Описательное языкознание. Перед описательным языкознанием сейчас, как сто и девсти лет назад, стоит задача оптимального по методике описания лексики и грамматитики конкретных языков в синхронном и диахронном плане. Обобщенный опыт таких описаний используется на теоретическом уровне для построения формально-типологических моделей с охватом максимального числа языков.
Опора на конкретный языковой материал должна быть олбязательной предпосылкой всех теоретических построений. Приходится это подчеркивать, потому что некоторые лингвисты за рубежом, а частью и у нас, наловчились строить теории языка дедуктивно, без языкового материала [Storz G. Sprachanalyse ohne Sprache: Bemerkungen zur modernen Linguistik. Stuttgart, 1975.]. Читать произведения таких теоретиков - дело неблагодарное. Когда продерешься через джунгли надуманных абстракция и терминологических манипуляций, приходишь к какой-нибудь банальнейшей истине вроде того, что язык есть знаковая система.
Объяснительное языкознание еще только расправляет крылья. Когда оно раскроет все свои потенции..., оно станет одной из центральных наук гуманитарного круга. Великий и пока еще не выполненный долг, который лежит на объяснительном языкознании, вытекает из исключительной роли, какую играет язык в жизни общества и истории человечества
Проявления ареальной общности языков чрезвычайно разнообразны и разномасштабны. Самый распространенный и элементарный случай — это Лексическое заимствований из одного языка и соседний. Иногда, в силу социокультурных обстоятельств, такие заимствования характеризуются значительной географической широтой и проникают в отдаленно родственные и неродствен-иые языки. Например, белорусск., русск. и украинок, школа, словенск. $о1а, нем. Schule, англ. school,— это общее заимствование, через разное языковое посредство восходящее к греч. scholё (первоначально означавшее 'иметь свободное время, быть праздным; мешкать, медлить'; затем 'заниматься чем-либо во время досуга', 'проводить время в ученых беседах').
Широкое и продолжительное ареальное взаимодействие языков приводит к развитию сходных черт глубокого структурного характера. Так, в ряде «среднеевропейских» языков (чешском, польском, французском, английском) ударение стало фиксированным на определенном слоге (Б.Гавранек); в ряде языков Евразии вследствие ареальных факторов развилась оппозиция твердых и мягких согласных (Р.О.Якобсон, Е.Д.Поливанов).
Ареальное сходство соседствующих, а иногда и отдаленных, но культурно тяготеющих друг к другу языков проявляется на всех уровнях. Кроме прямых лексических заимствований происходит калькирование (в том числе семантическое калькирование, т.е., развитие нового значения в слове под влиянием семантики соответствующего слова в чужом языке18), усваиваются морфологические, словообразовательные и синтаксические модели, стилистические оппозиции, вплоть до отдельных графических приемов19 и принципов речевого этикета20. Все это бесчисленные факты конвергенции языков. Многовековые конвергентные процессы ведут к образованию ареальных общностей языков — языковых союзов. Наиболее выразительные примеры таких общностей — это балканский языковой союз, волжско-камский, кавказский.
Генеалогическая близость языков, с одной стороны, а с другой, — ареальные изменения (которые состоят в сближении с одними языками, что оборачивается отдалением от других языков) — это факторы, которые в судьбах конкретных языков противостоят друг другу. Именно контакты, ареальное взаимодействие не родственных или отдаленно родственных языков ведут к ослаблению исконной генетической близости родственных языков и, сл-но, к отдалению, к растущей непохожести и поэтому непонятности родственных языков. Например, в словенском, чешском и отчасти словацком языках праславянские числительные, (обозначающие «некруглые» числа после 20 (21, 74, 95), стали образовываться не по праславянской модели («название десятков + название единиц», ср. русск. двадцать пять), а по образцу немецких числительных: «название единиц+название десятков. Если генетическая близость — это постепенно утрачиваемое, общее наследство далекого прошлого родственных языков, то ареальные сближения могли происходить в самое недавнее время. В случае конвергентного развития определенных языков, черты ареальной близости могут усиливаться.