Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Резюмирование книг и конспектирование




В этой главе, посвященной обучению, мы применим метод мнемотехнических логических диаграмм к:

резюмированию книг;

конспектированию.

Что общего в этих областях применения? Обе содержат большой объем информации, которая должна быть пра­вильно структурирована, но более примечательная харак­теристика — обе они должны легко включаться в долго­временную память. Хотя во всех логических диаграммах присутствует большой мнемотехнический заряд, особен­но интересно максимально использовать его.


РЕЗЮМИРОВАТЬ КНИГИ

Безусловно, вы прочли много книг, идеи в которых по­казались вам интересными. Это могли быть техническая литература, учебники или что-то иное, например, книга «Сила снов» (которую написал я). Во всех них вы, веро­ятно, нашли много теорий, приемов и идей, которые вам хотелось бы запомнить, но с нашей капризной памятью так бывает: маловероятно, чтобы они переходили из кратковременной памяти в долговременную. Но это не проблема. Мы предложим вам удивительный метод, с по­мощью которого можно составлять резюме книг в логи­ческих диаграммах.

Этапы резюмирования книги

Резюмирование книги проходит в три этапа. Первый этап — это так называемая подготовка. Здесь мы, кон­центрируясь, листаем книгу, находим основной образ и реализуем наши познания в этой теме. Второй этап — этап собственно чтения и полного построения логичес­кой диаграммы. И третий этап основан на просмотре логической диаграммы, чтобы сохранить ее в банке дан­ных долгосрочной памяти.


Этап подготовки

Первый взгляд

Прежде чем начать читать книгу, вы должны ее «взве­сить». Для этого вы должны получить о ней общее пред­ставление, пролистать ее, посмотреть на оглавление, про­читать обложку, посмотреть, есть ли в ней иллюстрации и графики, прочитать библиографию автора (если она есть) и т. д. На этом этапе самое главное — составить общее впечатление о книге.

Логическая диаграмма, построенная ребенком 4 лет по книге о динозаврах. Центральный образэто взорвавшийся вулкан.


После этого исчерпывающего изучения нужно присту­пить к поискам центрального образа, сконцентрировать­ся и представить его себе. Если на титульном листе книги вы увидите образ, который может вам пригодиться, вос­пользуйтесь им.

Если, кроме этого, вы знаете, какими будут основные организующие мысли (ООМ) книги, как раз наступил момент добавить их в диаграмму. Часто они соответству­ют основным разделам книги, которые, как правило, ука­зываются в оглавлении.

2. Существующие знания

На этом этапе нам нужно набросать информацию в быст­рой логической диаграмме. Возьмите чистый лист и по­стройте логическую диаграмму со всей информацией, которая известна вам по этой теме. Сделайте это быстро, ни на секунду не переставая писать. Возможно, у вас получится часть того, что вы уловили в книге, которую хотите резюмировать, и другой подобный или смежный материал. Это упражнение делается, чтобы выявить всю информацию, которой вы располагаете, и начать процесс ассоциирования по теме. Кроме того, оно поможет вам определить сильные и слабые места в ваших познаниях на эту тему.


3. Цели

К этой диаграмме будет интересно добавить несколько ветвей с мотивами, по которым вы хотите резюмировать эту книгу, и целями, которых вы ожидаете достичь. Благо­даря представленным в виде схем целям мозг будет острее воспринимать информацию, которая вам интересна.

Этап применения

Теперь у нас есть две логические диаграммы: одна — по­добие черновика, в котором вы оформили уже имею­щиеся у вас знания и ассоциации, и вторая диаграмма, которую нужно дополнить словами, рисунками и кон­цепциями. Дальше мы будем читать и схематически изображать, это будет просто.

4. Предварительное видение

Для предварительного видения вам нужно представить, сколько страниц, по вашему мнению, вы можете прочитать за один раз. Вы должны представить, каким количеством времени располагаете и сколько можете прочитать за этот период. По возможности рекомендуется за один раз про­работать значимый блок полной информации. Теперь, когда вы посмотрели на выбранный блок (фотографии, заголовки, графики), вы уже готовы начать читать.


