خَصْلَةٌ أُخْرَى مِنْ أَخْلاقِ الْمُنَافِقِينَ
180. Сообщил нам Мухаммад бин Джафар бин Маабад, сказавший: сообщил нам Ахмад бин Исама, сказавший: сообщил нам Абу Амр аль-Акади, сообщил нам Абу Амир аль-Акади, сообщил нам Абу Мархум аль-Артабани, известный как бин Амми Абдуллах бин Ауван, сообщил нам Зайд бин Аслам, от Атаи бин Ясара, от Абу Саида Худри[292], что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Усердие от веры, а аль-Мизаъа – от лицемерия».
Я (Абу Мархум аль-Артабани) сказал Зейду (бин Асламу): «Что такое «аль-Мизаъа?» Зайд бин Аслам сказал: «То, что противоположно усердию [293]».
180 - حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ جَعْفَرِ بْنِ مَعْبَدٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ عِصَامٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو عَامِرٍ الْعَقَدِيُّ، حَدَّثَنَا أَبُو مَرْحُومٍ الأَرْطَبَانِيُّ، وَهُوَ ابْنُ عَمِّ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَوْنٍ، حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ أَسْلَمَ، عَنْ عَطَاءِ بْنِ يَسَارٍ، عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: «الْغَيْرَةُ مِنَ الإِيمَانِ، وَالْمِذَاءُ مِنَ النِّفَاقِ».
قُلْتُ لِزَيْدٍ: وَمَا الْمِذَاءُ؟ قَالَ: الَّذِي لا يَغَارُ
181. Сообщил нам Абдуллах бин Мухаммад бин Джафар, сказавший: сообщил нам: Али бин Исхак, сказавший: сообщил нам аль-Хусейн бин аль-Хасан аль-Марвази, сказавший: сообщил нам ибн Мубарак, сообщил нам Хаммам, от Катады[294], сказавшего: «Уменьшающий бодрствование ночью [295] – лицемер».
181 - حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ جَعْفَرٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ إِسْحَاقَ، قَالَ: حَدَّثَنَا حُسَيْنُ بْنُ الْحَسَنِ الْمَرْوَزِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا ابْنُ الْمُبَارَكِ، أَخْبَرَنَا هَمَّامٌ، عَنْ قَتَادَةَ، قَالَ: كَانَ يُقَالُ: «قَلَّمَا سَاهَرَ اللَّيْلَ مُنَافِقٌ»
[1] В тексте предисловия часть слов автора нечитабельны в оригинальной рукописи, и заменены в переводе многоточием «…».
[2] «اليربوع» - Gerbillus perpallidus (лат.), или, если быть точным «светлая песчанка» - мелкий грызун, встречающийся в пустынной и полупустынной местности.
[3] Сура Скот, 6:35. Полный текст перевода смысла этого айата: «Если тебя тяготит их отвращение, то если ты сможешь отыскать проход в земле или лестницу на небо, то принеси им знамение. Если бы Аллах пожелал, то собрал бы их всех на прямом пути. Посему не будь одним из невежд». Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Ты стремишься наставить их на прямой путь и желаешь обратить их в правую веру, но если их отвращение к религии продолжает тяготить тебя, то сделай все возможное для того, чтобы наставить на прямой путь тех, кого Аллах не желает вести прямым путем. Если ты сможешь отыскать проход в земле или взобраться по лестнице на небо, чтобы принести им знамение, то сделай это, однако это все равно не принесет им никакой пользы. Посему не питай надежды наставить на прямой путь упорствующих безбожников.
[4] Вероятнее всего имеется ввиду матн этого хадиса, приводимый Абу Джафаром бин Абу Шаибой (умер в 297 г. Хиджры) в его «Муснаф филь-Ахадис ва Асар», в разделе «Книга о смуте (фитне)», главе «О отвратности выступления для участия в смуте и убережении от этого», хадис № 36 696, в передаче от Хузейфы. Матн его совпадает с приведённым Абу Наимом Асбахани, за исключением того, что вместо слов «Не осталось из них никого…» у Абу Шаибы сказано «Не осталось из лицемеров никого…». Санад хадиса из «Муснафа» Абу Шаибы начинается с Абу Муавии, передававшем от Аъамаша, как и приводит в начале фразы, не сохранившейся полностью, Абу Наим Асбахани. Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся лишь слова одного из сподвижников пророка.
[5] Санад этого сообщения, приведённый Абу Наимом Асбахани, является очень слабым из-за равия Дирара бин Сурада, который является отвергаемым передатчиком. Однако имеется ещё 44 сообщения в различных сборниках со схожим смыслом (хадисы «шахиды»), из которых хороший санад имеют 18 сообщений, и достоверный – одно сообщение. С хорошим санадом приводит этот матн например имам Ахмад ибн Ханбал в его «Муснад», хадис № 19 334, в передаче от Абу Барза Аслями, и Абу Дауд в его «Сунан» также в передаче от Абу Барза Аслями, хадис № 4239 с хорошим санадом. В связи с этим приведённый матн можно считать приемлемым.
[6] Сура «Женщины», 4:145. Полный перевод смысла этого айата: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника». Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Всевышний сообщил об участи, которая ожидает лицемеров. Они окажутся на самой низшей ступени ада, где будут получать самое ужасное наказание, и окажутся ниже, чем все остальные неверующие. Подобно им, они отказываются уверовать в Аллаха и враждуют с Его посланниками. Но наряду с этим они строят козни и коварные замыслы, пытаясь навредить правоверным так, что люди не замечают и не ощущают этого. Люди относятся к ним, как к мусульманам, и благодаря этому они получают то, чего не заслуживают. Но вместе с тем они навлекают на себя самое суровое наказание. Они не смогут спастись от него, и никто не придет к ним на помощь, чтобы облегчить их страдания.
