Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ІІ. Бытие потенциального и актуального, они связаны друг с другом.




ІІІ. Группа – бытие как акциденция – случайное бытие.

ІV. Бытие как истина – она принадлежит человеческому интеллекту.

Первые две группы изучает метафизика (материя, форма и т.д.) Бытие, как истину, изучает логика (аналитика) – это орудие, которое используют все науки. Науки Аристотель делит на три группы:

1. теоретическая – путь знаний ради него самого – философия (метафизика), физика, математика, психология;

2. практическая – добывает знания ради морального совершенствования – этика, политика;

3. продуктивная (творческая) – знания ради творчества – риторика, поэтика.

Самая ценная наука – философия, она не преследует утилитарные, практические цели – это самодостаточное знание.

 

Этика Аристотеля.

Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и волевые – добродетель характера. Главное – интеллект, мудрость, разумная деятельность. Они приобретаются путём знаний и опыта поколений. Счастье человека в доблести, природа даёт человеку возможность стать добродетелем, но она осуществляется в поступках человека.

Общим принципом этики – средняя линия поведения. Уметь правильно поступать. В хорошем нельзя видеть просто середину: выбору подлежит наилучшее из всего хорошего. Особое место занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом и есть забота об обществе.

Теория познания:

1. мир един, реально существует, причина самого себя;

2. вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, а не мир запредельных идей;

3. основание – чувственный опыт плюс ощущения, память, привычка;

4. разум усматривает общее в единичном. Научное знание имеет свои формы – понятия, в которых отражается сущность вещей. Система логических категорий и есть инструмент познания любой науки;

5. особую роль Аристотель отводит памяти, эмоциям, диалектике перехода от ощущений к восприятию, а от него к общему представлению, от мнения через понятия – к знанию.

 

Учение о государстве.

По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полития» он ставит вопрос: цель возникновения государства и сколько видов может иметь власть управления? Ответ: цель государства – жить хорошо и счастливо. Выделяет шесть форм государственного правления: монархия, аристократия, полития (средний класс) – они служат обществу; тирания, чистая олигархия и крайняя демократия – (вредные для общества).

За властью нужно следить, чтобы чиновники не превращали свою должность в источник личного обогащения. У него нет идеи идеального государства, он анализирует уже известные формы политического управления, старается понять какие из них лучше и способствуют благу общества.

Заслуга Аристотеля:

1. обобщение знания античной философии;

2. закладывает основы многих наук: физики, математической логики, философии, политической философии;

3. создаёт основы формальной логики, как учение о законах и формах мышления.

Аристотель завершает классический период античной философии и наступает эпоха упадка и разложения греческой философии.

 

 


Эпоха Эллинизма

1. Киники и скептики.

2. Эпикуреизм.

3. Стоицизм.

4. Неоплатонизм.

Аристотель завершает классический период греческой философии и наступает эпоха философии эллинизма. Она охватывает период от завоевания Александра Македонского до падения Западной Римской империи. Это завершающий период античной философии (II п. IV в. до н.э. и почти до VI в. н.э). Кризис общественной жизни сказывается и на развитии философии. Философия уже не является факелом, ведущим за собой искателей правды. Это скорее карета скорой помощи, помогающая бороться за существование. Наблюдается вновь поворот к антропологизму, к проблемам личной жизни человека. Здесь складывается три школы: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Но этим школам предшествовала школа киников. Основоположник – ученик Сократа Антисфен (450-360) и Диоген (400-325). (Киники от «Киносарг» - зоркий пес, название холма, где была гимназия в Афинах.)

1) Они пересматривают назначение философии, которая должна заниматься не умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. Проповедуют нищету и полный отказ от удовольствий, т.к. сама природа определила тот минимум, в котором нуждается человек. 2) Главное – личная добродетель. Киники говорят о новой стороне нравственности. У Сократа нравственность и ум – едины, у киников – способность отдельного человека отстаивать свои принципы, умение противопоставить себя толпе. Они призывают к самостоятельности поведения.

Дух философии киников выразился в полной ничем не ограниченной свободе: в свободе от телесных потребностей, свободе от людских пороков, от тщеславия, гордыни, алчности. Этика киников носила субъективный характер, основываясь на силе духа, на способности к независимому существованию.