5. Чтение

Найдите спокойное место и хорошо сконцентрируйтесь, чтобы понимать то, что вы читаете. Не растягивайте вре­мя и старайтесь получить удовольствие от текста. Если вы считаете, что вам сложно сосредоточиться, восполь­зуйтесь упражнениями, приведенными в главе 2.

6. Картография

Теперь вы можете схематично изложить то, что прочли. Подумайте над главами, о том, что больше всего привлек­ло ваше внимание и какие ассоциации у вас возникли. Важно включить в диаграммы свои мнения и впечатления от текста. Записывание этих мыслей поможет начать уста­навливать мнемотехнические ассоциации.

Этап повторения

Вероятно, когда вы начнете просматривать логическую диаграмму, возникнет большое количество элементов, которые присутствуют в вашей долговременной памяти. Равным образом важно выполнить задачу «обрабатыва­ющего повторения», чтобы сохранить всю информацию в долговременной памяти. Подойдите к этому как к игре, с чувством просмотрите логическую диаграмму, задержи­ваясь на ее рисунках и цветах и задаваясь вопросами о зна-


чении различных ветвей. Затем, используя все свои спо­собности визуализации, закройте глаза и сохраните диаграмму в памяти. Рассмотрите ее форму в целом, затем рассмотрите различные разделы, которые ее со­ставляют, рисунки, слова и ассоциации. Вы увидите, что логическая диаграмма надолго сохранится в банке данных.

Пример: теории о памяти

В свое время я изучал память по отличной университетской книге с простым названием «Психология». На 800 стра­ницах книга раскрывает тайны психики. Я и сегодня листаю ее с любопытством и удовлетворением, поскольку она очень увлекательно написана. Часть познавательных процессов описывается в главе 6, которая называется «Память: о том, что запоминается... и забывается». Я уже давно хотел сде­лать логическую диаграмму этой главы, и наконец мне представилась эта возможность.

Первый взгляд

Прежде чем начать диаграмму, я просмотрел эту главу, чтобы получить о ней представление. Посмотрев на тему, я мысленно представил себе ее образ. В данном случае это было для меня трудновато, потому что образов было мно-


го. Один из возникших образов — это мозг в стеклянном флаконе. Но когда я его нарисовал, он не особенно мне понравился. Потом я подумал о мальчике, который с удив­лением смотрел на мозг, и хотя это было не очень прият­но, я счел этот образ самым подходящим. Затем я создал те разделы, которые захотел (ООМ), в этом случае сущест­вовало две модели (параллельный и линейный процессы обработки), классификация видов памяти и раздел об «акте запоминания».

Диаграмма-черновик с существующими знаниями.

Существующие знания

Я также построил краткую диаграмму своих знаний по теме, их получилось много, хотя форма была довольно расплывчатой.


Цели

На самом деле было много интересных тем, но, к несчас­тью, не все входили в мои цели — они ограничивались простым подбором нескольких хороших моделей и созда­нием типологии памяти.

По этой причине с самого начала я отказался от разде­ла о нарушениях памяти (таких, например, как амнезия, синдром Корсакова и болезнь Альцгеймера).

Были также и моменты, которые меня не интересовали, и другие, которые рассматривались слишком подробно.

Полная диаграмма темы о памяти.

Предварительное видение и чтение

Читая книгу, я постепенно записывал мысли и слова, ко­торые у меня возникали, пока не дошел до конца главы.


Картография

Как только у меня появилась основная информация, я сно­ва построил логическую диаграмму, и в конце концов она стала такой, какая изображена на иллюстрации. В ней можно было найти несколько примеров, приведенных в книге, например введение, объясняющее, что такое про­цедурная память, и другие концепции, например модель параллельной памяти, которая представлена тремя же­лезнодорожными рельсами (согласно этой модели ин­формация обрабатывается одновременно, но на разных уровнях).

Если вы достаточно внимательно рассмотрите диаграм­му, вы увидите, что она отвечает поставленным мною целям: две модели, которые я хочу изучить, классификация и раздел о восстановлении воспоминаний.