[7] Под «участниками трапезы» («асхаб-уль-маида», أَصْحَابُ الْمَائِدَةِ) имеются ввиду сподвижники (апостолы) пророка Исы, мир ему, которые упомянуты Всевышним Аллахом в суре «Трапеза» («Маида»), 5:111-115. В этих благородных айатах рассказано о том, как апостолы попросили Ису, мир ему, обратится с мольбой к Всевышнему Аллаху ниспослать им трапезу с неба, дабы успокоить их сердца и подкрепить их веру. В айате 155 суры «Маида» сказано (перевод смысла): «Аллах ответил: «Я ниспошлю ее вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну его таким мучениям, которым Я не подвергал никого из миров». Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: «если человек становится свидетелем удивительного знамения и отказывается уверовать, проявляя упрямство и поступая несправедливо, то он действительно заслуживает мучительное наказание и суровое возмездие. Следует знать, что Всевышний Аллах обещал ниспослать трапезу и пригрозил подвергнуть этому суровому наказанию тех, кто не уверует после этого, однако Аллах не упомянул о том, что трапеза была ниспослана им». Исходя из смысла хадиса, под «участниками трапезы», коим в Судный День обещано жестокое наказание, понимаются те из них, которые увидели трапезу с неба и участвовали в ней, но после этого упрямо и несправедливо отказались уверовать. Однако, как указано выше, Всевышний Аллах в Благородном Коране не упомянул о том, была ли трапеза ниспослана, потому и сомнителен смысл матна, утверждающий о наказании тех (неуверовавших участников трапезы) чьё существование (ибо неизвестно, была ли ниспослана трапеза) само по себе достоверно не известно. Вкупе со слабостью санада этого хадиса, данный аргумент делает данное сообщение неприемлемым. Однако, Всевышнему Аллаху ведомо лучше.
[8] Санад данного сообщения является слабым из-за равия Абдуллаха бин Мухаммада, который является слабым передатчиком. Сообщения в других сборниках со схожим смыслом (хадисы «шахиды») для данного матна отсутствуют.
[9] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся лишь слова одного из сподвижников пророка – Абдуллаха бин Амра бин Асса.
[10] То есть проявления его лицемерия не станут явными для людей, и грех его будет сокрыт Всевышним Аллахом.
[11] Санад этого сообщения признан слабым из-за равиев Абу Забхи и Абдуллаха бин Абдуррахман бин Язид бин Джабира, которые слабы как передатчики. Сходный матн приводит Сулейман бин Ахмад ат-Табарани (умер в 360 г. Хиджры) в «Маджмуат-уль-Кабир», хадис № 3399 в передаче от Абдуллаха ибн Умара, но и этот санад является слабым, ибо в нём присутствуют те же два равия, слабыхкак передатчики, что и в санаде Абу Наима Асбахани.
[12] Имеется ввиду 63 сура Благородного Корана «Мунафикун» («Лицемеры»).
[13] Санад этого хадиса достоверен. Этот же матн приводит Абу Хатим бин Хиббан в его «Сахих», хадис № 971 с достоверным санадом в передаче от Кутбы бин Малика.
[14] Санад данного хадиса является хорошим (хасан), и все передатчики его заслуживают доверия кроме равия Шурейха бин Язида, относимого к хорошим передатчикам, но, тем не менее, отличавшегося правдивостью. Этот хадис относится к категории «ахад» ибо в данной словесной форме более не встречается ни в одном из сборников.
[15] Санад данного хадиса является слабым по причине наличия в нём слабого равия Дубара бин Абдуллах бин Абу Сулайк Алхани. Однако же имеется хадис-«шахид» с достоверным санадом, приводимый шейхом Муамаром бин Рашидом Азди (умер в 154 г. Хиджры) в его сборнике «Джамиа», хадис № 234 в передаче от Зейда бин Аслама, но в «отосланной» (мурсаль) форме. Текст дуа, приводимой в его матне выглядит как «اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الشِّقَاقِ ، وَالنِّفَاقِ ، وَمِنْ سَيِّئِ الأَخْلاقِ» («О Аллах! Прибегаю к тебе от сомнений, лицемерия, и от скверного нрава!»). В «Сунан» Абу Дауда Сиджистани (умер в 275 г. Хиджры) приводится тот же матн, что и у шейха Муамара бин Рашида Азди, но с санадом, совпадающим с таковым у Абу Наима Асбахани вплоть до равия Амра бин Усмана (хадис № 1326). Соответственно и санад этого сообщения у Абу Дауда также ослаблен из-за равия Дубара бин Абдуллах бин Абу Сулайк Алхани. Всё даёт повод усомнится в приемлемости обеих версий матна этого хадиса. Однако, Всевышнему Аллаху ведомо лучше.
[16] сура «Имран», 3:166.
[17] сура «Имран», 3:167. Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: «Аллах сообщил о том, что в день сражения при Ухуде, когда мусульманское войско лицом к лицу столкнулось с войском язычников, мусульмане потерпели поражение и понесли потери с дозволения Аллаха. Это событие произошло по предопределению Аллаха. Его нельзя было избежать – оно непременно должно было произойти. Лицемеры произносили своими устами то, чего не было в их сердцах. Это качество является особенностью всех лицемеров, которые пытаются обмануть окружающих своими речами и поступками, скрывая в своих сердцах совершенно противоположные чувства. Они говорили, что если бы им было известно, что сражение состоится, то они непременно последовали бы за мусульманами. Однако им было прекрасно известно, что сражение было неизбежно. Аллаху же было известно о том, что они утаивают от людей, и поэтому Аллах раскрывает правоверным тайны лицемеров и подвергает последних наказанию. Из этого аята вытекает правило, согласно которому разрешается совершать менее тяжкий проступок для того, чтобы предотвратить более тяжкий, или совершать менее полезное благодеяние, если нет возможности совершить более полезное. Это правило объясняется тем, что лицемерам было велено сражаться ради религии. Если же они откажутся от этого, то они могли сразиться хотя бы для того, чтобы защитить своих детей и свою родину».
[18] сура «Лицемеры», 63:8. Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: «Это произошло во время сражения при Мурейсиа (во время похода против Бану Мусталик. Аль-Мурайсиа – название колодцев в окрестностях Кудайда на побережье Красного моря. Потому и поход этот называют также сражением при Мурейсиа – прим.переводчика), когда между некоторыми из мухаджиров и ансар произошла размолвка. А лицемеры не преминули воспользоваться этой возможностью и раскрыли таящееся в их сердцах двуличие. Их предводитель по имени Абдуллах б. Убей б. Салул сказал: «Откорми собаку, так она и тебя съест. Это ведь о нас и о них (т.е. мухаджирах) сказано». Затем он пообещал, что когда они вернуться в Медину, то сильные изгонят оттуда слабых. Он имел в виду, что власть и сила сосредоточены в руках его и его двуличных собратьев и что Посланник Аллаха и его последователи слабы и немощны. Но в действительности все было наоборот. Величие присуще Аллаху, Его посланнику и верующим. Именно они украшены величием и могуществом, а лицемеры и их неверующие собратья суть униженные и презренные. Но лицемеры не ведают этого. Они обольщены своими ложными воззрениями и потому осмеливаются называть себя сильными и властными людьми».
[19] сура «Лицемеры», 63:8.
[20] сура «Лицемеры», 63:1.
