Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Генетическая формула мифа.




16. Динамика символического в культуре: обратимость означающего и означаемого.

Знаковость (Соссюр): единство означаемого и означающего. Соссюр показал, что отношение между знаком и означаемым "произвольно", то есть условно и случайно..

Означаемое -- концепт, общее представление.

Означающее -- акустический образ с содержанием психологических оппозиций.

17. Бессознательное и язык: «стадия зеркала» и её роль в формировании человеческой субъективности. Рис.24

Лакан: субъект – говорит тот, кто желает. Субъект – тот, кто производит желания. Речь полная (с желаниями) и пустая.

Стадия зеркала: нарциссическое я, отождествление с матерью. 6-18 месяцев: ребенок узнает себя в зеркале, овладевает телом. Изначально ребенок – часть тела матери, на стадии зеркала осознает тело, и начинает проецировать мать на неё саму. Нарциссизм как овладение желанием. След. стадия – эдипова (любовь к матери).

(Язык — система знаков, выполняющая познавательную и коммуникативную функции, средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. Вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и фиксирования опыта и знаний. Только благодаря языку возможно абстрактное мышление. Язык есть символическое выражение в звуке и письме псих жизни.

Вторичные моделир. системы: в трудах Лотмана, Вяч.Иванова, Успенского — языки мифологии, религии, науч. отраслей, спорта, Интернета. По Лотману, культура - историч. сложившийся пучок семиотич. систем, кот. складывается в единую иерархию (сверхязык), но может представлять и симбиоз самост. систем. Общество как семиотические системы: общество формирует структуры сознания: понятия "объективного духа" у Гегеля, "обществ. сознания" Маркса, "коллективного сознания" Дюркгейма, "символич. форм сознания" Кассирера, коллективного бессознательного Юнга.)

Различие символического и воображаемого в теории Ж. Лакана.

Понятие индентичности (идентификации, самоидентификации) введено Фрейдом, в психоаналитич. традиции трактуется как необх. этап взросления и механизм, обеспеч. способность Я к самореализации. Ребенок имитирует родителей, благодаря многократному уподоблению Я кумиру форм. инстанция Супер-Эго (Я-идеал), кот. в дальн. выступает цензором поступков человека и щитом от невзгод жизни.

Лакан: этапы и механизмы процеса самоидентификации как условия вхождения в соц-культ. пр-во — 3 стадии: воображаемого, символического и реального. 1) стадия зеркала – Я жаждет слиться с тем, кто воспринимается как другой. Ребенок, ранее воспр. отражение в зеркале как другое живое существо, нач. отождествлять себя с ним (от 6 до 18 лет). Опр. Я через Другого (обычно мать) приводит к пониманию социального. Зеркало — установления связи внутр. мира с окруж. средой. 2) символич. — центр притяжения отец: соц. запреты и ограничения, встреча с культурой, эмоц-псих. слияние с опр. традицией. 3) "просто история" – контр. индивид. практика объективации в соц. контексте, осознания отличия от него.

Символич. идентификация (отождествление себя с каким-нибудь признаком Другого) и воображаемую (отождествление с воображаемым Другим путем отчуждения, вытеснения своей идентичности на своего двойника). Воображаемая идентификация состоит в отождествлении себя с привлекательным образом, а символическая — с местом, откуда мы выглядим привлекательными. Воображ. идентификация — с оглядкой на Другого, следует ставить? - для кого субъект играет взятую на себя роль.

Понятие экзистенции у С. Кьеркегора и М. Хайдеггера. рис.28-32

Человек как возможность экзистенции – в отличие от действительности, уже у Кьеркегора, и такое понимание у Хайдеггера: человек как дазайн – это возможность к бытию. Основной экзистенциал – озабоченность. Достоверность трансцендирование – экспликация христианского опыта. Нужно демифологизировать религию и оставить одно ядро – жизнь Христа.

Грех – незнание. Язык – то, что открывает возможность действия в мире. Поэзия хранит истину бытия. Проблема опознания Бож. ума – проблема его правильного понимания. Христианство хочет переосмыслить греческое понимание: 2 природы во Христе, 3 сущности в одном. Греч. понимание бытия – это предпонимание божественного. Бытие являет себя в откровении.

