Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отдел II. Разнообразие современных правовых систем




14. Множественность правовых систем. В современном мире 'каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: канони­ческое право, мусульманское право, индусское право, иудейское пра­во. Существует также международное право, призванное регулиро­вать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

Назначение данной книги — быть гидом в этом множестве право­вых систем и облегчить задачу тех юристов, кто по тому или иному основанию проявляет интерес к изучению какой-либо системы зару­бежного права.

Нам предстоит проделать сложную работу. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, ве­рованиями. Уже само количество действующих правовых систем за­трудняет возможность сколь-нибудь достаточного синтеза в ограни-


ченных рамках одной книга. Но все это вовсе не означает, что мы долж­ны отказаться от предпринятой работы. И хотя в современном мире существует множество правовых систем, они могут быть сведены в ограниченное число семей. Тем самым мы достигнем поставленной цели, не входя в детали каждой правовой системы, но акцентируя внимание на общих характерных чертах основных правовых семей. Следовательно, первое, что мы должны сделать в этом введении, — раскрыть понятие «правовая семья» и показать, какие правовые семьи существуют в современном мире.

15. Переменные и постоянные элементы права. От чего зависят и в чем выражаются различия правовых систем?

Юрист-практик, чье внимание сосредоточено на своем нацио­нальном праве, отвечая на этот вопрос, несомненно, скажет, что в разных странах принимаются и применяются разные нормы. И действи­тельно, это первое, что бросается в глаза, когда говорят о различиях правовых систем. Право США и французское право отличаются тем, что первое допускает судебный контроль за конституционностью за­конов, а второе — нет. В отличие от английского права, разрешаю­щего развод, ирландское право не разрешает его.

И тем не менее, различия не зависят только от входящих в состав права норм. Было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Конечно, в определенную эпоху, в определенной стране право может принять именно такой вид. Одна­ко право — это значительно более сложное явление, выступающее как система. У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с определенной концеп­цией социального строя, и от этой концепции зависит, как применя­ется и вообще функционирует право.

В 1848 году немецкий юрист писал: «Три слова законодателя — и целые библиотеки становятся макулатурой»'. Но это не более чем каламбур. Разумеется, нормы права изменяются, и юрист-практик не может относиться с доверием к книгам с устарелыми данными. Одна­ко преподавание права возможно именно потому, что оно есть нечто иное, чем изменяющиеся нормы. Смысл подготовки юриста не в том, чтобы он выучил наизусть и в деталях действующие сегодня нормы. Вряд ли это понадобится ему через десять лет в профессиональной деятельности, для которой большая часть этих норм будет не нужна. Но ему важно понимать структурную взаимосвязь норм, термины, ко­торыми они оперируют, способы, которыми пользуются для фикса­ции норм и их согласования друг с другом. Нормы права могут ме­няться от росчерка пера законодателя. Но в них и немало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку

1 Kirchmann J. Die Wertlosigkeit der Jurisprudenz als Wissenschaft (Auf-lage 1936). S.25.


2*

 

 


они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим об­разом мыслей. Законодатель не может воздействовать на эти элемен­ты, точно так же как на наш язык или нашу манеру размышлять.

В работах американского юриста Р.Паунда показана значимость этих элементов, стоящих за нормами права. Именно на них основано представление об историческом постоянстве национального права, независимо от тех модификаций, которые претерпевали нормы. На­личие этих элементов дает основание говорить о праве как о науке и делает возможным юридическое образование.

16. Группировка правовых систем в семьи. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи, подобно тому как это делают и другие науки, остав­ляя в стороне второстепенные различия и выделяя семьи, как, напри­мер, в лингвистике — романские, славянские, семитские языки, в ре­лигии — христианство, ислам и т.д., в естественных науках — млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, земноводные и т.д.

Точно так же возможна и группировка правовых систем совре­менности в несколько видов, но отсутствует единое мнение о том, ка­ким путем должна быть проведена эта группировка и какие «семьи права» мы признаем в итоге. Одни стремятся провести классифика­цию, исходя из концептуальных структур правовых систем или иерархии различных источников права. Другие считают, что класси­фикация не может основываться на второстепенных технических свойствах, и выдвигают на первый план тип общества, которое стре­мятся создать с помощью права, или место права в рамках данного социального строя.