[21] Санад, приведённый шейхом Абу Наимом Асбахани является хорошим и все равии его достойны доверия. В различных сборниках хадисов существует в целом 75 сообщений со сходным смыслом (хадисы – «шахиды»), из них 46 имеют достоверный иснад, и 13 – хороший. В частности, приводится этот хадис в схожей словесной форме в «Сахих» имама Бухари, хадисы № 4547, 4548, 4549, 4551 в передаче от Зайда бин Акрама, а также имамом Муслимом в «Сахих», хадис № 4982, также в передаче от Зайда бин Акрама.
[22] Санад, приведённый шейхом Абу Наимом Асбахани является хорошим, и все передатчики его заслуживают доверия.
[23] сура «Лицемеры», 63:8.
[24] сура «Лицемеры», 63:7.
[25] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Слова лицемеров свидетельствуют об их лютой ненависти к Пророку и мусульманам. При виде сплоченности сподвижников и их стремления снискать благоволение Посланника Аллаха лицемеры замышляли недоброе и подстрекали своих собратьев не раздавать пожертвований сподвижникам Посланника Аллаха, пока они не порвут с ним. Лицемеры считали, что если бы не их богатство и пожертвования, то сподвижники не стали бы защищать религию Аллаха.
[26] Шейх Абу Наим Асбахани приводит ещё один санад, через который передаётся тот же матн, что и в хадисе № 10, в подкрепление его. Все передатчики в этом санаде заслуживают доверия, и сам санад признан достоверным. Таким образом, по совокупности условий, матн этот можно считать относимым к категории «мутаваттир».
[27] сура «Лицемеры», 63:7.
[28] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся лишь слова одного из сподвижников пророка. Санад его достоверен, и все передатчики заслуживают доверия.
[29] Хадис этот относится к категории «ахад».
[30] сура «Лицемеры», 63:7.
[31] Санад этого хадиса признан слабым из-за равиев Абу Саида Азди и Убейды бин Ганнама, слабых как передатчики. Но однако матн этот приемлем из-за наличия других сообщений (хадисов-«шахидов») со сходным смыслом, но имеющих достоверные (два матна) и хорошие (три матна) санады.
[32] сура «Лицемеры», 63:7.
[33] сура «Лицемеры», 63:4. Полный перевод смысла этого айата: «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Они подобны прислоненным бревнам. Всякий крик они считают обращенным против них. Они являются врагами – остерегайся же их. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!». Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: «Тебе нравится их блестящая внешность, и ты охотно внимаешь их сладким и красивым речам. Их внешний вид и речи привлекательны, но за ними нет ни благого нрава, ни праведных деяний. Они подобны бревнам, подпирающим ограду, т.е. от них нет никакой пользы, а лишь один только вред».
[34] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся лишь слова одного из сподвижников пророка. Но в санаде его встречаются те же слабые равии, что и в санаде хадиса № 13 данного сборника.
[35] сура «Лицемеры», 63:1.
[36] сура «Лицемеры», 63:4.
[37] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Лицемеры клянутся, что не говорили ничего плохого, хотя в действительности они один за другим насмехались над исламской религией и Божьим Посланником. Один из них даже обещал, что могущественные богачи непременно выгонят из Медины униженных мусульман. Когда же они узнали о том, что до сведения Посланника Аллаха дошли некоторые из их высказываний, они явились к нему и стали клясться Аллахом, что не говорили ничего подобного. Всевышний опроверг их лживые утверждения и возвестил, что они произнесли слово неверия и стали неверующими. По их поведению ранее можно было судить, что они обратились в ислам и покинули лоно неверия, однако их последующие слова разрушили их ислам и вернули их в лоно неверия. А когда Пророк Мухаммад отправился в поход на Табук, они вознамерились убить его, но Всевышний Аллах поведал Своему посланнику об их намерениях, и он предпринял меры, которые не позволили им добиться желаемого результата.
[38] «Сахих» имама Бухари, хадис № 4553, в передаче от Анаса бин Малика. Все передатчики в его санаде заслуживают доверия.
[39] Сура «Тауба», 9:74
[40] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: О Мухаммад! Никогда не совершай заупокойную молитву по кому-либо из лицемеров и не стой над его могилой после похорон для того, чтобы помолиться за него. Твои молитвы и твое присутствие возле могилы покойного является заступничеством за него, однако лицемерам не поможет никакое заступничество. Они отказались уверовать в Аллаха и Его посланника и умерли распутниками. И если человек оставался неверующим вплоть до самой смерти, то ничье заступничество не принесет ему никакой пользы. Это – наказание для лицемеров и назидательный урок для всех остальных людей. Из этого аята следует, что нельзя совершать заупокойную молитву по лицемерам. Из него также следует, что разрешается совершать заупокойную молитву по усопшим правоверным, а также останавливаться возле их могил для того, чтобы помолиться за них. Именно таким образом поступал Пророк Мухаммад. Аллах запретил ему останавливаться у могил лицемеров, что свидетельствует о том, что он часто останавливался у могил усопших правоверных.
[41] Первый из приведённых санадов является слабым из-за равия Абу Бакра Талхий, известного также как Абдуллах бин Яхъя, который был слабым в хадисе. Передатчики же в двух других санадах достойны доверия. Имеется также в общей сложности 13 матнов с достоверным санадом, сходных по смыслу с приведённым шейхом Абу Наимом Асбахани (хадисы «шахиды»). Один из них приведён в «Сахих» имама Бухари, хадис № 4329, в передаче от Абдуллаха ибн Умара.
[42] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Всевышний сообщил, что бессмысленно просить прощения за лицемеров, ибо Аллах не простит их, даже если Посланник Аллаха попросит за них прощения семьдесят раз. Это – гипербола, которая совершенно не означает того, что более продолжительные молитвы за них принесут им пользу.
[43] Этот санад является хорошим. Единственной погрешностью его является равий Мухаммад ибн Исхак, передававший сообщения как мудаллис – то есть в форме "ан-ан". Когда мудаллис передает асар в такой форме, не заявляя четко о том, что он его слышал непосредственно от того, от кого передает, это ослабляет санад.
[44] Второй санад, приведённый шейхом Абу Наимом Асбахани, является слабым из-за равия Абдул Ваххаб бин Даххака, который был уличён в измышлении хадисов, что делает его неприемлемым.
[45] Санад этого сообщения признан слабым из-за равия Язида бин Абана ар-Ракаши, который был слаб как передатчик, и слыл отрешённым от мира аскетом.
