Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изменения в общей теории познавательной деятельности




Главные факторы, породившие новые тенденции в по­нимании природы, структуры и функций познания, — это подход к знанию в единстве с порождающей его деятель­ностью субъекта, включение познания в социокультурный контекст и наиболее значимое — гносеологическое осмыс­ление результатов, полученных такими новыми областями знания, как когнитивная психология, когнитология и ис­следования в области искусственного интеллекта. Однако освоение новых данных требует предварительного рассмот­рения ситуации в самой теории познания, в трактовке ее основных категорий и принципов.

Парадоксы и противоречия отечественной теории по­знания не всегда осознаются сегодня при обращении к этой проблематике. Прежде всего это выражается в том, что теория познания покоится на двух взаимоисключаю­щих парадигмах, которые условно можно назвать именами Дж. Локка и Гегеля. Локковский сенсуализм придает фун­даментальное значение опыту, непосредственному чувст­венному познанию эмпирического субъекта. Близость к этой парадигме видна в основополагающем высказывании В.И.Ленина об исходном в познании «живом созерцании», а также в его теории ощущения и отражения, до сих пор служащей фундаментом отечественной гносеологии.

Влияние учения о познании Дж. Локка в определенной степени проявляется и в том, что фундаментальное поло-

 

жение отечественной гносеологии — «познание есть отра­жение» понималось не столько диалектико-материалисти-чески, сколько с позиций материалистического сенсуализ­ма. Это положение в значительной мере трактовалось ми­ровоззренчески, в контексте основного вопроса филосо­фии, имело четко выраженную идеологическую окраску. Однако сегодня со всей очевидностью проявилась неполно­та и проблематичность трактовки познания как непосредст­венного получения «копии», образй реального мира. До­статочно обобщенное, метафорическое понятие «отраже­ние» фиксирует скорее конечный результат, нежели опера­ционную сторону познавательной деятельности, «спрям­ляя» многие этапы познавательной деятельности. Этот процесс далеко не всегда имеет отражательную природу, но скорее реализует творчески-созидательные, гипотетико-проблемные подходы, основанные на продуктивном вооб­ражении, социокультурных предпосылках, индивидуаль­ном и коллективном жизненном опыте.

Стремясь втиснуть представления о познавательном процессе в рамки идеологически и социально санкциониро­ванной концепции, понятие «отражение» трактовали пре­дельно широко, включая в него и неотражательные проце­дуры и результаты. Тенденциозность и неоправданность такого расширения содержания понятия отражения про­явились уже в том, что в него одновременно включались и представления о структурном соответствии образа и объек­та, достигаемом «непосредственным» воспроизведением объекта, и в то же время представления и понятия, полу­чаемые с помощью выдвижения гипотез, задающих пред­метные смыслы чувственным данным, категоризации, раз­личных способов репрезентации, редукции, реконструк­ции, интерпретации и других познавательных приемов. Парадокс состоит в том, что познание, имеющее своим результатом образы предметного мира, осуществляется преимущественно неотражательными по природе опера­циями. Преодоление расширенного толкования отражения, сведения к нему всей познавательной деятельности воз-

 

можно лишь при разграничении понимания отражения как свойства материи и как познавательной операции наряду и во взаимодействии с другими.