На споры такого рода потрачено много чернил, но большого смысла в них нет. Понятию «правовая семья» не соответствует какая-то биологическая реальность, оно используется лишь в дидактичес­ких целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. При таком подходе каждая из классификаций имеет свое до­стоинство. Все зависит от того, что хотят изучить, и от основных пос-' тавленных целей. Нельзя прибегнуть к одной и той же классифика-•, ции и тогда, когда изучение идет в общемировом масштабе, и тогда,

когда оно ограничено европейскими рамками. Когда вещи рассмат-" ривают с юридических позиций, они выглядят по-иному, чем при со­циологическом подходе. Различными окажутся классификации и в зависимости от того, берется за основу частное или публичное право.

В соответствии со сказанным выше мы отказываемся от полемики с авторами, предложившими свои классификации. Мы подходим к проблеме прагматически и ограничимся тем, что кратко подчерк-


нем существенные признаки, которые позволяют выделить в современ­ном мире три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического пра­ва.

Похоже, правда, что социалистическая правовая семья сходит со сцены, хотя сегодня, на рубеже 90-х годов, трудно предсказать даль­нейший ход событий. Тем не менее семьдесят лет социализма несо­мненно скажутся на том новом праве, к которому придут бывшие со­циалистические страны.

Как ни значимы эти семьи и как ни широка сфера их распрос­транения, ими не ограничен весь современный юридический мир. На­ряду с установками, которые выражают эти семьи, или в сочетании с этими установками во многих странах господствуют другие подходы к организации жизни общества. Мы укажем на некоторые принципы, предопределяющие эти иные подходы.

17. Романо-германская правовая семья. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рас­сматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям спра­ведливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нор­мы, — вот основная задача юридической науки; поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей мере интересуется вопросами управле­ния, отправлением правосудия и применением права; этим занимают­ся юристы-практики.

В романо-германской семье начиная с XIX века господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, дей­ствуют кодексы.

В силу исторических причин право выступает здесь прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершен­ны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, ко­торые выработали и развили начиная с XII века на базе кодифика­ции императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран'.

' Используемое нами понятие «романские правовые системы» удобно, но недостаточно четко показывает фундаментальную роль науки в создании системы. Может оказаться вне поля зрения и то, что современное право ро­манской семьи полностью отлично от римского права. Наименование «кон­тинентальное право», а тем более «гражданское право», используемое в англо­язычной литературе, вызывает еще большую критику.


В результате колонизации романо-германская система распрост­ранилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда прони­кали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции.

Между правовыми системами, относящимися к романо-германс­кой семье, имеется немало различий; каждое государство имеет свое, свойственное ему национальное право. Наиболее фундаментальное из этих различий отделяет право европейских стран от права неевро­пейских стран, принадлежащих к этой системе. Причина различия в том, что европейские страны в наше время полностью обновили иде­ологию, господствовавшую после Французской революции. Здесь на первом плане оказались ныне заботы о социальном равенстве и эко­номическом развитии, которыми в ту пору можно было пренебречь. Подобного изменения не произошло (или оно было не слишком зна­чительным) в странах Латинской Америки, ще господствующий класс не сумел преодолеть социальные несправедливости. Эти стра­ны стали жертвой опасных экономических трудностей. То же самое можно сказать о странах Африки. На Западе не поняли, что институ­ты, которые управляют жизнью общества в Европе, полностью не­пригодны в странах, состоящих из разрозненных племен, для кого-' рых демократия европейского типа равнозначна лишенной смысла фразеологии.

Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели специфические черты, которые требуют разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейс­кое право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами.

18. Семья общего права (common law). Другая правовая семья — общего права — включает право Англии и стран, последовавших об­разцу английского права. Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лица­ми; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до сего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления пра­восудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судеб­ных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву;


их основная забота — немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка. Наконец, общее право в силу своего происхождения связано с королевской властью. Оно полу­чало толчок для своего развития тогда, коща порядок в стране нахо­дился под угрозой или когда какие-либо иные важные обстоятельства требовали или оправдывали вмешательство королевской власти; в этих случаях оно как бы приобретало черты публичного права, так как спо­ры частного характера интересовали суды общего права лишь в той степени, в какой они затрагивали интересы Короны или королевства. При формировании и развитии общего права учения романистов, ос­нованные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль;

классификации общего права, его концепции и сам словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи.

Так же как право романо-германской семьи, общее право полу­чило в определенный период широкое распространение в мире в силу тех же причин колонизации или добровольной рецепции. Следовательно, и здесь сохраняют свое значение соображения, вы­сказанные выше в связи с романо-германской правовой семьей. Мож­но различать европейское общее право (Англия, Ирландия) и внеев­ропейское. Вне Европы (например, в некоторых мусульманских странах или в Индии) общее право было воспринято лишь частично. Здесь важен результат, к которому привело применение общего пра­ва в условиях его сосуществования с традициями другой цивилиза­ции. Кроме того, различие среды может повлечь и глубокое различие между правом страны, где оно возникло, и страны, в которую оно им­портировано. Общее право дает этому особенно наглядное подтвер­ждение. Среди стран общего права есть такие, как США и Канада, в которых сложилась культура, отличающаяся во многих аспектах от английской. Поэтому право этих стран получило широкую автоно­мию в рамках правовой семьи общего'права.