 

Скептицизм. (Пиррон – 360-270)

Это течение возникло не на пустом месте, а на идее – все постоянно течет и изменяется, на идее противоречия между чувствами, впечатлениями и мышлением, на принципе относительности всех явлений. В это время философов больше интересует вопрос не о том, что есть и как существует мир, а о том, как надо жить в этом мире, и только мудрец может помочь понять как научиться жить. Философ тот, кто стремится к счастью. А оно состоит в невозмутимости и отсутствии страдания. Он должен ответить на три вопроса:

1) Из чего состоят вещи?

2) Как мы к ним должны относиться?

3) Какую выгоду можем получить от такого отношения к ним?

На первый вопрос ответа нет. О любом предмете можно сказать противоположное мнение. Где истина? Не известно. Отсюда ответ на второй вопрос – воздержись от каких-бы то ни было суждений о них. Но это не полный агностицизм, наши чувства достоверны, если рассматривать их как явления. Следует говорить: «Это кажется мне горьким или сладким».

Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости и безмятежности. А это и есть счастье человека.

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения.

Эпикуреизм. (342-271 до н.э.)

Он основывает философскую школу в Афинах, которая получила название «Сад Эпикура».

1. Философия должна иметь практическое значение, лечить душу и тело человека.

2. Цель человека – стремление к счастью, а счастье человек находит в наслаждении. Но это не низменные наслаждения. Он делит желания человека на естественные и необходимые, их нужно удовлетворять умеренно. Истинными наслаждениями являются духовные наслаждения, а также такие блага как дружба и знания. Высшая форма блаженства – состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешение от проблем мира (нирвана). Это идеал и нравственный образ жизни.

3. Философия должна помочь человеку справиться со страхом перед Богом и смертью. Смерть не имеет никакого отношения к человеку: «Когда мы есть, то смерти еще нет, когда смерть наступает, тогда нас уже нет».

Нет в мире такой силы, которая могла бы помешать человеку жить по своим идеалам. Мир познавался умом человеческим. Познание – основа человеческого счастья. Условие счастья – познание самого себя, своей души. Ни Боги, ни государство счастья не дают, счастье в самом человеке.

(Диоген Лаэртский – «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Эпикур «Письмо к Менекею стр. 433»).

Стоицизм. (Зенон из Кития – 336-265, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Нравственная философия. Цель человеческой жизни в достижении счастья, но путь к счастью иной, чем у эпикурийцев. Счастье человека – это жизнь согласная с природой человека как существа духовного разумного. Стремясь жить согласно с природой, они ищут нравственную свободу, освобождение от страстей, пороков. Но в учении стоиков есть принципиально новый момент, они выводят понятие фатума или рока. Все существующее раз и навсегда предопределено, подчинено строжайшей закономерности как неотвратимой необходимости.все жестко детерминировано. Бог тоже подчинен необходимости, он есть сама необходимость. Человек не властен изменить свою судьбу и это приводит к пассивности. Сенека (5-65 гг. н.э.) пишет: «Мы не можем изменить строя вещей, пусть человек считает, что все случившееся так и должно быть и мужественно переносит удары судьбы». Жить сообразно с природой, а природа тождественна с разумом – а это и значит поступать разумно. Философ есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчиняется ему.

Стоики впервые говорят о таких этических категориях как совесть, воля, понятие греха. Человек всегда греховное существо, только Бог безгрешен. Истинная ценность человека в его добродетели. Благородство не дано от рождения и не передается по наследству (раб может быть благороднее аристократа). Главная ценность – любовь к людям. Она дарована человеку Богом. Человек не может изменить ход вещей, но может выработать свое отношение к ним, оценить их. «Не вещи смущают людей, а мнение о вещах». «В смерти нет ничего страшного, а страшно мнение, что смерть страшна. Нет загробной жизни, где человек находит счастье».