[46] Ибн Касир по поводу этого аята сказал: «До приезда посланника Аллаха в Медину в ней жил человек по имени Абу Амир ар-Рахиб, принявший христианство во времена джахилиййи. После того, как посланник Аллаха приехал в Медину, и возвысилось дело Ислама и мусульман при Бадре, Посланник призвал его к Исламу. Однако он отказался, бежал в Мекку, а затем в Хиракль и призвал его жителей выступить войной против мусульман. Они пообещали ему это, и он остался у них. Затем он написал группе людей из своего племени, что он прибудет с армией и отвратит Мухаммада от его дела. Он приказал им построить для него бастион с наблюдательным пунктом. С этой целью они начали строить мечеть около мечети Куба', а после того, как закончили ее, попросили посланника Аллаха [который в это время собирался в поход на Табук], совершить в ней намаз. Пророк ответил: «Когда вернемся, если пожелает Аллах, так как мы собираемся в дорогу». На обратном пути из Табука, когда до Медины оставалась часть дня пути, к нему спустился Джибриль с вестью о "мечети вреда" (масджид ад-дирар), которая была устроена для неверия и разделения среди мусульман. Посланник Аллаха послал людей разрушить ее до основания еще до своего прибытия в Медину». (Описывая эти события, Ибн Касир опирался на ривайи Саида ибн Джубейра, Муджахида, Урвы ибн Зубайра, Катады и др.). В подобных мечетях Аллах запретил совершать намазы, а затем повелел Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, совершить намаз в мечети Куба', которая с первых дней была основана на богобоязненности и была бастионом для Ислама и его приверженцев. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Намаз в мечети Куба' подобен Умре» (Ибн Маджа (1411), ат-Тирмизи (324) от Асада ибн Захира аль-Ансари; Ахмад 3/487, ан-Насаи 2/72, Ибн Маджа (1412) от Сахла ибн Ханифа).
[47] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Среди жителей местечка Куба были лицемеры, которые построили рядом с мечетью Куба еще одну мечеть. Они намеревались причинить вред правоверным мусульманам и внести раскол в их ряды. Они также обещали некоторым из неверующих, которые воспротивились Аллаху и Его посланнику, что эта мечеть при необходимости может послужить для них бастионом. Однако Всевышний Аллах опозорил этих нечестивцев и раскрыл их заговор. Аллах сообщил, что лицемеры построили эту мечеть для того, чтобы нанести вред верующим и мечети, в которой они собираются. Они намеревались поддержать неверие, в то время как другие стремились поддержать правую веру. Они также намеревались посеять смуту и разногласия между мусульманами и помочь неверующим, воюющим против Аллаха и Его посланника и питающим к мусульманам лютую ненависть. Одним из таких неверующих был монах Абу Амир. Он был жителем Медины, и когда Пророк Мухаммад совершил переселение в Медину, он отказался уверовать в него. Во времена невежества он был одним из тех, кто поклонялся Аллаху, но впоследствии он примкнул к многобожникам в надежде, что они окажут ему поддержку в борьбе с Посланником Аллаха. Убедившись, что они не способны оказать ему такой поддержки, он отправился к императору Византии, полагая, что у того хватит сил одолеть Пророка Мухаммада. В дороге этот проклятый неверующий скончался, а лицемеры, поддержкой которых он заручился, построили для него мечеть вреда. Когда Пророк Мухаммад получил откровение по этому поводу, он велел нескольким мусульманам разрушить и спалить эту мечеть. Они выполнили его приказ, и впоследствии она превратилась в свалку для мусора.
[48] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка.
[49] Эти слова, описывающие мечеть Куба (عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ الْمَسْجِدِ الَّذِي أُسِّسَ «…мечети, основанной на богобоязненности с первого дня») взяты из 108 айата суры Тауба (9:108). Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Речь идет о мечети Куба, которая была построена для искреннего служения одному Аллаху, поминания Его и выполнения обрядов Его религии. Эта славная мечеть действительно заслуживала того, чтобы Пророк Мухаммад поклонялся в ней и поминал в ней Всевышнего Аллаха.
[50] Абу Хурайра считал, что 108 айат суры «Тауба» ниспослан именно о мечети Куба (Тирмизи «Тафсир», 9/3099; Абу Дауд «Тахара», 23/44; Ибн Маджа «Тахара», 357).
[51] Санад этого сообщения является достоверным, и все передатчики его заслуживают доверия.
[52] Этот санад является слабым из-за равиев Рабиа бин Усмана и Убайдуллах бин Ганнама, которые не были сильными как передатчики.
[53] Ибн Касир сказал: «Этот хадис (имеется ввиду его матн) является достоверным, однако между ним и аятом (9:108) нет противоречий, так как мечеть Куба' была основана с первого дня на богобоязненности так же, как и мечеть посланника Аллаха, в отличие от "мечети вреда", основанной на неповиновении Аллаху». Хадис со сходным смыслом приводят Ахмад 3/8, ат-Тирмизи (3098), ан-Насаи 2/36, Муслим (1398).
[54] Второй санад также является слабым, ибо равий Абдуллах бин Амир Аслями – слабый передатчик.
[55] Этот санад является слабым из-за равия Исмаиля бин Дауд аль-Михраки, который относится к слабым передатчикам. Но, однако, имеются шесть хадисов с хорошим, четыре с достоверным санадов, в которых описывается та же ситуация, но упоминаются просто «лицемеры», обратившиеся с извинениями к пророку Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без утверждения о том, что сделал это именно Абдуллах бин Убай.
[56] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Во время похода на Табук некоторые из лицемеров стали оскорблять мусульман и насмехаться над религией. Они сказали: "Мы не видели более обжорливых, более лживых и более трусливых людей, чем наши чтецы Корана!" Они имели в виду Посланника Аллаха и его сподвижников. Когда им стало известно, что Пророк Мухаммад узнал об их словах, они пришли к нему, чтобы извиниться, и сказали: "Мы только болтали и не имели дурных намерений. Мы не хотели никого обидеть или оскорбить". Однако Всевышний Аллах сообщил, что их оправдания являются вымышленными и лживыми. Он также повелел Своему пророку сказать: " Неужели вы посмели насмехаться над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь и не оправдывайтесь. Вы стали неверующими после того, как обратились в правую веру ". Насмехание над Аллахом и Его посланником является неверием, которое выводит человека из лона ислама, потому что религия зиждется на почитании Аллаха и уважительном отношении к Его религии и Его посланникам. Издевательское отношение к этим святыням несовместимо с основами мусульманской религии и полностью противоречит ей. Лицемеры оправдывались и просили прощения, однако посланник Аллаха ничего не добавил к своим словам. Он сказал: " Неужели вы посмели насмехаться над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь и не оправдывайтесь. Вы стали неверующими после того, как обратились в правую веру ".