Кьеркегор: Экзистенц. вопрос выбора: как осущ. свободы в сфере "внутреннего" (Innerlichkeit), абсолютный выбор: не "того или другого", но самого себя в своем вечном значении, т.е. греш. и раскаивающимся перед Богом. Невырази­мость опыта веры. Экзистенц. опыт обре­тает смысл и явл. истину сущ-я, поск. содейств. осознанию религ. [абсолют.] значения своей лич­ности. " Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее, он определяет своё отношение ко всеобщему через своё отношение к абсолюту, а не наоборот. Этот парадокс можно выразить и так: сущ-ет абс. долг перед Богом; в таком отношении долга индивид как единич. абсолют относится к абсолюту." Спекуляция говорит: "зачем терять время на твою индивидуальность, постарайся о ней забыть; быть индивидом – это не быть ничем; но начни мыслить и ты тотчас же станешь всем человечеством, cogito ergo sum. Но что, если всё это ложь?! а напротив, индивид, индивидуальное сущ-е – это и есть высшее!"

Роль страха, связ. с переживанием личностью своего сущ-я как бытия "лицом к смерти".Страх – “симпатическая антипатия и антипатическая симпатия" категория только чел. бытия (не животного [одн. и стремление воли и ее сдерживание]). Страх – возможность свободы: тот, кто воспитывается страхом, воспит. возможностью, согласно своей бесконечности. "Чем глубже человек пребывает в страхе, тем он более велик".Когда дух стан. действительным, он устанавливает синтез души и тела, пронизывая его различением (понятие греха). Крайняя точка телесного сексуальное достиг. в этот момент.

У философов — сомнение как начало мысли, у К. отчаяние как " исход. точке для до­стижения абсолютного ": "выбирая абсолют, я выбираю отчаяние" [неразрешимое противоречие]. Сущ-е требует пост. дух. напряжения и страдания (особенно на религ. стадии: жизнь постоянно подвержена страданию. "Рыцарь веры" Авррам. Беспокойство любви противопост. покою самодостаточности.

Известность фил-я К. получила только в 20 в., оказавшись со­звучной и устремлениям протестантской неоортодок­сии, и исканиям зарожд. экзистенциализма. За­острение нравств. и религ. проблем, иррационализм: отказ разуму в познании "последних ис­тин" бытия, открывающихся во "внезапности загадоч­ного".

Идеи Кьекегора воскресил Р. Барт. Хайдеггер, религиозный экз-м (Ясперс, Марсель) атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), позитивный — Н.Аббаньяно. Вопросы о смысле жизни, чел. судьбе, выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф (мир.войны) и противоречий (отчуждение).

Основной пафос экзистенционализма: человеческое бытие неустойчиво, столь же зыбкой оказывается и реальность. Человек – конечная реальность, кот. живет и действует на свой страх и риск. Он "заброшен в мир", который может сделать тщетными все его инициативы.

Предмет Э. — чел. сущ-е, переживание сущ-я и предельные основания бытия, выявл. его смысл (опр. фил-и в фил. жизни Дильтея, кот. органич. сменяет экзистенционализм). Таковы страх, отчаяние (от Кьекегора), бытие перед лицом Бога (вечности, бесконечности, неопределенности свободы) и смерти.

Экзистенция (существование, лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere — выступать, выходить, об­наруживать себя, существовать, возникать, становиться) — центр. ядро чел. субъективности, благодаря кот. Я выступает не как абстрактный соц. индивид и не как мыслящее всеобщее созанние, а как уникальная личность. Экзистенция — не сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее опр-е экзистенции – ее необъективируемость: несводимость к способностям, разуму, психич. актам воли. Невыводимость Э. из объективных причин, систем, идей, из соц.-историч. и культур. полей, из биологии, физиологии, из струк­тур бессознательного и др. В обыденной жизни человек чаще всего не осознает экзистенцию, кот. заявл. о себе в пограничной ситуации — Э. не столько бытие, сколько становление, самоосуществление в условиях выбора и своей свободы. Значение префикса ех— как живая процессу­альность, динамич. и открытая реальность, кот. "должна ожидать себя и делать себя", "сущ-е предшествует сущности" (Сартр).

Хайдеггер. Жизнь – такое бытие, кот. сущ. для самого себя; такая действительность, кот. пребывает в этом мире, причем так, что она обладает этим миром. Но человек не принадлежит самому себе: “бытие в мире – это совместное бытие друг с другом”. Жизнь сущ. не м.б. завершена (ее завершенность – смерть, отрицает ее), это процесс взаимосвязи переживаний, кот. м.б. понят как бытие времени. Жизнь не проходит во времени, но она есть само время [не время предшеств. жизни, но жизнь времени: жизнь вечна, а времени м. не сущ-ть]. Жизнь как бытие явлена в акте свободы.

