Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие структуры в антропологии Леви-Стросса.




Структура – способ организации внутр. отношений системы, основа структ. метода – выявление отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Перенесение внимания с элементов на отношения между ними и системоприобретенные (реляционные) свойства. Рус. языковед Н.С.Трубецкой, кот. ввел термин “структурализм” в науку, противопост. его атомизму. Структурный подход предполагает:

1) поиск объектов, в кот. можно предполагать единую структуру, временное отвлечение от их развития: примат синхронии над диахронией

2) выделение типически повторяющихся отношений, существенных реляционных свойств элементов

3) описание отношений, их систематизация и построение абстр. структуры путем непосредственного синтеза или формально-логического и математического моделирования: применение структурной модели должно охватывать все наблюдаемые явления

4) выведение из структуры всех теоретически-возможных следствий и их проверка.

Структурализм возник в 20-е гг. XX в. в связи с переходом ряда гум. наук от описат.-эмпирич. к абстрактно-теоретич. уровню исследования. Основа этого перехода – использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Метод разработан в стр. лингвистике (Соссюр), затем распростр. на этнографию (Леви-Стросс), литературоведение (Барт) и др. Стремление к точности и формализации в изучении структур языка и худ. произведений.

Структурная лингвистика (Соссюр: язык как знаковая (семиотич.) система. Лингвистика как часть “ семиологии – науки, изучающей жизнь знаков в рамках жизни общества”. Соссюр обратил внимание на различение инвариантных: неизменных структур языка (как системы) и речи (как манифестации языка). Язык как норма, как соц. кристаллизация – речь всегда индивидуальное исполнение, язык – нечто определенное во множестве разнородных актов речи, однородное, мб предметом самостоятельного изучения. Точка отсчета: произвольность и двусторонность знака: означаемое и означающее). Слово вне отношения обладает смыслом (sens), а как член отношения – значением (valeur, Б.де Куртене). Системность синхронического (грамматика) и несистемность диахронического. à Гипотеза “лингвистической относительности” Сепира-Уорфа, согласно которой язык определяет миропонимание.

В 1928 "Морфология сказки" В. Проппа, положившая начало структурному анализу текстов: структур-функц описание сказочного сюжета. Идея, что структура не обладает отличным от нее содержанием. Структура сказки представлена в виде хронологич. последовательности кач. отличных функций, каждая из кот. образует самостоят."род": король — пастушка м-ж (по оси природы) и верх-низ (по оси культуры) — и все возможные сочетания между этими 6-ю элементами. Лексика как сотворенная природа: это готовая данность, ей присущи законы, кот. членят не только действит-сть, но и само мифологич. видение мира. Свобода видения — только в нахождении упоряд. сочетаний мозаики, заданной заранее. Повлиял на Барта, в России идеи развивали Мелетинский и ученые тартусско-московской структурно-семиотической школы.

В 1950-х работы Леви-Стросса — новый этап в развитии метода — философские импликации: замысел переноса науч. метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Леви-Стросс пыт. выполнить эту задачу на материале этногра­фии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и те­ории коммуникации системы родства примитивных на­родов (запрет инцеста как грамматика социальных и экономических отношений и фундамент общества), ритуалы, мифы. Леви-Стросс различал в мифе, как лингвисты в языке, внешний вид и структуру в основе; как лингвисты, он отдавал предпочтение последней. Значение мифа должно быть обнаружено не на поверхностном уровне речи, понимания и представления, но во взаимоотношениях между элементами мифа, которые вместе формируют лежащую в основе структурную систему. Внутреннее содержание мифа существует как абстрактный и бессознательный познавательный порядок, который наделяет миф рациональным смыслом. Реальность, о которой говорит миф, это универсальный образ мысли, а не история о временах творения и происхождении мира.

Леви-Стросс считал, что структурные модели коренятся в бессознательном или структуре чел. ума. Ментальные структуры никогда не осознаются и не изменяются в ходе истории, они даны природой как отображение био хар-ра мозга (эти идеи от Соссюра, Якобсона и Хомского). "Человек всегда мыслил одинаково хорошо". С помощью математика Вейля построил мат. модели правил бракосочетания в арх. обществах австралийцев, модели обмена подарками. Модели, постр. посредством структур. метода, не отражают эмпирич. реальности — предмета непосредств. наблюдения, но они реальны.

Леви-Стросс "Элементарные структуры родства" (1949). описание различных систем родства, рассматриваемых как сеть обменов, но в ней содержится также тезис о переходе от естественного состояния к культурному состоянию, то есть о рождении общества, и она содержит полемику с точкой зрения Дюркгейма по этому вопросу.

Согласно Дюркгейму, социальные факты следует объяснять другими социальными фактами, а не ссылками на психологические или биологические обстоятельства. Но Леви-Стросс доказывает здесь существование социального факта с досоциальным происхождением. Это социальный институт, который наблюдается во всех обществах, и нельзя объяснить его необходимость естественными причинами. Этот "квази-естественный" институт представляет собой наблюдающийся повсюду запрет кровосмесительства и правило экзогамии, которое требует, чтобы мужчины брали себе жен из другого рода. Обмен сестрами делает мужчин братьями. Это основополагающий элемент системы родства, а с тем и социальной структуры вообще. создаются социальные связи и порядок обмена, которые становятся образцом, грамматикой для всех возможных отношений, экономических, логических и т.д. Леви-Стросс, как и Фрейд, считает попытки общества регулировать сексуальность культуросозидательными. Запрет кровосмешения - первая социальная норма, а следовательно, и фундамент общества.

тотемный объект становится "знаком", а группа - "означаемым" в своего рода тотемическом языке. Система родства представляла собой систему коммуникации для обмена женщинами, а ее результатом явилось создание социальных отношений между различными группами людей, которые начали выделять себя как части в социальном порядке. Система тотемизма делает социальную структуру явной и придает ей форму коллективного самосознания.

система родства хопи прибегает к трем различным моделям времени: 1) «пустое» время, статичное и обратимое, иллюстрируемое линиями матери отца и отца матери, где идентичные термины механически повторяются в течение ряда поколений; 2) прогрессивное время, необратимое в линии Ego (женской) с последовательностью типа: бабка>мать>сестра>дочь>внучка; 3) волнообразное, циклическое,.обратимое время в линии Ego (мужской), определяемой постоянным соответственным чередованием двух терминов: «сестра» и «ребенок сестры».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1393 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.