[57] Перевод смысла этого айата полностью: «Они колеблются между этим (верой и неверием), но не принадлежат ни к тем, ни к другим. Для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты уже не найдешь дороги». Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении его: Лицемеры колеблются между правоверными и неверующими, но не принадлежат одновременно душой и телом ни к одним, ни к другим. Душой они находятся вместе с неверующими, хотя их тела можно встретить рядом с правоверными. Это – величайшее из заблуждений, которое только можно представить, и поэтому Аллах сказал, что для того, кого Аллах сбивает с пути, уже никто не сможет найти верной дороги. Они уже не могут встать на прямой путь и отречься от собственных заблуждений, потому что перед ними закрыты врата Божьей милости, вместо которой они удостоились величайшей ненависти. Упоминание об этих низких качествах лицемеров указывает на то, что правоверные обладают совершенно противоположными качествами. Они искренни и правдивы душой и телом. Они с большим желанием совершают намаз и прочие обряды поклонения и часто поминают Всевышнего Аллаха, который наставил их на прямой путь. Пусть же благоразумный человек задумается над этими двумя путями и выберет для себя наиболее достойный и подходящий, а помочь в этом может только Аллах.
[58] Санад этого сообщения ослабил Убейдуллах бин Ганнам, который не был сильным передатчиком. Но, однако, матн этот передан и через другие санады, три из которых отнесены к достоверным и один – к хорошим.
[59] Хадис относится к категории «марфуа», ибо включает в себя непосредственно слова пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
[60] Этот санад отнесён к хорошим, из его равиев лишь Ибрахим бин Абдуллах изредка допускал неточности как передатчик.
[61] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этих айатов: Среди приверженцев Ислама не было лицемеров до переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Медину и после его переселения до того, как произошло сражение при Бадре. В том сражении Аллах одарил мусульман победой, возвеличил правоверных и унизил неверующих, которые проживали в Медине. Опасения за свою жизнь и желание обмануть мусульман побудили некоторых из них делать вид, что они обратились в ислам. Тем самым они надеялись сохранить себе жизнь и уберечь свое богатство. Внешне могло показаться, что они – мусульмане, однако в душе они оставались неверующими. … Под обманом здесь подразумевается показное выказывание одного отношения с целью скрыть обратное и добиться своей цели. На этой основе лицемеры строят свои взаимоотношения с Аллахом и Его рабами.
[62] Этот санад достоверен, и все равии его достойны доверия.
[63] Санад это признан достоверным, и все равии его достойны доверия
[64] «между двух овечьих отар», то есть арабский синоним слова «овечье стадо», или «группа из нескольких овец».
[65] Санад этот признан слабым из-за равия Ахмада бин Мухаммад бин Саиди, который был слабым передатчиком, уличённым в измышлении хадисов и асаров.
[66] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка.
[67] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка.
[68] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Среди лицемеров есть такие, которые обещали и клялись Аллаху, что если Он одарит их щедрым мирским уделом, то они непременно станут раздавать милостыню, поддерживать родственные связи, почтительно относиться к гостям, поддерживать тех, кто отстаивает свои права, и совершать остальные праведные поступки. Аллах одарил их мирскими благами, однако они не выполнили своего обещания. Более того, они уклонились от повиновения Аллаху и не придавали никакого значения праведным поступкам. Они нарушили свое слово, и Аллах подверг их суровому наказанию. Он вселил в их сердца лицемерие, от которого они не смогут избавить вплоть до наступления Судного дня. Они заслужили такое наказание, потому что стали скупиться и оказались лжецами.
[69] Этот санад слаб из-за равия Яхъи бин Абдуллах аль-Бабалути, который был слабым передатчиком.
[70] Второй санад этого также слаб по указанной выше причине.
[71] Этот санад достоверен и передатчики его достойны доверия.
[72] Этот санад отнесён к хорошим, ибо ослабил его Ахмад бин Джафар бин Химдан, имевший незначительные неточности как равий.
[73] Этот санад достоверен и передатчики его достойны доверия. Таким образом, у этого матна пять санадов: два слабых, один хороший, и два достоверных.
[74] Санад этот отнесён к хорошим, ибо Абу Суфьян, также известный как Талха бин Нафиа имел некоторые погрешности как передатчик.
[75] Разошлись учёные сунны в разъяснении этого хадиса. Одни считали, что ниспослан он специально относительно мучеников (шахидов) на пути Аллаха. Другие считали, что под этим понимается то, что умершие будут воскрешены в саване, в который были обёрнуты при погребении. Сказал имам Мухаммад Абдур-Разак аль-Манави (родился в 924, умер в 1031 г. Хиджры) в «Файдат-уль-кадир шархи джамиа сагир» («فيض القدير شرح الجامع الصغير») – это книга комментариев хадисов, содержащихся в труде «Джамиа сагир мин ахадис-уль-башир ан-назир» («الجامع الصغير من أحاديث البشير النذير»), принадлежащего перу имам Джалааддина Суюти: «Поистине, всё, что сделал раб в этом мире плохого и хорошего, будет иметь следствие и в мире следующем, ибо он есть место воздаяния, и получит каждый человек воздаяние сообразно делам его. И всё из дел добродетели и дел порицаемых вернётся к сотворившему их. И каждый человек будет воскрешён в том положении, каковое он занимал в этом мире, и к этому относятся слова о том, что каждый раб будет воскрешён в том состоянии, в котором он умер». Мнение о том, что в этом хадисе подразумевается саван для умершего является слабым, ибо в него заворачивается тело уже умершего человека, но умирающий в момент смерти не пребывает в нём.
[76] Санад этот очень слаб, ибо среди его ривиев Фарадж бин Фудала и Абдуррахман бин Зияд бин Анъам – слабые передатчики, а Мухаммад бин Халид аль-Васити – очень слабый передатчик. Ибн Умм Муабада – также отвергаемый передатчик (матрук), ибо был уличён в измышлении хадисов.
[77] Этот санад отнесён к хорошим.
[78] Этот санад отнесён к хорошим.
[79] Этот санад отнесён к хорошим.
[80] Этот санад слаб, ибо Абу Бахр Мухаммад бин аль-Хасан – слабый передатчик.
[81] Этот санад достоверен, и все его равии достойны доверия.
[82] Этот санад достоверен, и все его равии достойны доверия.
[83] Этот санад отнесён к хорошим.
[84] Этот санад достоверен, и все его равии достойны доверия.
[85] Этот санад отнесён к хорошим.
[86] Этот санад отнесён к хорошим.
[87] Этот санад достоверен, и все его равии достойны доверия.
[88] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Этот санад отнесён к хорошим.
[89] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Этот санад отнесён к хорошим.
[90] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Этот санад отнесён к хорошим.
[91] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Этот санад достоверен, и все его равии достойны доверия.
[92] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Санад его слаб из-за равия Айуба бин Утбы, который был слабым передатчиком.
