Единым непреложным законом, высшим велением правящей силы Жизни является Гармония. Владыки Кармы, безошибочно и постоянно, отмечают, исчисляют и регулируют микроскопический атомный центр, утративший равновесие и, следовательно, благозвучие. Когда змий кусает свой хвост — то есть завершается манвантарический, расовый, национальный или личный цикл, трехликие Парки и мстительная Немезида, неодолимые регулирующие принципы Гармонии, сжимают атом, человека, расу или нацию в своих крепких объятиях, пока каждый неблагозвучный элемент в них не придет в равновесие и не зазвучит вновь в унисон с основным тоном Гармонического Аккорда. Именно вследствие
захвата и чрезвычайного давления элемент испытывает боль и страдания, душевные и физические. Неверный импульс, данный атому неблагозвучием, побуждает его двигаться в направлении, противоположном по отношению к массе; ограничение элемента вызывает борьбу, перегрузку, взрыв и в конечном счете преобразование. Каждому атому и человеку дается возможность восстановить равновесие, когда приходит соответствующая точка цикла; но вместо того, чтобы послушно пребывать в руках закона, глубже искать в своем жизненном центре причину диссонанса и смириться с последствиями нарушения закона, эгоистичный человек вздыхает, еще туже затягивает петлю на шее и все быстрее катится по «широкой» дороге честолюбия, алчности или светских условностей, не обращая внимания на темные места и грязные лужи, о которых ему известно и где он однажды окажется в безвыходном положении. Этот факт наиболее четко выражен в следующих словах: «Мы в смущении стоим перед тайной, созданной самими, не желая разрешить загадки, и затем обвиняем Великого Сфинкса, пожирающего нас». Это особенно верно в отношении теперешней человеческой расы и, к сожалению, в отношении многих изучающих жизнь и ее тайны, которым было много дано и с которых много спросится.
Я рассказывал некоторым из вас, что в прошлом существовал большой город, который впоследствии был разрушен, и что его многочисленные обитатели намного опередили современную цивилизацию в искусствах и науках, а также в социальном и этическом отношении. Я говорил, что ныне наступил цикл его восстановления и преобразования, предоставляющий возможности для человеческого прогресса, намного превосходящие самое смелое воображение народных масс. Меня спрашивают, чем этот план восстановления отличается от сотен других? Я отвечаю: он не имеет ничего общего с частными
проектами кооперативных обществ; он — часть естественного эволюционного плана, и то, что некоторые медиумы уловили его очертания или отдельные части в астральном свете, где он пребывает, лишенный формы, лишь подтверждает Мое утверждение.
Поймите Меня: никто по отдельности не способен организовать этот великий труд и довести его до конца. Только те, кто жил в городе-прототипе, по кармическому праву могут построить Новый Город и обитать в нем. И если они отвергнут эту возможность и еще один длительный цикл пройдет в Вечности до окончательного завершения плана, им придется нести за это коллективную ответственность. Если строительство города будет остановлено, приостановится также эволюция самих этих людей и всего человечества, ибо больше нигде на земле не могут исполниться пророчества об открытии и применении новой динасферической силы, способной произвести крутой переворот во всей промышленности. Ни в каком другом городе не сможет впервые появиться среди людей на физическом плане грядущий Аватар. Великий Аватар уже вернулся на астральный план. Он вернется и на физический, когда для него будет приготовлено место и люди будут готовы к этому. Иисус мог прийти на физический план только в том месте, только в то время и при тех условиях, которые существовали при Его рождении. Он может вернуться только в то время, место и условия, которые полностью совпадают, точно соответствуют тем, что существовали при Его прошлом воплощении. Это одно из наиболее надежных доказательств конечного успеха плана, намеченного Мною в общих чертах, ибо пока еще ни место, ни люди не готовы.
«Откровение» — наименее понятая книга в Библии, и ни одна из ее частей не искажена так, как та, что повествует о схождении с небес Нового Иерусалима. Несмотря на то что Иисус и Его ученики открыто утвер-
ждали, что Царство Небесное внутри нас, бесчисленные множества ныне ожидают появления такого города на небосводе, над нашими головами, веря, что исполнение пророчества близко. Однако Новый Иерусалим вначале должен быть построен в сердцах людей, прежде чем сможет объективизироваться на физическом плане. Неужели это может произойти в эпоху, когда земля, которая должна быть такой же свободной, как воздух, захвачена в личную собственность теми, кто имеет определенную сумму денег, независимо от того, желают ли они ее использовать ради общего блага? Неужели Город может быть построен на земле, где, к примеру, десяток людей контролируют все финансы страны и могут, если захотят, выбросить на улицу и ввергнуть миллионы людей в ужасную нищету? На земле, где ежегодно тысячи женщин принуждаются к проституции мужчинами, контролирующими современную финансовую систему, ибо эти несчастные не могут обеспечить себя каким-то иным способом; на земле, где дети вынуждены работать как рабы, ради жалкого гроша, а тысячи сильных мужчин не работают и должны голодать или воровать всякий раз, когда финансовые магнаты устрашают народ угрозой «перепроизводства»?
Близится время, когда эти обремененные люди обратятся против своих угнетателей не десятками и сотнями, но миллионами, и вы, кого Мы ныне призываем подготовиться к нему и построить «Ноев ковчег», куда вы сможете войти, прежде чем разразится буря, будете так же сожалеть, как насмехавшиеся над Ноем в эпоху последнего великого потопа, если откажетесь слушать и повиноваться Нашему предостережению и указаниям.
Я не требую от вас приниматься за какой-то странный, неосуществимый план. Я попробую объяснить, что выдвигаемая Нами идея столь же практична и разумна, как и любое деловое предложение, в основе которого лежит личная цель. Я лишь прошу вас образовать ассо-
циацию в большем масштабе, чем обычно принято, чтобы получить средства, заинтересовать подходящих людей и создать места, где вы найдете самозащиту, Мир, Свободу, Равенство, Братство и все, что продвижение эволюции может дать вам и вашим близким.
С вопиющей наглостью, отличающей самозваных толкователей оккультной, или тайной, мудрости, Нам нередко говорят, что долг и наклонности должны вести Нас по путям, которые, как может заметить внимательный наблюдатель, диаметрально противоположны учению, которое Мы дали ученикам. Некоторые из этих так называемых исполнителей божественных велений Законов Истины, Справедливости и Добродетели хотя и допускают неразделимость человечества, тем не менее искажают их, утверждая, что чистота совершенного человека, Учителя, подвергается опасности при соприкосновении или связи с государственными делами. Каким бы грязным и отвратительным ни было ныне содержание бурлящего политического котла, его нельзя очистить, отказавшись от него или проигнорировав. Силы Справедливости и Добродетели должны проливаться на эту скверну, пока присущая им мощь не произведет необходимых алхимических изменений, и связь с политикой страны станет честью, а не позором, как на протяжении последних лет. Если этому суждено случиться, то лишь благодаря усилиям Учителей Белой Ложи, и, конечно же, это не будет доведено до конца, если Они останутся в твердынях Гималаев или других уединенных мест, либо удалятся туда с места действия. Во время мира Воин может хранить меч в ножнах; во время войны он должен сражаться им.
Для человечества Учителя являются тем же, что ступица для колеса, и ожидать, что человечество сможет осуществить божественный идеал в жизни или государстве без практической и духовной помощи Учителей, — это все равно, что надеяться, что колесо может ехать без ступицы.
НАЧАЛЬСТВА И ВЛАСТИ
Никогда не забывайте, что настоящий оккультист не имеет ничего против класса капиталистов, равно как против отдельного его представителя, как человека и брата.