У стоиков Судьба и есть Логос мира, он упорядочивает все в мире. Судьба – это власть двигающая материю (Зенон). Бог это пламенный разум мира, он наполняет весь мир, как пчелы медом соты. (Они верили в астрологию, предсказания.) Счастье человека находится внутри его и не зависит от внешних событий. Но человек зависит от психологических переживаний: страстей, страх, печаль, удовольствие, наслаждение и пр. Нужно освободиться от этого пресса. Сенека в своей работе «О гневе» призывает искоренить в себе страсти, подавлять гнев, проповедовать любовь и всепрощение ближнего. «Лучше забыть обиды, чем мстить. Цель жизни мудреца – выработать невозмутимость духа. Мы не можем изменить мир, но можем обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека и стойко переносить, что нам судьба приносит, и отдаться воле законов природы» Сенека.

Человек стремиться к свободе, истинная свобода во внутренней духовной независимости и нельзя желать того, что не в твоей власти. «Если ты не можешь освободиться от бедности, несчастья, безропотно смирись и рассматривай несчастие как благо» (Эпиктет. – бывший раб).

С ним как бы перекликается римский император Марк Аврелий. «Смерть это освобождение души от тела. Жизнь мгновение по сравнению с вечностью и его ты должен провести в согласии с природой, а потом расстаться с жизнью легко, как падает созревшая слива» («К самому себе»).

Идеи эпикуризма и стоицизма оказали огромное влияние на развитие философии. Идеи мудреца как духовно свободного человека, который безропотно сносит удары судьбы, сдерживает свои страсти, способен любить и всех прощать – была принята христианством.

Неоплатонизм. (Плотин 205-270 н.э.)

Это философия позднего эллинизма (III-IV вв.). Она систематизировала идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Главное в нравственной философии

1) внутренний покой личности и защита ее от разных потрясений;

2) разработка платоновской диалектики триады ум – душа - космос. Также развивалось учение Аристотеля «об уме-первоздателе» и его самосознании. Этот ум выступал одновременно и субъектом, и объектом, который содержит в себе свою собственную «умственную материю». Основатель школы – Плотин.

Центральная фигура неоплатонизма – душа. Она осуществляется в теле, тело есть предел ее существования. Ум не есть тело, но без ума не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится в самом уме, т.к. всякая организация требует для себя материал. Кроме чувственной материи есть «умопостигаемая материя» - ум смысловое тело. Плотин считал, что мировая душа действует по всему Космосу;

3) они уделяли большое внимание разработке логических проблем – определение понятий и их классификация.

4) они впитывали идеи раннего христианства.

У Плотина категория «Единое» выше всех категорий. Единое есть все сущее. Оно не дробится, существует везде и во всем. Все из него «изливается».

Свет – основной образ философии Плотина. «Единое – свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, которая заимствует свет от солнца; материя - мрак» (Блонский П.Н. Философия Плотина) (Плотин страдал эпилепсией) – возможно это оттуда. Душа не дробится на части – она особая смысловая субстанция.

Плотин завещал своему ученику Порфирию издать его сочинения, и он вошел в историю как комментатор философии Аристотеля и Плотина. Далее эти идеи развивались Проклом (410-485). Высший тип знания возможен лишь путем божественного озарения; любовь (эрос) связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость; а вера соединяет нас с благостью Богов.

Поздняя античность – эллинистическая философия вращалась вокруг одного вопроса – как обеспечить личное счастье? Киники, эпикуризм, стоицизм – иногда называют сократическими школами. Они каждый по-своему исходят из сократовского учения. Но ни одно из этих учений философии жизни не было в состоянии гарантировать каждому его личное счастье. К концу античности пришли к выводу, что эти учения, созданные людьми и для людей, не могут выполнить то, что они обещают. Как же можно обеспечить счастливую жизнь? Ответ рядом – с помощью религии.

Учение неоплатонизма претендует на выражение этой религиозности. Здесь человек помещается в гигантский космологический порядок, а зло понимается как изъян бытия. Цель – освобождение души от смертной оболочки, чтобы она оказалась во всеохватывающем единстве с мировой душой.

Итак, говоря об античной философии, мы можем сказать, что здесь закладывались основы основных видов философских мировоззрений, которые разрабатывались в последующей истории философской культуры. Античная философия – это живая картина становления теоретической мысли, полная смелых и мудрых идей. Это торжество разума. Каждый молодой человек призван окунуться в этот поток философской мысли. Это не только обогащает нас ценной информацией, но и способствует развитию философии мышления.