[93] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Санад его слаб из-за равия Абу Маашира, который был слабым передатчиком.
[94] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Абдуллаха бин Масуда). Этот санад достоверен, и все его равии достойны доверия.
[95] Через этот санад матн передан в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Этот санад достоверен, и все его равии достойны доверия.
[96] Этот санад отнесён к хорошим.
[97] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Этот санад отнесён к хорошим.
[98] Данные санады неполные, имеют пропуски и оценить их достоверность в силу этих причин невозможно.
[99] Этот санад отнесён к слабым из-за равия Ибрахима бин Фахда – отвергаемого передатчика (матрук), уличённого во лжи.
[100] Этот санад отнесён к слабым из-за равия Мухаммада бин Саламы Куфи – неизвестного (маджхуль) передатчика.
[101] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Этот санад отнесён к хорошим.
[102] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Абдуллаха бин Масуда). Санад его отнесён к хорошим.
[103] Полный перевод смысла этого айата: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Лицемеры, которые обещали Аллаху раздавать пожертвования и стать праведниками, если Он наделит их своими щедротами, обладали всеми этими качествами. Они солгали, предательски нарушили свой обет и не выполнили свое обещание.
[104] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Санад его слаб из-за равия Муслима аль-Мулаия – слабого передатчика.
[105] Этот санад слаб из-за равия Абдуррахман бин Зайд бин Аслама – слабого передатчика.
[106] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Санад его слаб по той же причине, что и первый санад этого хадиса - из-за равия Абдуррахман бин Зайд бин Аслама – слабого передатчика.
[107] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Санад его слаб из-за равия Мухаммада бин Юнуса – отвергаемого (матрук) передатчика.
[108] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Санад его слаб из-за равия Файяд биз Зухайри – неизвестного (маджхул) передатчика, и Джафара бин Зубайра, уличённого в передаче выдуманных (моудуа) хадисов.
[109] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Санад его слаб из-за равия Файяд биз Зухайри – неизвестного (маджхул) передатчика, и Джафара бин Зубайра, уличённого в передаче выдуманных (моудуа) хадисов.
[110] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка.
[111] Приведённый санад является «очень слабым», ибо в нём присутствует Мухаммад бин Мухрим – отвергаемы (матрук) передатчик.
[112] Имеется ввиду Хасан аль-Басри, Абу Саи́д бен Аби аль-Хасан Йаса́р (родился в 21г. в Медине, умер в 110 г.Хиджры в Басре), - один из известнейших учеников сахабов. Хасан аль-Басри участвовал в войне против сасанидской Персии, был секретарём наместника Хоросана Раба ибн Зияда . Когда правителем Ирака стал аль-Хаджадж, то принял участие в организованной последним работе по снабжение харфов в тексте Благородного Корана диакритическими знаками. При халифе Умаре Втором Хасан аль-Басри стал кадием Басры. Хасан аль-Басри был широко известен своими знаниями и аскетизмом. Бакр аль-Музани сказал: «Если кто желает видеть ученого обладающего самыми широкими познаниями в данное время, то пусть посмотрит на Хасана, потому что мы не встречали ученого более знающего чем он». См. Тахсиб ат-Тахсиб., том 2, №263)
[113] Атаи бин Абу Рабаха этой метафорой ставит под сомнение общий характер этого хадиса.
[114] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Кто выполняет свои обязанности перед Аллахом, тот заслуживает щедрое вознаграждение. А кто не выполняет своих обязанностей и предает оказанное ему доверие, тот заслуживает суровое наказание. Такие грешники предают Аллаха, Его посланника и оказанное им доверие и умаляют собственное достоинство. Будучи изменниками, они обладают самым низменным и самым порочным качеством и лишаются самого совершенного и самого прекрасного качества – верности.
[115] Полный перевод смысла этого айата суры «Баккара»: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали». Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Под недугом здесь подразумеваются сомнения, неуверенность и лицемерие. Следует знать, что сердце может прийти в расстройство под воздействием двух недугов: лживых сомнений и низменных страстей. Неверие, лицемерие и ересь относятся к сомнениям, которые поражают сердца, тогда как прелюбодеяние, склонность к распутству и ослушание относятся к низменным желаниям.
[116] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Под лицемерами в этом аяте подразумеваются лицемеры, которые выдавали себя за мусульман, но отказались совершить переселение по причине своего неверия. Сподвижники относились к ним с подозрением и разошлись во мнениях относительно них. Некоторые из сподвижников не желали сражаться против них и разрывать с ними отношения, потому что они выдавали себя за правоверных. Другие же поняли их истинные качества по тем поступкам, которые они совершали, и обвинили их в неверии. Тогда Всевышний Аллах приказал мусульманам не испытывать сомнения относительно них, поскольку их положение было совершенно очевидно. Они были самыми настоящими лицемерами и неоднократно обращались в неверие. Но, несмотря на свое неверие, они хотели походить на правоверных.
[117] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Зейда бин Сабита). Санад его достоверен, и все передатчики его достойны доверия.
[118] Полный перевод смысла этого айата (сура «Нисаа», 4:88): Почему вы разошлись во мнениях относительно лицемеров на две группы? Аллах отбросил их назад за то, что они приобрели. Неужели вы хотите наставить на прямой путь того, кого ввел в заблуждение Аллах? Для того, кого Аллах ввел в заблуждение, ты никогда не найдешь дороги.
[119] Санад этого сообщения неприемлим из-за равия Ибрахима бин Абу Лайс – отвергаемого (матрук) передатчика, уличённого во лжи. Также и другой равий - Джабир (бин Зейд) является отвергаемым передатчиком.
[120] Хадис в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).
[121] Санад этого сообщения достоверен, и все передатчики его достойны доверия. Хадис этот в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).
[122] Санад этого сообщения достоверен, и все передатчики его достойны доверия. Хадис этот в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). В данном хадисе говорится о том, что выходить из мечети после азана во время пребывания в ней без насущной необходимости, либо не возвращатся туда после того, как нужда в нахождении вне мечети отпала, - есть признак лицемерия, о котором сказал нам пророк Мухаммад, да благословит его Аллха и приветствует.
[123] Приведённый санад очень слаб из-за равия Абдул Джаббара бин Умара – слабого передатчика, и равия ибн Абу Фарвата (Исхака бин Абдуллаха) – который оценивается как «очень слабый» и отвергаемый (матрук). Причём первый из них воспринял сообщение от второго, а Исхак бин Абдуллах в свою очередь от Мухаммада бин Юсуфа, как мудаллис – то есть в форме "ан-ан". Когда мудаллис передает матн в такой форме, не заявляя четко о том, что он его слышал непосредственно от того, от кого передает, это также ослабляет санад. Однако хадис № 60 данного сборника имеет сходный смысл при отличиях словестной формы, тем самым подкрепляя матн этого хадиса. Также сходный смысл имеет хадис, приведённый в «Муснаф» Абдур Разака (хадис № 1882 в передаче от Саида бин Мусайяба), имеющий хороший санад.