Злоупотребление властью и привилегиями со стороны нации, государства, общества или человека и есть то зло, против которого вы, как принесшие клятву члены Храма, должны бороться, ибо здесь затронуты принципы справедливости, которыми вы не имеете права пренебрегать.
Крупные коммерсанты всех стран и другие «финансовые короли» нередко отдают себе отчет, что под внешним спокойствием трудящихся масс скрываются рокочущие, бурлящие огни и что рабочий класс подобен вулкану, на вершине которого стоят власть имущие. Они знают, что в любой момент пламя может вырваться наружу, поглощая их вместе со всем, что они с такими трудностями завоевали, и объединяются как ради своей собственной защиты, так и для защиты своих богатств. В некотором смысле капиталист также является продуктом среды и условий. Многие из них были бы рады видеть равномерное распределение национальных богатств, если бы знали, как добиться этого, не навлекая несчастий и бед на все классы в равной степени, ибо, как правило, рабочие не знают, как решаются сложные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются опытные финансисты, и не отдают себе отчета в своем невежестве и в последствиях своих необдуманных действий. Конечно, вы понимаете, что Я не имею в виду класс, который справедливо назван криминальными трестами, многие из которых объединяются и концентрируют
власть и энергию для того, чтобы поглотить слабых и захватить все мировые богатства, попирая права других. Класс капиталистов, о котором Я упомянул в начале, в значительной степени руководствуется девизом «ешь, или съедят тебя», и они выбрали первое. Однако во многих отношениях капиталисты заслуживают внимания, ибо в некотором смысле они такие же жертвы. Я специально упоминаю о них, чтобы вы это запомнили, ибо так называемые реформаторы склонны помещать всех производителей материальных ценностей в один ряд.
Среди вас, как и среди всех классов человечества, многие хотят знать, жаждут добиться любым доступным им путем тайны оккультной силы. Они готовы пожертвовать и раем ради незначительных способностей, которые лишь на одну ступень выше обычной физической науки. Представляется почти невозможным заставить таких людей понять, что справедливая этика в любом случае необходима и духовные знания нельзя купить или продать.
Ни сейчас, ни в будущем ни один человек, кем бы он ни был, готовый за плату передать оккультные знания, не может дать вам ничего сверх того, что вы можете достичь сами путем краткого изучения или научных изысканий.
Самое главное, чтобы каждая ступень «Пути к Богам» была пройдена, и если хотя бы одну из них перепрыгнуть или пренебречь ею, лестница рухнет и сбросит стремящегося на дно, как бы высоко он ни поднялся.
Поэтому Я вновь повторяю то, что говорил ранее и что сказали более великие, чем Я: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Дитя — подумайте, что значит стать таким, — в чистоте, интуиции, вере и, превыше всего, в преданности и любви; вы не нуждаетесь в сведениях от Меня по этому вопросу.
ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Те, кто знаком с эзотерическими указаниями Е. П. Бла-ватской, найдут здесь не много нового, но они обретут новое понимание, интуицию, никогда не посещавшую их ранее, и многие непонятные ранее вопросы для них прояснятся. Пробуждение интуиции обязано огромному приливу духовной силы, переданной Ложей через Учителя Иллариона, — что стало возможно при практически одновременном завершении трех циклов, с началом на физическом плане работы Храма нового цикла, подготовительная работа для которого была выполнена У.К.Джаджем и Е.П. Блаватской в последней четверти девятнадцатого столетия.
Ученики не раз предупреждались против посыпания истин духовной жизни пылью материальности; даже попытка провести какие-то материальные соответствия вызывает сотрясение в человеческой душе, пробуждая низшие импульсы. Однако если бы мы помнили, что указания относятся главным образом к духовной и астральной жизни и что ни одно из них не полно само по себе, то было бы меньше трудностей; указания должны быть осознаны в своей совокупности, как единое целое, а не как разрозненные части.
Уже возникали некоторые недоразумения по поводу указания о чувстве и связи. Учитель всегда призывает к естественной жизни. Мы должны помнить это. В большинстве случаев мы — неестественная раса, с извращенными органами чувственного восприятия, и до тех пор. пока самопожертвование и эволюция не вернут нас в естественное состояние, мы не сможем вести естественный образ жизни. Мы были разделены со своей второй половинкой, и чистой самоотверженной жизнью должны
повысить свою частоту вибрации, чтобы воплотиться в веке и расе, когда произойдет воссоединение.
Браки так часто неудачны из-за ошибочного соединения душ. Если между двумя душами нет истинного сродства, брак — всегда ошибка. Если астрология вновь станет точной наукой, она окажет огромную помощь. Когда в процессе эволюции две души достигнут естественного состояния, генеративные органы мужчин и женщин не будут использоваться ради чувственного наслаждения.
Наш крайний эгоизм сильно мешает развитию. В ненасытной жадности ко всему и вся, что может пригодиться лично ему, человек забывает о Любви, Милосердии и Справедливости и хватается за других, как утопающий за соломинку, не задумываясь о том, чего стоит для них протянуть ему руку помощи. Мы стали бы осмотрительнее, если бы как следует поняли действие кармы в этом отношении. Закон спроса и предложения непреложен. Получая благие дары, мы сами должны по мере сил давать другим, иначе полученное не принесет нам пользы. Духовную истину невозможно купить, но, получив ее в дар, мы должны тотчас же подумать, что равноценное нужно вернуть дающему или, по крайней мере, оказать ему посильную помощь. Такое взаимодействие создает гармоничные условия для взаимопомощи.
Будда отказался от своих богатств и царства в соответствии с этим законом; он стал нищим, чтобы и давать, и брать, и многие Его последователи поступили так же. Иисус не имел где приклонить голову по той же причине. «Чаша воды, поданная во имя Его» ученикам Иисуса, была указанием на действие того же закона. Поэтому те, кто жадно хватается за все, не предлагая ничего взамен, привлекают в свою ауру силу, которая лишь отталкивает желанную помощь. Именно по этой причине оккультисты пытаются побудить учеников к бескорыстию.
В своей сущности мы едины и неразделимы. Живя за чужой счет, люди создают разновесие, которое всегда приводит к боли и страданию. Это основная причина неудовлетворительного состояния современной жизни, морали, политики и философии — болезни, которую нужно лечить, иначе она будет усугубляться, пока весь мир не обратится в скопление гниющей материи, подобно гигантской раковой опухоли. Это может завершиться огромными катаклизмами, государственными переворотами, гибелью народов и даже самой планеты.
Неприятие всех форм эзотерического культа, которое испытывают или открыто высказывают оккультисты, объясняется их протестом против антропоморфи-зации внутренней, сокровенной духовной Истины. Ее можно было изучать только при помощи символов и мифов, и преждевременное ознакомление с символизмом привело невежественные массы к фаллизму со всеми его порочными видами полового культа. Современное человечество так же невежественно в отношении истинного значения даже внешних форм своих церквей и их внутренних подразделений, как и ранее, и вместо того, чтобы вызывать у людей вражду и презрение к истинам, мы должны дать основные принципы всей жизни, показать связь человека-микрокосма с макрокосмом, и наш прямой долг — указать на многочисленные совпадения во всех священных писаниях, своей жизнью и поступками доказать наше твердое убеждение в реальности Единства всей Жизни.