В “фунд. онтологии” вычл. “чистую субъективность” и стремится освободить ее от неподлинных форм сущ-я. Бытие- процесс открывается как жизнь: наличное бытие самого наблюдателя: наше собств. – “фунд. бытие ” Страх как отмычка к присутстию, ставит перед ничто. (>Кьеркегор) "Смерть онтологически конституируется экзистенцией." "Смерть есть возможность прямой невозможности присутствия" смерть – необходимое предстояние. Ужас перед смертью как перед способностью быть. Все время пока Dasein экзистирует, оно умирает фактично. Единственно возможный выбор для человека – жить для смерти.

20. Различие сущего и бытия в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.—см. онтология 1 семестр: Хайдеггер Основные проблемы феноменологии 1-5 С.9

Только противопоставив бытие и сущее, мы попадаем в рамки философской проблематики. Надо выйти за пределы сущего, преодолеть, трансцендировать его.

Единое, которое выше бытия, самотождественно с сущностью.

Время – форма мышления, которая позволяет помыслить бытие как таковое. Время как различие абс. прошлого и абс. будущего присуще экзистенциирующему бытию.

Дазайн – то, что человек вносит в бытие.

Бытие как a priori есть раньше сущего. тезис Канта «бытие не есть реальный предикат».

Каждое сущее есть нечто, т. е. оно имеет свое «что», и как сущее обладает определенным способом быть. Каждое сущее имеет некоторый способ-быть. Вопрос в том, носит ли этот способ-быть в каждом сущем один и тот же характер — как это полагала античная онтология и, в сущности, вынуждена утверждать и последующая философия вплоть до сего дня — или отдельные способы бытия различаются между собой. Каковы основные способы бытия? В самом ли деле имеется некое многообразие таких способов? Как возможна множественность способов-быть и как ее можно понять, исходя из смысла бытия вообще? Как можно вопреки множественности способов-быть вообще говорить о едином понятии бытия? Эти вопросы можно свести воедино в проблеме возможных модификации бытия и единства его многообразия.

Каждое сущее, с которым мы соотносимся, может быть выговорено и обговорено посредством «оно есть» так-то и так-то. Бытие сущего выходит навстречу в понимании бытия. Понимание — это то, что впервые распахивает бытие или, как мы говорили, размыкает. Бытие «дано» только в специфической разомкнутости, которая характерна для понимания бытия. Но разомкнутость чего-то мы называем истиной. Это и есть подлинное понятие истины, черты которого стали вырисовываться уже в античности. Бытие имеется только тогда, когда есть разомкнутость, т. е. когда есть истина. А истина есть лишь тогда, когда существует (экзистирует) такое сущее, которое распахивает и размыкает, причем так, что само размыкание принадлежит способу бытия этого сущего. Таковое сущее есть мы сами. Dasein само экзистирует в истине. Dasein существенным образом принадлежит некий распахнутый мир и заодно с ним распахнутость самого Dasein. Dasein в соответствии с сущностью своей экзистенции есть «в» истине, и лишь поскольку оно таково, Dasein имеет возможность быть «в» не-истине. Бытие дано только тогда, когда истина — т. е. когда Dasein — экзистирует. И только поэтому обращаться в речи к сущему не только возможно, но в определенных границах — при условии, что Dasein экзистирует — всегда необходимо.

 

Чел. сущ-е = бытие (Хайдеггер, Сартр: "Совр. фил, как и в прошлые времена занята бытием"), но его фунд., глубинной онтологич. специ­фичности, противопост. бытию вещей. Бытие постигается не опосред. через рассуд. мышление, а непосредств. открывается человеку через его экзистенцию.

у Х. существование (экзистенция) определяется через наличное бытие человека (Dasein). — " Бытие и время "— онтологическая антропология: в антропол. по сути работе, посвящ. анализу чел. сущ-я, человек поставлен в зависимость от бытия. Дазайн — присутствие, кот. не явл. сущностью, а существованием. Мир дазайн — не только соц. среда, но возможность. Новое понимание человека — не как субъект действия, а как медиум бытия, слуга бытия, а не его господин, конструирующий мир в понятиях. Но язык, искусство, техника — главные антропол. константы — медиумы бытия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1154 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.