‘. стали называть “ретьей венской школой психотерапии.

¬ это врем€ он много ездил по миру и был одним из тех, кто констатировал в 50-60-е гг. все более широкое распространение в обществе утраты людьми смысла жизни. ≈му удалось пон€ть психологические корни этого €влени€ и дать ответ на многие вопросы, пришедшие с новой эпохой. Ђ аждому времени требуетс€ сво€ психотерапи€ї, Ч писал ‘. —озданна€ им логотерапи€ помогает человеку в поисках смысла жизни; она отвечает на запросы времени, а потому может помочь как больным, так и здоровым люд€м.  ак одно из вли€тельных направлений современной психотерапии, она противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу,а с другой Ч поведенческой психотерапии.

ќснованное на философии человеческой ответственности мировоспри€тие ‘. назвал трагическим оптимизмом: ЂЌесмотр€ на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди €вл€ютс€ и, быть может, всегда будут оставатьс€ меньшинством. Ќо именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединитьс€ к этому меньшинству. ƒела плохи. Ќо они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить ихї.

‘–≈…ƒ «игмунд (Freud S., 1856-1939). ¬ыдающийс€ врач и психолог, основатель психоанализа. –одилс€ ‘. в моравском городе ‘рейбурге. ¬ 1860 г. семь€ переехала в ¬ену, где он с отличием окончил гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил степень доктора медицины.

‘. мечтал посв€тить себ€ теоретическим исследовани€м в области неврологии, но был вынужден зан€тьс€ частной практикой в качестве невропатолога. ≈го не удовлетвор€ли используемые в то врем€ дл€ лечени€ неврологических больных физиотерапевтические процедуры, и он обратилс€ к гипнозу. ѕод вли€нием врачебной практики у ‘. по€вилс€ интерес к психическим расстройствам функционального характера. ¬ 1885-1886 гг. он посещал клинику Ўарко (Charcot J. ћ.) в ѕариже, где гипноз примен€лс€ при исследовании и лечении истерических больных. ¬ 1889 г. Ч поездка в Ќанси и знакомство с работами другой французской школы гипноза. Ёта поездка способствовала тому, что у ‘. сложилось представление об основном механизме функциональных психических заболевании, о наличии психических процессов, которые, наход€сь вне сферы сознани€, оказывают вли€ние на поведение, причем сам пациент об этом не знает.

–ешающим моментом в становлении оригинальной теории ‘. был отход от гипноза как средства проникновени€ к забытым переживани€м, лежащим в основе неврозов. ¬о многих и как раз наиболее т€желых случа€х гипноз оставалс€ бессильным, так как встречал сопротивление,которое не мог преодолеть. ‘. был вынужден искать другие пути к патогенным аффектам и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических про€влений, чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забывании и т. п. ќсобое внимание он обратил на феномен переноса больным на врача чувств, имевших место в раннем детстве по отношению к значимым лицам.

»сследование и интерпретацию этого разнообразного материала ‘. назвал психоанализом Ч оригинальной формой психотерапии и методом исследовани€. ядро психоанализа как нового психологического направлени€ составл€ет учение о бессознательном.

Ќаучна€ де€тельность ‘. охватывает несколько дес€тилетий, в течение которых его концепци€ претерпевала существенные изменени€, что дает основани€ дл€ условного выделени€ трех периодов.

¬ первый период психоанализ в основном оставалс€ методом лечени€ неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Ќе утратили своего значени€ такие работы ‘. этого периода, как Ђ“олкование сновиденийї (1900), Ђѕсихопатологи€ обыденной жизниї (1901). ќсновной побудительной силой поведени€ человека ‘. считал подавленное сексуальное влечение Ч Ђ“ри очерка по теории сексуальностиї (1905). ¬ это врем€ психоанализ начал приобретать попул€рность, вокруг ‘. сложилс€ кружок из представителей разных профессий (врачей, писателей, художников), желавших изучать психоанализ (1902). –аспространение ‘. фактов, полученных при изучении психоневрозов, на понимание душевной жизни здоровых людей было встречено весьма критически.