Упражнение номер 1: Хорошая книга

Найдите книгу, которая произвела на вас впечатление. Это может быть книга об альтернативной медицине, о процессах информации, о магии или даже о кулина­рии. Пролистайте ее и посмотрите, есть ли в ней какая-нибудь особенная глава, по которой вам хотелось бы составить логическую диаграмму. Когда вы найдете та­кую главу, единственное, что вам нужно будет сделать —


Преимущества логических диаграмм в резюмировании книг

• Они позволяют получить полную картину знаний, которые у вас имеются по данной теме.

• Они занимают меньше места, чем текстовые резюме.

• Они предлагают ясную структуру для организа­ции всех знаний.

• Они позволяют соотнести содержание книги с вашими собственными знаниями, мыслями и мнениями.

• Они являются мощным мнемотехническим инс­трументом в отношении как структурирования, так и ассоциируемых образов.

• Они значительно усиливают запоминание и по­нимание, причем простым и легким образом.

это создать вашу логическую диаграмму по данной гла­ве. Стройте ее постепенно, и вы увидите, что результат будет успешным.

КОНСПЕКТИРОВАТЬ

Безусловно, вам приходилось присутствовать на меро­приятиях, когда было полезно конспектирование. Если


вы были студентом, конспектирование было для вас родом работы, а также, вероятно, вам приходилось делать замет­ки во время рабочих собраний или лекций.

Конспектировать — это означает улавливать мысли другого человека в его устном сообщении и организовы­вать их в такой форме, которая отражала бы способ мыш­ления автора. Как мы увидели в первой главе, конспек­ты — это боевой конь студентов, поскольку они имеют привычку делать заметки в текстовой форме и одним цветом. Конспектирование должно быть более личной работой, в которой появлялись бы ассоциации, цвета, мнения и мысли. Поэтому оно некоторым образом похо­же на резюмирование книг, изложенное ранее.

Аналитическая функция

Конспектирование в форме логической диаграммы под­разумевает, что нужно определить структуру подающей­ся информации. Как правило, когда мы читаем книгу, то видим, что автор выполнил трудную работу по формаль­ному структурированию текста, так, чтобы он был ясно организован. Если мы пролистаем книгу, то увидим, что она разделена на главы и каждая глава имеет конкретную


цель. Но, вероятно, в лекциях и в устных сообщениях структура материала не такая ясная, поэтому трудность заключается в том, чтобы найти ее.

Основной смысл конспектирования -определить структуру замысла докладчика

Как конспектировать

Так же, как и резюмирование книг, конспектирование делится на два этапа: подготовка и применение. Как мы увидим, этапы подготовки сходны; однако на этапах при­менения возникают явные различия.

Этап подготовки

Этап подготовки похож на тот, который объяснялся в пре­дыдущем подразделе. Однако в этом случае, вероятно, у нас не будет возможности пролистать материал перед лекцией, поэтому мы сконцентрируемся на объеме ин­формации и определении целей. Процесс постановки це­лей изложен в подразделе о резюмировании книг.

Закрепление существующих знаний

Записывание целей


Этап применения

Этот второй этап значительно отличается от аналогично­го этапа в резюмировании книг, хотя и следует тем же принципам. На этом этапе мы встречаемся с двумя раз­делами.

Центральная идея

Ветви + ООМ

Центральная идея

Если устное выступление или лекция хорошо подготов­лены, докладчик начнет свою речь с объяснения цели доклада и результата, который он стремится получить. Ему также следует предложить первый общий взгляд на то, с чем познакомятся слушатели во время его выступ­ления. Если докладчик сделает такое введение, мы уже сможем начать работу над нашим центральным образом, который, безусловно, будет тесно связан с некоторыми из его слов. С другой стороны, если он даст этот общий взгляд на тему, которую собирается излагать, то даст и ООМ, которые необходимы для построения логической диаграммы.

Определенная трудность этапа заключается в том, что докладчик не всегда делает вступление. По этой причине мы с первых слов должны быть очень внимательны, что-


бы точно знать, дает ли он нам этот необходимый общий взгляд или непосредственно входит в тему, которую со­бирается развивать.

