Придет время, и наука сделает множество открытий в области нематериального.
Ванга
Всеобщее осознание степени взаимосвязанности мозга разных людей может иметь далеко идущие социально‑политические последствия как для нашей страны, так и для всего мира.
Из доклада, подготовленного для комитета по науке и технике палаты представителей конгресса США в 1985 году
Последние эксперименты дают основание предположить, что существует некая «взаимосвязанность» мозга одного человека с мозгом других людей и материей… что человеческий разум, возможно, в состоянии получать информацию независимо от географии и времени.
Там же
Сегодня множество открытий происходит на стыке различных наук и систем знаний – физики и химии, медицины и электроники, психологии и кибернетики… – когда одно знание проникает в другое, соединяется с ним. Различные области знания настолько тесно связаны друг с другом, что бывает сложно отделить одну от другой, провести между ними границы, рассматривать их независимо.
Истинно же большие ОТКРЫТИЯ могут произойти на стыке науки и мистики. При объединении этих диаметрально противоположных знаний в некое ЕДИНОЕ ЗНАНИЕ.
В настоящее время наука все ближе и ближе подходит к мистике (как, впрочем, и мистика к науке). Многие ученые говорят сегодня об этом. И если мы выйдем из дуальности наука – мистика, если сопоставим внешне разнящиеся парадигмы, системы и знания и приведем их к одному знаменателю, к чему‑то общему, то в итоге получим очень интересную и стройную картинку Реальности.
Одну и ту же Реальность можно описать как мистическими, эзотерическими или религиозными терминами, так и вполне научными физико‑математическими – что сделал, например, в своей знаменитой теории Эйнштейн. Он лишь другими средствами – аппаратом математики – выразил эзотерические принципы построения Вселенной, основанные на том, что все суть энергия и восприятие, интерпретация этой энергии. Различны лишь описания Реальности, сама же Реальность остается все той же.
Эйнштейн работал над созданием теории Единого поля – единого уравнения, связывающего все существующие поля воедино. Это также было попыткой математически описать Вселенную, законы ее существования и функционирования. Но ведь Единое поле, охватывающее все аспекты существования материи, энергии и времени – это то, что человек верующий назвал бы Богом, Творцом, мистик – Абсолютом, Космическим сознанием, мастер Дзен – Дао.
Если внимательно рассмотреть концепции квантовой механники, то можно заметить, что они также выражают универсальные эзотерические принципы.
Когда наука пытается создать модель процессов, происходящих в Реальности, описать Вселенную, то она затрагивает предельные, пограничные области. Так теория относительности говорит о движении со скоростью, близкой к скорости света – предельной во Вселенной. Квантовая механика исследует частицы с предельно малыми размерами и минимальные временные промежутки. Космология занимается бесконечно большими объектами – галактиками, черными дырами и максимальными временами в миллионы и миллиарды лет. Иначе говоря, рассматривая глубинную суть Реальности, Универсума наука подходит к Абсолюту – к абсолютной скорости движения, к абсолютно малому или абсолютно большому размеру, к бесконечно большим и бесконечно малым временам. Суть Реальности лежит в сути этого Абсолюта.
Но познанием Абсолюта занимаются мистика, эзотерика, религии! Абсолют в виде концепции Бога, Дао, мистической Силы… И мистика, магия, так же как и наука, изучают все тот же предел – экстремальный, предельный процесс смерти – рождения.
В поисках ответа на вопрос о природе Реальности наука неизбежно столкнется с Абсолютом, а значит – с мистикой, с трансцендентальным, с идеей Бога. Наука, в своей попытке и стратегии создать приемлемую модель Реальности неизбежно придет к мистическим концепциям. То, что современная наука все ближе подходит к принятию мистических концепций – процесс закономерный. Стратегия науки в познании Реальности неизбежно приведет ее к мистике.
Тот предел, к которому приближаются все научные теории о природе Реальности – будь то механическая скорость движения с предельной скоростью – со скоростью света, или некая самая маленькая, универсальная, предельная первочастица (или набор их), или же предельная бесконечность галактик – все эти пределы в конечном счете отражают один и тот же предел перехода смерти – нового рождения. (Например, «смерть» и «рождение» элементарных частиц в квантовой механике.) Того божественного процесса, в результате которого образуются и эволюционируют все формы. Абсолютно все. И тот, кто понял этот процесс, тот понял и процесс Божественного творения, понял и Бога, понял универсальный, фундаментальный Закон, по которому функционирует Вселенная. Он понял природу Реальности.
