Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)




Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природы» и «Философия Духа» и др. Гегель начинает свою философию с построения исторической и логической системы всего накопленного философского знания. Весь мир, по мнению философа, это исторический процесс развёртывание и реализации возможностей Абсолютной Идеи (АИ).

Это идеальное начало, которое обладает творческой активностью, выступает основой и субъектом развития, творцом мира в целом. АИ функционирует по своим законам и предписывает их природе и социальной действительности. Концепция развития АИ становится системой единства логики мировых процессов и человеческого бытия во всём его многообразии, а это и есть основание его знаменитой концепции панлогизма (от греческого пан - всё).

Понятие развития и свободы – основные принципы построения всей логической системы, а утверждение: развитие есть путь к свободе – прежде всего, к свободе человеческого духа, вершине и основанию всей системы.

Философская система Г.Гегеля состоит из трёх частей: три этапа в развитии АИ, конечной целью которой является самопознание.

АИ, существуя изначально в мире, отчуждает себя в мышление – Логику – это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Здесь нет эмпирического содержания, кроме своих форм и раскрывает своё содержание в системе законов и категорий. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии.

Начинает она с понятия «чистое бытие» или ничто – это всё, что есть, существует, но ничего определённого. Ничто – потенциальная возможность – определённое бытие – это становление АИ. Определённое бытие выступает как «нечто сущее» - «наличное бытие или качество» (всё то, что отличает одно от другого). Качество находится в единстве с количеством, а их противоречивое единство даёт категорию мера (т.е. пределы, внутри которых количественные изменения не ведут к качественным изменениям).

Наличное бытие – сущность содержит внутреннее противоречие как источник самодвижения и развития. Сущность нам является, она есть единство формы и содержания, возможности и действительности, случайности и необходимости, причины и следствия. Действительность есть единство сущности и существования:

1. Сущность – основание существования. Процесс развития осознаётся в понятиях. Осознанная необходимость превращается в свободу. Категории и понятия наполняются конкретным содержанием.

По замыслу Гегеля первая часть его системы науки – путь к истине, истина должна быть абсолютным пределом философии, а не только целью, к которой философия стремиться. Истина познаётся не только в науке, но и на пути к ней. Поэтому истина у него процесс относительного и абсолютного знания. Истина – совпадение мысли с объектом, а это достигается в идее, только идея есть единство понятия и предмета.

В системе категорий диалектики Гегель видит русло развития мироздания в целом, а так же культуры человечества. Категории существуют объективно в них как бы изначально присутствует содержание всех вещей нашего мира, через них он проявляется, обнаруживается.

2. Философия природы. Это развитие АИ в форме «инобытия»: в виде явлений природы. Здесь так же три ступени развития: механика, химия, органика. В природе существует связь неорганической и органической природы, законы развития мира, связь пространства и времени.

Признавая за историей культуры сферу духовности и свободы, Гегель определяет природу как путь к истории, как связующее звено, не имеющее собственной ценности.

3. Философия Духа. В природе АИ достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество. Здесь она как бы возвращается к самой себе и постигается в форме человеческого сознания и самосознания.

Философия духа делится на три части, как ступени развития АИ в человеке и обществе: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Субъективный дух – антропология (учение о человеке), феноменология (исследование форм сознания и психологии). У Гегеля вся философия – это учение о человеке, он у него существо – душевно-духовное. Душа начало восхождения к духу, а дух в его разнообразных формах есть основной предмет философии. Изучая дух, философия познаёт человека, превращается в самопознании его.

Сущность субъекта не сводится только к природному или чисто социальному, здесь Гегель выделяет то, что модно называть собственно человеческим.

Собственно человеческое – сверхприродное – божественного происхождения и смысл его жизни, смысл бытия – в свободе, а сущность свободы – в самоопределении, в творении человеком самого себя. Это творение осуществляется в борьбе с внешним миром, который вначале чужд и враждебен человеку.

Смысл человеческой жизни в самоосвобождении своего духа. Чуждый и враждебный мир в процессе познания постепенно становится частью духовного мира человека, он обогащается, приобретает новую степень свободы, иное бытие осознаётся как часть внутреннего «Я». Человек понимает, что чуждость внешнего мира – иллюзия и здесь Гегель устанавливает тождество субъекта (человеческого духа) и объекта (внешнего мира). Мир побеждён и я могу сказать: ты – это Я, а Я – это ты, или ты и Я – одно и тоже. Человек получил полную свободу над объектом, снял различие между собой и им, познал его, «снял» его чуждость, сделал своим и становится свободным.

Но Гегель говорит об овладении не только отдельным предметом, он считает, что человек может овладеть природой как таковой, миром, историей, экономикой, политической жизнью и т.д. – всем без исключения. В господстве над миром видит свободу человека. Процесс самоосвобождения проходит три этапа: субъективный – это стадия развития человеческой психики, где человек замкнут в себе и страшится внешнего мира. Это нормально для первой фазы развития духа. Её изучают – антропология, феноменология и психология.