Ветви + ООМ

Вероятно, этот раздел должен называться «Поиск и охо­та за идеями», поскольку процесс очень похож на охо­ту. Слушая лектора, мы одновременно должны отде­лять главное от второстепенного, искать полезные идеи, образовывать с их помощью ветви и понимать отно­шения, которые устанавливаются межу ними. Одно­временно нужно определять ООМ лектора и мысли, которые естественным образом рождаются из идей, излагаемых докладчиком. Конспектирование — это вопрос внимания и интереса, если вы спроектировали его как логическую диаграмму, вы, вероятно, проде­лываете активную работу, которая сэкономит ваше время, усилия, и, кроме того, предотвратит фрустра­цию1 в случае, если вы выйдете из класса, так ничего и не поняв. Единственная сложность, возникающая в процессе конспектирования, — это усвоение внут­ренней структуры речи.

1 Фрустрация — психологическое состояние неуверенности или тревоги, возникающее из невозможности воплотить желаемое.


Полезные советы

Хорошие примеры

Вероятно, докладчик будет приводить множество при­меров, чтобы проиллюстрировать концепции, которые он объясняет. Эти примеры крайне важны, поскольку являются конкретным применением его доклада и обла­дают очень высоким уровнем мнемотехники. Вероятно, что из его примеров у вас возникнут свои, которые ока­жутся более близкими или более понятными, и они яв­ляются настолько же, если не более, важными, чем при­меры, о которых рассказал докладчик, поэтому вы также должны отвести на них отдельные ветви в своей логи­ческой диаграмме.

Я помню, как однажды...

Иногда случается, что докладчик следует в своем вы­ступлении определенному плану, но это не те ветви, которые интересуют нас. Нужно уметь отличать по­лезную информацию от «воды»: в конце концов, вы должны понимать, что часто докладчики должны за­полнить время, отведенное для выступления, и не зна­ют, как это сделать.


Возвращение назад

Я часто наблюдал, что устное выступление не такое по­следовательное, как книга, в нем часто возникает следу­ющее явление: возвращение назад, как в некоторых филь­мах. Это происходит по той причине, что докладчик хочет постоянно поддерживать связи с тем, что было сказано раньше, или потому, что забыл прокомментировать важ­ную тему. Вы должны быть внимательны к этим резким переходам, которые иногда случаются, чтобы не потеря­лась часть вашего труда. Внимательно слушайте лектора и перескакивайте с ним с ветки на ветку, чтобы он от вас не ускользнул!

Упражнение номер 2: Дикая жизнь в саванне

Чтобы потренироваться в занятиях и лекциях, есть полезный метод, позволяющий попрактиковаться и развлечься одновременно, — документальные филь­мы. Безусловно, интересные вам ленты найдутся. Мне очень нравятся фильмы о космосе и исторические фильмы. Практика заключается в написании заметок в стиле логических диаграмм во время документаль­ного фильма.


Преимущества логических диаграмм в конспектировании

• Они помогают развить такие умственные спо­собности, как классифицирование, категоризация и уточнение.

• Они высвобождают наши способности: внимание и ясность мышления.

• Они помогают собрать сложные данные, инте­грируя их.

• Цели обучения достигаются быстро.

• Создаются легко читаемые записи.


Предприятие

Мы проводим большую часть нашей жизни на работе. Ра­бочая обстановка может и нравиться, и раздражать. Успеш­ное выполнение своих задач — важный фактор в этом воп­росе. В этой главе мы увидим, что логические диаграммы могут помочь преодолеть некоторые проблемы, которые возникают перед нами в процессе творчества.

