Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Европейская философия ХVIII века.




 

1. Просветительский характер;

2. Онтология и гносеология французских материалистов XVIII в.;

3. Социально- философские воззрения.

 

 

Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в.

Это время кризиса феодализма во Франции, которое завершилось буржуазной революцией (1789-1794 гг.). Большую роль в идеологической подготовке этой революции сыграли французские материалисты – выразители интересов буржуазии: Ламетри (1709-1751), Гельвеций (1715-1771), Дидро (1713-1784) и Гольбах (1723-1789). Эта философия продолжает развивать идеи XVII в., теперь они пропагандируются более широко, т.к. философские трактаты печатались не на латинском языке, а на языке страны, где жил и говорил философ. Философия XVIII в. развивалась как философия Просвещения: издавались энциклопедии, словари, памфлеты, где комментировались научные взгляды и философские идеи – доходчиво, остро, умно – логика и эмоции, разум и чувства – слились воедино.

Она была подготовлена работами французского материалиста, астролога, пропагандиста атомистики и этики Эпикура («Свод философии») Пьера Гассенди; работами Р. Декарта и критикой религиозного догматизма Пьера Бейля – публицист, ранний представитель Просвещения. С позиций скептицизма отвергал возможность рационального обоснования религиозных догм, отстаивал независимость морали от религии и т.д. («Исторический и критический словарь» в 2-х томах) и многими другими.

В целом, это философия высшей ступени механистического материализма, где развиваются и глубоко осмысливаются все проблемы поставленные в материализме XVII в. Они очистили материалистическую философию от теологии, схоластики, по словам К. Маркса, наделили ее остроумием и красноречием, придали ей необходимый темперамент, цивилизовали ее.

Здесь складывается как бы два направления: одно идет от материалистической физики Р. Декарта, другое – от материалистического сенсуализма Локка.

Первое представлено Ламетри и Дидро, второе- Гольвецием и Гольбахом. Одни разрабатывают материалистическую философию применительно к естествознанию (первые), другие – идеи сенсуализма – чувственный опыт есть источник знания и критерий истины, ведут борьбу с рационализмом Декарта и Спинозы, которые умозрительно пытаются решать философские проблемы. Эта философия не однородна: материализм и идеализм, атеизм и деизм часто идут рядом.

Принято считать, что эпоха Просвещения начинается с 1718г., когда в Париже впервые была поставлена трагедия А. Вольтера «Эдип». Здесь вскрывается кризис христианского сознания, возрождаются идеи сомнения, скептицизма и критического разума.

Мари (Аруэ) Вольтер (1694-1778) был одним из ярких фигур французского просвещения: пропагандист – распространяет идеи физики и механики Ньютона, пропагандирует идеи английской конституции, пишет многочисленные статьи в философские словари и «энциклопедии» и пр.

Жан-Жак Руссо (1713-1778) выступает с теорией гражданского общества, основанного на свободе и равенстве юридических прав, что вдохновляло якобинцев во времена Великой Французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – один из основоположников географического детерминизма (природные условия определяют дух народа и характер развития общества). Выступает с идеей разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная), религия нужна для поддержания порядка и нравственности в обществе.

Во второй половине XVIII в. просветительское движение приобрело демократический характер, появляется «партия философов» вокруг издания «Энциклопедии» Дидро. Ведущая роль принадлежит таким материалистам как Клод Адрион Гельвеций (1715-1771), Жольен Офре Ламетри (1709-1751), Дени Дидро (1713-1784) и Поль Гольбах (1723-1789).

В онтологии – формулируют философское понятие «материя» - «материя, природа, есть причина всего, она существует сама по себе и будет существовать, и действовать вечно» (Гольбах). Движение есть необходимое следствие ее существования, это атрибут природы. Пространство и время - вечные формы существования материи. Материя состоит из атомов или молекул (Дидро), основные ее свойства: протяженность, тяжесть, фигура, непроницаемость, движение. (Материя – лишь вещество). «Это все то, что действует каким-то образом на наши чувства» (Гольбах). Движение абсолютно, покой относителен. Но движение – перемещение в пространстве, нет поступательного движения как развития, оно круговое, как воспроизводство прежних качеств.

