Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В каком то смысле к классической немецкой философии можно отнести и ее критиков Л.Фейербаха и К.Маркса.




Фейербах исходит из того, что мир и человек идеально приложены друг к другу, человеческая активность есть основа переустройства мира. Он критикует своих соотечественников и создает философию нового типа- антропологический материализм. Основные работы: «К критике философии Гегеля» и «Сущность христианства».

Л.Фейербах не согласен с философией Гегеля и считает, что переход логической идеи в природу не обоснован. Абсолютная идея - чистое мышление вне человека не может знать ничего ни о мышлении, ни о чем - то другом. Логика приходит в природу только вместе с человеком. Не было бы природы - «логика - эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя».

Далее Фейербах считает,что нужно изменить само понимание предмета философии. Гегель правильно поставил вопрос о соотношениии разума и мира. Но это должен быть «чувствующий разум земного человека. Вне человека разума нет». Он превращает человека в единственный, универсальный, высший предмет философии. Она не может достичь истины пока она остается в лоне чистой мысли, только обращаясь к природе, к миру можно получить истинное знание. Философия Гегеля не может быть «абсолютной философией», она есть мир прошлого и не может быть руководством для будущего, утверждает Феербах.

Единственной реальной сущностью выступает природа и человек и только они достойны изучения. Главная его тема- человек как субъект мышления. Человек – не творение Бога, а часть, и при том более совершенная, - вечной природы. Его антропологический материализм отличает от материализма ХVIII в. Природа – как организм, в центре которого человек как единство души и тела, он отвергает идеалистическую трактовку человека как духовного существа. По Фейербаху, тело в его целостности и есть сущность человеческого «Я». Духовное не может быть отделено от телесного. Но человек у него абстрактное, биологическое существо, часть природы, которая создала не только «мастерскую желудка», но и «храм мозга». Но человек вне времени и пространства, вне социальных условий, отдельный индивид лишь звено в развитии человеческого рода.

Он пытается заставить философию воспринимать человека во всем его несовершенстве, с его желанием общения и продолжения рода. Какова сущность человека?

Человек - это жизнь ума и сердца, он не отделим от всех переживаний, эмоций. Это существо родовое, все свои способности реализует сообща и в этом Фейербах видит залог будущего величия личности.

Человек - это страдающее, нуждающееся, познающее, чувствующее существо, любит жизнь, стремиться к счастью. У него есть природная потребность любить. Любовь- есть отношение к человеку как к высшей ценности.

«Человек – человеку - Бог, человек обязан любить в себе и другом Человека – Бога».

 

II. Религия оссбый предмет размышлений Фейербаха. Он даёт глубокий анализ религии как социокультурному феномену, разгадку веры нужно искать в человеческой психике, стремлении человека преодалеть собственную конечность и своё бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Фейербаху, возникновение феномена веры. Человек есть начало, середина и конец религии, сущность религии в человеческом сердце. Бог есть то, чем человек хочет быть. Только бедный человек имеет богатого Бога. Он верит в счастливое существо, так как сам хочет быть счастливым, в бессмертное – потому что сам не хочет умирать.

Человек все лучшее отчуждает от себя и переносит в природу, он силой своей фантазии наделяет ее способностями, свойственными человеку. Божество- это сам человек! Очищенный от всего грязного и злого и доведенный до совершенства. Человек не осознает, что он боготворит самого себя. Он как бы раздваивается и все лучшее отдает небу и поклоняется ему. Преодолеть это можно только путем просвещения.

Антропологизм Фейербаха вёл к построению Новой религии, в которой Человек и есть Бог, т.е. предлагется преодолеть противопоставление мирского и потустороннего (трансендентного) и осуществить мечту человечества – создание “царства божьего” на земле.

На место любви к Богу ставится любовь к Человеку, где и реализуется стремление к счастью.

Проблема счастья и есть проблема гуманизма. В ней Фейербах видел причину общественного развития.

Философия Фейербаха интерпритируется по разному: марксизм признал её одним из своих источников, подчёкривл материализм и атеизм, а немарксистские источники считали её предшестенницей философской антропологии.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 718 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.