Другая парадигма — гегелевская по своим исходным принципам, утверждая высокую активность развивающего­ся духа в его абсолютности и всеобщности, исходит, по сути дела, из предельной абстракции субъекта, сведения сущности индивида к сознанию и самосознанию. «Отдель­ный индивид есть несовершенный дух, некоторый конкрет­ный образ, во всем наличном бытии которого доминирует одна определенность, а от других имеются только рас­плывчатые черты....Отдельный индивид должен и по со­держанию пройти ступени образования всеобщего духа, но как формы, уже остановленные духом, как этапы пути, уже разработанного и выровненного»!. Итак, «несовер­шенный дух» индивида, его переход к подлинному знанию возможны лишь путем усвоения духовных продуктов «все­общего» субъекта; первично теоретическое отношение субъекта к миру, поэтому индивид с необходимостью про­ходит «ступени образования всеобщего духа», от обыден­ного сознания до абсолютного знания. Эти идеи в отечест­венной теории познания, пройдя материалистическое пере­осмысление, предстали как детерминация содержания ин­дивидуального сознания общественным сознанием во всем многообразии его форм. Автономность и целостность инди­вида-субъекта, внутренний творческий потенциал, неповто­римость его видения мира и понимания истины — все это, по сути дела, в гносеологии было обесценено, рассматрива­лось как психологизм. Условием «объективности» знания стало преодоление эмпирического индивида как «несовер­шенного духа», полное отвлечение от глубинных структур сознания как иррациональных, дологических форм, осу­ществлялось сведение к частичному субъекту, как функ­ции познания.

1 Гегель Г.-В.-Ф. Соч. Т. IV. С. 14-15.

 

Таким образом, субъект познания в соответствии с гос­подствующими локковской и гегелевской парадигмами был представлен в отечественных гносеологических текстах одновременно и как абстракция индивидуального эмпири­ческого субъекта, осуществлявшего «живое» созерцание, непосредственное чувственное познание-отражение, и как «сознание вообще», т.е. предельно абстрактный субъект, лишенный каких бы то ни было индивидуально чувствен­ных либо конкретно-исторических характеристик.

Парадоксальной представляется и еще одна ситуация. Признавая как догму положение марксизма о социально-исторической природе и обусловленности познания, субъ­екта и субъект-объектных отношений, отечественные фило­софы вместе с тем полностью отвлекались от этой обуслов­ленности, отождествляя теорию познания лишь с абстракт­ным гносеологическим подходом. Этому есть, безусловно, и объективные причины, прежде всего связанные с тем, что учет социокультурных и ценностных факторов позна­ния требовал существенного усложнения учения о позна­нии, введение новых, неразработанных категорий, пере­смотр фундаментальных положений.

Следует также отметить, что отечественный вариант теории познания унаследовал скорее традиции сенсуализ­ма и рационализма, нежели Гегеля и Маркса в трактовке социокультурной обусловленности. Первые рассматривали познание как некий внеисторический процесс, в котором социально-исторические факторы представали как «фон» или «помеха», призраки, идолы (по Бэкону). В свою оче­редь Гегель и Маркс, отказавшись от понимания сознания как неизменной естественной априорной способности чело­века, видели задачу исследования познания в осмыслении социально-исторического процесса развития познаватель­ного опыта человечества!. Не учитывались также поиски и

1 Теория познания: в 4-х т. Т. 2. Социально-культурная природа познания. М., 1991. С. 12.

 

достижения другой традиции, возникшей и развивавшейся параллельно с немецкой классической философией, — традиции герменевтики, подпитанной немецким романтиз­мом, ставившей культурологические аспекты познания и

методологии наук о культуре в центр внимания (Ф.Шлей-ермахер, В.Дильтей).

Последние десятилетия отечественные теория познания и философия науки поставили перед собой цель — найти как и в каких формах социальное и культурно-историчес­кое входят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности, как осуществля­ется превращение внешних социокультурных, ценностных факторов во внутренние когнитивные и логико-методоло­гические детерминанты. Обращение к социальной природе самого познания с необходимостью выводит на глубинные уровни анализа и понимания природы и структуры знания, когнитивные идеи, логико-вербальные формы и ценност­ные предпосылки которого оказываются укорененными в культуре общества. Выясняется, что многие фундаменталь­ные элементы знания и познавательной деятельности орга­нически соединяют в себе когнитивные и ценностные нача­ла, разъятие которых разрушает само знание. Социаль­ность, предстающая как совместный, либо как всеобщий труд, выражающаяся, в частности, в коммуникативности и общении, имеет свои когнитивные и логико-методологичес­кие следствия и императивы, находящие отражение в со­держательных и структурных особенностях, а также в ор­ганизации и построении знания и познавательной деятель­ности.

