Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принципы социального управления Сыма Цяня




Главным вопросом изучения власти для древнего китайского историка Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.) был следующий: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в данном государстве установилась именно на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели (26). Власть в представлении Сыма Цяня — это управление людьми, поэтому правитель прежде всего должен знать природу человека со всеми его свойствами. Зная это, можно выбрать ту сторону этой природы, опираясь на которую или призвав к действию ко­торую, можно эффективно управлять людьми (26).

Сыма Цянь увидел, что наиболее важными с точки зрения со­циального управления являются такие свойства человеческой на­туры, как прямодушие — чистая и в этой чистоте благая непо­средственность (эмоциональная сфера), инстинкт почитания (волевая сфера); действующее в человеке культурное начало — стремление к творчеству (познавательная сфера). История, как ее представил Сыма Цянь, показала, что можно, опираясь на эти свойства человеческой природы, управлять людьми и способст­вовать общественному развитию, но она же (история) показала также, что каждое из этих свойств несет в себе и "вред". Поэто­му, в конечном счете, указанные принципы социального управ­ления приводят со временем к общественному кризису: к дикос­ти, т.е. моральной первобытности — в первом случае; к слепому культу власти — во втором; к приверженности внешнему, показ­ному, наукообразному — в третьем Естественно, история и


отменяла последовательно каждый из этих принципов, заменяя его другим (26). Иными словами, доминирование в конкретном обществе той или иной сферы организации социальной жизни (производственной, политической, духовной) с течением истори­ческого времени и по мере реализации всех положительных ре­сурсов данной сферы сменялось господством следующей области общественного устройства.

РЕЗЮМЕ

1. Теория государства Платона основывается на функциониро­вании в обществе четырех основных ценностей (добродетелей), каждая из которых присуща определенному сословию, и которые представляют собой основные сферы организации социальной жизни. Господство в конкретном обществе той или иной цен­ности-добродетели определяет господство того или иного сосло­вия, а значит и доминирование той или иной сферы социума. Идеальным государством, по мнению Платона, является такое, где правителями выступают производители духовных благ (фи­лософы), которые через посредство "политического" сословия воинов и чиновников управляют производителями материальных благ (крестьянами и ремесленниками). Однако уже Платон указывал на существование объективного закона, согласно кото­рому в обществе происходит периодическая смена основных ценностей, ведущая к смене господствующих сословий и до­минирующих социальных сфер, которые, по его мнению, соот­ветствуют сферам психическим.

2. Аристотель различал три наилучшие формы государственно­го правления — монархию, аристократию и демократию, ко­торые имеют свои наихудшие противоположности — тиранию, олигархию и охлократию. Полибий, в основном, придерживался указанной классификации форм власти и развивает платонов­ские идеи объективного циклического перехода положительных форм в отрицательные, а также их периодической смены в раз­личные исторические периоды, что находит отражение в теории круговорота форм правления.

3. Предметом конфуцианского учения является искусство уп­равления государством, которое Конфуций отождествлял с ис­кусством справедливости и нравственности Главное в социаль­ном управлении — это не страх, а доверие народа к своим пра­вителям. Мерило эффективного управления — это справедли­вость и мир, а его правило — это середина и согласие. "Исправ­ление имен" должно теоретически помогать практическому само-


познанию для того, чтобы могло возникнуть общественное ус­тройство, основанное на разуме и дающее индивиду возмож­ность не только заниматься самоусовершенствованием, но и вы­полнять свое назначение в действиях для всех. Конфуцианство в I в. до н.э. стало в Китае государственным учением, в IX в. н.э окончательно одержало верх над буддизмом, в XI в. — над дао­сизмом (47).

4. Сыма Цянь так же, как Платон, отождествлял структуру психического и социального, выделяя в первом соответствующие сферы (эмоциональную, волевую, познавательную), а во втором — отвечающие их природе принципы управления. При этом в обществе, по наблюдениям Сыма Цяня, происходит чередование доминирующих сфер организации общественной жизни и соот­ветствующих им принципов социального управления, поскольку все эти сферы и принципы имеют как положительные, так и от­рицательные стороны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 436 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2510 - | 2261 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.