Мы оттолкнули от себя многочисленных вдумчивых последователей других религий, пришедших в поисках света, из-за нашего нескрываемого презрения ко всему, во что их учили верить как в святое, хотя мы в действительности учим тем же истинам, только немного другим способом. Некоторые взяли себе за правило, образно говоря, бросать грязь в христианскую концепцию Христа, выраженную в Иисусе, и возвеличивать Будду, тогда
как в действительности Будда был воплощением того же Эго, как и многие другие Спасители мира. Все эти недоразумения и многочисленные концепции во многом воспрепятствовали не только нашему росту, но и росту тех, кого мы могли легко привлечь к нам.
Необходимо создать Братство из всех воплощенных ныне на земле душ — разрозненных овец великой отары, преодолеть различия во взглядах и прекратить взаимные обвинения, объединить все фракции ради общей цели — истинной эволюции.
ЗАКОН БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ
Тем, кто продолжил изучение в направлении, намеченном Е.П.Б. в эзотерических указаниях, все то, о чем я собираюсь говорить, может показаться повторением, как и многое, на что я буду ссылаться по мере нашего продвижения. Это неизбежно, поскольку я лишь пытаюсь конкретизировать указания, позволив содержащемуся там свету проникнуть через призму немного сильнее, и, по возможности, опровергнуть некоторые ошибочные представления. Непреложный закон, упомянутый в первых эзотерических указаниях, который направляет и контролирует действие Творческого Огня, — это закон сродства. Каждый орган человеческого тела имеет свои полные соответствия на шести планах Бытия, и с эзотерической точки зрения те части тела, на которые люди привыкли смотреть с презрением, — наиболее священны, ибо они представляют собою проводники, через которые проявляется творческий огонь, и если некоторые еще не усвоили этого, мы советуем им прекратить изучение немедленно, поскольку они не способны продолжить его с чистыми намерениями и без предубежде-
ний. Ведь даже поверхностное изучение эзотерических указаний неизбежно пробудит низшие импульсы организма и скрытые недостатки и черты характера, противоположные полюсу Добродетели. В то же время оно пробудит сокрытый стимул Блага, и высшие свойства, которые могли оставаться латентными еще столетия, испытают воздействие творческого огня и активизируются.
Изучающие оккультизм, не знакомые с тем, что ортодоксальные церкви обычно называют «обращением», считают, что действие этой великой энергии ограничено оккультизмом, в их понимании этого термина. Но они попросту не до конца поняли его и ограничили неким аспектом энергии, изучаемой в древности в Восточном полушарии. «Оккультизм» в действительности является общим определением и включает изучение всех тайных наук жизни, кто бы и где бы ни преподавал их. Когда я говорю об «обращении» человека, я имею в виду не тех самообольщенных, загипнотизированных каким-то учителем, низшая эмоциональная природа которых была приведена в краткое состояние вибрации, которое прекращается, как только человек покидает сферу гипнотизера, а тех, кого действительно коснулась Божественная Сила и чье сердце и природа обратились от их обычного течения к высшему потоку жизни.
Они подобны чела, который принес клятву и стал учеником или неофитом Учителя Великой Ложи, но лишь в той мере, насколько эти силы воздействуют на них, и такое воздействие контролируется законом, о котором я говорил. Ранее упомянутые планы часто встречаются в эзотерической литературе как цепь миров — Абсолютный, Архетипический, Духовный, Манасиче-ский, Психический, Астральный и Элементальный. Описание этих цепей было неправильно понято и истолковано. Многие считали, что это семь отдельных сфер, соединенных воображаемой цепью. Поскольку эта тема обширна и тесно связана с другой областью познания,
мы пока отодвинем ее на второй план, просто констатируя «en passant», что такое представление ошибочно.
Рассматривая закон сродства, закон воздействия сродства на физические органы современного человека и опасность, которой он подвергается, становясь фокусом, к которому могут быть притянуты силы, находящиеся под контролем этого закона, можно сказать, что человек пробуждает в себе Воина и возобновляется давняя битва между противостоящими силами его собственной природы. Одна или другая должны победить. Человек должен убить собственную слабость, точнее говоря, обрести власть над элементальными силами, которые готовы столкнуть его с любой высоты, на какую бы он ни поднялся. Он может сделать это, лишь бесстрашно встречая любого врага и побеждая его прежде, чем тот получит возможность одолеть его.
Вопрос. Говоря о действии закона сродства, имеете ли вы в виду лихорадку обета?
Ответ. Да, действие этого закона вызывает так называемую лихорадку обета. Но оно не связано лишь с принесением обета. Несомненно, истинный новообращенный в христианство во многих современных церквах подлежит этому закону, как и начинающий оккультист.
Вопрос. Почему используется слово «обращение»? Что оно значит?
Ответ. Это не очень подходящее слово. Для христиан оно означает переход от одной религии к другой либо от мирской жизни к религиозной. Желанные следствия вызывают не внешние воздействия этого закона, но глубокая скорбь раскаивающегося человека, который увидел свое прошлое как великий грех против Бога. Поэтому те, кого можно назвать подлинными новообращенными, испытывают великую скорбь; они ощутили мощное касание Божественного Огня, вернее, их сердце открылось ему, и именно Огонь поднимает частоту вибрации человека, а закон сродства восстанавливает утраченную связь.
Вопрос. Является ли открытие сердца кратковременным состоянием или раскаяние должно быть длительным и сильным?
Ответ. Нет, это не полезно. Когда человек на мгновение предстает перед своим Высшим Я и созерцает огромное различие между Высшим Я и низшим «я», его накрывает огромная волна горя и он понимает, как плохо исполнил великое задание, ради которого был послан в мир; им овладевает огромное желание выполнить его как можно лучше, и если обращение человека было настоящим, с этого мгновения изменится вся его жизнь. Бесполезно размышлять о содеянном некогда зле. Необходимо лишь постараться полностью избавиться от желания делать зло.
ЦЕНТР БЫТИЯ
Для обычного человека девятнадцатого столетия выражение «Центр Бытия» не означает ничего, кроме туманной абстракции, не поддающейся описанию, несуществующей метафизической точки. Аналитическое исследование постулировало ее как необходимую точку опоры, или рычаг для поддержки многочисленных теорий, объясняющих эволюцию жизни. Изучающие мистицизм воздвигли вокруг этой точки множество замысловатых построений, которые неминуемо рушатся, как карточные домики, при первом же касании знающей руки. Истинный центр Бытия — это ни чувство, ни мысль, ни воля, ни сознание, но то, что за всем этим, внутри, в Я или Эго, «Я и Отец — одно» Учителя Иисуса, Бог внутри каждого человека, каждого создания. Из любой точки во Вселенной мы равно близки к этому Центру, который восточные мистики определяют как «Бытий-ность» («Be-ness»). Неподготовленному уму трудно постичь эту великую истину. Одним атрибутом пренеб-
регают ради других, тогда как в действительности в конечном счете все они равны, и только от того, как атрибут используется, зависит его положение — высокое или низкое. Пока душа не достигнет определенной точки эволюции и мозговой ум не установит взаимосвязь с нею или подобным ей состоянием (помните, Я говорил вам ранее, что нельзя правильно рассматривать эти метафизические истины без применения тройного ключа), невозможно постичь единую великую реальность, источник истинного мира и счастья.
Невнимательному ученику кажется, что в каждом существе имеется отдельный центр. Но такие, как он, либо забыли, либо никогда не знали, что как луна имеет множество отражений, так и единая великая Реальность отражается в каждом создании и человеке, и причина всех различий во взглядах состоит в том, что «Я», или Эго, человека отождествляет себя с каким-то одним из отражений, но не с Центральным Духовным Солнцем, Истинным Я или Эго всего сущего, что способствует силе разъединения, а не силе соединения душ.
