Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретические основы критики меркантилизма. Дж. Локк




Меркантилистская литература, как уже от­мечалось, носила главным образом эмпирический, прак­тический характер. Поэтому для того, чтобы преодолеть поверхностно-описательный характер, необходимо было выработать новый, более глубокий теоретический метод. Важную роль в этом сыграл английский философ и эконо­мист Джон Локк (1632—1704). Занятия естествознанием позволили ему, опираясь на достижения естественных на­ук, создать эмпирическую философию. Она основывалась на внешнем и внутреннем опыте. Локк, по меткому заме­чанию К. Маркса и Ф. Энгельса, «обосновал философию bon sens, здравого человеческого смысла, т. е. сказал кос­венным образом, что не может быть философии, отличной от рассудка, опирающегося на показания здоровых чело­веческих чувств»2.

Естественные науки накопили в XVII в. новые факты и наблюдения, которые нуждались в первичном осмысле­нии и группировке. Концепция Локка отвечала требова­ниям эпохи. Он стремился свести сложное к простому, от­крыть такие положения и идеи, через которые можно по­нять всю совокупность явлений.

В качестве главного его метода выступает анализ.

Однако Локк создал предпосылки для преодоления меркантилизма не только своей теорией познания, но и своей социальной философией, а также своими эконо­мическими сочинениями.

В произведениях Локка были заложены основы право­вых представлений теоретиков буржуазного общества, методологические предпосылки подхода к человеку как к освобождённому от многочисленных личных связей. опутывавших его в эпоху средневековья, как к экономи­ческому индивиду, который позднее станет главным дей­ствующим лицом в произведениях А. Смита и Д. Рикардо. «Взгляды Локка,- писал К. Маркс,- имеют тем более важное значение, что он является классическим вырази­телем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному; кроме того, его фило­софия служила всей позднейшей английской политической экономии основой для всех её представлении».

Так, для развития политической экономии, важное зна­чение имело обоснование частной собственности как не­отъемлемого атрибута самого человека. Оно получило своё развитие в «Двух трактатах о государственном прав­лении» (1690). В этом произведении Локк исходит из того, что первоначально существовало естественное состояние людей, для которого была характерна общая собствен­ность человечествана продукты, «и никто первоначально не имел частной собственности на что-либо из них, исклю­чающей остальную часть человечества». Благодаря своему труду люди приспосабливают данное природой для удовлетворения своих потребностей. Но тем самым они делают продукт труда своей собственностью. «...Труд (че­ловека ),— пишет Дж. Локк,— создал разницу между этими вещами и общим; он прибавил к ним нечто большее, чем то, что природа, общая мать всего, сотвори­ла; и, таким образом, они стали его частной собствен­ностью». Поэтому Локк считает, что «именно труд создаёт различия стоимости всех вещей» и что «если мы будем правильно оценивать вещи, которые мы используем, и распределим, из чего складывается их стоимость, что в них непосредственно от природы и что от труда, то мы увидим, что в большинстве из них девяносто девять сотых следует отнести всецело на счёт труда».

Таким образом, теория частной собственности у Локка тесносвязана с трудом, который не только является пер­воначальным источником собственности, но и лежит в основе стоимости произведённых человеком продуктов. Правда, как справедливо отмечал К. Маркс, под сто­имостью (value) Локк понимает не меновую, а потреби­тельную стоимость, её источником служит не абстрактный, а конкретный труд. Избыток стоимости, который не есть результат труда, рассматривается Локком как дар приро­ды и является первоначально общей собственностью. Однако с возникновением денег появляется возможность нарушить первоначальное равенство, основанное на инди­видуальной собственности. Таким образом, деньги — это фактор, который позволяет расширить рамки собствен­ности, основанной на личном труде. «Деньги,— говорит Локк,— бесплодны и ничего не производят; вся польза, которая из них извлекается, заключается в том, что в силу взаимного соглашения они переносят ту прибыль, которая была вознаграждением за труд одного человека, в карман другого».

Таким образом, деньги, по мысли Локка, приобретают способность приносить процент так же, как и земля при­носит ренту. Однако в этом единстве он видит и различие. Оно заключается в том, что если «земля естественным об­разом производит нечто новое и полезное, ценное для че­ловечества», то деньги лишь служат основанием для «пе­ренесения», перераспределения прибыли «из кармана од­ного в карман другого». И в том и в другом случае источ­ником прибавочной стоимости выступает у Локка чужой неоплаченный труд, присваиваемый собственниками земли и капитала. Этот вывод знаменует значительный шаг вперёд по сравнению с меркантилистами, видевшими источ­ник прибавочной стоимости в сфере обращения. Более то­го, согласно Локку, такое положение является полити­ческим изобретением, отрицающим первоначальное естественное состояние, когда чистая собственность поко­ится на собственном труде. Здесь содержатся зачатки принципиального различия, существующего между капи­талистической частной собственностью и частной собствен­ностью мелкого товаропроизводителя. И это специально выделя­ет К. Маркс. «Если общее воззрениеЛокка на труд,— пишет он в «Теориях прибавочной стоимости»,— сопоставить с его воззрением на происхождение процента и ренты,— ибо прибавочная стоимость выступает у него только вэтихопределённых формах,— то прибавочная стоимость ока­зывается не чем иным,как чужим трудом, прибавочным трудом, присваивать который дают возможность своим собственникам земля и капитал, эти условия труда. А собственность на большее количество условий труда, чем то количество их, которое человек может использовать своим собственным трудом, представляет собой, по Локку, политическое изобретение, находящееся в противоречии с естественноправовой основой частной собственности».

Мы видим, что политические и правовые взгляды Дж. Локка тесно связаны с его экономическими воззрениями, а они в свою очередь посвящены актуальным проблемам экономической теории. Характерно в этом планеназваниеспециального экономического сочинения Дж. Локка «Не­которые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости денег государством» (1691). Оно прямо и непосредственно связано с теми проблемами, ко­торые волновали в это время меркантилистов.

Обоснование принципов индивидуализма позволило Локку выдвинуть на первый план идею стихийной, сво­бодной закономерности рынка, сформулировать зачатки теории спроса и предложения. В отличие от мерканти­листов, апеллировавших к правительству, к государствен­ному регулированию товарного и денежного обращения, Локк утверждает стихию рынка, рассматривает соотно­шение покупателей и продавцов как главную причину об­разования рыночной цены.

Исследуя природу денег, Локк пытался преодолеть металлистические представления о сущности денег. Он вы­сказывался в духе номиналистской теории, хотя и непо­следовательно. Но даже эти колебания означают опреде­лённый шаг вперёд по сравнению с меркантилистами, слепо разделявшими металлистические иллюзии. «Уже Локк говорил, что золото и серебро имеют якобы только вооб­ражаемую или условную стоимость;— пишет К. Маркс в «К критике политической экономии»,— это — первая грубая форма противоположности по отношению к утвер­ждению монетарной системы, что только золото и серебро имеют истинную стоимость»8.

Творчество Дж. Локка носило в целом прогрессивный характер. Локк «представлял новую буржуазию во всех её формах — промышленников против рабочих и пауперов, коммерсантов против старомодных ростовщиков, финан­совую аристократию против государственных должни­ков…».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 564 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.