19. Связь между двумя семьями. Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протя­жении веков. И там, и здесь право испытывало влияние христианс­кой морали, а господствовавшие начиная с эпохи Возрождения фи­лософские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Общее право и сегодня со­храняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германс­кой семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой из этих семей, сблизились. Норма права все более и более по­нимается в странах общего права так же, как и в странах романо-гер­манской семьи, и из этого следует, что, по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости.

Стремление говорить о единой семье западного права тем более сильно, что в некоторых странах существуют такие правовые систе-


мы, которые трудно отнести с определенностью к той или другой пра­вовой семье, так как они много заимствовали и там и тут. В числе та­ких смешанных правовых систем можно назвать шотландское право, право Израиля, Южно-Африканской Республики, провинции Квебек, Филиппин. Семьи романо-германского общего права юристами стран социалистического лагеря часто объединяются под общим термином «буржуазное право».

20. Семья социалистического права. Социалистические право­вые системы составляют третью правовую семью, отличающуюся от двух первых. Правовые системы стран, входящих ныне в социалисти­ческий лагерь, ранее принадлежали к романо-германской правовой, семье. Они сохранили ряд черт, которые мы отмечали, говоря о рома­но-германской правовой семье. Норма права там всегда рассматрива­ется, как общая норма поведения: сохранились в значительной степе­ни и система права, и терминология юридической науки, основанной трудом европейских университетов и восходящей к римскому праву.

Однако наряду с некоторым сходством правовые системы социа­листических стран имеют такого рода отличия по сравнению с пра­вом романо-германской семьи, на основании которых закономерно считать социалические правовые системы, как это и делают юристы социалистических стран, отошедшими от романо-германской право­вой семьи и образующими самостоятельную правовую семью. Руко­водители социалистических стран видят цель в создании общества нового типа, в котором не будет государства и права. По этой при­чине единственным источником социалистического права является революционное творчество законодателя, которое выражает волю на­рода, руководимого коммунистической партией. В соответствии с доктриной марксизма-ленинизма, являющейся официальной, зако­нодатель стремится прежде всего создать новый экономический строй. Средства производства обобществлены. Сфера отношений между гражданами в этих условиях становится меньшей, чем она была ранее. Частное право уступает господствующее место праву публичному.

После второй мировой войны эта семья охватила страны Цен­тральной Европы и балканские страны, попавшие под господство Со­ветского Союза. В ее сфере оказались Северная Корея и Вьетнам в Азии, Куба — в Америке. Правда, ныне эта семья находится в глубо­ком кризисе. Лучезарное будущее, которое руководители государств обещали своим народам, обернулось всеобщим разочарованием. Го­сударства, которые по своей воле или вопреки ей оказались на пути, пролагаемом СССР, в конце 1989 года отказались следовать по нему, считать себя социалистическими республиками или народными де­мократиями, Даже в еще существовавшем СССР были поставлены под сомнение принципы, на которых были после революции основа­ны общественные и политические структуры страны. Диктатуре про­летариата и руководящей роли КПСС было предъявлено обвинение в


издевательстве над правами человека и трагическом развале эконо­мики ради пользы партийных функционеров (аппаратчиков), неред­ко коррумпированных.

Трудно предсказать, как пойдут трансформация правовых систем европейских стран, принадлежавших к социалистической семье, и реинтеграция этих стран в романо-германскую семью, из которой они вышли.

21. Иные правовые системы. Три рассмотренные правовые семьи (в каждой из них немало подвидов) являются, несомненно, ос­новными в современном мире. Нет ни одной правовой системы, ко­торая не позаимствовала бы те или иные элементы у одной из этих семей, и может даже показаться, что все другие системы — это не бо­лее чем пережитки, призванные исчезнуть в более или менее далеком будущем по мере прогресса цивилизации.

