Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные социологические теории развития общества.




В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде. Эти процессы ведут к его изменению и развитию. Эволюционизм – как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч.Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явлений развития общества стало выявление определяющего фактора, модификация которого ведет к изменению всего облика общества. Огюст Конт ввел в науку термин «социология»(учение об обществе)О. Конт поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. он сформулировал «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». человеческая история прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой– доминирует религиозное мифологическое сознание, на основе которого складывалось отношение людей к внешнему миру, формировалась их мораль. На метафизической человеческое сознание, оперирует понятиями, отражающими реальные процессы жизни людей. На позитивной стадии человеческое сознание исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений. Важное место в социальной философии Конта занимает решение проблем гармонизации «между целым и частями социальной системы», в развитии общества и достижения его стабильности. Л. Уорд («Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Очерки социологии» и других) он пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. выделяет первичные желания(удовлетворение потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода) На их основе формируются более сложные желания людей(в творческой деятельности, гражданской свободе, а также моральные, эстетические и религиозные желания). Основную задачу П. Лавров и Н. Михайловский усматривали в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Социология, по их мнению, изучает и группирует повторяющиеся факты

солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Важно, чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для развития всех личностей. В этом заключается критерий общественного прогресса, что является справедливым и нравственным. Виндельбанд и Риккерт (неокантианцы). Суть социальной философии видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох. ценности носят надисторический характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей, вечный трансцендентный (потусторонний) мир. Социальная философия выступает как учение о ценностях, раскрывающее их природу и сущность, а также их значение и воплощение в жизни и деятельности людей. Основным в истории общества провозглашается духовное начало. М. Вебер («Хозяйство и общество»)считал, что социальная философия должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа, призвана исследовать взаимоотношения всех сфер человеческой деятельности – экономической, правовой, нравственной, религиозной и др. Общество предстает как взаимодействие личностей и социальных групп на основе согласования их интересов, языка, религии, морали. Важнейшее место в социальной философии Вебера занимает концепция идеальных типов(некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам) Г.Спенсер усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его дифференциации. Э.Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества. К.Маркс в качестве определяющего фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции. Шпенглер и Тойби – теория циклического развития.

№22





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1493 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2367 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.