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.

План

1. Общая характеристика.

2. Философия Августина Аврелия (354 – 430 гг.)

a. Учение о бытии.

b. Проблема мира и человека.

c. Вечность и время.

d. Теодицея – (добро и зло).

3. Средневековая схоластика. Борьба реализма и номинализма.

4. Основные положения философии Фомы Аквинского
(1225 – 1274 гг.)

a. Учение о бытии и человеке.

b. Теория познания

c. Попытка логического доказательства Бога.

 

 

Средневековая философия просуществовала почти тысячу лет – от распада Римской империи до эпохи Ренессанса (VI в. – 14-15 вв.). Она распадается как бы на два периода – раннее средневековье Европы – становление христианства в условиях формирования европейских государств. Зрелое средневековье (XI в.) связано со становлением и развитием феодализма.

Эта философия отличается от античной своей нравственной парадигмой. Идея греков – созерцательный разум, отсутствие страстей, а сам философ – бесстрастный созерцатель мировой драмы. Христианское мировоззрение – это эмоции. В писании сказано: «Горе тому, кто не горяч, не холоден, но тепел». Здесь жизнь приобретает человеческий смысл, в ней появляется цель – есть начало – сотворение мира, пришествие Христа, - конец – его второе пришествие, страшный суд, спасение – вечная жизнь. Идеал человека – Бог. В христианстве челоек не гражданин космоса, а царский сын, но он терпит позор, чувствует свою униженность, боль и срам. Тема скорби о том, что образ божий в человеке помрачён, а значит и скорбь о собственном совершенстве внутреннего мира, – становится главной в средневековой философии. Он стремится к своим божественным возможностям, но живёт на земле и поддаётся земным соблазнам «искусу бесовскому и падает вниз». Задача человека, в силу собственной причастности к Богу – не просто жить – «здесь и сейчас», а преображать себя. Эта философия переключает внимание человека с внешнего мира на внутренний, духовный мир, мир веры, надежды и любви. Бытие сотворённое Богом изменить нельзя – человеку необходимо изменить самого себя.

Господствующим мировоззрением средневековья является теоцентризм: Бог сотворил мир и человека. Мир – гигантская пирамида, где всё жёстко соподчинено – неживая, живая природа, человек и ангелы, на вершине Бог – творец. Цель и смысл человеческой жизни – служение Богу, стремление к нему через покаяние и преодоление греховности. Особенность этой философии в том:

1) она развивается под знаком примата веры над знанием, Священное писание – исчерпывающая и универсальная парадигма о мире, человеке и истории;

2) абсолютный авторитет священных текстов;

3) идеологией для философии выступает монотеизм (единобожие)

4) креационизм – творение мира Богом из ничего через «слово». Подлинное бытие – Бог, природа существует благодаря ему, Бог вселенская личность, существующая над миром. Человек – центр земного мира и этот мир устроен так, чтобы люди были спасены. Духовными истоками этой философии явилось учение о идеях Платона, как основе мира и учение Аристотеля «о форме» как неком перводвигателе всего сущего. В ней выделяют – патристику (учения отцов церкви), схоластику с главной идеей – философия – служанка богословия, проблемой универсалий и портикулярий (связь общих понятий и отдельных вещей), а отсюда борьба реализма и номинализма. Ярким представителем патристики был Августин Аврелий, схоластики – Ансельм Кентербирийский, Фома Аквинский и целый ряд других (И. Абеляр, Эуригена, шотландец – Дунс Скот, англичанин Вильям Оккам). Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а её завершение – распад этого союза.

5) Бог не доступен для познания, но открывает себя человеку, его откровение в текстах Библии, толкование текстов (экзегетика) – основной путь богопознания. В основе философии и культуры средних веков лежит текст и слово. Ключ к познанию – Вера, Тварный мир можно познать с помощью разума. Особое внимание – Человеку, он создан по образцу и подобию Бога – господин и повелитель всего, что создано для него (природа). Проблема души и тела строится на догматах о Боговоплощении – это парадокс, так как Бог и человек – трансцендентны - догмат воскресения во плоти.

Она основывается на традиции, преемственности и консерватизма. Здесь дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и греховного. Это синтез двух традиций – христианского откровения и античной философии.