[124] Этот санад очень слаб из-за равия Муавии бин Атаи, уличённым в измышлении хадисов.
[125] Этот санад слаб из-за равия Яхъя бин Абдул Хамида – слабого передатчика. Однако данный матн имеет в различных сборников ещё 66 хадисов – «шахидов» со сходным смылом, и достоверным иснадом, и 22 хадиса, чей иснад отнесён к хорошим. Примером хадиса со сходным смыслом и достоверным санадом является приведённый в «Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала (хадис № 10 656, в передаче от Абу Хурейры).
[126] Санад этого сообщения достоверен, и все передатчики его достойны доверия. Хадис этот в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).
[127] Говорит шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди в разъяснении этого айата: Всевышний поведал об дурных качествах и отвратительных особенностях лицемеров. Они пытаются обмануть самого Аллаха и делают вид, что являются верующими, хотя в душе они скрывают неверие. Они полагают, что таким образом они введут Аллаха в заблуждение. Они надеются, что Он не узнает об этом и не опозорит их перед остальными рабами. А между тем это Аллах обманывает лицемеров, потому что их поступки и предположения являются сущим самообманом… Еще одним качеством лицемеров является неохотное совершение намаза, самого славного из богоугодных деяний. Лицемеры неохотно поднимаются на намаз и недовольны тем, что им приходится молиться. Человек ленится только тогда, когда в его сердце отсутствует желание трудиться. И если бы их сердца не были лишены стремления к Аллаху и Божьему вознаграждению, если бы в них была вера, то они не ленились бы совершать намаз.
[128] Этот санад отнесён к слабым из-за передатчика Бакра бин Сахла, который был слаб в хадисе. Однако хадис со сходным матном, но незначительными отличиями в словестной форме, представлен в «Сахих» имама Муслима (хадис № 993, в передаче от Анаса бин Малика, с хорошим санадом), а также ещё в 64 сборниках присутствует этот матн с хорошим санадом.
[129] Не начнёт оканчиватся время послеполуденной молитвы (аср), и солнце начнёт опускатся за горизонт (между рогов шайтана), как говорится об этом в других хадисах. Например в сборнике «Рияд-уc-Салихин» имама Навави, хадис №439 в передаче от Абу Наджих Амр бин Абаса ас-Сулами с достоверным санадом, в котором время исполнения молитвы аср описано так: «…когда тень станет двигаться к востоку, то (можешь) молиться (снова), и эти молитвы (снова) будут посещаться и иметь свидетелей до тех пор, пока ты не совершишь послеполуденную молитву. А после неё снова воздержись от молитв до тех пор, пока не зайдёт солнце, ибо, поистине, садится оно между рогов шайтана, и в это время склоняются перед ним неверные». Лицемеры затягивают исполнения молитвы аср, и вспоминают о ней порой тогда, когда солнце уже заходит и совершать её уже нельзя.
[130] Имеется ввиду, что лицемеры исполняют движения молитвы, уже недопустимо задержанной ими, небрежно, клюя носом, подобно птице. Под словами «…клюнет (носом подобно птице) четырежды» имеется ввиду, что в молитве аср четыре раката.
[131] Данный санад отнесён к слабым из-за равия Мухаммада бин Абдуррахмана, который был слаб, как передатчик.
[132] Этот санад достоверен и все передатчики его достойны доверия.
[133] Этот санад слаб из-за равия Ибрахима аль-Хаджари бин Муслима – слабого передатчика. Однако же первая часть этого матна (до слов «И если верующий войдёт в мечеть…») приводится в «Сунан» Абу Дауда (хадис № 4197, в передаче от Абу Хурейры) с достоверным иснадом, а также встречается ещё в 11 сборниках с достоверным санадом, и в 25 сборниках хадисов – с хорошим санадом.
[134] Хадис этот в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).
[135] Санад этого сообщения отнесён к хорошим, и все передатчики его достойны доверия. Хадис этот в форме «марфуа» (содержит прямую речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).
[136] Этот санад отнесён слабым из-за равия Абдулхамида бин Саууара, который был слабым передатчиком. Однако существуют хадисы со сходным смыслом, но в иной словестной форме. Например, приводимый в «Шууб аль-Иман» имама Байхаки (хадис № 7 194, в передаче от Абу Умамы, с хорошим санадом). Матн этого хадиса- «шахида»: «Скромность и немногословность – две ветви веры, бесстыдство и многоречивость – две ветви лицемерия» (см. хадис № 59 этого сборника, где приведён тот же матн, что и у имама Байхаки, но с достоверным иснадом).
[137] Этот санад очень слаб из-за равия Исхака бин Бакра бин Абу Фурата, ибо он – неизвестный передатчик (маджхуль).
[138] В этом санаде равий Абдуррахман бин Мукатиль передавал от равия Абдулмалика бин Кудама аль-Джумхи, а последний – от упомянутого выше Исхака бин Бакра бин Абу Фурата – неизвестного передатчика, в связи с этим данный санад также очень слаб.
[139] Этот исанад очень слаб, ибо содержит в санаде равия Мухаммада бин Юнуса бин Мусу аль-Кадими – отвергаемого передатчика, уличённого в измышлении хадисов.
[140] Этот санад слаб из-за равия Мухаммад бин Умара бин Салмы – слабого передатчика, уличённого в измышлении хадисов, приверженца шиизма.
[141] Этот санад слаб из-за равия Мухаммад бин Умара бин Салмы – слабого передатчика, уличённого в измышлении хадисов, приверженца шиизма. Передатчик же Мухаммад бин Бакр бин Амр, от которого Мухаммад бин Умар бин Салама воспринял этот матн, также был слаб как равий.
[142] Этот санад слаб из-за равия Абу Бакра Талхий – неизвестного (маджхул) передатчика.
[143] Этот санад слаб из-за равия Абу Бакра Талхий – неизвестного (маджхул) передатчика. Другой равий в этом санаде - Яхъя бин Абдулхамид – также был слабым передатчиком.
[144] Этот санад отнесён к хорошим, и все его равии достойны доверия.
[145] Этот санад очень слаб из-за равия Ахмад бин Мухаммад бин Абдуррахман Куфи – отвергаемого передатчика, уличённого во лжи. Также Абу Мухаммад бин Яхъя – неизвестный (маджхул) передатчик.