Клей, который не клеит

Хьюстон, у нас проблема

Творческий процесс

Творческое мышление в логических диаграммах

Проекты, доклады и конференции


21а

Клей, который не клеит

В лаборатории предприятия ЗМ работал исследователь, у которого была серьезная проблема: он впустую по­тратил большую часть своего бюджета, не говоря уже о многих месяцах работы, на изготовление клея, кото­рый не клеил. Рано или поздно ему нужно было отчи­тываться перед своим начальством, и он не знал, что делать. Если бы у клея была какая-то другая проблема, например, он бы слишком отвердевал, плохо пах или содержал примеси... Но он не выполнял свою основную функцию — склеивание. Точнее, кое-что он склеивал, но этого было недостаточно. Для чего мог понадобить­ся продукт с такими характеристиками? В отчаянии он рассказал об этом своему коллеге. Тот попытался уте­шить его, мол, ты молод и наверняка найдешь себе дру­гую работу. Вдруг молодой ученый заметил бумажку и спросил, что это. Его коллега обернулся и сказал: «Я в качестве напоминания вешаю записки и приклеи­ваю их, чтобы помнить о важных вещах, которые должен сделать». Этот ответ словно стал откровением для на­шего молодого друга. Он приблизился к записке и как загипнотизированный посмотрел на нее. Вы уже знае­те, о чем идет речь? Да, об известных желтых самоклей­ках с английским названием «post-it».


Хьюстон, у нас проблема

Хотя вы и не принадлежите к команде исследователей ЗМ, вы наверняка часто сталкивались с проблемой, которую хотели разрешить и не знали как. Зачастую сложность заключается в том, что существуют ситуации, в которых нет единственного решения, а есть целая гамма возмож­ностей, и очень трудно понять, какая же из них правиль­ная. Представьте себе лицо техников «Аполлона XIII», когда они услышали через наушники ставшую известной фразу. «Хьюстон, у нас проблема». А в случае с ЗМ, о ко­тором мы рассказали раньше, не было ясного решения того, что именно нужно делать с новым клеем. Можно было изменить его формулу или отказаться от продукта, но никому не пришло в голову ничего другого. Это и есть один из ключевых пунктов творчества — поиск иннова­ционных идей для решения сложных проблем.

Не знаю, согласны ли вы со мной, но я считаю, что твор­чество приветствуется во всем. Благодаря ему мы можем пользоваться всеми средствами, которые когда-то даже нельзя было представить себе, например телефоном или Интернетом. Кто-то увидел проблему в невозможности общаться на расстоянии быстро и эффективно, и было создано множество устройств, которые ее разрешили.


Творчество воплощается не только в таких аппаратах, но и в научных достижениях и во многих видах искус­ства: литературе, кинематографии или музыке. Располо­жение музыкальных нот таким образом, чтобы они мог­ли выразить чувство, — это подлинная демонстрация творчества.

Творческий процесс

Во время исследований творчества был обнаружен ряд этапов или состояний, из которых обычно состоит твор­ческий процесс.

1. Погружение

Люди, которые разрабатывают творческое решение, как правило, надолго погружаются в проблему. Я уверен в том, что наш исследователь из ЗМ достаточно долго изучал формулу своего клея, пытаясь обнаружить, чего в ней не хватает.

2. Инкубационный период

Творческое решение часто возникает, когда человек пере­стает активно работать над проблемой. Вопреки тому, что


можно было бы подумать, на этом этапе мозг продолжает работать, но не сознательно, а бессознательно, и даже во сне. Если я закрываю глаза, я могу представить, как этот несчастный исследователь одиноко прогуливается в пар­ке, повесив голову и волоча ноги.

Прозрение

Иногда люди, вовлеченные в творческий процесс, говорят, что видят нечто — какой-то сигнал — и тогда получают ответ. Интересно отметить, что часто решение приходит в зрительной форме. В случае с «post-it» у нашего иссле­дователя возник образ, когда он увидел приклеенную за­метку, и каким-то образом возникла «творческая ассоци­ация», которая привела к решению проблемы.

Шлифовка

Достичь прозрения — это не конец процесса, еще нужно поработать над нюансами. Над идеей нужно работать и пробовать, пока в результате вы не придете к выводу, что решение верно. Служащему ЗМ, вероятно, пришлось сделать множество тестов, прежде чем он пришел к на­стоящему «post-it», и, вероятно, ему также пришлось убеждать многих членов руководства, что его идея по-настоящему хороша.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2187 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.