Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Распространение католических епархии в x—XIV ВВ.




В период Высокого Средневековья многие явления и сферы жизни переживали широкомасштабное распространение, и среди самых наглядных был процесс расширения границ влияния латин­ской церкви, Речь идет о зоне распространения того направления в христианской церкви, которое признавало власть папы римского и совершало латинские церковные обряды. Следовательно, одним из наиболее простых способов оценить в предварительном порядке размах этой экспансии может стать карта распространения католи­ческих епархий. Хотя сам по себе этот процесс нельзя считать до­статочно точным показателем изменений, происходивших в духов­ной сфере, у этого критерия есть тем не менее несколько сущест­венных преимуществ. Во-первых, епархии были чем-то вполне кон­кретным и осязаемым. В каждой был свой епископ, как правило, с кафедральным собором или церковью. Епископ носил имя, а епар­хия — название. Следовательно, католические диоцезы можно перечислить поименно, сосчитать и нанести на карту. В отношении каждого епископства можно составить список сменявших друг друга клириков, диоцез характеризовался такими отличительными особенностями, как главный святой, земельные владения и цент­ральный собор — вещественное и вполне ощутимое воплощение католицизма. Во-вторых, епархии обычно формировались по терри­ториальному признаку, роль которого неуклонно возрастала, Епар­хия включала не только прелата и его собор, но и земельные владе­ния, неизменно очерченные самым точным и исчерпывающим об­разом. Сама структура католической церкви была сродни клеточно­му организму, клетками в котором служили диоцезы. Любая часть католического мира должна была принадлежать к какой-то кон­кретной епархии, причем ни одна не могла относиться более чем к одной епархии одновременно. Естественно, говорить о полном от­сутствии спорных границ или каких-то других спорных моментов

Роберт Бартлетт. Становление Европы

не приходится, и в некоторых частях Европы территориальный ди­оцез утвердился не сразу, однако нет сомнения в том, что именно епархии являлись формой существования латинского христианства. Стоило какой-либо немногочисленной группе селян заявить, что они «не принадлежат ни к какой епархии»2, как их немедленно клеймили за неподобающее поведение и приписывали к какому-то приходу. Более того, эти единицы были для своего времени необы­чайно единообразны, хотя абсолютным это единообразие назвать нельзя. Литургический цикл, внутренняя структура и иерархия, правовые взаимоотношения с папским престолом — эти аспекты на всей территории, находившейся под юрисдикцией католической церкви, сохраняли большое сходство. Таким образом, епархии представляют ясную, единообразную и измеряемую (то есть имею­щую определенные параметры) единицу, которая может служить для нас инструментом в описании экспансии западного христианст -ва и определении ее границ3.

Однако не только конкретность епархий, безусловно удобная для исследователя, служит основанием для предварительного рас­смотрения экспансии латинского христианства на основе роста числа диоцезов. Епископ был не просто местным прелатом, чью личность легко установить, но и на локальном уровне — абсолютно незаменимой фигурой в обществе. Он посвящал в духовный сан священников, конфирмовал верующих, выступал в роли судьи. Ис -чезновение епископов означало бы скорый конец всей церкви. Таким образом, являясь элементарной частицей церковной структу­ры, диоцезы средневековой церкви представляют для нас сколь ее -тественную, столь и удобную единицу изучения христианства в целом.

К началу XIII века около 800 епархий признавали власть папско -го престола и совершали обряды по латинскому ритуалу. Они силь -но разнились по размерам, охвату территории и социальному со­ставу. Отличались они и возрастом. В Римской империи христиан­ство было преимущественно городской религией, и наиболее древ­ние епархии отражали характер расселения и политическую карту гражданского античного мира. В это центральное ядро епархий вхо -лили Италия, Франция и Рейнская область. Наибольшей плотнос­тью католических диоцезов характеризовался собственно Аппенин -ский полуостров, здесь насчитывалось 300 епархий из 800, Доста­точно высокая их плотность отмечалась также в Провансе и на юге Франции. В остальных районах Франции и в Рейнской области епархий на единицу площади было меньше, но при этом распреде­лялись они весьма равномерно и обычно отстояли одна от другой в среднем на 60 миль, занимая обширную область от Атлантики до Рейна.

Эти епархии зачастую имели давнюю историю и вели начало из самых ранних веков христианства. В некоторых случаях в их исто­рии имелись лакуны, падающие на период нашествий германских





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2239 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.