Длительность или временной континуум в отличие от других целиком относится к движущимся объектам и является не математическим, а физическим континуумом.
Впервые время и длительность (вечность), как различные сущности рассмотрел Платон. Но наиболее полное учение о понятии длительности, с моей точки зрения развил Плотин[123]. Плотин, называя современное понятие длительности вечностью, различал понятия «вечность» и «время». Глава «О времени и вечности» в третей эннеаде начинается словами: «Мы говорим, что вечность и время различны, что одно относится к природе, существующей всегда, а второе ¾ к возникающему и к этой Вселенной»[123, с. 366]. По Плотину существует некое движение, которое он назвал временным, которое не может прекратиться даже в том случае, если все движения в наблюдаемом мире остановятся. Это движение есть длительность, приписываемая мировой душе. С точки зрения здравого смысла и современного рационализма это вроде лежит вне логики, но великий философ оказался прав.
Помимо Плотина взаимосвязью между длительностью (вечностью) и временем занимался Бл. Августин. По его мнению, ни будущего, ни прошедшего нет и «правильнее было бы говорить так: есть три времени ¾ настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. «Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу» [124, с. 333]. И далее: «А как мы можем измерить настоящее, когда оно не имеет длительности?». Бл. Августин приходит к выводу: настоящее прошедшее и настоящее будущее есть длительность, настоящее настоящего есть время.
Понятие длительности в физику ввели Р. Декарт, П. Гассенди и И. Ньютон: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью» (курсив мой. ¾ Е. Ч.)[125, с. 30]. Это понятие в формулировке И. Ньютона относится только к Абсолютному пространству(AS), и в ней нет места нашему обыденному времени, хотя непрерывное движение конечномерных пространств целиком и полностью определяется длительностью (вечностью) Абсолютного пространства, т. к. конечномерные пространства движутся в Абсолюте[4]. Отличие длительности Бытия AS от длительности существования конечномерных объектов заключается в том, что длительность Бытия может быть выражена абсолютной или истиной бесконечностями, которые не могут быть измерены. Длительность конечномерных объектов может быть выражена потенциальной бесконечностью, непрерывность которой может быть измерена при помощи времени.
Позднее идея длительности была развита в работах А. Бергсона, которую он сравнивал с непрерывно разматывающимся клубком ниток[126-131]. «Чистая длительность есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живёт, когда оно не устанавливает различия между наличными состояниями и теми, что им предшествовало»[126, т.1, с. 93]. Взаимосвязь длительности, непрерывности и времени для физических объектов, находящихся в движении, а также внутреннее время и длительность познающего субъекта дана в работе[132]. После И. Ньютона, А. Бергсона и В. И. Вернадского[133, 134] никто изучением длительности не занимался, потому что, выражаясь словами Дж. Уитроу, «…определение абсолютного времени не имело никакого практического употребления!»[135, с. 48]. Оно, действительно не имеет никакого практического применения, т. к. пространство и длительность творят то, что, мы называем веществом или в более широком смысле ¾ материей ¾, которые и имеют практическое применение. Качественно-количественные пространства, в том числе и человек, существуют в AS вместе с его длительностью.
Физика изучает не длительность движущихся объектов, а конечное неподвижное состояние объекта по отношению к его первоначальному неподвижному состоянию. Мы при помощи непрерывно равномерно двигающихся стрелок часов отмечаем точный момент времени начала движения объекта и точный момент времени окончания движения объекта. Измеряем, пройденное расстояние объекта, делим его на время и определяем скорость движения объекта. Эту скорость или же время по часам отождествляем с длительностью движения. На самом же деле эти измерения и расчёты не имеют никакого отношения к длительности, т. к. при измерении и расчётах мы используем различные дискретные неподвижные интервалы, а длительность есть чистый акт.