Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изобразительная модель в научном исследовании




Одним из наиболее часто используемых в научном и техническом творчестве видов моделей является изобразительная модель, относящаяся по предложенной классификации к разряду условно-знаковых. В наше время происходит явно фиксируемая эскалация визуальных средств в научное и техническое творчество. Это обстоятельство следует расценивать как один из результатов общекультурной тенденции к доминированию изобразительных, воспринимаемых визуально, компонентов культуры. В свою очередь, такая тенденция обусловлена широким распространением фотографии, кино и, особенно, телевидения.

Очевидное возрастание роли изображения в наши дни, хотя и проявля­ется в проникновении телевидения во все сферы жизни современного общест­ва, не сводится только к этому явлению. В нем лишь наиболее наглядно вы­ступает эта общая тенденция, в основе которой лежат, по-видимому, более глубокие социально-культурные процессы, порождаемые научно-техническим прогрессом. Развитие науки и техники, расширение масштабов производства технически сложных изделий, формирование крупных человеко-машинных систем (социо-технических систем), бурное развитие средств массой комму­никации приводят к взрывному росту передаваемой и перерабатываемой человеком информации. Характеризующаяся линейной последовательностью продуцируемых дискретных единиц звуковая речь и другие, воспринимаемые с помощью слуха способы передачи информации оказываются в этих услови­ях гораздо менее эффективными, чем системы передачи изобразительной информации, обеспечивающие синхронное генерирование и прием гораздо большего количества единиц информации.

Решающее воздействие на этот процесс оказывает, конечно, разработка и применение ЭВМ с графическим представлением и преобразованием ин­формации. Появление таких ЭВМ расценивается как очень серьезное про­движение в создании информационных технологий не только в сфере матери­ального, но и в сфере духовного производства.

Возникающие при анализе кратко очерченных процессов проблемы требуют выяснения некоторых методологических (гносеологических) вопро­сов, в частности, о природе изображения и изобразительной деятельности.

Изображение — созданный человеком с помощью ручных орудий тру­да или более сложных технических средств предмет, отображающий в зри­тельно воспринимаемой форме пространственное расположение веществен­ных компонентов объекта (внешнюю форму или внутреннее строение), либо структуру (схему) функциональных - или иных связей элементов объекта, либо динамику протекания процессов (скорость, характер, направление), либо иные характеристики объекта. По своим средствам изобразительная деятель­ность распадается на два принципиально различных вида. В первом случае используются орудия, непосредственно формирующие изображение — каран­даш художника-графика или инженера-конструктора, рейсфедер чертежника или кисть живописца, игла гравера или резец скульптора. Изображение здесь объективирует мыслительный образ, возникший в сознании человека, кото­рый всегда абстрактен в смысле закрепления в изображении лишь тех сторон и свойств объекта, которые выделены абстрагирующим человеком.

В другом случае используются, как правило, более сложные техниче­ские средства — фото-, кино-, телеаппаратура и некоторые другие техниче­ские средства. В этом случае изображение формируется без непосредственно­го участия деятельности человеческого мышления, по естественным законам физики (оптики), химии, электродинамики. Такие технические средства не формируют непосредственно изображение, а воспроизводят то, что находится перед объективом камеры. Поэтому здесь мыслительная деятельность чело­века может проявиться в характере изображения путем перестройки, самого изображаемого объекта (как это, например, делается при съемках художест­венных кинофильмов) и путем модификации параметров аппаратуры. Широ­ко используется также монтаж уже зафиксированных на кино- или видеолен­те изображений. Тогда вместо преобразования объекта, преобразуют его изо­бражения, полученные по законам оптики, то есть, представляющие в бук­вальном смысле его копии, а не объективацию абстрагированных человеком свойств. Упомянутые уже графопостроители расширяют возможности дис­плеев именно в этом последнем отношении. -

Итак, в развитии науки, искусства, средств массовой коммуникации происходит "эскалация изображений", все более проявляет себя тенденция (имевшаяся и в прошлом) к возрастанию роли графических, изобразительных средств коммуникации и познания.

Графические средства, как известно, широко применяются в конструк­торской и исследовательской деятельности. Для специалиста, работающего в области конструирования техники, характерен такой специфический вид дея­тельности, которую обычно называют, с известной долей условности, инже­нерным мышлением. Этот достаточно нечеткий термин скорее указывает лишь общую направленность деятельности технического специалиста. Одним из приемов, позволяющих более четко зафиксировать эту направленность, служит различение научного исследования и инженерного конструирования, деятельности ученого и инженера по определенным параметрам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2299 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.