Громадная мощь эволюционных сил, участвующих ныне в развитии новой расы, нового человечества, настолько мало понята, а когда и понята, так часто используется в недостойных целях под влиянием ложных идей либо из низменных побуждений, что всем, кто обрел даже неглубокие знания по этому вопросу, надлежит не только удерживать жизненный центр своей собственной сущности, но и делать все возможное, чтобы научить тому же других.
Среди определенного круга людей, позволивших мозговому уму свести на нет и почти атрофировать истинный центр сердца, бытует мнение, что совесть в человеке всецело принадлежит плану ума. Многие из них, наряду с теми, кто никогда не считал нужным прислушаться или повиноваться этому внутреннему голосу, часто восклицают: «Я поступил бы верно, если бы знал,
как; я не могу продвигаться без помощи». В сердце каждого человека есть дверь, ведущая к Вратам Храма. Тот, кто постучит в нее искренним желанием, погрузится в безмолвие и прислушается, услышит ответ на любой свой вопрос, касающийся неотложных потребностей души. Многие умалили «голос совести» или утратили мужество, ибо план их личной эволюции не был полностью раскрыт перед их умственным взором за одно мгновение; они забыли, что никто не может сегодня съесть пищу впрок, на завтра. «Хлеб наш насущный дай нам днесь» — воскликнул Великий Учитель. Когда мы достигаем ступени, где желаем развиваться постепенно, естественным образом, мы делаем большой шаг вперед. Сильное желание роста погубило больше человеческих «виноградных лоз», нежели любое нарушение Закона, ибо оно порождает огонь, устремляющий на Путь обжигающий ветер, губящий нежный стебелек, который пытается поднять свою головку от земли. Великая Сила Учителя, Христос, Мощь Жертвы, Центр Любви, Центр Жизни, непрерывно излучает силу притяжения и вечно привлекает к себе, трансму-тирует, взвешивает и помещает каждый проявленный атом, принадлежащий Великому Храму Человечества, туда, где Чистый Белый Свет струится прямо в сердце человека, не преломляясь, и не искаженное отражение, а сама Единая Великая Реальность, Центр Бытия, осеняет не только рассудок, но и интуицию. Пока человек проявляет силу отталкивания, великое объединение душ не может произойти. Эта сила проявляется в каждом поступке человека, причиняющего боль ближнему словами, делами и помышлениями или отказывающегося повиноваться голосу своего внутреннего Бога, который всегда говорит с ним, вначале через его совесть, а когда он научится повиновению и стойкости, то и многими другими способами.
Мое сердце открывается вам, дорогие дети, во все нарастающих волнах любви и сострадания. Стремитесь
стать ближе друг к другу, ближе ко Мне, никогда не забывая, что Я — в Великом Учителе и Он во Мне, и что все мы можем стать едины в Нем, как Он един с Богом. Никогда не пренебрегайте истинной молитвой, ибо истинная молитва есть беседа с Беспредельностью. Помните, истинная медитация есть молитва — не механическое повторение, не пустые слова, но единый великий поток любви к Центру Бытия, который принесет вам на гребне обратной волны первые звуки Песни Жизни.
БРАТСТВО ДУШ
Число индивидуальных душ, проявляющихся в течение каждой кальпы, или великого века, ограничено, однако оно намного превосходит человеческое воображение. Одна из фаз вечной жизни проявляется как мысле-творчество. Когда бы и где бы ни была сформулирована идея, посредством присущей ей силы, или энергии, таинственной мощи, она становится центром, вокруг которого собирается некое число индивидуализированных душ, образующих определенное братство.
Братство является основным законом всей проявленной жизни. Все великие религиозные и философские учения указывают на два аспекта: сокрытую, или Беспредельную, Потенциальность и открытое, или конечное, выражение. Сокрытая, Беспредельная Потенциальность заключена в Отце-Матери, первых двух лицах Троицы, основного принципа любого учения. Сын, третий принцип Троицы, есть конечное выражение, и эта первая проявленная Троица представляет собой первое великое космическое Братство. Можно называть ее Материей, Силой и Сознанием, но она все же будет первым братством, от которого происходят все меньшие братства.
Каждое физическое тело по своей сущности есть братство. Клеточная жизнь существует во всем проявленном Космосе, и даже такой мельчайший организм, как клетка, является братством еще меньших жизней, подвластных закону изменения и развития и обладающих беспредельной потенциальностью.
Чем может руководствоваться человек, исследуя индивидуальность, или идентичность, души? Ее оболочки, словно преходящие тени, появляются и исчезают. Время, цикл за циклом, теряется в глуби веков и уходит вперед в неизвестное будущее. Солнца, луны и звезды появляются и исчезают в безмолвии Великой Бездны. Страсти сгорают в своем собственном огне. Три небесных сестры — Вера, Надежда и Любовь поднимаются до неописуемых высот преданности, и тонут среди бессмысленных слов. Но душа! божественная искра идентичности, она вечно странствует, все дальше и дальше, через безграничные вселенные, непостижимые для современного человека. Душа ищет, вечно ищет тот божественный огонь, от которого она впервые отлетела в космическое пространство и вдали от которого ее обособленная жизнь несовершенна. Только благодаря божественной идее братства индивидуализированная душа может вновь обрести потерянный рай единства. Единство и есть та цель, к которой устремлен взор души, и чем быстрее различные атомы, молекулы и человек объединятся, станут едины в мыслях и действиях на низших планах, какими они в действительности являются на духовном плане, тем быстрее будет достигнута желанная цель.
Природа предоставляет множество примеров единства в многообразии. Братство как научный факт не ограничено какой-то одной фазой жизни. Все науки, искусство и философия выражают этот великий идеал и учат ему. Каждый художник, музыкант и учитель является представителем какого-то братства. Гениальность, идеальное совершенство, к которому каждый стремится
или уже обладает им, возможно обрести лишь благодаря содружеству с великими душами, достигшими совершенства. Осознание этого содружества не всегда бывает обоюдным. Многие, чьи внутренние чувства все еще запечатаны, связывают гениальность с безумием. Но гениальность, которая очень часто делает художника или музыканта неспособным к так называемой практической жизни, есть расцвет жизни, высшая вибрация духовной субстанции. Воздействие высших вибраций на атомы физического тела настолько утончает их, что соприкосновение с низшими, грубыми формами жизни становится непрерывным мучением.
Было сказано: «Душа идет к Высшему в одиночестве». Это утверждение относится к Мировой, или Синтетической, Душе. Каждая индивидуальная душа — это микрокосм макрокосма, и прежде чем она обретет покой в высшем, ей надлежит потрудиться, дабы поднять до своего уровня зародышевые жизни, сокрытые в ядрышках каждой клетки всех тел, которые она когда-либо построила и пользовалась ими. Эти жизни — часть ее самой и образуют то, что мы называем групповой душой, принадлежащей к высшей Групповой Душе.
Над нами, находящимися ныне на физическом плане, возвышаются, ряд за рядом, ступень за ступенью, идущие тем же путем, который ищем все мы. В конце его лежит непознаваемое, непостижимое одиночество покоя последнего посвящения, во врата которого стучится душа, желая войти, — врата, которые ведут из сердца Сына, дифференцированной жизни, в сердце Отца, жизни объединенной. На всех ступенях, от низшей до высочайшей, звучит великий гимн Вечного Братства. Вы видите его в озаренных лицах душ, идущих рядом с вами. Вы замечаете его в атоме, растении, животном. Сверкающие созвездия в космосе свидетельствуют о нем. Солнце испускает бесчисленные лучи славы, которые тихо шепчут: «Мы дети единого Отца». Но человек, созданный по образу Бога, то есть мыслью или Боже-
ственным Разумом, потенциально обладающий атрибутами бога, предает, убивает и приносит брата в жертву своим эгоистическим желаниям. Он несет разноцветную одежду, с которой стекают капли горячей крови брата, к двери Отцовского дома, говоря: «Лев умертвил моего брата, я — невиновен».
