Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Необходимость системного подхода




При анализе любого явления или.вещи должны быть исследованы все связи и отношения данного явления или вещи со всеми другими, известными науке. Это требование может быть реализовано наиболее полно при систем­ном подходе к изучению фактов в любой отрасли знания. Каждый факт, каж­дая вещь должны браться в тех связях и отношениях, которое обусловливают существенные стороны их функционирования, т.е. рассматриваться в качестве элемента некоторого целого. В противном случае трудно рассчитывать на объективность результатов исследования, особенно если оно относится к сфе­ре общественной жизни, характеризующейся чрезвычайно сложным перепле­тением многообразных связей и зависимостей.

Такое требование не всегда выполняется. Исследуемые явления (вещи, предметы) иной раз отождествляются с той функцией, которую они имеют в какой-то определенной системе. В результате эта функция начинает пони­маться как атрибут материальной формы явления и вместе с ней неправомер­но переносится в другие условия, в другую систему, где та же самая вещь может иметь совсем иные функции. Проиллюстрируем это одним примером из исторической науки.

Известный знаток истории античного мира С.И.Ковалев в одной из своих работ анализирует взгляды на место илотов в древней Спарте. "В лите­ратуре, — пишет он, — существует большой спор по вопросу о том, рабами или крепостными были илоты. Если подходить с точки зрения формальной, то они — крепостные, потому что прикреплены к земле. Раб, как правило, к земле не прикреплен и не ведет самостоятельного хозяйства. Но это положе­ние отнюдь не дает нам права, как это делает Эдуард Мейер и многие другие, рассматривать крепостничество илотов как феодальное крепостничество. Предположение о том, что в Спарте был феодализм, противоречит как наше­му пониманию хода исторического процесса, так и всему тому, что мы знаем о спартанском общественном и государственном устройстве. Ни характер землевладения, ни политические отношения не дают ни малейшего намека на феодализм. "Крепостничество" илотов есть не что иное, как особая разновидность рабства, возникшая, по-видимому, в результате завоевания и встре­чающаяся в ряде греческих отсталых государств"[59].

Как видно из этого отрывка, некритический перенос одной и той же реалии (зависимый человек, прикрепленный к земле) из одной общественной формации в другую затрудняет различение совсем не одинаковых обществен­ных отношений. Для эпохи феодализма такой человек — крепостной кресть­янин, для античного общества — раб. Определить же это различие практиче­ски невозможно, если исходить только из отношения крепостного и илота к земле и не принимать во внимание всю совокупность общественно- экономических отношений данного общества, данной эпохи.

Немало примеров такого рода "несистемного" мышления можно найти в произведениях классиков русской литературы. Особенно удавалось это А.П.Чехову. Присущие ему глубина и точность психологического анализа проявились и в образном описании поведения человека, мышление которого бьется в плену стереотипов. Вот как ведет себя герой рассказа "Злоумышленник", крестьянин Денис Григорьев, когда следователь пытается объяснить ему, что отвинтив гайки на железнодорожном пути, он может вы­звать тем самым крушение поезда и гибель людей.

"Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза — Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды пожалуй, своротило бы поезд, а то.. тьфу! гайка!"[60].

Мысль его не может вырваться из круга привычных, давно сложив­шихся, подкрепленных практикой и потому чрезвычайно устойчивых пред­ставлений, в которых намертво зафиксирована лишь одна связь, одна функ­ция данной вещи (гайки) в той системе деятельности, которая именуется рыб­ной ловлей. Тут очень наглядно выявлено важнейшее свойство несистемного мышления — утверждение, закрепление, абсолютизация одной из многих связей при полном игнорировании, отбрасывании всех других (в принципе — бесконечного числа) связей и отношений. Как ни бьется следователь, несмот­ря на трагизм ситуации, он не может заставить Дениса Григорьева осознать другую, гораздо более существенную в данном случае связь того же самого предмета, его функцию в другой системе человеческой деятельности — в системе железнодорожных сообщений.

Известно, что сюжет этого чеховского рассказа отнюдь не надуман­ный В А Гиляровский сообщает, что он был свидетелем, как А.П.Чехов без­успешно пытался убедить знакомого ему вполне реального крестьянина Никиту Пантюхина, "великого мастера по ловле налимов", "что отвинчивать гайки нельзя, что из-за этого может произойти крушение поезда, но это было совершенно непонятно мужику..."[61].

Хотя поведение темного российского мужика конца прошлого века может вызвать у нас снисходительную улыбку, вряд ли оно существенно от­личается от образа мыслей тех современных "просвещенных мужиков", кото­рые "отвинчивают" от заводов очистные сооружения, обрекая уже не пасса­жиров одного поезда, а целые регионы с миллионным население на сквозную "химизацию" и коррозию не только тела, но и души.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.