Однако подобное мнение, порожденное наивным комплексом превосходства, — это не более чем простая гипотеза, не соответству­ющая реалиям, которые мы видим в современном мире. Конечно, все государства в какой-то мере заимствуют западные идеи, поскольку это представляется им необходимым для сохранения независимости и прогресса в развитии. Однако наши современники не склонны от­казываться от представлений, которые еще недавно были общеприз­нанными в их странах. Все признают техническое превосходство За­пада, но ситуация меняется, когда речь идет о превосходстве западной цивилизации в целом. Мусульманский мир, Индия, Даль­ний Восток, Африка далеки от того, чтобы безоговорочно присоеди­ниться к ней. Они в значительной мере остаются верными взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять ту же роль, что и в западных странах. И мимо этого факта не может пройти правовая картина современного мира, если она хочет быть реалистичной.

Принципы, которыми руководствуются незападные страны, быва­ют двух видов. Одни признают большую ценность права, но само пра­во понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламенти­роваться иным путем. Первые — это страны мусульманского, индей­ского и иудейского права; вторые — это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

22. Мусульманское, индусское и иудейское право. Западному юристу нетрудно понять позицию ислама, индуизма и иудаизма в от­ношении права.

Известно, какие трудности всегда вызывало и продолжает вызы­вать определение права. Ни одно из данных определений не стало об­щепризнанным. Одна из основных причин этого — острое разногла­сие между сторонниками и противниками естественного права.

Для одних право — это не что иное, как совокупность действую­щих норм, применяемых судами. Именно так понимают ныне право в


 


университетах разных стран, где преподается национальное право:

французское, английское, болгарское или алжирское. Но такое пра-вопонимание не является единственным. Другие видят в праве иде­альную модель поведения и отказываются отождествлять его с норма­ми, которыми руководствуются частные лица, управленческие органы и суды в своем поведении и в своих решениях. До XIX века и ' европейские университеты почти полностью пренебрегали обычаями и национальным правом и учили идеальному праву (выводя его из римского права), считая лишь его достойным носить название «пра­во». Равным образом в мусульманских странах внимание сконцен­трировано на идеальной системе — мусульманском праве, связанном С религией ислама. Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактические явления, а законы и ордонансы властей — как уп­равленческие меры временного или местного значения, которые да­леко не в полной мере достойны называться правом. Примерно то же •самое можно сказать об иудейском праве. И в Индии, правда в дру­гом контексте, тщательно различают дхарму — учение о справедли­вом — и арту — то, что обеспечивает богатство и власть.

Право, связанное с религией или с определенным мировоззрени­ем, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее, такое право ока­зывает существенное влияние как на людей, так и на правоприме-нительные органы. Исследователь западного общества может скон­центрировать свое внимание на законодательных нормах и судеб­ной практике, то есть рассматривать это общество с точки зрения позитивного права. Но он может также избрать социологичес­кий подход и назвать правом все те нормы, которым следуют в практической жизни. Различие этих аспектов не приведет к боль­шим несоответствиям, ибо речь идет об обществах, где достигнута большая степень соответствия между представлением о справед­ливости, позитивным правом и нравами. Совсем иная ситуация в других обществах, где нормы права западного образца фрагмен­тарны, нестабильны, плохо скоординированы, а общие верования видят право не в законах, обычаях или судебной практике, а в чем-то ином.

По этим причинам, не вступая в полемику между позитивистами и сторонниками естественного права, мы выделяем мусульманское и яндусское право среди основных систем современного права. Иудей­ское право, при всем интересе, которое оно представляет, оставлено нами в стороне, ибо сфера его влияния куда более ограничена. Сле­дует указать и еще на одно обстоятельство. Интернациональная соли­дарность евреев, в той мере в какой она существует, никогда не вы­ражалась в стремлении поставить иудейское религиозное право выше, чем действующее право страны, в которой они обладают влия­нием. В этом плане иудейское право не играет такой роли, как, на­пример, мусульманское право.


23. Дальний Восток Совершенно иная картина открывается нам при взгляде на Дальний Восток, и особенно Китай. Здесь речь не идет о том, чтобы уметь увидеть некое идеальное правд, отличаю­щееся от норм, изданных законодателем, или других норм, приме­няемых на практике. Здесь под сомнение поставлена сама ценность права.

На Западе, в странах ислама, в Индии к праву относятся как к опоре социального строя, необходимому средству его охраны. Разум­ная организация общества включает в себя примат права. Люди до­лжны жить в соответствии с правом, а если они лишены такой воз­можности, то бороться за торжество права. Власти также должны соблюдать нормы права, а суды — обеспечивать уважение к праву. Право — это зеркало справедливости. Его отсутствие ведет к произ­волу, анархии, господству силы. Право — это объект уважения и по­читания. Суды — это храмы правосудия, в которых обитают уважае­мые судьи.