В библейском изречении «ищите и обрящете» больше истины, чем кажется на первый взгляд. Оно очевидно в мире материи, но имеет намного большее значение в отношении души, ибо мы найдем то, что ищем, во всей его полноте, лишь в сфере души. Там правят законы, отличные от действующих на материальных планах.
Мы есть то, о чем мыслим, а не то, чем кажемся. Если мы думаем о правде, мы становимся правдой, и в конце концов наше сознание поднимается к беспредельной правде и становится ею. Если мы признаем закон вечного братства душ, верим и поступаем согласно ему, то Любовь — основной закон мироздания — навеки отождествит нас с великим Братством душ и с Учителями мудрости, силы и мощи. Мы будем входить и выходить из дома нашего Отца, как члены единой великой семьи, воссоединенные священными узами, величие которых мы еще не в состоянии постичь, но чье духовное благоухание достигает нас в часы полного подчинения воле Отца и наполняет нас невыразимым стремлением осуществить священное задание «союза душ».
ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Рассматривая любую фазу жизни, мы обнаружим, что совершенный образец существует. Осознание этого наполняет человека надеждой и стремлением. Идеал, изначально существующий в Божественном Разуме, создается в борьбе и воплощается среди хаоса. Как сказал Павел: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
не хотим совлечься, но облечься в небесное наше жилище». Вновь он говорит: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих». Эта преданность и вера в Божественный Разум — знание того, что индивидуально и коллективно человек достигнет праведности, что истинная философия, истинная этика, истинная религия и истинная политика едины и взаимообусловлены, были духовной движущей силой, которая давала силу величайшим подвижникам рода человеческого.
Анализируя положение городов, государств и народов, мы видим одну из главных причин общественного беспорядка и ошибочного управления — партийную политику. В нашей стране существует выборная аристократия. Мы отчетливо видим насаждение промышленного деспотизма и нависшую угрозу вырастающего из него деспотизма политического. Будет ли править народ или будут править им? Томас Джефферсон сказал: «Правление является республиканским настолько, насколько оно выражает волю народа и исполняет ее». Вновь он говорит: «Правление является республиканским настолько, насколько оно содержит компонент прямого действия граждан». Заметное развитие идеи прямого законодательства, инициативы и референдума — одно из наиболее обнадеживающих свидетельств того, что люди начинают осознанно работать над истинной реформой.
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Вопрос. Что имел в виду Иисус, когда сказал: «Дом Моего Отца есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников»?
Ответ. Нам сказано, что под «домом Отца» подразумевается человеческое сердце, человеческий ум. Из них действительно сделали «вертеп разбойников». Вместо
«Храма», наполненного «устремлением и вдохновением», большинство в доме Отца поклоняются Маммоне и вожделению. «Менялы находятся там, продающие и покупающие имущество друг друга, и на алтарях — человеческие жертвы». Христос в каждом из нас должен изгнать менял и опрокинуть их столы, даже если это причинит нам большие страдания, прежде чем сердце станет обителью мира, как ему предназначено.
Вопрос. Что такое «истинное безразличие»?
Ответ. Согласно Бхагавад-Гите, это «непривязанность к результатам». Это значит исполнять долг сегодня — добросовестно и терпеливо, в полную меру своих сил, принимая с истинным смирением то, какие результаты могут быть завтра. Это не значит обретение стоицизма, отказ от проявления сочувствия, человеческой привязанности и нежности, как полагают многие. Это любовь и служение всем, без ожидания воздаяния или награды. Иными словами, это «утрата ожидания». Это состояние независимости от окружения. В индийской философии его называют «Нирваной».
Вопрос. Полезен ли Новый Завет для изучения оккультизма?
Ответ. Нам сказано, что он «содержит на своих страницах все знание Вселенной». Он «синтезирует все, но он абсолютно неправильно понят и неверно истолкован». Он «содержит фрагменты наиболее оккультных манускриптов в мире». В нем «сокровища тайных хранилищ Востока». Новый Завет необходимо добросовестно и внимательно изучать, ибо он объясняет учение оккультизма, как ничто другое. В теперешнем цикле начинают исполняться упомянутые в Новом Завете пророчества. Наступил «конец века», о котором говорит Иисус в двадцать четвертой главе Евангелия от Матфея. Эти слова неправильно истолкованы как «конец света». Мы сейчас находимся в конце этого великого Мессианского века.
ТАЙНА ОГНЯ
Тайна огня до сих пор не разгадана наукой. Мы говорим, что уголь и дерево горят, — но по какой причине, и почему это явление сопровождается светом? Нам известно, что горение — химический процесс с последовательным выделением определенных элементов и соединением других, но это не объясняет, почему выделение и соединение элементов происходит только потому, что в результате трения или каким-то иным способом возникает теплота. Естественно возникает другой интересный вопрос — почему трение порождает теплоту? Почему оно не порождает холод?
Существуют невидимые огни, которые поглощают так же, как видимые. Например, любая субстанция в состоянии разложения горит, но медленнее, чем на обычном огне, который все мы хорошо знаем. Пламя чистого водорода почти бесцветно и излучает очень мало света, что касается нашего зрения. Если к водороду добавить примеси, пламя будет ярче. Именно поэтому обычный светильный газ излучает яркий свет, который мы видим, — газ смешивается с углеродом и другими веществами — примесями чистого пламени водорода. Лучи солнца порождают теплоту и свет лишь при ударении о земную атмосферу, которая представляет собою чуждый элемент (образно говоря, «примесь»). В результате сопротивления и электрического действия и взаимодействия сил, порожденных соприкосновением лучей Солнца со сферой Земли, вырабатывается то, что мы называем светом и теплотой. Свет внутри нас — сознание — соприкасается с внешним светом посредством чувств и устанавливает связь души с природой. Жизнь и свет едины. Внутренний свет, или жизнь,
стремясь вырваться наружу, задерживается, замедляется различными оболочками тела (планетного или человеческого), и в результате вступают в действие различные качества и силы природы. Когда силы жизни, любви и закона текут свободно, мы становимся солнцами правды, Учителями Жизни — Хранителями Центрального Пламени, Тайны Тайн.
Вселенная находится в состоянии горения. Миры пылают внутренними огнями, постоянно вызывая непрерывные изменения в нас и вокруг нас. Наш внешний взор может не видеть внутренних огней, но мы видим и осознаем следствия. Сами наши тела горят непрерывно, и пламя праны питает элементы, из которых мы состоим. В результате процесса горения в тканях тела накапливается зола, которая способствует старению, если ее не удалять из организма. Найдите способ предотвращения известковых отложений в артериальной системе, и старость будет отодвинута на неограниченный срок, ибо именно не удаленный из организма продукт горения элементов (зола) вызывает дряхлость, засоряя жизненные центры и препятствуя тем самым притоку кислорода, необходимого даже для печи, чтобы производить теплоту или силу.
Зевс (Юпитер) отказал в даре огня смертным из-за вероломного обмана. Но Прометей, сын титана Иапета, похитил огонь с небес и передал его смертным в полом тростнике. За это прегрешение он был прикован цепями к скале на тридцать лет; к нему прилетал орел и клевал его печень, которая отрастала за ночь, и мучения повторялись вновь. Эта аллегория полна жизненной правды. Прометей есть творец, одаряющий человечество жизненным огнем, или силой, — очевидно, творческой. Скала есть жертвенный камень, к которому он прикован за свой поступок, тогда как орел, символ вдохновения и свободы, питается и, вероятно, трансму-тирует камический (страстный) центр в высшие формы.