¬о втором периоде концепци€ ‘. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. ¬ 1909 г. он читал лекции в —Ўј, вышедшие затем как полное, хот€ и краткое, изложение психоанализа Ч Ђќ психоанализе: п€ть лекцийї (1910). Ќаиболее же распространенной работой €вл€ютс€ ЂЋекции по введению в психоанализї, первые два тома которых представл€ют собой запись лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг.

¬ третьем периоде учение ‘. Ч фрейдизм Ч претерпело существенные изменени€ и получило свое философское завершение. ѕсихоаналитическа€ теори€ стала основой дл€ понимани€ культуры, религии, цивилизации. ”чение об инстинктах было дополнено иде€ми о влечении к смерти, разрушению Ч Ђѕо ту сторону принципа удовольстви€ї (1920). Ёти представлени€, полученные ‘. при лечении неврозов военного времени, привели его к выводу о том, что войны €вл€ютс€ следствием инстинкта смерти, т. е. обусловлены природой человека.   этому же периоду относитс€ описание трехкомпонентной модели личности человека Ч Ђя и ќної (1923).

“аким образом, ‘. разработал р€д гипотез, моделей, пон€тий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал научного знани€ о ней. ¬ круг научного анализа были вовлечены феномены, которые традиционна€ академическа€ психологи€ не привыкла принимать в расчет.

ѕосле оккупации јвстрии нацистами ‘. был подвергнут преследовани€м. ћеждународный союз психоаналитических обществ, уплатив фашистским власт€м в виде выкупа значительную сумму денег, добилс€ разрешени€ на выезд ‘. в јнглию. ¬ јнглии его встретили восторженно, но дни ‘. были сочтены. ќн умер 23 сент€бр€ 1939 г. в возрасте 83 лет в Ћондоне.

‘–≈…ƒ»«ћ. »спользование созданной ‘рейдом (Freud S.) психоаналитической теории дл€ понимани€ психосоматических, социально-психологических и исторических процессов, религиозных и философских представлений, художественного творчества и т. д.

¬ стремлении к созданию универсальных психоаналитических концепций ‘рейд расширил клинический материал, полученный в ходе психоаналитической терапии пациентов с неврозами, изучением истории человечества и его культурного наследи€, стрем€сь в мифах, обыча€х, исторических событи€х, пам€тниках литературы и искусства найти подтверждение основных положений психоанализа. ¬ыводы, сделанные из клинической работы с больными неврозами, ‘рейд распространил на социальные, исторические и культурные процессы общества, провод€ параллель между индивидуальным развитием невротической личности и социально-психологическими закономерност€ми развити€ общества.

ќсновополагающую роль в формировании ‘. сыграла работа ‘рейда Ђ“отем и табу: психологи€ первобытной культуры и религииї (1913). ¬ ней он дал психоаналитическую интерпретацию проблемы возникновени€ запретов (табу) и тотемистической религии, рассмотрел вопрос о по€влении морали и религии, переходе от доисторического стада к человеческому обществу, одновременно пыталс€ исторически обосновать одно из центральных пон€тий психоанализа Ч эдипов комплекс. ¬ дальнейшем в работах ЂЅудущее одной иллюзииї (1927) и Ђћоисей и монотеизмї (1939) он проводит аналогии между индивидуально-психологическим развитием больного неврозом и стади€ми развити€ человеческого общества. — точки зрени€ ‘рейда, в тотемистической религии находит отражение эдипов комплекс, тотем €вл€етс€ символом-заместителем убитого и съеденного праотца, вина за убийство которого сохран€етс€ в бессознательном. »з тотемизма ‘рейд выводил все религии, прежде всего иудаизм и христианство. ќн выдвинул 2 концепции понимани€ религии. ѕерва€ изложена в работе ЂЌав€зчивые действи€ и религиозные обр€дыї (1907), где он определил невроз как Ђиндивидуальную религиозность, религию как всеобщий невроз нав€зчивых состо€нийї. ‘рейд понимал религию как психологический защитный механизм, обеспечивающий трансформацию бессознательных влечений в различные формы религиозных верований и обр€дов. ѕеревод бессознательных влечений в социально приемлемую форму с отсроченностью удовлетворени€ желаний снижает силу внутриличностного конфликта. ¬торую версию возникновени€ религии ‘рейд представил в работе ЂЅудущее одной иллюзииї (1927), в основе которой Ч взгл€д о беспомощности человека перед силами природы. ¬ стремлении снизить тревогу перед непон€тным человек пытаетс€ одушевить природу, Ђочеловечитьї ее. –елигиозные обр€ды поклонени€, жертвоприношени€ направлены на компенсацию его слабости. ѕонима€ религиозные учени€ как невротическое наследие, ‘рейд считал, что психоаналитическа€ процедура дает возможность устранить религиозные представлени€ из сознани€ человека.