Отчетливо просматривается еще один парадокс, сущест­вующий не только в отечественной гносеологии. Общая теория познания на самом деле не возникла как общая и не была учением о познании вообще, в отличие, скажем, от учения о научном, специализированном познании. Как по­казывают исследования по истории науки и философии, прежде начало формироваться учение о принципах, мето-

 

дах способах научного познания, которые затем были распространены на познание в целом. Так, Платон распро­странил пифагорейский теоретизм на оценку человеческой познавательной деятельности в целом и тем самым преоб­разовал его в общегносеологическую концепцию рациона­лизма. В начале XVII в. Ф.Бэкон разрабатывал гносеоло­гию «эмпирической» науки. Дж.Локк позже посчитал воз­можным распространить принципы бэконовского эмпириз­ма на человеческое познание в целом. Так была построена первая общегносеологическая концепция сенсуалистичес­кого типа1. Таким образом, за пределами общей теории познания осталась огромная область внерационального, вненаучного, «инонаучного» (по выражению С.С.Аверин-цева), т.е. всего того, что должно быть предметом внима­ния гносеологии, но выпадало из ее поля зрения, посколь­ку не соответствовало критериям объективности естествен­нонаучного знания, на которых базировалась теория по­знания.

Преодоление подобной неполноты, односторонности и ограниченности теории познания осуществляется сегодня в исследованиях различных форм заблуждения человеческо­го. разума, а также при изучении различных типов практи­ческого и духовно-практического знания. Как особые сис­темы и виды знания исследуются обыденное, религиозное и мифологическое знание, изучаются магия, мистика, ал­химия и астрология. Однако познавательное богатство этих областей знания и опыта еще не оценено в должной мере теорией познания и именно ей предстоит разработать философско-гносеологические основания, выяснить приро­ду этого человеческого опыта и признать за ним статус нормального знания. В основу типологии знания должны лечь соответствующие типологии познавательных способ­ностей индивида и типологии практик. Свойства знания

1 Никитин Е.П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования, 1993, № 1. С. 64-65.

 

должны выводиться не из традиционных стандартов раци­ональности, но из свойств познающего субъекта, его дея­тельности и общения. Переосмысливается также роль и природа заблуждений в познании. Заблуждение предстает не просто отклонением и противоположностью истины, но, будучи относительным, оно оказывается выражением многообразия направлений и приемов познавательного процесса, его противоречивости, гипотетичности и риска, множества различных смыслов и интерпретаций. «Прида­вая должное значение роли заблуждений... мы возвращаем познавательному опыту человека утраченную полноту, а за теорией познания признаем право (и обязанность) зани­маться исследованием различных видов знания, каждому из которых могут быть свойственны свои критерии стро­гости, адекватности и обоснованности. Тем самым мы при­влекаем в гносеологическое исследование все многообразие деятельности и общения, взятое в когнитивном измере­нии» (.

Новое понимание соотношения научного и вненаучного предполагает в целом переосмысление рационального и иррационального, их соотношения и типов рациональнос­ти. В современной духовной культуре идет поиск новых представлений о рациональности, ее совокупного образа, преодолеваются оценочные смыслы самого понятия, пред­полагавшего жесткое противопоставление как положитель­ного или отрицательного рационального — иррациональ­ного. Классическая трактовка рациональности исходит из того, что разум неизменен, тождествен самому себе. «Не­изменный разум господствует над неизменной природой согласно неизменным принципам» 2. в этом контексте ра­циональное одновременно предстает как целесообразное, а

1 Касавин И.Т. Постигая многообразие разума (Вместо введения) // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 11-12, 13.

2 Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984. С. 36. 16

 

оационалистическое мышление и разумно-целесообразное действие осуществляются универсальным субъектом, обла­дающим могущественным рефлексивным сознанием, не знающем границ в познании себя и окружающего мира.