В действительности это награда — обретенная жертвенным служением в течение тридцати лет.
Следует отметить, что физиология учит, что одной из важных функций печени есть согревание крови тела. Это тепловой центр, и кровь, выходящая из печени, теплее, нежели в любой другой части тела. Также интересно знать, что, как доказала хирургия, большие части печени могут быть удалены, при этом ткань восстанавливается естественным способом за короткое время.
ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
«Критиковать легко, творить сложно».
Обычную критику нельзя назвать творчеством. Аналитик разделяет и разрушает, разбивает то, что создано творческими силами. Истинная критика является аспектом проницательности и освещает любой предмет, на котором сфокусированы ее лучи, но низшая степень критики узнается по враждебности и невысокому умственному развитию, неизменно присущим предубежденным личностям.
До тех пор, пока личность не уничтожена — т.е. не побеждена и не находится под полным контролем души, истинный духовный прогресс невозможен. Человек должен утратить свою жизнь (личность) в предельном, чтобы обрести индивидуальную жизнь (душу) в беспредельности. Повышать сознание, пренебречь личным, безропотно трудиться, исполнять свой непосредственный долг, невзирая на сплетни, клевету и критику, не помышляя об отмщении, не испытывая и малейшего недружелюбия, — значит достичь важнейшего рубежа на истинном пути жизни.
Против чистого бескорыстного сердца силы зла бессильны, и мрак бездны ожидает тех, кто нападает на воина Света.
Мир одурманен себялюбием. Великие души призывают к естественной жизни, но того, кто отважится на это, ожидает много страданий. Его унижают и изгоняют. Неудивительно, что человек ищет настоящего друга среди малых детей и животных — ибо кто хочет носить всю жизнь лохмотья лживости и притворства, столь обычные среди людей. Из-за страха быть неправильно понятым, редко кто решится сказать, что он на самом деле думает. Недавно собрат говорил нам: «Где бы я ни был, в горах или пустыне, я никогда не испытываю чувства одиночества или тоски, если только моя собака со мной, однако я не знаю ни одного человека, рядом с которым я бы не чувствовал себя одиноким, почему?» Ответ очевиден", естественность. Собака не требует, не задает вопросов, не критикует. Она просто любит, и человек любит в ответ. И ток любви создает сферу любви, в которую может проникнуть божественное.
Несомненно, мы перешли границу между землей и небом, когда полюбили что-то больше, нежели самих себя, даже если это всего лишь тряпичная кукла или черная с подпалинами собака.
Совершенный человек есть звучание Священного Слова. Он — Куб Света, Крест Жертвы, сложенный в равновесии Беспредельной Любви. Это Слово «утрачено», ибо человек стал таким, как сейчас. Когда он вновь вернет свое божественное первородство и благодаря ему станет един со Светом, то сможет произнести Священный Звук, ибо сможет сказать: я есмь то.
Размышляйте о солнце и соединяйте его с солнцем внутри вас. Солнце есть сияющий центр, правитель, Эго солнечной системы. Каждый из семи принципов человека имеет свое солнце — центр; и как солнца, еще не зажженные, вращаются в пространстве, так и спящие светила сил вращаются в пространствах аурической сущности, пробуждая все более яркий свет в душе и наполняя ум новыми мыслями.
Человек на земле — Послание Бога, пребывающего на небесах. Обвенчавшись с Вечностью, человек излучает свой свет и отбрасывает тень на семь миров. Резкие, красные страстные тона, попавшие в плен чувств, звучат до тех пор, пока не очистятся в огне сердечного стремления, питаемого жертвой, болью и слезами, тогда кокон чувства разрывается и рождаются крылатые мелодии Света. И на чело души возлагается венец Жизни, украшенный сияющими жемчужинами Любви.
МЕЛОЧЕЙ НЕТ
Мелочей не существует. Малое — велико, великое — мало. «Каждая летящая птица держит нить беспредельности в своих когтях. Зарождается и поток метеоров, и ласточка, пробивающая клювом яйцо, и дождевой червь, и Сократ. Там, где заканчивается телескоп, начинается микроскоп. Через который из них видно больше? Горсть земли — сияющие Плеяды; космические туманности — россыпи звезд».
Нет такой высоты, на которую чистоте не подняться; и каждой вершине соответствует бездна, грозящая чистоте. Жизнь едина. Одна и та же жизнь и в тех, кого мы ненавидим, и в тех, кого мы любим. Зачем же ненавидеть самих себя? «Электричество всемирного сочувствия, действия и противодействия, проникает все планеты и пылинки в луче солнечного света». Малое семя становится могучим деревом. Одна мысль ниспровергает династию. Невидимая искра света может стать душой, расой или вселенной.
С политической точки зрения существует лишь один принцип — власть человека над собою. Власть Высшего Я над низшим называется свободой. Человек не достоин руководить другими, пока он не властен над собою,
своей речью, мыслью и действиями. Когда объединяются две власти или несколько., начинается государство, и если оно построено на вечных истинах, то его основа — равенство, а вершина — свобода. Равенство не означает остановки роста деревьев до уровня кустов, не означает оно и сообщества гигантских острых листьев травы, требующих признать их деревьями; это было бы лишь соседство завистников, обессиливающих друг друга. Космос строится дифференциацией. Хотя нет ни высокого, ни низкого, но планета не может действовать как солнце, пока она не станет солнцем. У человека с мотыгой есть в душе наклонности художника, поэта, государственного деятеля, но он не способен проявить эти качества, пока столетия не разовьют аппарат его умственной и внешней природы, чтобы выразить их. Истинное равенство означает: все имеют равные возможности в соответствии с гражданским правом, все голоса имеют равный вес с политической точки зрения, все сознания — свободу вероисповедания.
Куб — символ совершенства. Он имеет шесть равных сторон и является подходящим символом для силы народа, выраженной как конституция и государственное право. Нарисуйте куб на плоской поверхности. Три видимые грани символизируют три внешние ветви государственной власти: исполнительную, законодательную и судебную. Три невидимые грани представляют силы Свободы, Равенства и Братства — троичную душу государства, его духовную, нравственную и умственную жизнь.
Тот, кто не слеп, видит, что люди начинают понимать: государство — это они. Труд сейчас так же хорошо организован, как капитал. Вол — Труд и Лев — Капитал вступили в смертельную схватку. Маммона бессилен спасти себя. «Финансовые короли», разоблаченные и опозоренные, попались в свои же сети. Богиня Диана преследует их в их собственном логове! Письмена
на стене понятны: близок день, когда весь народ будет владельцем предприятий общественного пользования, государственных и муниципальных, а не горстка привилегированных лиц. Социализм! — восклицаете вы. Ну так что же? Этот принцип столь же существен, как и вечные законы, на которых построены и вселенная, и человеческие душа и тело. Реальность кооперативного государства вырисовывается перед вами, и ваша душа не отвергнет его справедливость.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
История повторяется в духовной сфере не реже, чем в материальной. Всякий раз, когда какое-то большое дело в области проектирования, разработки или производства достигает критического момента, когда необходима и крайне важна каждая капля энергии, интеллекта и активности, в него неизменно проникает скользкое, эгоистичное орудие великого разрушителя. Подобный человек не способен ни организовать, ни возглавить значительное дело, но, находясь на вторых ролях, не желает помочь осуществлению великого плана. Питая злобу и ненависть ко всем и вся вследствие некомпетентности либо будучи завистливым и мстительным из-за упрямого честолюбия или корыстолюбия, он начинает привлекать внимание к уязвимым местам дела, настоящим или воображаемым. Чтобы доказать свою точку зрения, он тщательно собирает все подлинные или сфабрикованные свидетельства, которые только можно добыть. Он полностью игнорирует десятикратно большие и верные свидетельства целесообразности, возможности и исполнимости плана in toto, а также способности его вдохновителей. Подобно мышам, подгрызающим канат корабля, или насекомым,
подтачивающим фундамент большого здания, такие существа, возможно, имеют свое назначение, но трудолюбивому занятому созидателю иногда трудно понять, в чем же оно заключается.