ѕерва€ попытка создани€ Ђисторического психоанализаї относитс€ к совместной работе ‘рейда (Ѕуллит (Bullitt W.)), в которой он применил метод анализа бессознательного на примере президента —Ўј ¬. ¬ильсона. —трем€сь описать психоаналитическую картину истории, он опиралс€ на гипотезы „. ƒарвина о примитивной человеческой орде, управл€емой жестоким отцом, –. —мита Ч о возникновении тотемизма. ќсновыва€сь на опыте работы с детскими неврозами страха, ‘рейд объ€сн€л процесс становлени€ психической жизни примитивного человека, образование табу, возникновение анимизма и тотемизма. ¬след за ‘рейдом его ученики широко использовали практику психоаналитических трактовок биографии выдающихс€ личностей, мифов и сказок.

јбрахам (Abracham K.) и –анк (Rank ќ.) проанализировали мифы о ѕрометее, ќдиссее, »зиде и ќзирисе; Ўтекель (Stekel W.) с психоаналитических позиций рассмотрел жизнь ’риста, описал личность ƒон ∆уана,  азановы, ћессалины; ƒжонс (Jones E.) исследовал личность Ћуи Ѕонапарта; «акс (Sacks H.) и –анк провели психографический анализ р€да выдающихс€ философов, в том числе ѕлатона, —пинозы, ƒекарта,  анта, —пенсера.

¬озникновение культуры и готовность к творчеству понимались ‘рейдом как про€вление сублимации первоначально сексуальных стремлений, что он и изложил в работе Ђ" ультурна€" сексуальна€ мораль и современна€ нервозностьї (1908). — помощью пон€ти€ Ђсублимаци€ї (процесс, ведущий к разр€дке энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведени€) ‘рейд пыталс€ вывести высшие психические функции из низших, объ€снить, не отказыва€сь от пансексуализма, такие €влени€, как художественное творчество, научна€ де€тельность, философское познание истины. ѕсихоаналитическа€ интерпретаци€ литературы и искусства св€зана прежде всего с механизмом преобразовани€ внутрипсихических конфликтов, детских комплексов, невротических симптомов в художественное творчество. —ублимаци€ рассмотрена ‘рейдом как основной путь разрешени€ психических конфликтов, которые могут привести к неврозу. ¬ процессе творческой де€тельности происходит перевод бессознательных желаний в символические формы. »скусство, по ‘рейду, функци€ сублимировани€ бессознательных влечений, направленна€ на гармонизацию принципов Ђреальностиї и Ђудовольстви€ї путем вытеснени€ из сознани€ социально неприемлемых импульсов. ‘рейд отталкивалс€ от идеи эдипова комплекса, в котором исторически Ђсовпадает начало религии, нравственности, общественности и искусстваї. »сход€ из этого, он пыталс€ через психоаналитическое прочтение раскрыть содержание художественных произведений: Ђ орол€ Ћираї, Ђ√амлетаї, Ђ–ичарда IIIї, Ђћакбетаї ¬. Ўекспира, Ђ–осмерсхольмаї √. »бсена, ЂЅратьев  арамазовыхї ‘. ћ. ƒостоевского. ‘рейд назвал √амлета Ђвсемирно известным невротикомї и пыталс€ раскрыть его внутренний мир под углом зрени€ эдипова комплекса и болезненных нарушений психики; он проанализировал творчество и жизнь Ћеонардо да ¬инчи (1912). ѕо мнению ‘рейда, культура призвана способствовать ослаблению агрессивных человеческих инстинктов.  огда ей это удаетс€, агресси€ может стать частью внутреннего мира человека и ведет к неврозу. ¬озникает проблема Ђколлективных неврозовї. ‘рейд видел в психоанализе средство лечени€ социальных болезней общества, мечтал иметь Ђв качестве пациента весь род людскойї.