Научная рациональность в значительной мере соответ­ствует идеалам классической рациональности. Она предпо­лагает существование нормативов и критериев, позволяю­щих отличить научное знание от обыденного, вненаучного или заблуждения, псевдознания. Существенным призна­ком научной рациональности считается наличие особого метода исследования как строго определенного и единст­венно возможного в разумном исследовании. Здесь сочета­ются и в определенном смысле совпадают логика и разум, при этом отвергаются эмоциональное, мировоззренческое — вообще ценностное влияние как «ненаучное», искажаю­щее влияние на познавательную деятельность ученого. Од­нако история науки показывает, что научная рациональ­ность в традиционном, классическом понимании оказыва­ется слишком узкой, не охватывающей реальный процесс исследования, который включает также факторы иного порядка, в частности культурно-исторические. В связи с этим выявлен новый тип рациональности, который может быть назван социокультурным!.

Рациональность в этом случае понимается как обуслов­ленность научной деятельности социальными институтами, определяющими ее формы и оценивающими на основании конкретных социальных и культурно-исторических стан­дартов. Последние предстают в форме мировоззренческих, ценностных предпосылок, различных убеждений, парадиг-мальных образцов, способов видения. Трактовка рацио­нальности в таком контексте исходит из антропологичес­ких характеристик субъекта и социальных условий его деятельности. Рациональность предстает как понятие, от-

1 Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность

Критический очерк. М., 1989. С. 8-28.

| познании и практике.

^•yff 17

Центральная г<~'1'.'.

У НИЗЕ? "С'./:!-)••"-.Я &;^

19102^,' 'С-^т-^:;

И Я ff - Р ^ V. И '-I',:. г' i с"'.," '•< /1.

 

эажающее границы конструктивной человеческой деятелв-тости, лежащие в самом человеке и в создаваемом им <ире1.

Новые моменты в понимании рациональности говорят и) новом соотношении ее с иррациональностью в современ-юй европейской культуре, что находит свое отражение в юответствующих текстах. Противоречивость самого рацио-1ального подметил и проанализировал еще Гегель, у кото-юго впервые встречается истолкование категорий рацио-1ального и иррационального как проявления диалектики рассудка и разума: «...то, что мы называем рациональным, тринадлежит на самом деле области рассудка, а то, что мы 1азываем иррациональным, есть скорее начало и след ра->умности....Науки, доходя до той же грани, дальше кото-юй они не могут двигаться с помощью рассудка... преры-шют последовательное развитие своих определений и за-1мствуют то, в чем они нуждаются... извне, из области 1редставления, мнения, восприятия или каких-нибудь дру-

•их источников;^.

Научное творчество трактуется здесь не просто как про-1вление рассудка, но как начало разумности, выступаю-цей в форме иррациональности. Разработка такого подхо-ia к иррациональному представляется наиболее перспек­тивной сегодня. Иррациональное лишается своей отрица­тельной оценки, оно понимается как интуитивные, схваты-(аемые фантазией, чувством, неосознаваемые грани самого)азума. Иррациональное предстает как новое, еще неот->ефлектированное, допонятийное, не принявшее логически шределенные формы знание. Оно еще проблематично, не-)боснованно, но уже присутствует как необходимый твор-1еский компонент познавательной деятельностиЗ.

В целом существующие парадоксы и противоречия в

•еории познания, а также фундаментальные изменения в

1 Там же. С. 67-84.

2 Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. I. С. 415 — 416.

3 Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. С. 115.

 

этой сфере, ставят новые задачи, прежде всего связанные с разработкой новых понятий и переосмыслением прежних представлений традиционных базисных понятий.