Классическая патристика (IX-X вв.) – это проблема тринитарная (учение о соотношении в Боге – отца и сына и святого духа) и христологическая (сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой), антропологическая (вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления).

Схоластика – рациональное доказательство Бога, креационизм, теодицея, провиденциализм, аввероизм – учение о двойственной истине (разума и веры) и проблема универсалий.

Ярким представителем патристики был Августин Аврелий, по прозвищу «Блаженный» (354-430 гг.).

Главные его работы: «О свободной воле», «О троице», «Исповедь», «Град божий», «Град земной».

Родом из Северной Африки, жил в Карфагене.

Учение о бытии.

Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один, в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог сверхприроден, он как личность (персона), но бестелесен и отсюда принцип бесконечности божественного начала. Рассматривая проблему мира, Аврелий ставит проблему: как связаны пространство и время с Миром и Богом?

Вывод: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Пространство и время существуют только в мире и только с миром.

Начало творения мира и есть начало времени. «Время есть мера движения и изменения» - Верно! Стремится установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего времени.

Вывод: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования. Действительное существование присуще только настоящему. В зависимости от него мы осмысливаем прошлое и будущее. Прошлое обязано нашей памяти, а будущее нашей надежде. Бог вне времени, он вечность. В вечном нет ни проходящего, ни будущего – что проходит, то уже не существует, а что будет, то ещё не начало быть. Вечность только есть.

Аврелий говорит о двух властях – государство и церковь. Обе власти от Бога, они легитимны, но у них разные задачи – у церкви – духовные, у государства – земные. Они должны поддерживать друг друга. Схематично хэто можно изобразить так:

Закон


 

Король, только тогда король, когда он придерживается закона и права – это есть выражение справедливой Божьей воли, что вело постепенно к конституционной монархии, но господство абсолютизма – это особенность не средневековья, а начало Нового времени.

Рассматривая проблемы человека, Аврелий уверен, что человек есть единство души и тела, душа бессмертна и свободна в своих действиях. В «Исповеди» он говорит о самосознании личности, её свободе и считает, что субъективно человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог! Человек не раб божий, а личность связанная с Богом, он подобие Бога, значит может обладать волей и направлять её либо на благо, либо на зло. Человек сам в ответе перед людьми и Богом.

Далее, он разрабатывает идеи Добра и Зла (теодицея) – богооправдание. Бог творит только благо, добро, оно заключено в людях, в обществе. Но подобно тому как тишина есть отсутствие шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто существующее само по себе, некая сила. Зло относительно, оно может быть ступенькой к добру. Гегель считает, что прогресс человечества совершается через зло, здесь есть какая-то созидательная сила. Бог не в ответе за зло. Это есть умаление божественного начала в самом человеке. Он должен пройти искушение злом, чтобы понять в себе нечто истинное и в мире тоже. Человек несовершенен. У Аврелия главный принцип: «Не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать». Человек должен осознать слабость своего ума и не рассчитывать на всестороннее познание Бога, это компетенция не ума, а веры. Человеку надо верить, что Бог с ним, поможет и поддержит (провиденциализм – провидение, попечительство). Он способен ко греху, но если у него есть божественное начало, значит есть силы преодолеть трудности. Человек, который не застыл в своём высокомерии – сомневается, падает и идёт дальше. И отсюда его знаменитое «Сомневаюсь – существую». Человек, сомневающийся – божье создание, который стремится к самопознанию. Это ответ на призыв античности «Познай самого себя». Полюби и делай, что хочешь – это нравственный принцип. Это не просто любовь к Богу, но любовь к сущности человеческой.

Говоря о теории познания, Аврелий уверен – человеческое знание имеет два источника – чувственный опыт – поверхностное знание о мире и второй – Вера, она опирается на коллективный опыт и потому является достоверной. Разум открывает человеку вещи видимого мира, Вера – невидимого, за пределами очевидного, с её помощью осознаётся вечное и не приходящее в этом мироздании.

Схоластика.

Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата. Знание разделяется на два уровня – сверхчувственное и естественное, первое даётся в откровении, второе – трактаты Платона и Аристотеля, оно ищется человеческим разумом. Для первого – авторитет Священное писание. И на первом и на втором истины уже заложены, их нужно отыскать, вывести из текстов и сделать правильные логические рассуждения и заключения.

Ансельм Кентербирийский заявляет, что вера предшествует разуму и её положения составляют идеал и норму для разума. Разум выступает логическим средством веры.

Важной проблемой в схоластике была проблема доказательства сущности общих понятий и утверждение о том, что общее существует вне и до существования конкретных вещей. И второе – раз есть идея веры (своего рода тезис), то она требует рациональных доказательств, что и попытался сделать Фома Аквинский. Бог у него существует также реально как добро и зло.

В самой схоластике идёт борьба мнений вокруг вопроса – существует ли объективное содержание в общих понятиях – универсалиях или нет, если существует, то в какой форме? Проблема универсалий и партикулярий (общие понятия и отдельные вещи). У Платона идеи реально существуют, связаны с универсалиями, не зависимо от того воспринимают их люди или нет (крайний реализм).

У Аристотеля – универсалии (формы) – существуют в единичных вещах, через вещи с помощью мышления, можно познать универсалии. Они неотделимы от вещей (справедливость существует только в человеке, обществе). В средние века – универсалии существуют до вещей, независимо от них, так как всё творимое Богом из его мыслей – универсалий – они порождают вещи.

Реалисты – общие понятия существуют реально до вещей и порождают вещи (Платон).

Номиналисты – реально существуют вещи, а общие понятия – это слова или названия с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы, они могут быть в сознании человека как общие понятия, отражающие сходные черты предметов, например анализ признаков жизни (признаки жизни).

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Томазо д’ Аквино. Он как бы завершает католическую теологию. Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Опирается на труды Аристотеля.

Учение о бытии.

Свою философию он начинает с общего понятия «Бытие» - это всё, что есть, что может быть. Единичные предметы – субстанция. Есть материя и форма. Материя – возможность реальных вещей – форма – действительность. Сущность всего телесного в единстве материи и формы. Лишь благодаря форме вещь является определённого рода и вида. Это целевая причина образования вещи. Сущее делится на субстанцию (отдельные вещи) и акциденции – т.е. атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время).

Учение о человеке.

Человек – социальное существо. Государство должно заботится о благе народа. Власть должна быть нравственной, связана с добром и справедливостью.

Человек – единство души и тела. Душа активное начало, самосущна и обретает всю полноту в единстве с телом. Душа уникальна, носит личностный характер, она бессмертна. Личность – самое благородное явление во всей разумной природе. Она характеризуется интеллектом, чувствами и волей. Интеллект выше воли, но познание Бога ниже, чем любовь к нему – чувства могут превосходить разум, если они относятся к Богу! Бог – высшая универсалия, человек – высшее творение Бога. Но человека делают человеком нормы его поведения, он может быть моральным и аморальным. Бог даёт ему свободу выбора – добро или зло.

Человек должен подчинятся двум законам – «естественному» и «божественному», который определяет превосходство церкви над государством, гражданским обществом. Христос на Земле – Римский папа.

 

Теория познания.

Фома Аквинский пытается решить проблему связи разума и веры, философии и теологии. Задача философии (науки) объяснить закономерности мира, но это знание не может охватить все и над знанием философии возвышается царство богословия. Сюда нельзя проникнуть естественной силой мышления. Но между наукой и верой нет противоречия, хотя христианские истины выше разума. Познание начинается с чувственного восприятия. В душе они превращаются в «вид предмета»- познавательный образ. На базе чувственного восприятия интеллект создает умопостигаемые образы. Истина - соответствие интеллекта и вещи. Он выдвигает принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать. На этом принципе основываются все остальные принципы логического мышления.

Учение об универсалиях.

Общее существует реально, но не в уме, не в виде идей, а в Боге! Общее- это бытие созданное Богом и моменты общего есть в любой вещи, но то что они есть – это связывает их в единое целое. Только Бог общее. Хотя у него общее трояко:

а) до вещей – в разуме Бога, как идеи будущих вещей – вечные идеальные образцы сущего;

б) в вещах – конкретное воплощение;

в) после вещей – в мышление человека – обобщение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 633 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.