‘–ќћћ Ёрих (Fromm E., 1900-1980). ‘илософ и социолог, автор концепции гуманистического психоанализа.

‘. получил философское образование в √ейдельбергском и ћюнхенском университетах √ермании, специализиру€сь по социальной психологии. ќкончил Ѕерлинский психоаналитический институт и с 1925 г. работал психоаналитиком-практиком. ¬ 1925-1932 гг. Ч сотрудник »нститута социальных исследований им. ¬. √Єте во ‘ранкфурте-на-ћайне. »спытал сильное вли€ние франкфуртской школы с ее лево-радикальной социально-философской направленностью. ‘. стремилс€ к синтезу марксистских идей с психоанализом и экзистенциализмом, про€вл€л интерес к религиозной проблематике, в 1930 г. опубликовал статью Ђ’ристианска€ догмаї, в которой пыталс€ объединить марксистскую социологию с психоанализом. ¬ 1933 г., после прихода к власти нацистов, эмигрировал в —Ўј, преподавал в  олумбийском, Ќью-…оркском и ћичиганском университетах. — 1951 г. жил в ћексике; умер в ћуральто (Ўвейцари€).

‘. рассматривал человека как социальное существо, анализировал вли€ние на человеческую психику социокультурных факторов, господствующих в обществе, выступал как критик капиталистического общества. ¬ 1941 г. вышла книга ‘. ЂЅегство от свободыї, в которой он излагал основные положени€ своей социальной философии, анализиру€ существование человека в рамках западной цивилизации. ƒальнейшее развитие эти идеи получили в работах Ђ„еловек дл€ самого себ€ї (1947), Ђ«доровое обществої (1955), Ђ—овременный человек и его будущее: социально-психологическое исследованиеї (1960), Ђ»скусство любвиї (1962), Ђ артина человека у ћаркса: из важнейшей части ранних писем  арла ћарксаї (1963), Ђ—ердце человекаї (1964), Ђ–еволюци€ надеждыї (1968) и др. ¬ последних работах Ч Ђјнатоми€ человеческой деструктивностиї (1973) и Ђ»меть или быть?ї (1976) Ч социальна€ философи€, концепци€ гуманистического психоанализа ‘. приобрели окончательный вид. ќн предложил основанную на психоанализе теорию реформации общества и достижени€ социализма. ‘. оценивал человеческие поступки и массовые общественно-политические движени€ как Ђмеханизмы бегства от действительности, которые €вл€ютс€ движущими силами нормального поведени€ человекаї. Ѕессознательные Ђмеханизмы бегстваї, наход€щиес€ в более глубоких сло€х личности, включают мазохистические и садистические устремлени€, уход от мира, разрушение и автоматическое подчинение.

‘., не делал различий между больным неврозом и здоровым человеком: Ђ‘еномены, которые мы наблюдаем у больных неврозами, в принципе не отличаютс€ от таковых у здоровых людейї.

— 50-х гг. в творчестве ‘. возникла втора€ тема Ч гуманистическа€ религи€. ќсновные ее положени€ изложены в работе Ђѕсихоанализ и религи€ї (1950), дальнейшее развитие получили в книгах Ђƒзэн-буддизм и психоанализї (1960) и Ђ¬ы будете как боги: радикальна€ интерпретаци€ ¬етхого «авета и его традицииї (1966).

‘”Ќ ÷»ќЌјЋ№Ќјя –ј«–яƒ ј ѕќ ‘” —. ѕсихотерапевтический метод, разработанный ‘укс (Fuchs M., 1984) дл€ лечени€ сомато-функциональной и психосоматической патологии. ¬ его основе лежит восстановление нарушенного при некоторых расстройствах дыхательного ритма.