Чувственное познание как единство сенсорных дан­ных, содержательных схем мышления, культурно-истори­ческих ооразцов. В последнее время внесены серьезные изменения прежде всего в понимание природы такой фун­даментальной формы познания, как ощущение. Выявлена, в частности, своего рода гетерогенность чувственного по­знания, включающего не только образные, но и знаковые компоненты, что вносит существенные уточнения в преж­ние представления о познании как отражении, выявляет репрезентативный характер многих элементов и структур познавательной деятельности. Обосновывается, что чувст­венные модальности ощущений — звук, вкус, цвет, ощу­щения тепла, холода и др., определяясь природой анализато­ров, являются в то же время знаковыми обозначениями фи­зической природы раздражителей, которая недоступна непо­средственно чувственному познанию и раскрывается лишь опосредованно, логическими и теоретическими средствами.

В связи с этим необходимо вспомнить давнюю дискус­сию о том, является ли ощущение знаком или образом. Еще в 1866 году Л.Фейербах критиковал «физиологичес­кий идеализм» известного ученого И.Мюллера, который утверждал, что одна и та же внешняя причина в различ­ных органах чувств возбуждает различные ощущения соот­ветственно природе каждого органа чувств. Это был так называемый «закон специфических энергий нервов», из которого делался вывод о том, что индивид ощущает толь­ко себя. Ученик Мюллера — Г.Гельмгольц, известный физик, физиолог, автор основополагающих трудов по фи­зиологии слуха и зрения, пришел к заключению, что «наши ощущения... суть только знаки внешних объектов, а отнюдь не воспроизведения их с той или другой степенью сходства»!. Таким образом, вывод, касающийся модаль­ности ощущений, он распространил на ощущение в целом.

1 Гельмгольц Г. Популярные речи. Спб., 1896. Ч. 1 С. 96.

 

Обращение к истории науки не теряет своей актуаль­ности, поскольку приведенный материал стал предметом философской оценки в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», идеи которой и положения теории познания как теории отражения десятки лет рассматрива­лись как основополагающие для отечественной теории по­знания. Ленин, как известно, занял противоположную по­зицию, рассматривая ощущения лишь как субъективный чувственный образ действительности, отрицая утвержде­ния Гельмгольца о их знаковой природе!. Таким образом, не был понят тот факт, что в чувственном познании имеет место диалектика чувственного и образного, что модаль­ности ощущений, представляющие собой форму чувствен­ного отражения, определяются функциональной организа­цией анализаторов, не содержат сведений о физической природе воздействующих на органы чувств элементарных стимулов и, следовательно, являются своеобразной систе­мой внутренних знаков. Происходит кодирование физичес­ких параметров в естественных знаках — психических модальностях. Отрицание знаковой формы чувственного отражения приводит к наивно-реалистическому отождест­влению чувственной картины объективной действительнос­ти с самой этой действительностыо2.

Чувственное познание предстает как единство изобра­жения и обозначения. Из знаковых элементов, замещаю­щих физическую природу и свойства объекта, формирует­ся образ объекта, воспроизводящий его структуру. Непо­средственно из ощущений человек не может узнать какова физическая природа данного раздражителя, большинство явлений материального мира вообще недоступно челове­ческим органам чувств, в частности, такие, как радиоак-

1 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18. С. 322, 246 и др.

2 Губанов Н.И. Чувственное отражение (Анализ проблем в свете современной науки). М., 1986. Гл. II.

 

тивное излучение, электромагнитное поле за пределами видимого спектра, гравитационное, электростатическое и магнитное поля, ультразвук и др. Как известно, для этого применяется соответствующая аппаратура, различного рода посредники, но главное — вступает в действие умо­постижение, теоретическое знание. Оно исходит из показа­ний анализаторов, но вместе с тем настолько выходит за их пределы, что степень познания человеком окружающего мира определяется в значительной мере не его природной организацией, но уровнем развития его мышления и обще­ственной практики, коммуникациями и культурным кон­текстом!.