Далее ощущая потребность в теории, субъективный дух стремится к объективности (выход за пределы себя) – это происходит через практический дух. Здесь главное – воля, которая реализуется в поступке. Поступок предполагает стимул, т.е. интерес и нуждается в теории, а это шаг на встречу свободе, т.к. действительная свободная воля есть единство теоретического и практического духа.

Под объективным духом Гегель понимает такие формы сознания, которые общественны по природе. Это право, мораль и нравственность. В рамках нравственности рассматривается и государство. Право – это царство реализованной свободы. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество – это сфера реализации частных целей и интересах отдельной личности. Выделяется три момента:

· система потребностей;

· отправление правосудия;

· полиция и кооперация.

В гражданском обществе соблюдается гласность: публичное оглашение законов, публичное судопроизводство и суд присяжных. Закон, суд, полиция призваны защищать собственность.

Гражданское общество и политическое государство соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество как бы внешнее государство «государство нужды и рассудка», а подлинное – государство политическое – разумно, оно есть основание гражданского общества.

Гражданское общество в его философии это развитие капиталистического строя, где в неразрывном единстве функционируют социально-экономические и политические сферы.

Политическое государство – идея свободы, единый организм во главе с конституцией и монархом. Он согласен с идеей разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Только в таком государстве могут быть реализованы свобода, право, справедливость и обеспечен внутренний его суверенитет. Ни о какой демократической власти речи здесь не идёт (власть монарха передаётся по наследству).

Государство – это высшее развитие объективного нравственного духа и подлинная основа экономических отношений.

Абсолютный дух (АД) – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истории. Они, как и природа лишь иллюстрация раскрытия единого логического процесса в мире.

Искусство – непосредственная форма знания Абсолютной идеи. У религии основание – теология – Бог.

Философия высшая ступень развития АИ, полное раскрытие истины, которое содержится в искусстве и религии. Освоением философии завершается путь духовного развития человека, именно в нём разум получает наибольшее развитие. Через философию человек убеждается, что всюду в мире есть своя закономерность доступная человеческому уму. Гегель верит в разум как человеческий так и природный. Мир в целом устроен закономерно, разумно он не враждебен человеку а наоборот удобен ему. Овладев философией Мировой дух познаёт себя, завершает путь своего освобождения, он свободен – не требует конечного определения (Абсолютный дух). Философия должна научить видеть закономерности мира, природы, общества, истории, человеческой жизни. В этом и состоит свобода. Познав законы природы и общества, человек получает возможность подчинить их своим интересам и потребностям. Кто познал законы, тот познал разумность мироздания, его божественность и тогда ему открывается свобода. Конечная цель всего мироздания, которая осуществляется через человека и историю общества – торжество свободы и разумности, а по сути есть одно и то же.

Таким образом, мировой дух проходит путь от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от него к мышлению в понятиях (философия).

Мы видим, что абсолютная идея проживает сложную жизнь: логика, природа, общество. Это система построена в виде триады
T – A – S, это строгая система, которая имеет поступательный характер развития. Синтез включает всю философскую систему: логику, природу, антропологию, психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории.

Она вбирает в себя систему принципов, законов и категорий. С точки зрения концептуальной, философия Гегеля завершена.

Философскую систему Гегеля можно представить схематически

 


Г.Гегель высказал целый ряд положений о развитии человеческой истории. В истории действует разум, он есть необходимость (закон) и в глубине своей свобода.

Здесь действует проведенье, поэтому гегелевская философия истории у него называется провиденциалистской. У него твёрдая вера в общественный прогресс, он связан с понятием свободы. История есть прогресс в осознании свободы, что составляет внутреннюю природу человека, но лишь на протяжении многовековой истории осознаётся человеком, благодаря чему становится действительно свободным. Но свобода – это свобода духа, мысли, интеллектуальная свобода. История должна завершится её торжеством, т.е таким устройством государства, где все свободны.

Гегель исходит из принципа закономерности исторического процесса:

1. в мировой истории действует закономерность, что объединяет человечество в единый процесс, где участвуют различные страны, народы;

2. всемирная история – однолинейный процесс, все отклонения, либо случайны, либо просто кажутся (выделяет четыре основных периода всемирной истории: Восточный, Китай, Индия, Египет; Греческий мир, Римский и Германия);

3. история коммулятивный процесс – преемственность исторического развития;

4. лидерами мирового развития страны выступают поочерёдно: Восток уступает лидерство Европе, лидерами могут быть те страны, где наибольший прогресс в сознании свободы, другие могут лишь подражать;

5. большую роль в истории играют выдающиеся личности (через них АИ может проявлять себя, обнаруживать);

6. выделяет исторические народы: это те, что усваивают опыт истории приумножают его, обеспечивают поступательное развитие (неисторические – застыли в своём развитие не думают не о прошлом, не о будущем – Африка, Южная Америка, славянские народы);

7. движение истории вспять невозможно, достигнутое не может быть утрачено.

Познание исторических законов есть признак роста самосознания народов и отдельных личностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 839 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.