[146] Этот санад слаб, ибо Яхъя бин Иса ар-Рамли – слабый передатчик.
[147] Этот санад слаб, ибо равии Ахмад бин Саид и Ахмад бин Абдуррахман бин Кунти – неизвестные (маджхул) передатчики.
[148] Этот санад слаб из-за равия Мухаммад бин Умара бин Салмы – слабого передатчика, уличённого в измышлении хадисов, приверженца шиизма.
[149] Этот санад очень слаб из-за равия Мухаммад бин Умара бин Салмы – слабого передатчика, уличённого в измышлении хадисов, приверженца шиизма. Другой равий - Ахмад бин Зияд бин Аджлан – отвергаем, ибо был уличён во лжи. Мухаммад бин Муфаддал бин Ибрахим и его отец – неизвестные (маджхул) передатчики.
[150] Этот санад слаб из-за равия Мухаммад бин Умара бин Салмы – слабого передатчика, уличённого в измышлении хадисов, приверженца шиизма.
[151] Равии санадов, приведённых в хадисе № 72. Т.е. все выше перечисленные санады сходятся на трёх указанных далее равиях.
[152] Этот санад отнесён к хорошим, и все его равии достойны доверия.
[153] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Али ибн Абу Толиба).
[154] Имеется ввиду мать Али ибн Абу Толиба Фатыма бин Асад бинт ибн Хашим, заставшая в зрелом возрасте и джахилию, и Ислам, и известная тем что дала Али ибн Абу Толибу прозвище «Хайдар» («Лев»). Али ибн Абу Толиб родился за 10 лет до начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
[155] Этот санад слаб из-за равия Абу Бакра Талхий – неизвестного (маджхул) передатчика. Другой равий в этом санаде - Мусавир аль-Химайри – также неизвестный (маджхул) передатчик.
[156] Этот санад слаб, ибо один из равиев - Касим бин Халифа – неизвестный (маджхул) передатчик.
[157] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Али ибн Абу Толиба).
[158] Санад этот очень слаб, ибо равии Ибрахим бин Мухаммад бин Маймун и Харам бин Усман – очень слабые передатчики.
[159] Водоём (Хауд) пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которым он будет обладать в Судный день, и который создан уже сейчас. Как привел аль-Бухари и Муслим из хадиса Укбы бин Амира, что однажды пророк صلى الله عليه وسلم вышел, сделал намаз за людей Ухуда, затем повернулся к минбару и сказал: إني فرط لكم، وأنا شهيد عليكم، وإني والله لأنظر إلى حوضى الآن
«Поистине, я опережу вас и буду свидетельствовать о вас. Клянусь Аллахом, сейчас я вижу свой водоем» (Аль-Бухари, стр. 1260, № 6590, Муслим, стр. 941, № 2296.). Аль-Бухари и Муслим привел хадис Абу Хурейры رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал: ومنبري على حوضي
«И мой минбар – на моем водоеме» (Аль-Бухари, стр. 1259, № 6588, Муслим, стр. 545, № 1391).
[160] Растение дереза (по арабски - العَوْسج, по-русски "волчья ягода») - относится к семейству паслёновых, которое распространено повсеместно, включая субтропики, и имеет ядовитые ягоды. Арабским словом العَوْسج обозначается один из 90 видов этого растения, известное под латинским названием Lycium arabicum - "Дереза арабская". Всевышний Аллах в суре "Касас" (28:30) сказал:
قال تعالى: "فَلَمَّا أَتَاهَا نُودِي مِن شَاطِئِ الْوَادِي الْأَيْمَنِ فِي الْبُقْعَةِ الْمُبَارَكَةِ مِنَ الشَّجَرَةِ أَن يَا مُوسَى إِنِّي أَنَا اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ"
Перевод смысла: " Подойдя туда, он услышал глас со стороны дерева, которое росло в благословенном месте по правой стороне долины: "О Муса! Я Аллах, Господь миров. " В тафсире "Джамиа аль-Байян ан ат-Таули биль-Куран" имам ат-Табари в разъяснении этого айата сказал: "Сообщил нам Касим, сказавший: сообщил нам Хусан, сказавший: сообщил мне Абу Суфьян от Муамара, от Катады о словах Всевышнего "...со стороны дерева, которое росло в благословенном месте... ": сказав: Дерево - дереза. Сказал Муамар от Катады: посох Мусы из дерезы, и дерево (упомянутое в этом айате) - дереза". В матне приведённого хадиса также сказано, что у Али ибн Абу Толиба будет посох из дерезы.
[161] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Джабира).
[162] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Джабира). Равии его достойны доверия.
[163] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Абу Саида Худри). Санад его слаб из-за равия Абу Харуна аль-Абди – отвергаемого (матрук) передатчика.
[164] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Абу Саида Худри). Равии его достойны доверия.
[165] Хадис этот относится к категории моукуф (حديث موقوف), то есть в тексте его приводятся слова одного из сподвижников пророка (Абу Зарры Гифари). Равии его достойны доверия.
[166] Этот санад слаб из-за равия Абу Исхака Хумайси (Хазима бин аль-Хусейна), который был слабым передатчиком.
[167] Этот санад слаб из-за равия Абдуррахмана бин Малик бин Мигвала, который был слабым передатчиком.
[168] Этот санад очень слаб и неприемлим, ибо среди равиев Муалля бин Хилял аль-Хадрами, уличённый во лжи и измышлении хадисов.
[169] Этот санад очень слаб из-за равия Абу Бакр Абдуллаха бин Хакима ад-Дахири, уличённого в измышлении хадисов.
[170] Этот санад отнесён к хорошим (хасан), и равии его достойны доверия.
[171] Этот санад слаб из равия Мухаммада бин Яхъя, который был слаб как передатчик.
[172] Оба эти санада отнесены к хорошим, и все равии их достойны доверия.
[173] Этот санад отнесён к хорошим (хасан), и равии его достойны доверия.
[174] Этот санад очень слаб из-за равия Абу Бакр Абдуллаха бин Хакима ад-Дахири, уличённого в измышлении хадисов.
[175] Этот санад очень слаб из-за равия Абу Бакр Абдуллаха бин Хакима ад-Дахири, уличённого в измышлении хадисов.
[176] Этот санад очень слаб из-за равия по имени Мусаййяб бин Вадих, который был очень слабым передатчиком.
[177] Этот санад достоверен и все передатчики его достойны доверия.
[178] Этот санад достоверен и все передатчики его достойны доверия.
[179] Этот санад слаб из-за равия Абдуррахмана бин Абдуллах аль-Умари, который был отвергаемым передатчиком (матрук), и его отца, Абдуллаха бин Умара бин Хафса – слабого передатчика. Однако, сущест