Наука открывает новые законы природы, которые отражают взаимосвязи различных параметров. Например, такие характеристики предмета, как масса, скорость, ускорение, пройденный им путь, связаны в уравнениях ньютоновской механики. На каком‑то глубинном уровне законов дифференциального и интегрального исчисления эти величины переплетены между собою – они одного поля ягоды, хотя внешне для человека, не знающего физики, взаимосвязи эти далеко не очевидны.
Точно так же взаимосвязаны и неотделимы друг от друга электрические и магнитные поля – элегантные уравнения Максвелла выражают их единство математическими формулами.
Взаимосвязь еще более разнородных субстанций – пространства и времени – отразил в теории относительности Эйнштейн. Он также пытался найти и выразить взаимосвязь полей различной природы – гравитационного, магнитного и электрического (незавершенная Единая теория поля).
Итак, стратегическая задача науки в познании Реальности состоит в том, чтобы найти глубинное единство всего сущего, найти как можно больше взаимосвязей – а лучше всего, в пределе, взаимосвязь всего со всем.
И этот гениальный универсальный Закон, который говорит о единстве всего, взаимосвязи всего со всем, о взаимосвязи идей и теорий – существует. Вот только беда в том, что его никак нельзя выразить. Этот Закон есть не сложные формулы, отражающие локальные взаимосвязи (как закон всемирного тяготения, закон Ома и др.), а чувство, ощущение, понимание единства, о котором говорят практикующие мистики, достигшие просветления. И тут мы подходим еще к одному единству – к единству мысли и материи.
Для того чтобы понять всеобщее единство, надо выйти из плоскости общепринятых материальных представлений. Как Эйнштейн своей теорией вышел за рамки традиционных концепций.
Современной наукой признана дуальность природы света, который может быть как потоком материальных частиц (фотонов), так и нематериальной волной. Но так же и Реальность в целом (макромир) может быть как набором материальных объектов (аналогично фотонам в теории света), так и нематериальным полем, волной (энергией). Ведь действительно фундаментальные законы едины для микро– и макромира, они всеобщи и действуют абсолютно во всех областях.
А это наводит на мысль, что фундаментальными законами Реальности являются законы восприятия и осознания, а не те научные законы, которые действуют лишь в ограниченной области. (Так, законы Ньютона верны при малых скоростях движения, но не верны при скоростях, сопоставимых со скоростью света; законы квантовой механики работают лишь в области микрочастиц, но не выполняются для больших объектов. Как можно называть эти законы фундаментальными, а значит, всеобщими, – если сфера их действия ограничена?)
Алхимики искали первовещество, философский камень, не осознавая абсурда своей идеи. Но «по дороге» они сделали множество полезных открытий в области химии.
Идеология квантовой механики заключается в поиске первочастицы или того конечного набора частиц, из которых можно сделать что угодно, из которых все состоит. Цель принципиально недостижимая, но в процессе поисков современные ученые‑физики совершают открытия, находящие практическое применение в этом мире восприятия.
Ученые расщепили атом. Затем расщепили частицы, из которых тот состоит. Затем расщепили… И что же они обнаружили в конце? Энергию! В глубине материи скрылось нематериальное. Материю нельзя разделять с энергией. Это материя‑энергия, неделимая так же, как эйнштейновское пространство‑время. Как и материя‑мысль… Вселенная существует как материя и как энергия, как поле одновременно.
С позиций современного знания прошлые теории, подобные алхимии, часто выглядят наивно. Но так хорошо рассуждать сейчас, задним числом, к тому же не надо забывать, что в то время концепции не казались абсурдными. И не будем ли мы, продвинувшись в знании дальше, посмеиваться над наивностью идей теории относительности и квантовой механики, как сейчас подтруниваем над древними алхимиками?
Глава 5. Метод Эйнштейна
Эйнштейн был одним из самых великих нарушителей правил в мире. Он бросил вызов не только законам физики. Он игнорировал традиции и приводил в ярость правительства. Пренебрежении правилами доставляло ему постоянные неприятности, но именно в его дерзкой, отчаянной готовности поставить под сомнение любые законы традиционной науки кроется секрет его гениальности. Эйнштейн был великим специалистом по раскрытию тайн мироздания, потому что лучше всех умел нарушать правила. Это общая черта гениев.