— помощью психотерапевта, а затем и самосто€тельно больной приспосабливаетс€ к правильному дыханию. ¬ индивидуальной работе с пациентом психотерапевт нав€зывает ему (вначале надавливанием на грудную клетку по соответствующей инструкции) ритм углубленного выдоха. ¬ процессе обучени€ приему ‘. р. п. ‘. в случае бронхиальной астмы пациент приобретает умение управл€ть своим дыханием и снимать психическое напр€жение. ѕрименение ‘. р. п. ‘. приводит к восстановлению равновеси€ между внутренним напр€жением и разр€дкой, к нормализации вегетативных нарушений. ѕсихотерапевт использует групповые психотерапевтические беседы с целью совместного поиска способов улучшени€ нарушенных функций. ‘. р. п. ‘. представл€ет собой комплекс активных гетеро- и аутосуггестивных упражнений и упражнений в разр€дке (сн€тие напр€жени€, отдых) с последующим расслаблением и регулированием телесных функций. ѕолезность методики во многом определ€етс€ активизацией участи€ пациента в психотерапевтическом процессе. ‘укс указала на его эффективность при р€де психосоматических расстройств, при речевых нарушени€х, нарушени€х сердечного ритма.

“еоретически метод обосновываетс€ психоаналитическим подходом к пониманию механизмов психосоматических расстройств. ћетод ‘. р. п. ‘., основу которого составл€ет обучение ритмизированному дыханию, близок к таким широко известным методам релаксации,как аутогенна€ тренировка.

 

 

’_

 

’ј–ј “≈–ќЋќ√»„≈— »… јЌјЋ»« –ј…’ј. –айх (Reich W., 1897-1957) Ч австрийский психиатр, представитель социологизированного психоанализа. ѕыталс€ соединить психоанализ ‘рейда (Freud S.) с социально-экономическим учением  . ћаркса, считал, что психоанализ в форме социальной психологии может определить св€зи между экономическим базисом и надстройкой. ќбъединение психоаналитической теории ‘рейда с экономической теорией  . ћаркса отражаетс€ во втором названии его концепции Ч сексуально-экономическа€ концепци€ психологии.

–айх предложил собственную структуру личности, состо€щую из трех автономно функционирующих уровней. Ђѕоверхностный уровеньї Ч это Ђпритворно-социальный уровеньї, который образуют под воздействием социальных ценностей общества социально одобр€емые формы межличностных коммуникаций. Ђѕромежуточный уровеньї представл€ет собой разнообразные Ђвторичные импульсыї, включающие агрессивно-садистические и либидонозные влечени€; его называют Ђантисоциальным уровнемї. “ретий уровень Ч Ђбиологическое €дрої, или Ђглубинный уровеньї, состоит из Ђприродно-социальных импульсовї, имеющих подлинно человеческий характер. Ќа этом уровне человек €вл€етс€ эмоционально здоровым, гармоничным, способным на искреннюю любовь.

ѕо мнению –айха, под вли€нием социального устройства западного общества природно-социальные импульсы трансформируютс€ на втором уровне структурной организации личности в агрессивные тенденции. »х блокировка и маскировка на поверхностном уровне личности в виде социальной конформности ведут к формированию невротического характера, который предохран€ет от наказани€, исход€щего от внешнего социального мира, с одной стороны, и служит преградой дл€ свободного про€влени€ природно-социальных импульсов индивида Ч с другой. “аким образом, –айх видит непосредственную причину возникновени€ невротического характера в социокультурных услови€х существовани€ индивида в обществе. Ќевроз и невротический характер €вл€ютс€ патологией существовани€ человека в конкретно-исторических социальных услови€х. Ёто положение предопределено представлением –айха о социальной обусловленности невроза. ¬ понимании проблемы лечени€ неврозов он вышел за рамки индивидуальной психотерапии и пыталс€ разрешить ее социальными мерами. “ак, в конце 20-х гг. он создал в ¬ене несколько психотерапевтических клиник, рассчитанных на широкие слои общества.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

697 - | 641 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.