Новые представления о чувственном познании склады­ваются и под воздействием исследований в области теории восприятия, где разрабатываются различные подходы к анализу перцептивной динамики. Наиболее значимыми для теории познания стали субъектный, конструктивист­ский, прогностический и когнитивно-структурный подходы (по классификации В.А.Барабанщикова). Эти исследова­ния, в частности, показали, что сенсорные данные, будучи результатом воздействия предмета на органы чувств, вмес­те с тем недостаточны для разграничения реальности и иллюзий, не являются собственно познавательным обра­зом, знанием как таковым.

Как показали исследования известного ученого, про­фессора бионики Эдинбургского университета Р.Грегори, «из одних и тех же данных можно «вывести» совершенно разные объекты», «любой двумерный паттерн может отве­чать бесконечному числу возможных трехмерных форм»2. Поэтому сенсорные данные — это лишь материал, в кото­ром субъекту презентируется предметное содержание и ко­торый в процессе восприятия подвергается различным спо­собам переработки уже неотражательного характера — вы-

1 Там же.

2 Грегори Р. Разумный глаз. М., 1979. С. 9, 27.

 

Sopy, категоризации, интерпретации и т. д. Принципиаль-1ым является то, что познание предстает здесь скорее как процесс выдвижения перцептивных гипотез и затем их шробация, а также предсказание новых объектов, свойств, 1роцессов. Это означает, что познание не является «копи­рованием» действительности, но предстает преимуществен-то как процесс выдвижения субъектом предположений, г.е. принципиально иной процедурой, фундаментальным условием которой становится система личностных, куль-гурно-исторических, предметно-практических предпосы-ток, установок, в целом ценностных ориентации субъекта.

Таким образом, познавательный процесс, не сводимый к отражательным процедурам получения чувственного об­раза как «слепка» вещи (по Дж.Локку), предстает сегодня в системе гипотетико-селективной, творчески-проективной, интерпретирующей деятельности субъекта, опосредован-яой различными по природе — знаковыми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурно-исторического эпыта.

Но в таком случае на передний план выступают иные параметры и характеристики познавательной деятельнос-ги, а прежние, в частности, адекватность, соответствие, уточняют свое содержание. Адекватность чувственного по-энания, предполагая соответствие сенсорных данных пара­метрам объекта, вместе с тем непосредственно зависит от имеющихся у субъекта наборов категорий или объект-гипо-гез, а также перцептивных установок и предвосхищающих когнитивных схем. Все эти средства, особенно выдвижение эбъект-гипотез, обеспечивают процедуру интерпретации, или осмысления, в результате чего сенсорные данные по­лучают предметные смыслы, а восприятие, таким образом, жазывается тесно связанным с феноменом понимания.

Обращение к проблеме понимания в познавательной деятельности — это тоже признак нового видения позна­ния. Методология и философия понимания, разрабатывае-

 

мые традиционно герменевтикой, не распространялись на гносеологию и чувственное познание в частности. Послед­ние десятилетия феномен понимания выявлен и исследует­ся и в этих областях философского знания. В семантичес­кой концепции понимание рассматривается как интерпре­тация, т.е. приписывание, придание смысла тем объектам, которые ими не обладают, как, например, явления приро­ды, или выявление смысла в тех случаях, когда смыслы уже заданы при создании того или иного объекта, как в случае языка, текстов, произведений искусства. И по­скольку любое восприятие предполагает предметную ос­мысленность сенсорных данных, постольку мы постоянно имеем дело с этим первичным уровнем понимания уже в самих исходных актах чувственного познания.

Такое видение понимания, как показал А.Л.Никифо­ров, ставит проблему «индивидуального смыслового кон­текста», который при всей его личностной неповторимости, вместе с тем имеет и общее со смысловыми контекстами других индивидуальностей. Эта общность базируется на общности знаний о реальном мире и повседневной практи­ке людей. В целом индивидуальный смысловой контекст представляет собой открытую систему, изменяющуюся на протяжении всей жизни индивида, поскольку изменяются знания, личный жизненный опыт, цели, приобщенность к культуре, профессиональные навыки и т. п. Восприятие и осмысливание окружающей действительности и происхо­дит путем накладывания на нее индивидуального контекс­та познающего субъекта!.

