Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность философского учения Г. Сковороды




(1722 – 1794 г.г.)

 

Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – главная тема философии Г.Сковороды - украинского Сократа.

1) Стоит на позициях кантеизма. Бога как духовной субстанции, стоящей над миром и человеком, нет. Он есть истинная природа в природе, живое в живом, человеком в человеке, законом, гласом сущего.

2) Мир вечен, как тень вечной духовной субстанции.

Материальный мир вечен, безграничен и не сотворен.

3) Все в мире соткано из противоположностей: единство материального и духовного, конечного и бесконечного, единого и общего. Это противоречивое единство он пытается осмыслить через соотношения сущности и видимости, а в этическом плане – через понятия добра и зла.

4) Разрабатывает концепцию трех миров: 1) макрокосм – безграничный мир, состоящий из малых миров; 2) микрокосм - человеческий мир и сам человек; 3) символический мир Библии.

Каждый из этих миров имеет свою внутреннюю и внешнюю (материальную) природу. Действительным Богом является внутреннее духовное, поэтому истинно человеческое определяется не телесной организацией, а духом, волей, миром внутренних убеждений, которые выступают Богом в человеке.

В символическом мире Библии он ищет духовные ценности человека, идеал человеческих отношений без пагубного влияния плоти. Макрокосмос и микрокосмос состоят из двух натур: видимой – «твар», сотворенный мир и невидимой – Бог.

Главная проблема человеческого существования – обнаружить невидимую натуру через видимую. Она решается в подвиге самопознания, в обнаружении внутреннего «сердечного» человека (философия сердца).

5) Под влиянием философии Аристотеля Сковорода считает, что мир состоит из материи и формы. Материя вечна, не имеет границ, бесконечна в пространстве и во времени. Бог выступает как умозрительная форма, которая по законам устраивает материю, создает ее в многообразных видах.

6) Теория познания: а) стремится осмыслить познавательные способности человека, восхищается силой человеческого разума. Но все знания имеют опытную природу. «Опыт есть отец искусству, видению и привычке, из опыта родятся все науки, книги и хитрости».

7) Ставит проблему единства духовного и физического в человеке, только достигнув этого единства, человек может быть счастлив. Только через духовное устремление духовного человека можно прийти к счастью, к идеалу совершенного человеческого общества.

8) Глубокое уважение к человеку-труженику, ненависть ко всем формам насилия (политика и духовность).

Русская религиозная философия (конец XIX - начало XX веков)

 

Особенность этой философии – антропоцентризм, гуманизм, ее религиозный характер. Ее расцвет был в конце XIX – начале XX века, она развивалась как своеобразная альтернатива западной философии с ее культом научного разума, техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Духовным источником ее было православие как духовный и жизненный уклад. В центре ее Бог и человек, их отношение. С этих позиций решалась природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, смысл человеческой истории.

У истоков этой философии стоит Николай Федоров (1828-1903 г.г.) – представитель космизма и гуманизма. «Философия общего дела». Главный вопрос философии – найти «потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек и устроить жизнь сообразно ей».

Философия должна не только объяснять мир, но должна стать проектом общего дела людей по изменению мира человеком.

Его волнуют два вопроса: людская разобщенность, частная собственность, индивидуализм и память о тех, кто ушел из жизни. Его принцип – важно жить не для себя или других, а «со всеми и для всех». Нужно достигнуть всеобщего братства в мире посредством любви.

Основой его морали служит взаимная ответственность поколений – «детей» и «отцов».

Центральной фигурой философии этого периода является В.Соловьев (1853-1900г.г.). Главные работы – «Оправдание добра», «Духовные основы жизни», «Смысл любви». Соловьев называет свою философию философией «всеединства». Философ рассматривает её как начало новой «положительной» философии, которая противостоит западно-европейскому рационализму. Он на место рационалистического принципа Р.Декарта «мыслю, следовательно существую» ставит свой принцип – «я стыжусь, следовательно существую».

Опора нравственности – нерасторжимая связь поколений – это основа общего дела – «приготовления к явному Царству божию и к воскресению всех». Соловьёв связывает свою концепцию нравственности с религией. Но он выводит понятие Бога из понятия Добра, а не наоборот. Нравственность имеет различные проявления. Низший ее предмет – право – это минимум нравственности. Высшее проявление, что и есть предмет философии – это любовь. Смысл человеческой любви в преодолении эгоизма. Эгоизм есть отрицание любви и отрицание индивидуальности. Смысл и назначение человека и человечества – встать на путь высшей божественной любви, которая есть истинная и безусловная любовь и имеет абсолютное значение для человека. Человек, ставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека».

По сравнению с высшей любовью все остальное второстепенно – искусство, наука, политика, они не выражают содержания человеческой личности. Только истинная любовь наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь. Соединение себя с Богом – это шаг к единству себя и другого, со всеми другими и со всем миром. Соединение себя с Богом, это путь к всеединству. На этой основе Соловьев переходит к третьей стадии своей философии – всеединство.

Философия нравственности переходит в философию любви как высшее проявление нравственности, а философия любви – в философию всеединства ибо в приобщении к нему и состоит высший смысл любви.

Идея всеединства имеет космическое значение как единство всех сфер и проявление мироздания. Окружающий мир иерархичен – низшие и высшие взаимосвязаны, пронизан божественным началом и предстоит как творение божье, единство истины добра и красоты.