Самый недальновидный человек, имея перед собою бесчисленные примеры преданности даже в самых безнадежных случаях, не может не заметить, что титанами в духовной и материальной сфере становятся именно те, кто хранят верность общему делу во всех испытаниях и понимают, что чужие неудачи делают их служение еще более необходимым, и вновь и вновь обращают поражение в победу. Если какая-то тонкая нить в их деле слаба, они вплетают ее в толстый канат, чтобы защитить нить и укрепить канат и в итоге удержать великую жизненную ладью всеобщего блага.
Нетрудно понять, что любая великая религия или философия могла бы сдержать низшие и развить высшие качества своих последователей и обрести полную власть над миром, если бы они хранили верность своим первым побуждениям и помогли очистить дело, вместо того чтобы бросить его и обратиться в бегство. Мы не продвинемся, пока не продвинем расу, к которой принадлежим, и трусливое бегство или эгоистичное тайное дезертирство может лишь извергнуть нас из плана эволюции, пока мы не усвоим не только того, что единство есть сила, но и что предательство есть смерть и бегство есть слабость.
Убедившись в истинности великого идеала, направим все свои силы на его осуществление — закроем собою брешь, созданную неудачами, подставим плечо преданным, и если не сможем призвать или убедить слабых стать сильными, спокойно оставим их в стороне, не обращая внимания на их недовольство. И мы не только увидим, как наш идеал воплотится в жизнь, — он станет столь велик, удивительно прекрасен и могуществен, что наше низшее «я» растворится в нем. Мы
настолько отождествимся со своим идеалом, что исчезнет всякое разделение между ним и нашим истинным «я». В противном случае нас будет все дальше относить от берега, мы будем снова и снова терпеть неудачи, терять веру, способности и силы, становиться все незначительнее в глазах других и в конечном счете утратим и самое право на жизнь. Даже отъявленный подхалим втайне презирает труса, дезертира и предателя. Но, презирая труса, он все же будет терпеть и использовать его, чтобы добиться какой-то эгоистической цели, и при первом же удобном случае предаст его.
Одним из наибольших препятствий является нетерпение. Если мы не знаем, как предотвратить что-то или изменить положение, мы все крушим и обращаемся в бегство. Тогда как если бы наши побуждения были искренни и бескорыстны, если бы мы имели хоть каплю терпения и стойкости, то путь для труда очищения или строительства был бы открыт для нас, и со временем мы стали бы чудесными опорами Силы и Красоты в Храме Великого Труда во имя Человечества.
«О ГОСПОДИ»
«О Господи!» Интуитивный призыв к Божеству — не благоговение или изумление исторгает такой крик боли с искаженных уст человека в минуту полного отчаяния. Без обращения к высшему суду, будет ли оно услышано или нет, без возможности выплеснуть поток эмоций были бы неминуемы сумасшествие либо ужасное преступление или и то и другое. В такие мгновения, хотя и неосознанно, человеческая душа прозревает и открывает врата, ведущие к «Сердцу Сущего», и в ответ на мольбу страждущий обретает облегчение.
В критический момент жизни та же мольба, даже те же слова исторгаются из глубин любой исстрадавшейся души, и в действительности это является самым лучшим доказательством реального существования Бога, ибо душа человека никогда не просит признания или помощи у несуществующей силы.
Когда эта отчаянная мольба вырывается из сердца и души человека, приходит час его испытания, и он либо навеки отказывается от всего, что доселе было для него праведным, и падает вниз по становящейся все шире тропе зла, либо остается недвижим и погружается в тишину, подводя итог тому, что осталось ему от жизни.
Отречение от веры, потеря надежды на все то, что она почитала божественным, приводит душу в состояние, подобное состоянию тела после длительной лихорадки, которая превращает человека в полуживое существо, отнимает желание жить. Такой душе, без участия ее внешнего сознания, распахнул врата Гефсиманский сад, и она должна пройти его, прежде чем увидит, куда идти дальше.
Если душа сумеет разорвать ужасные цепи, привязывающие ее к созданному ею же личному Богу, то осознает, что все прекрасные, мощные, благие атрибуты, которыми она ранее наделяла личного Бога, в действительности являются реальностями, лучами Духовного Солнца — Бога, проникающими каждое создание и творение. И лишь пелена, которую «я» соткало и повязало на глаза, мешает познать, какое утешение нас
ожидает.
Как описать беспредельный восторг души, сбросившей с себя покрывало, когда она впервые по-настоящему видит Бога рядом с собою? Быть может, она увидит его в каком-то оборванце, жалком, обрюзгшем и опухшем, которого полицейский гонит из одного нищенского притона в другой и который в полном отчаянии и безнадежности, в крайней безысходности восклицает: «О
Господи!» Возможно, раньше он никогда не произносил этого слова, разве что богохульствовал, но пробужденная душа, которая услышала его, узнает мольбу другой души и видит проблеск лучезарного света, пробившийся сквозь слои грязи и нечистоты, образовавшиеся за годы попрания и нарушения закона, — и тогда она устремляется на поиски Чаши Святого Грааля. С этого часа нет для нее ни мира, ни покоя, ни счастья, пока она не найдет места, где лучи света величественного Солнца — Бога пронзают тьму, поглотившую человечество, и ничто другое для нее не имеет значения.
ИЕРАРХИЯ РЕДКО ПОНИМАЕТСЯ
«Каждый правящий аспект иерархии, каждая личность, которая в каком-то смысле является его частью, сталкивается со своим противоположным полюсом — протестом — в сердцах тех, кто находится ниже ее; Я имею в виду то, что любой человек, который занимает руководящее положение (каким бы добросердечным он ни был в действительности, как бы сильно ни желал любви и признательности братьев и сестер, какую бы доброжелательность ни испытывал ко всему миру), пробуждает вибрации страха, ненависти и неповиновения в каждом, кто в каком-то смысле находится ниже него на космической шкале. Поэтому он больше всех заслуживает сострадания, ибо редко находит понимание. Если проследить историю любого великого монарха, правителя, президента или высокопоставленного должностного лица, то, как правило, обнаруживается, что хотя подчиненные боялись и повиновались ему, но редко любили, и это правило действует как в высших, так и в низших слоях общества.
Вы увидите, что, находясь среди несметного числа людей, они могли рассчитывать на одного, самое боль-
шее на двух настоящих, искренних друзей или последователей. Отчасти это происходит по причине, которую знают немногие. Она зарождается в начале эволюции материи. Все органические формы материи образуются из одной клетки. Она делится и образует другие почкованием, расширением либо делением с последующим сочетанием атомов. В любом случае внутри отдельной клетки вначале проявляется действие выталкивающей силы, положительной и произвольной по своей природе, которая обязательно пробудит в других клетках отрицательную силу сопротивления правящей клетке, даже если эта сила до сих пор была латентной».
