Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смысл свободы в философии Ницше. Идея воли к власти.




1) все сущ-е есть воля к власти: "Все живое делает все, чтобы не сохранить себя, а чтобы стать больше... все живущее стремится к власти, к увеличенной власти"; 2) мир — мн-во бор. друг с другом картин мира (перспектив), исх. из центров власти (силы > Шопенгауер)

Воля к власти – осн. понятие в фил Ницше, исп. для субстанц. основы и фунд. движущей силы мира. Это не только ос­новной, но и единств. принцип, то единое, что лежит в основе многооб­разия. Все процессы физич. и дух.— различ. модификации воли к власти. Человек, как и любой сложный механизм, предст. множество воль и способов их выражения, среди кот. наиболее ест. — его аффекты. Мышление — только "выражение скрытых за ним аффектов", орудие, служащее повышению жизненности. Рац. сужде­ния о мире — не более чем "интерпре­тации особого рода перспективы" — своеобраз­. видения мира, вечно меняющиеся, как и он сам. Разум противоест. и чужд жизни, он деформирует и умерщвляет ее, искажает показания орга­нов чувств, кот. "никогда не лгут". Только в инстинкте непоср. выражен принцип воли к власти, поэтому физич. начало выше, чем духовное. Позна­ние тем сильнее, чем сильнее воля. Примат ratio, доминирование истины над жиз­нью — главный симптом упадка последней, ибо только жизнь — конеч. цель всех чел стремлений: "единств. цель моей воли".

Жизнь как мир. энер­гия и одно из проявлений воли к власти. Н. занимался естествознанием, в частности, теорией Дарвина. Воля к власти явл. основой мировой эволюции. Во всех проявл. жизни Н. находит волю к власти: " Вся энергия, вся действительная сила — в воле к власти, кроме нее нет никакой другой ни физич., ни дина­мич., ни псих. силы ". Жизнь — поток, вечное становление, в кот. нет ни цели, ни логики, а лишь бессмысл. игра случайных сил, р-т соперничест­ва между энергиями, центра­ми сил или центрами власти — волями, каждая из них стремится сделаться сильнее, они "посто­янно либо увелич. свою власть, либо теряют ее". Принцип, упр. этим процессом, не "борьба за сущ-е" Дарвина (стремл. к самосохранению): "борьба идет всегда за преобладание, за рост и расширение, за мощь воли к власти, кот. и есть воля к жизни ". Усилие становления, "жажда жизни" и есть "самая внутренняя сущность бытия". Жизнь – рост, подъ­ем, хотя Н. отрицает про­гресс, особ. об­щества, считая, что оно, наоборот, быстрым шагом идет к вырождению. Прогресс – "идея современная, т.е. ложная": "все живот. и растит. царство не развивается от низшего к высшему, но все в нем идет вперед одновременно, спутано, вперемежку и друг на друга".

"Жить значит постоянно отталкивать от себя не­что, что собирается умереть; жить значит быть жесто­ким и неумолимым ко всему, что слабо и старо в нас". Мир, как вечное становление, находится в про­цессе пост. изменения количеств сил: где нет ни цели, ни единства, ни истины — тезис о сущ-и толь­ко кажущегося мира, как единственно реального. Пер­спективизм: каждое живое сущест­во наделяется особой точкой видения мира вечно меняющейся перспективы: "Мы не можем ничего ска­зать о вещи самой по себе, т.к. в этом случае мы ли­шаемся точки зрения познающего"...кот. как бы останавливает на мгновенье этот вечно становящийся мир. И никто не в состоянии обосновать истинность своей перспективы. Процесс познания превр. в интерпретацию и созидание мира, кот. обусл. дея­т-тью субъекта. "Есть только одно — пер­спективное "познание", и чем больше позволяем мы аффектам говорить о вещи, тем больше глаз имеем мы для созерцания, тем полнее будет наше "понятие", наша "объективность". Иррационализм: приоритет ин­стинкт.-бессознат., непоср.-интуитив. в познании. "Каким холодом и отчужденно­стью веет на нас от тех миров, которые от­крыла наука". Разум случаен, "даже в самом мудром человеке он составляет исключение: хаос, необходи­мость, вихрь — вот правило". Тезис о до­минир. значении бессознательно-витальной сферы, а также представление о человеке, как о " неопределившемся" животном вошли в фил антропологию.

Вечное возвращение ” – способ бытия воли к власти (ее бесконечное утверждение), "сверхчеловек" — наивысшее ее осуществление. Мысль о цикличности развития космоса у Гераклита и Эмпедокла. Игра жизни длится бесконечно и этот мир будет вновь и вновь повторяться — ху­дож. символ приятия Жизни: "жизнь без смысла, без цели, но возвра­щается неизбежно, без заключительного "ничто", как "вечный возврат". Высший смысл жизнь приобретает в процессе вечного возращения: мгновение непреходяще, если оно вечно возвращается, малейший миг является вечным памятником бесконечной ценности. "В вечном возврате заключается высшая точка мышления", при этом ответственность падает на человека, кот. д устроить ее так, чтобы она была достойна вечного возвращения. Н. утверждает здесь своего рода императив, согл. кот. мы д поступать так, как желали бы поступать бесконеч. число раз во веки веков. Т.о. исключ. возможность иной жизни, признается лишь вечное возвращение к тому, чем мы яв­ляемся сейчас.

Сверхчеловек Воля к власти как онтологич. понятие – в основе идеала сильного, целост. человека, прин. жизнь со всеми ее страданиями и бессмыслицей, использу­я ее в качестве материала для творчества своей воли. Идея сверхчеловека призвана служить воле к жизни, кот. уст­ремлена вперед, к наивысш. осущ. воли к власти. Ценности рабской морали, нивелировка человека в евр. истории: посредственный человек стал чувствовать себя целью и смыслом истории, в опоре на христианскую мораль. Идеал Н. отличают синтез двух начал: дионисийского, с радост. утверждением инстинкт. жажды жиз­ни, и аполлонич., прид. бьющей через край жизни одухотв. стройность и цельность идеала: контроль инстинктов и желаний. Освобождение человека посредством самотворения — овладения пробужденными иррац. силами.

Проблема — "можно ли облагородить человече­ство?". Провозвестником высту­пает Заратустра: "Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек — смысл земли". Концепт С. был ориенти­рован на отказ от морали, нивелир. подлинную природу человека, на переход последнего "по ту сторо­ну добра и зла". Идея С. —призыв к борьбе человека за человеческое в себе. Экзистенциальный по духу проект мировой истории: " человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состо­янию зверя, чем превзойти человека?.. Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью... В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель ”. Сверхчеловек — цель человечества: задача — преодолеть себя вче­рашних, сверхчеловек — только впереди. “В истории еще "никогда не было сверх­человека! Поистине даже самого великого из них нахо­дил я — слишком человеческим!" Хотя Н. иногда употребляет это понятие и для хар-ки историч. (“как случайность, исключение") личностей "высшего типа": Алек­сандр, Юлий Цезарь, Гёте, Микеланджело, Наполеон. Манифестация свободы через осущ. реши­т. волевых актов вне морали.

10. Понятие бессознательного в психоанализе Фрейда. Повторить статью Фрейда в.28 по онтологии 1 семестр





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 800 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.