В гносеологии – стоят на позициях материалистического сенсуализма. Человек всеми своими идеями, мыслями обязан ощущениям – это основа и содержание мыслительного процесса. Функция логического мышления – сопоставлять и комбинировать данные ощущения. Врожденных идей нет – «человек не приносит с собой от рождения, что 2*2=4,но очень скоро убеждается в этом (Гольбах). Практика не рассматривается как источник познания и критерий истины, опыт – это лишь наблюдение или эксперимент.

Познание – диалектический процесс: «Наше потомство пойдет дальше и откроет такие истины, которые скрыты от наших глаз. Человечеству удастся открыть тайны природы, которые она до сих пор от нас прятала (Гольбах).

Все в мире причинно обусловлено, но причинность и необходимость у них тождественны. Есть внешние причины, это цепь причин и следствий, но в следствии нет ничего такого, чего не было в причине.

Социальная философия – господствует мировоззрение идеализма. Человек природное существо, оно неизменно, ему даны потребности и удовлетворяя их, люди объединяются в общество. Задача государства – обеспечить самосохранение и счастье своих граждан, способствуя максимальному удовлетворению потребностей. Разрабатываются идеи роли материальных потребностей и интересов людей, именно эти интересы лежат в основе всех крупных и малых исторических событий. Эгоизм, себялюбие – движущее начало общественного развития. «Уничтожить эгоистические страсти человека, значит, уничтожить самого человека. Реки не текут вспять, а люди не идут против быстрого течения своих интересов… Кто пытался бы сделать это, был бы безумцем» (Гельвеций). Воспевается царство человеческого разума, справедливости и равенства всех перед законом. Главное право – право частной собственности.

Роль личности в истории.

Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с другой, каково мнение людей, такова и создаваемая ими среда жизнедеятельности. Что первично – «идеи правят миром» - окончательный вывод.

Они полагают, что люди имеют врожденную склонность к добру и равенству, это было взято на вооружение социалистами-утопистами.

Что касается роли выдающихся личностей, то, по их мнению, они определяют характер и нравы народов, делают их счастливыми или несчастными, воинственными или суеверными, жаждущих денег и славы, безрассудными или благородными.

Немецкие просветители И. Гердер (1744-1803) и Г. Лессинг (1729-1781) рассматривают проблемы общественного и исторического прогресса. Гердер в работе «Идеи к философии человечества», считает прогресс как естественное развитие поступательного характера, где настоящее связано с прошлым и будущим, цель – достижение гуманизма. Огромная роль отводится культуре, которая есть и стимул, и результат развития.

Исторический прогресс – поступательное развитие всего человечества из прошлого, через настоящее в будущее. В общественный прогресс включается не только развитие культуры, но и науки, ремесла, искусства, общественных отношений, системы государства и языка. Его идеи оказали влияние на Гете, Гегеля, Фейербаха.

Г. Лессинг в тезисах «Воспитание человеческого рода» связывает прогресс общества с развитием знания, опыта, культуры, демократическими свободами. В будущем обществе исчезнет всякое принуждение и будет править только разум. Веротерпимость, свободомыслие и равенство народов – есть условие дружбы народов как основы мира и прогресса.

Заслуживают внимания идеи французского философа-просветителя и политического деятеля Жана Антуана Кондорсе (1743-1794). В работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» выдвигает идею поступательного развития общества, которое связывалось с безграничными возможностями человеческого разума. Обосновывал гипотезу о прогрессе в истории, который связывал с преодолением предрассудков и суеверий, благодаря развитию человеческого разума (знания, науки, просвещения). Общество необходимо строить на принципах разума и справедливости, мирных реформ сверху от «просвещенных монархов».

Неравенство – законно, оно следствие права собственности, отсюда естественные права человека: право личной собственности для удовлетворения естественных потребностей; право частной собственности, созданной своим трудом; право на землю, если ты ее сделал пригодной к земледелию.

В целом его социальной концепции был присущ просветительский пацифизм – осуждение агрессии, захватнических войн (их причины Кондерсе видит в страсти к славе и честолюбии политических деятелей). Он уверен, что общественное зло в мире можно победить путем распространения идей Французской революции, в то же время считает, что революция лишь крайний случай, когда власть становится «просто разбоем» и делает общество несчастным.

В заключении можно сказать, что французские просветители вселяли оптимизм, веру в прогресс и устройство справедливого и гуманного общества.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 573 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.