СУЩЕСТВЕННЫЙ АТРИБУТ
Вопрос. Что свидетельствует о готовности ученика к эзотерической работе Ложи?
Ответ. Безразличие, и вновь Я повторяю: безразличие. Пока что-либо может ранить душу ученика, пока нападки, чужие мнения и критика могут лишить его способности трудиться наилучшим образом, до тех пор он может уклониться от своей миссии.
Вопрос. Является ли то, что называют «хорошим характером», самым главным для великого служения?
Ответ. Все, что выражено словами добродетель, благоразумие, тактичность, честность и т.д., возможно, и необходимо для служения во многих областях жизни. Но для того, чтобы быть допущенным в принятые ученики, к служению, ведущему к достижению высших способностей, которые может даровать Ложа, обладания одним из этих качеств или всеми вместе, в том смысле, как понимает их мир, недостаточно. Все они выражены в одном важнейшем качестве и неразрывны
с ним, оно главенствует над всеми прочими и будет существовать и сохранится, когда все дифференциации свойств будут находиться в латентном состоянии. То, что называют «хорошим характером», как правило, является результатом нескольких лет устремления, подражания и приспособления к некоторому идеалу, запечатленному в уме расы. Качество же, необходимое для принятого чела, является итогом многовековых усилий бесчисленных рас. Первое может быть утрачено вследствие одного необдуманного действия или уступки непреодолимому искушению. Но качество, которое Учитель прежде всего ищет во время испытания ученика, есть Милосердие — любовь к беспредельной жизни, ко всем созданиям, заключенным в ней. Там, где присутствует милосердие, неминуемо появятся в срок все воистину необходимые качества. Только долгая борьба, страдания, жертвы и неукротимое стремление могут пробудить давно атрофированный центр в головном мозге человека, отвечающий на вибрации божественной любви; такой отклик необходим для того, чтобы ученик мог правильно исполнять требования Учителя, но когда этот центр проснется и начнет действовать, обнаружится, что все остальное, необходимое для служения, находится в распоряжении ученика. Уступка искушению может на некоторое время ввергнуть ученика в бездну, из которой он выбрался, но качество, обретенное им в борьбе, спасет его; тогда как человек, обладающий лишь «хорошим характером», может упасть в подобную пропасть и не подняться из нее за одну жизнь. Возможно, ради победы ученику придется страдать сильнее, чем когда-либо ранее, но он победит, и это самое главное.
Вопрос. Мы знаем, что ученик, идущий в мир проповедовать истины нашей философии или иную благую весть, встретит враждебную критику основ своей веры, своего Учителя или Гуру, своего поведения или образа жизни; какой же линии поведения должен придерживаться ученик, чтобы бороться со всем этим?
Ответ. Ему никогда не следует бороться с подобной критикой. Он должен раз и навсегда отказаться даже от поверхностного обсуждения нападок. Его посылают в мир не для того, чтобы доказывать другим что-либо о сущности, обстоятельствах, характере или деяниях любого человека или группы людей, с которыми он связан. Доверенный ученик Белой Ложи идет с вестью к больному, утомленному, очерствелому человечеству, к тем, кто, образно говоря, стоит у собственной могилы, не подозревая об этом, не понимая того, что он уже мертв; и миссия ученика — помочь воскресить этих людей и не позволить им шагнуть в могилу. И несмотря на все препятствия, на все упорные попытки братьев тьмы не выпустить из рук «живых мертвецов», ученик должен оставаться верным своей вести и применять ее как щит против любого оружия, поднятого, чтобы сокрушить его самого или дело. Он должен попытаться объяснить своим слушателям, какие методы используют братья тьмы, чтобы подменить предмет обсуждения и нанести урон его труду, отвлекая мысли от единого важнейшего вопроса, затронутого в вести. Он должен стать един с нею. Она должна всецело завладеть его естеством и его слушателями. Весть должна настолько глубоко проникнуть в душу ученика, чтобы ее сила и значимость поднимали душу к сердцу Беспредельности и возвращали обратно вместе с каждым ее выражением.
Когда люди увидят беспристрастность и сочувствие ученика, его желание бескорыстно служить им, то поступят так, как всегда, — они «последуют, как овцы» за тем, кто стал их пастырем благодаря своей преданности всем им вместе и каждому в отдельности.
Пусть ученик никогда не забывает об этом. Он не может позволить себе уклониться даже на мгновение, ибо в этот миг все препятствующие злые силы отрицательной стороны жизни увлекут его вниз и ему при-
дется начать новое трудное восхождение. Неизбежность этой опасности, значительность затронутых вопросов должны стать «призывом к безотлагательному действию» для каждого храмовника.
ПСИХИЧЕСКИЕ СИЛЫ
Слово «Психея», обозначающее душу, изображаемую греками в виде крылатой женской фигуры, является корнем многих слов, применяемых оккультистами для описания функций души и ума. То, что душа и ум тесно взаимосвязаны, если не идентичны, никто отрицать не может.
Движущая сила любой энергии, вне сомнения, — это дух. По моему мнению, таких вещей, как абстрактная сила, разум, энергия или движение, не существует; все они — синонимы пространства и в действительности являются мыслящими сущностями.
Оккультисты учат, что Сыны Мирового Разума суть существа высшего порядка, непостижимые для конечного ума. В далекие периоды времени, не поддающиеся исчислению, эти существа воплотились в низших подразделениях человечества и подняли его до нынешнего состояния.
Поскольку все силы и энергии в конечном счете являются духовными, термины «психический» и «физический» можно использовать лишь для того, чтобы различать отдельные планы, на которых духовная сила пробуждается к действию. Будучи центрами духовной силы, мы способны притягивать и отталкивать различные ее модификации и, согласно закону сохранения энергии, удерживать, сохранять и кристаллизовать их в материи, создавая таким образом формы, тела и т.д., через которые высшие существа могут трудиться посредством излучения и эманации.
В долгих поисках знания и опыта Эго создает и разрушает одну форму за другой, и по мере того, как их сущность становится все более утонченной, принцип излучения в них становится все более активным.
Термины «психизм», «психическая сила» и т.д. столь продолжительно использовались в связи с внутренними, или астральными, планами бытия, что существенное воздействие обозначенной таким образом силы на физический план часто упускается из виду.
Между отдельными планами существует постоянное взаимодействие; форма силы, приведенная в действие на духовном плане, проявляет в итоге материю и форму на плане физическом. Поскольку действие каждой силы в проявлении циклично, сущность субстанции становится все более утонченной, эластичной и разреженной по мере удаления от физического плана.
Сущность человека божественна, и чем ближе эволюция подводит его к совершенству, тем больше он может управлять этими силами и применять их.
Адепт может создавать и разрушать материальные формы, ибо знает законы, согласно которым природа производит такие феномены. Этот процесс намного легче на астральных планах, нежели на физическом, ибо материя на внутренних планах не столь кристаллизована и, будучи разреженной и эластичной, может быть изменена мыслью либо волевым актом человека или эле-ментала, что мы часто наблюдаем в снах и видениях.
Преобладающей чертой человеческой натуры является желание силы, как бы успешно оно ни маскировалось или скрывалось даже от нашего собственного сознания. Что принесет оно — добро или зло, зависит главным образом от побуждения и цели, ради которой используется обретенная сила. Если это желание бескорыстно и направлено на благо всего человечества, оно чисто и в конечном счете ведет только к добру; если же, напротив, желание эгоистично, то, несомненно, оно вызовет диссонанс, именуемый злом.
Наши умонастроения порождают силы в царстве природы, столь же реальные, как ветер или электрический ток;