Странам Дальнего Востока не свойственно такое видение. В гла­зах китайцев право не просто далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости; оно — орудие произвола, фак­тор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан уважать право и даже думать о нем; его образ жизни должен исключать любые правовые притязания и всякое обра­щение к правосудию. В своем поведении человек должен руковод­ствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия, и конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем. Конечно, могут существовать законы как средство устрашения или как какая-то модель. Но они создаются не для того, чтобы применять­ся, и к тем, кто хочет строить свою жизнь, руководствуясь ими и иг­норируя приличия и правила хорошего поведения, не испытывают ничего, кроме презрения. Так же относятся и к тем, кто изучает или применяет право.

Весь Дальний Восток традиционно придерживается именно тако­го взгляда, выразив его в формуле «право хорошо для варваров». Коммунистический режим в Китае и вестернизация Японии не изме­нили существенно этого взгляда, укоренившегося в сознании людей. Коммунистический режим в Китае сперва отказался от кодексов по западной модели, подготовленных после падения императорского строя, а позднее после недолгих колебаний — от советского пути и избрал свой собственный, на котором праву отведено скромное мес­то; был принят ряд новых законов, но мало что изменилось в стиле их применения. В Японии действуют кодексы, созданные по европей­ской модели, но население, как правило, мало обращается к ним, равно как и к правосудию. Сами же суды склоняют стороны к миро­вому соглашению и разработали оригинальную технику применения права, а точнее, уклонения от его применения.


24. Черная Африка и Мадагаскар. Все, что сказано о Дальнем Востоке, может быть распространено на Черную Африку и Мадагас­кар. В условиях, где индивидуализм занимает так мало места и на первый план выдвинуто единство общественной группы, основное — это сохранение и восстановление гармонии, а не уважение к праву. Право западного образца, действующее здесь, — по большей части лишь орнамент. Большинство населения продолжает жить в соответ­ствии с традициями (мало похожими на то, что на Западе понимают под правом), не обращая внимания на искусственные своды правовых норм.


Часть первая

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

25. Характеристика романо-германской правовой семьи. Пер­вой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире, является романо-германская правовая семья.

Романо-германская правовая семья имеет длительную историю. Она связана с правом Древнего Рима, но более чем тысячелетняя эво­люция значительно отдалила не только материальные и процессуаль­ные нормы этого права, но и саму концепцию права и правовой нор­мы от того, что было признано во времена Августа и Юстиниана. Романо-германские правовые системы как бы продолжают римское право, они результат его эволюции, но никоим образом не являются его копией. Последнее тем более верно, что многие их элементы име­ют иные источники, нежели римское право'.

В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской им­перии и распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию. Эта экспансия объясняется частично колонизацией, частично — теми возможностями, которые дала для рецепции юридическая техника кодификации, общепринятая романскими правовыми системами в XIX веке. Новейшее развитие законодательства в некоторых из стран, вызванное, в частности, экономическим сотрудничеством с за­падными странами, обнаруживает тенденцию к сближению с романо-

' Английское право в некоторых отношениях даже ближе к римскому праву: его эволюция в своих основных чертах воспроизвела развитие послед­него, хотя и совершенно своеобразным образом. Об этом свидетельствуют первостепенное значение форм исков, казуистический характер правовой нормы, пренебрежение общими формулами и систематизацией (см. Buckland and Me Nair. Roman Law and Common Law, 2nd ed, 1952; Peter H. Ro-misches und engliches Recht. 1969; Derrett J. (ed.). An Introduction to Legal Systems. 1968. P.I—27.


германской системой Китая, Японии, Индонезии, некоторых стран Африки. Но эта тенденция затронула лишь некоторые отрасли права.

, Широкое распространение данной семьи и сама техника коди­фикации мешают увидеть элементы единства, связывающего эти раз-личные правовые системы, которые на первый взгляд носят сугубо

< национальный характер и полностью отличны одна от другой. Пос-

, ледующие части книги, которые мы посвятим англосаксонскому пра­ву и социалистическому праву, помогут осознать единство, которое, >" тем не менее, вопреки первому впечатлению действительно сущест-

, вует между многочисленными и столь различными системами рома-но-германской правовой семьи.

Как и другие правовые семьи, это единство не исключает, разу­меется, известных различий. Возникает вопрос: не следует ли в этой связи выделить внутри романо-германской правовой семьи некото­рые подгруппы: латинские, германские и/или скандинавские, латино­американские правовые системы и т.д.? Этот вопрос рассматривает­ся в каждом из последующих разделов, посвященных историческому формированию романо-германской правовой семьи (что необходимо для понимания ее современного характера), ее структуре, наконец, системе ее источников^ применяемых методов.

Раздел первый





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 309 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2606 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.