Необходимо учитывать еще одну фундаментальную осо­бенность восприятия — его целостность. Традиционно в эмпирической психологии целостность объясняют как ин-тегративный образ, складывающийся в результате синтеза исходных элементов. При этом учитывается, что способ построения и интеграции перцептивных образов задается

1 Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания //Загадка человеческого понимания. М., 1991. С. 78—90.

 

предельно широким целым — «образом мира», через кото­рый в каждом акте восприятия участвует опыт познания и жизнедеятельности субъекта, далеко выходящий за преде­лы наличной ситуации. Целостный образ, включающий чувственные образы разных уровней общности, выходит за рамки субъективного настоящего и несет, наряду с кон­кретным локальным знанием, самую общую информацию о характеристиках действительности. Таким образом, вклю­ченность объекта в познавательную деятельность субъекта эбеспечивает интеграцию и целостность перцептивного об­раза, предполагающих обязательный выход за пределы показаний анализаторов на основе теоретического знания, мышления и общественно-исторической практики; соответ­ственно в содержание перцепции включается также и то, чего нет в воздействиях непосредственных раздражителей.

Обращение к феномену понимания, что является несо­мненно новым шагом для теории познания, позволяет гакже увидеть новые аспекты и смыслы целостности вос­приятия. В этом случае существенной становится трактов­ка понимания как фундаментальной разумной функции:хватывания в формах единства, связности и целостности;енсорных данных или фактов. На уровне не только аб­страктно-логического, но и чувственного познания, практи­чески в любом созерцании субъект всегда имеет дело с «презумпцией целостности» и конкретного смысла. Выдви­гаемые перцептивные объект-гипотезы предполагают свое­го рода предпонимание, основанное на предшествующем эпыте, традициях, образцах и схемах. При этом постро­ение целостности, или понимание никогда не происходит автоматически, на основе суммирования сенсорных дан­ных, но всегда требует отрыва от наличного материала, воображения, интуиции, своего рода «достраивания» фрагментов до целостного вида1.

1 Автономова Н.С. Метафорика и понимание // Там же. С. 102—107.

 

Рассмотренные новые подходы и грчмиоли чуоши-пп^ го познания, как представляется, в определенном смысле возрождают и переосмысливают забытые старые идеи, ко­торые в неадекватной форме прозревали существенные мо­менты познавательной деятельности. В частности, это идея апперцепции, введенная еще Г.Лейбницем, стремившимся показать влияние «прошлого сознания» и опыта на позна­ние в противоположность идее tabula rasa, т.е. «чистой доски», в виде которой Дж.Локк Представлял познающую душу субъекта!. Переосмысленная Кантом в концепции априорных форм, идея апперцепции обрела самостоятель­ную жизнь в психологии (И.Гербарт, В.Вундт), где она воплотилась в осознании того факта, что всякое воспри­ятие интерпретируется на основе прежнего опыта, в зави­симости от сложившихся интересов и накопленного запаса представлений. Удаляясь от представлений о знании-«вос­поминании» по Платону или «врожденности» идей (нати­визм), кантовского априоризма, идея апперцепции все более сближалась с влиянием знаний, умений, ценностей личности, ее мировоззрения, образования, жизнедеятель­ности, социального опыта в целом (понятия гештальта, установки, парадигмы, объект-гипотезы и др.).

Изменение представлений об абстрактно-логическом познании. Отечественная теория познания как бы переста­ла нуждаться в категориях рассудка и разума, широко представленных в традиционной гносеологии. Это связано прежде всего с обобщением этих понятий в категории «ра­циональное» (в отличие от чувственного), а также с тем, что понятие разума было обеднено, сведено к действию по нормам и правилам, т.е. к рассудку. По существу, была забыта идея Канта о единстве теоретического и практичес­кого разума, о нравственных и эстетических предпосылках

1 Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора систе­мы предустановленной гармонии // Соч.: в 4-х т. М., 1983. Т. 2. С. 48, 51-52.

