Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-психологические основы власти и управления




Особая проблема — психология власти и управления, ее глу­бинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы (69). Они традиционно исследовались в русле социальных наук (фи­лософии, социологии, психологии), а также в литературном и политическом творчестве лучших умов человечества. Действи­тельно, проявление власти, лидерства для человека естественно, глубоко заложено в биологических, природных и социально обусловленных началах его интеллектуальной и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти — подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать воздействия власти и следовать им. Командование и исполнение — два равным образом универсальных принципа власти. Они нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — склонной властвовать ("ведущей") и подчиняющей­ся, принимающей власть ("ведомой"). Оба типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в форме крупных социальных структур и отношений между ними — государства и общества, правительства и населения и т.д. Цивилизованное человечество ориентировано на координацию этих отношений, на превраще­ние их в организованные и, по возможности, бесконфликтные (69).

В работах современных исследователей власть и социальное управление стали рассматриваться как сложный социальный и психологический феномен, включенный в достаточно широкий историко-культурный контекст (55). Данный подход привел к тому, что исследователи все больше обращаются к религиозной и политической символике, политическим ритуалам, воплощаю­щимся в дипломатии, обрядах государственных празднеств, по-


гребении политических деятелей и т.д.; широко используют этнографические материалы и рассматривают те психологичес­кие аспекты истории власти, которые зачастую оставались в тени. Цель таких исследований — выяснение механизма реализа­ции на практике идеи господства, конкретных психологических факторов, способствующих функционированию власти, условий достижения влияния политического руководства, обеспечиваю­щего господство над людьми (55).

Власть и сопровождающее ее насилие не могут осуществляться без определенного психологического воздействия, внушения. Са­мо создание властного авторитета есть психологический акт, не­обходимыми предпосылками которого являются мотивы покор­ности, готовности к повиновению. Определенные действия пред­ставителей высших эшелонов управления (устраивание празд­неств, проведение торжеств, участие в церемониях) выполняют демонстративную, репрезентативную функцию, накладывающую свой отпечаток на их образ жизни. Эта репрезентативная функ­ция у разных народов и в разное время играла важную роль в со­здании психологических мотивов господства.

Анализируя проблемы реализации власти и социального уп­равления, исследователи большую роль отводят коллективным политическим представлениям, преобладающим в том или ином обществе, т.е. представлениям людей об их месте в окружающем мире и о своей истории. Такие представления базируются на историко-культурном наследии того или иного народа, но могут быть и специально сформированными господствующими соци­альными силами. Политическая власть и господство утвержда­лись также через систему мифологических и религиозных пред­ставлений. В принятых в традиционных обществах ритуалах, тра­дициях, церемониалах освящалась социальная практика управле­ния (55).

Власть и господство над людьми — это сложный и многогран­ный процесс взаимодействия экономических, социальных, поли­тических и психологических факторов, различных социальных сил и действующих лиц. При этом сами власть имущие находят­ся в определенной психологической и социальной зависимости от тех, над кем они господствуют. Этим, в частности, определя­ется специфика психологического воздействия на подчиненных в различных обществах в разные эпохи, отличие методов и сте­пени психологического воздействия в традиционных и индустри­альных обществах. Например, о средневековых и более ранних обществах зрелищная, репрезентативная функция господства бы-


ла намного эффективнее, чем в развитых индустриальных об­ществах. Но вместе с тем иррациональные мотивы, символика и ритуалы сохраняют свою эффективность и в развитых европей­ских странах.

Важным является также вопрос о различных типах взаимоот­ношений между господствующими и подчиненными, о зависи­мости степени реализации власти и самого типа подчиненных, их образованности, признаваемых ими ценностей, принадлеж­ности к разным социальным слоям, а также национального ха­рактера, темперамента, пола и возраста (55).

Коррелятом власти является уважение; этическую ценность она представляет собой лишь тогда, когда так направляет ува­жающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять боль­шее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непос­редственно воздействию со стороны власти (98). При этом влас­ти присуще нечто демоническое, поэтому она всегда нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть со­циальной истории. "Поистине это демоническая сущность влас­ти: она даже там, где человек борется за идеальную цель в выс­шей степени самоотверженно, считая успех прочным только то­гда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собст­венное желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею"* (98).

* G e r h Rilter, Die Odmonie der Mareht — 1947


РАЗДЕЛ I

РАСЫ. НАРОДЫ. КУЛЬТУРЫ

Если история управления и говорит нам о чем-нибудь, так это о том, что независимо от того, с чем мы имеем дело — миром или войной, процветанием или женщиной — этот мир всегда будет нуждаться в хороших управляющих, таких, которые смогут привести общество оттуда, где оно находится, туда, где оно хочет быть.

Р. Ф а л м е р





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.