Бог космический разум – организующая сила мира. Сотворенный мир незавершен, он динамичен, развивается, несет в себе внутреннее активное начало или мировую душу. Она есть энергия, носитель идеи и принципа всеединства. Божественная идея всеединства называется мудростью или Софией, она есть как бы душа мира, которая связывает воедино Творца и его творение, природу и человечество. София есть божественное самораскрытие в лице «вечной» или «божественной женственности» - это личный образ всеединства. Но поскольку лишь через любовь мы познаем истину человеческой жизни, то София или «Божья женственность» и есть истина.

Идея всеединства является основанием для нравственного поведения человека. В обществе единство всех людей осуществляется в форме православной церкви, она объединяет в себе все национальности, снимает все социальные противоречия и способствует установлению на земле «Царства Божьего» как действительный нравственный порядок. Залогом всеединства является объединение католической и православной церкви.

Н.А. Бердяев (1874-1948 г.г.)

1. Антропологизм в философии Бердяева.

2. Проблема творчества.

3. Социальная философия.

 

Бердяев – представитель русской религиозной философии. Он продолжает специфические темы русской философии – Богочеловечества, эсхатологии (религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира), конфликт личности с обществом, историей. Эти вопросы у Бердяева позднее будут названы эсхатологической философией, где главная проблема конечных перспектив человека в пределах этого мира. Главные его работы: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия свободного духа», «О назначении человека» и др.

Вся его философия антропологична, она обращена к проблемам духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека. Он исходит из того, что для конкретного человека главное и основное – не решение социальных или научных проблем, а проблема собственного существования, поиск смысла в «абсурде жизни».

Бердяев считает, что его философия экзистенциальна (о смысле человеческого существования). «Философия – это наука о духе, а наука о духе и есть наука о человеческом существовании». Именно в нем раскрывается сущность бытия, поэтому в центре его философии стоит проблема человека. Он исходит из того, что свобода человека выше бытия, она не может быть детерминирована бытием и даже Богом, она внутренне присуща человеку. Наряду со свободой стоят такие понятия как творчество, личность, дух, Бог.

Его философия дуалистична, включает противоположные начала: дух и природа, свобода и необходимость, субъект и объект, личность и общество, Бог и дьявол.

Бытие проявляется через человека. Он сотворен по образу и подобию Бога и потому есть существо беспредельное свободное и творческое. Но человек и существо природное, а значит и ограниченное. Он есть пересечение двух миров – высшего и низшего. Человек и богоподобен и звероподобен. Одна связана со свободой, творчеством, личностью, Богом; другая – с необходимостью, природой, материей.

Личность у него – духовно-религиозная, индивид – категория биологическая. Здесь индивид – часть природы. Личность свободна, способна к творчеству. Он активен, он способен обретать свое бессмертие путем преобразования мира и самого себя. Человек – это «малый Бог», активный соучастник божественного миротворения. Таким образом, «человек есть синтез бесконечного и конечного». Бесконечность связана с божественной стороной, конечность – с природной. Бог – это смысл, истина мира, дух и свобода. Человек без Бога не может быть самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла, и высшей правды, и цели. Если нет Бога, то нет победы над смертью, все лишено смысла и абсурдно. Двойственная природа человека рождает вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования. В жизни трагично – смерть, любовь, познание, свобода. Смерть неизбежна и наука здесь бессильна. О трагизме любви хорошо говорит Платон в мифе о двух половинках человеческого существа. которые вечно ищут друг друга, а если и находят, то внутренний трагизм лишь усиливается от абсурда самой жизни. Безысходно и стремление человека к истине, так как наука дает лишь относительное знание, абсолютного быть не может, так как человек живет лишь в мире явлений. Тоже самое происходит и со свободой. Как существо духовное – он свободен, а как природное – нет! Трагическая борьба между свободой и необходимостью, «царством Духа» и «царством Кесаря» неразрешима в этом мире. Это может быть достигнуто лишь эсхатологически, то есть в «царстве Божьем», внутренний источник «трагизма жизни» связан со свободой человека. Свобода – это его сущность, его внутренняя творческая энергия. Она важнее справедливости и самой жизни. Для жизни нельзя жертвовать свободой. В ней главный источник трагизма, она основана не на природе, а на духе и постоянно ограничена природой человека. Противоречие жизни человека – между бесконечным и конечным, духом и природой, творчеством и смертью – и есть смысл трагичности человеческого существования.

Важной для Бердяева является и проблема творчества. Здесь раскрывается фундаментальное свойство человека – способность к активной деятельности. Творчество направляет человека к более совершенному бытию, созданию в нем нового и прекрасного. Это идет от его духовности и является ответом на призыв Бога к человеку. Свобода связана с творчеством, которое не только обновляет мир, но и создает этот мир. Свобода всегда духовна по своему происхождению и носит индивидуальный характер. Призвание человека – активное участие в творении мира, сохранении его от смертоносной власти времени, защита от Зла – это подлинный смысл человеческой жизни.

Н.Бердяев дает блестящую характеристику ХХ века. По его мнению, это античеловеческая эпоха, где идет «эрозия» гуманизма и «истребление духовности». Созданный огромный технический мир делает человека «космиургом», мощной космической силой. Но этот мир и разрушает человека, опустошает его эмоциональный, духовный мир, уничтожает индивидуальность. Н.Бердяев боится того времени. когда человек просто перестанет существовать в качестве человека.

Говорит о русской душе, русской интеллигенции «класса искателей» Правды и жертвенников. Революции – аномалии в развитии общества.

Н.Бердяев – яркая и вместе с тем трагическая личность в истории мировой и русской философии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 880 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.