 

и принципах, целеполагании, укорененности разума в культуре.

Четкое разведение понятий рассудка и разума, понима­ние необходимости их взаимодействия, взаимодополни-гельности — условие современной трактовки абстрактно-логического познания. Она получила возможность опе­реться на данные нейрофизиологии, полученные в резуль­тате открытия функциональной асимметрии мозга и выяв­ления двух типов мышления — левополушарного и право-полушарного. Оба полушария способны воспринимать и перерабатывать информацию, представленную как в сло-весно-знаковой, так и в образной форме, различие сводит­ся только к способам оперирования знаками и образами. Левополушарное мышление, которое, по-видимому, может коррелировать с представлениями о рассудке, создает однозначный контекст в виде строго упорядоченной, логи­чески организованной системы. Это упрощенная «модель» реальности, где из множества связей представлены только немногие — определенные, внутренне не противоречивые, наиболее значимые и стабильные. Упрощение и неполнота отражения реальности левополушарным мышлением связа­ны с необходимостью передачи информации в речи без значительных искажений.

Правополушарное мышление — образное, его функция — одномоментное схватывание бесконечных связей, в ходе которого формируется целостный, полнокровный образ. При этом подключается прошлый опыт, сформировавшая­ся ранее картина реальности, каждый элемент образа в силу многозначности взаимодействует с другими сразу во многих смысловых планах. Правополушарное мышление коррелирует, по-видимому, с представлениями о разуме. Оно незаменимо, когда информация сложна и противоре­чива, принципиально не сводится к однозначному контекс-гу; когда связей, которые могут быть упорядочены, суще­ственно больше и многие из них остаются неосознанными. Неосознаваемая информация, по-видимому, лежит в осно-

 

ве ишу"".""' ^""^"".".7" -r-i-- —г---- 1.. пред-понимания — в целом адекватного образа исследуе­мого явления, до поры не проявленного и невербализован­ного. Отсюда возможности правополушарного мышления

— далеко выходить за рамки непосредственного чувствен­ного восприятия. Очевидно, что два типа мышления тесно взаимосвязаны и взаимодействуют в творческом мышле­нии1. Данные о лево- и правополушарном мышлении в определенном смысле подтверждают правомерность подхо­да к познанию с позиций взаимосвязи рассудка и разума

— категорий, давно используемых в философии.

Рассмотрение структурных особенностей абстрактно-ло­гического мышления как дифференциации и взаимодейст­вия рассудка и разума, что коррелирует с левополушар­ным и правополушарным мышлением, а также понимание чувственного познания как взаимодействия знаковых и об­разных компонентов, сенсорных данных и культурно-исто­рически обусловленных схем мышления — все это приво­дит к мысли о том, что традиционное «ступенчатое» деле­ние познания на чувственное и логическое — это весьма грубая и приблизительная абстракция. Речь должна идти не столько о «ступенчатости» и поэтапности — «от живого созерцания к абстрактному мышлению, от него к практи­ке...» (В.И.Ленин), сколько о взаимодополнительности, органическом слиянии непосредственных и опосредован­ных, знаковых и образных, логически-рассудочных и ин­туитивно-смысловых, «понимающих» моментов в каждом акте и виде познавательной деятельности. Можно говорить лишь о специфическом сочетании и проявлении этих ком­понентов в равноценных формах познания.

Изменения представлений о базовых операциях позна­вательной деятельности. Преодоление парадигмы «позна­ние есть отражение» предполагает прежде всего уточнение

1 Ротенберг B.C. Мышление // Диалектика познания. Л., 1988; его же. Слово и образ: проблемы контекста // Вопросы философии, 1980, № 4.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 742 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.