Скотт Торп. Учитесь думать как Эйнштейн
Гениальная идея основана на неожиданном, нетривиальном подходе к само собой разумеющимся вещам и явлениям. К примеру, Эйнштейн объединил в одну формулу пространство и время, тогда как для всех была очевидна их независимость. Для того чтобы объяснить явление фотоэффекта, ученый снова отошел от правил: он рассмотрел свет не только как нематериальную волну, но и по‑новому – как поток материальных частиц, фотонов. Нарушил традиции «здравого» мышления и Макс Планк, основоположник квантовой механики. Объясняя парадокс процесса излучения энергии твердым телом, он выдвинул постулат о том, что это происходит порциями (квантами). Ведь если бы атом излучал энергию непрерывно, то он непрерывно терял ее бы и потому не мог бы пребывать в стабильном состоянии.
На основе этих оригинальных концепций созданы стройные научные теории, объясняющие явления нашего мира. Но для того чтобы еще глубже понять природу Реальности, нам надо отойти от еще более
глубоких традиций – например, от привычных представлений о материальности Реальности и ее непрерывности. Тогда, рассмотрев Реальность с иных позиций, мы сможем создать теории, объясняющие непонятные нам пока феномены мысли и Духа.
То, что для других было очевидным, для Эйнштейна таковым не являлось. Он сомневался в несомненном – отсюда и его теория, признанная гениальной. Но давайте логически разовьем этот процесс. Давайте сомневаться в очевидности самой теории относительности, и не только в ней. Давайте поставим под сомнение материальность и единственность этого «нашего» мира восприятия. «Ну это же очевидно, что мир материален», – возразят сторонники материализма. Однако не будем забывать, что точно так же поначалу возражали и Эйнштейну. «Это же очевидно, что пространство и время не взаимосвязаны. Это же очевидно, что время течет равномерно и монотонно во всей Вселенной», – говорили ему физики.
Когда‑то, до эпохи Эйнштейна, соотношения Ньютона представлялись вечными и незыблемыми. Но вот оказалось, что эти законы далеко не всеобщи и являются частным случаем более глобальной теории Реальности – теории относительности. Но может быть, и она, как, впрочем, и квантовая механика, также частный случай какой‑то еще более общей теории?
Соотношения Ньютона верны лишь в определенной области – при скоростях движения, намного меньших скорости света (дальше вступает в силу теория относительности), и для объектов, состоящих из очень большого числа атомов (отдельные же микрочастицы подчиняются законам квантовой механики). Но возможно, теория относительности и квантовая механика тоже действуют лишь в какой‑то ограниченной области. Встает вопрос о том, что это за область? Не та ли, в которой постулирована первичность материи и не рассматривается нематериальный дух живых существ?
В Единой Реальности все связано между собою. Она неотделима от живых существ. Наблюдаемое не существует без наблюдателя.
Не существует некой полностью объективной Реальности, не зависящей от отношения к ней живых существ, от восприятия ее ими. Но именно о такой «мертвой», механистической Реальности говорят ее современные научные модели.
Процесс «оживления» модели Реальности начал Эйнштейн. В формулы своей научной теории он скрыто, неявно ввел человека и процессы его восприятия. Согласно Эйнштейну человек («наблюдатель» или группа «наблюдателей») воспринимает окружающую его Реальность различным, измененным образом, в зависимости от скорости механического движения. (В качестве обстоятельства, приводящего наблюдателя в измененное состояние восприятия, ученый принял механическую скорость движения, но существует и множество иных факторов, также изменяющих процессы восприятия.)
Итак, по теории Эйнштейна движущийся наблюдатель воспринимает окружающую его Реальность иначе, измененным образом, чем неподвижный. Например, если в покое человек воспринимает длину некого стержня равной одному метру, то, двигаясь с околосветовой скоростью, он будет воспринимать тот же стержень более коротким, может быть, полуметровым (сокращение длины, о котором говорил Лоренц)[22]. Сама же Реальность, стержень, то, что составляет ее суть – энергия, остается неизменной: изменилось лишь восприятие ее\ И то, как наблюдатель (или группа наблюдателей) воспринимает Реальность, изначальную энергию, таковой она и является, в таком виде она и существует для него (для отдельного наблюдателя или для группы наблюдателей, воспринимающих согласованным, одинаковым образом). Все определяется энергией и восприятием ее. Об этом же, только иными средствами выражения, говорит и мистика.
Кстати, в квантовой механике уже давно известен факт о том, что исследователь – «наблюдатель» – своим восприятием, отношением влияет на результат проводимого с частицами эксперимента. Реальность связана с живыми существами, зависит от их мыслей и создается мыслью.
Эйнштейн ввел в модель Реальности (каковой, как уже отмечалось, является теория относительности) человека. Но он, к сожалению, не рассмотрел его глубже – этого самого движущегося «наблюдателя», который стоит в центре его теории. Продолжим процесс, начатый Эйнштейном, – рассмотрим человека. Модель Реальности неотделима от модели человека.