Проблема лекарственно-устойчивого туберкулеза, истоки которой зародились ещё в начале середины прошлого века, а именно с момента использования потенциальных химиопрепаратов, начала обретать масштаб глобальной эпидемии уже с конца прошлого столетия, ежегодно унося жизни сотни тысяч людей и причиняя значительный урон здравоохранению и экономике многих стран.
К формированию резервуара ТБ МЛУ и ТБ ШЛУ привели роковые ошибки, связанные с лечением больных с лекарственно-чувствительным туберкулезом и практикой инфекционного контроля в местах их пребывания, которые были допущены в странах с несовершенной инфраструктурой здравоохранения. В частности, бесконтрольное назначение неадекватных схем и режимов химиотерапии, наряду с отсутствием должного бактериологического мониторинга лечения, сыграли критическую роль в селекции лекарственно-устойчивых штаммов туберкулеза.
Вместе с тем, частая и длительная госпитализация больных в туберкулёзные стационары, чрезмерно практикуемая в странах постсоветского пространства, породила почву для внутрибольничной трансмиссии возбудителей с различным спектром лекарственной чувствительности и его дальнейшего распространения среди общего населения. В частности, продолжительное пребывание больных в переполненных и плохо вентилируемых палатах, наряду с запоздалой диагностикой контагиозных случаев и их несвоевременным лечением, приводило к внутрибольничным вспышкам туберкулёза, как среди больных, так и незащищённого персонала, которые часто оставались нераспознанными и недокументированными из-за отсутствия должного эпидемиологического надзора. Более критические условия в местах заключения также способствовали трансмиссии ВИЧ-инфекции и туберкулёза.
Эти роковые пробелы в химиотерапии лекарственно-чувствительного туберкулеза и практике инфекционного контроля особенно проявились в странах бывшего Советского союза и Восточной Европы, включая Казахстан, в период социально-экономических перемен, произошедший в 1990 годах прошлого столетия.
На сегодня общепризнано, что проблема ТБ МЛУ и ТБ ШЛУ – это явление, порождённое самими людьми, которая возникает в результате не правильной терапии лекарственно-чувствительного туберкулеза и неудовлетворительного инфекционного контроля в местах воздушно-капельной передачи возбудителя.
УГРОЗА ПОСЛЕДСТВИЙ ТБ МЛУ и ТБ ШЛУ
Глобальный масштаб всеобщего бремени лекарственно-устойчивого и ВИЧ-ассоциированного туберкулеза требует безотлагательного внедрения максимально воспроизводимой системы инфекционного контроля, нацеленное на надёжное сдерживание смертоносных штаммов возбудителей и искоренение обстоятельств, послужившие причиной их формирования. В противном случае катастрофический прогноз неуправляемой эпидемии туберкулёза с тотальной лекарственной устойчивостью, при котором штаммы становятся резистентными ко всем известным противотуберкулезным препаратам, может превратиться в реальность завтрашнего дня.
ГЛАВА 2
ПУТИ ПЕРЕДАЧИ И ФАКТОРЫ РИСКА ТУБЕРКУЛЁЗА
Все мероприятия по борьбе с туберкулезом должны основываться, прежде всего, на её эпидемиологических факторах. Поэтому в данной главе обсуждается научно-обоснованная теория воздушно-капельной передачи туберкулёза, а также наиболее значимые факторы, влияющие на риск его эпидемии среди уязвимой популяции.
ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ТУБЕРКУЛЕЗА
Для заражения туберкулёзом в случае состоявшего контакта необходимо дальнейшее проникновение и адгезия (имплантация) жизнеспособной микобактерии к клетке стенки альвеолы восприимчивого человека. Однако для успешной ингаляции возбудителя до альвеол требуется преодоление двух взаимовлияющих фактора – условий окружающей среды и защитных механизмов респираторного эпителия. Для понимания влияния этих факторов на инфицирование туберкулезом, необходимо чётко представлять теорию воздушно-капельной передачи возбудителя болезни.